Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Бирская детская школа искусств им. М.З.Баширова муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
План-конспект открытого урока
класс «Сольное пение»
На тему:
«Артикуляция и окультуривание звука в работе над песней»
Преподаватель: Комзолова Г.Ю.
Дата проведения: 2017 год
Бирск
«Ни одного звука без особого тонкого, возвышенного чувства к нему.
Нельзя звуком любоваться, если он рождён без любви. Интонация, мелодия, звук сначала рождаются в нашем внутреннем представлении»
Н. Б. Гонтаренко
Место проведения: класс сольного пения
Тип урока: Урок совершенствования знаний и умений.
Цель урока: Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.
Задачи урока:
Обучающие:
- обеспечить формирование у учащегося знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция иокультуривание звука(формирование гласных)».
Развивающие:
- создать условия для развития у учащегося дикционных навыков в разнообразных темпах;
- активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;
- умения пользоватьсянижнереберно–диафрагматическим дыханием.
Воспитательные:
- создать условия длявоспитания сознательного подхода к обучению;
- воспитывать общий культурный уровень и хороший эстетический вкус;
- формировать социальную активность, желание реализоваться в обществе.
Методы обучения:
- демонстрации – показ личный пример;
- словестный – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа, обсуждение;
- практический – упражнения, практические задания;
Оборудование:
- фортепиано;
- зеркало.
План урока:
Организационный этап
Приветствие;
Сообщение цели, задач и хода работы на уроке;
Основная часть урока
Распевание;
Работа над артикуляцией и культурой звука в песне;
Исполнение произведения «Солдатушки, бравы ребятушки» совместно с педагогом на 2 голоса.
Заключительный этап
Анализ работы на уроке;
Оценка за урок;
Задание на дом.
Ход урока
Организационный этап
Приветствие ученика 4 класса;
Сообщение цели, задач и хода работы на уроке:
- Сегодня на уроке мы будем работать над улучшением дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата, продолжим закреплять вокальные навыки, работать над певческим дыханием, артикуляцией, формированием гласных букв и четкости произношения согласных.
Основная часть урока
Распевание:
Вокальные упражнения Е.Ю.Белобровой.
Упражнение № 1 на концентрацию звука
Закрытый слог "М". Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную "М". Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация \легкое подрагивание\ ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы "подъезжаете" к ноте, не точно интонируя. Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Не делать это упражнение в высоком регистре, оставаться в низком и среднем.
Упражнение № 2 для достижения силы звука, глубины и красоты тембра
РО-О-О-О-О-О Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находиться как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А. Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной. Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда.
Упражнение № 3
РО!-О!-О!-О!-О! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.
Работа над артикуляцией и окультуриванием звука.
Окультуривание звука
А- о, е-э;ё-о; я - а и т.д.
Гласные в пении звучат «ближе друг к другу».
Перед артикуляционным аппаратом стоят задачи не только формирования резонаторных полостей,но и образования певческого звука.Поэтому форманта гласных в пении- полость рта и глотки формируется шире и рот открывается относительно больше чем в речи.
Дыхание–энергетический источник голоса,не даром итальянцы говорят:«Как вдохнёшь,так и запоёшь».
Петь на удержанном дыхании(мягкое и глубокое).Звук не толкать. Выдох- плавный без толчков.
Поём одни гласные буквы песни «Солдатушки,бравы ребятушки» в медленном темпе.
Солд-а(о)-тушк-и(ы), бр-а(о)-вы р-е(э)-б-я(а)-тушк-и(ы)…
Исполняем песню со словами, останавливаемся в тех местах, где необходимо доработать и искоренить ошибку (обсуждаем, анализируем).
Обращаем внимание:
- рот открыт широко,челюсть свободна;
- ощущение зевка (мягкое нёбо активируется, поднимается вверх; корень языка опускается и задний отдел освобождается для звукового канала);
- не задирались вверх плечи и голова, не тянул вверх шею;
- живот работает, как бы подталкивая воздух для пения;
- необходимо помнить, что брови участвуют в звукообразовании, буква (О) формируется внутри гортани (состояние застывшего зевка);
- контролируем работу нижнего регистра (представляем,что рот переместился на грудь и звук идёт оттуда);
- следим за тем, чтоб не дрожала губа;
- на окончания предложений «не садиться, не выталкивать их,не форсировать звук».
Артикуляция.
Язык - мышечный орган, сплошная плоть и мускул, выполняющий артикуляционную функцию.
Язык влияет на качество голоса и чистоту произведения.
Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима работа по активизации артикуляционного аппарата учащегося. Для этого используется метод мелодекламации в утрированной манере. Это активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру.
Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым, высоко позиционным, улучшит дикцию.
В процессе работы учащийся вспоминает теоретические основы вокала. В беседе с преподавателем разбираются вокальные навыки «дикция», «артикуляция».
Используя образное мышление, воображение учащегося, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет его к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков.
Исполнение произведения «Солдатушки, бравы ребятушки» совместно с педагогом на 2 голоса.
Заключительный этап
Анализ работы на уроке;
Учениквместе с педагогом анализирует свою работу на уроке.Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как их можно исправить, на что обратить внимание при работе дома.
2)Оценка за урок – 5.
Задание на дом.
Дома выучить слова песни «Солдатушки, бравы ребятушки» наизусть, петь, применяя полученные знания на уроке, разбираться в качестве своего звучания, довести работу до автоматизма.