Тема: Поучительный смысл сказки В.М.Гаршина «Лягушка - путешественница»
Цели:
Подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки;
Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.
Анализировать текст с позиций:
– черты сходства со сказкой о животных;
– черты сходства с рассказом о природе;
– черты сходства с басней;
– распознавание позиции автора с доказательством цитатами из текста.
Выявлять способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки.
Создавать собственный текст – мораль к сказке.
Формулировать выводы о жанровых особенностях авторской сказки.
Воспитывать бережное отношение к природе. Любовь и уважение к животному миру.
Оборудование:
памятка выразительного чтения,
записи на доске с речевой разминкой,
карточки с заданиями для работы в парах, групповой работы и индивидуальные карточки для теста.
ИКТ (презентация к теме урока)
.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Учитель: Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнем скорей урок.
Подготовка к чтению( речевая разминка)
На доске: Лягушка – попрыгушка глазки на макушке.
Учитель: - Прочитайте, пожалуйста, запись на доске. Что хотите сказать?
Дети: - Это предложение – скороговорка
Учитель: Вам задание. Чтение хором: 1 раз – медленный темп
2раз – средний темп
3 раз – быстрый темп чтения.
Учитель: - Прочитать, преследуя повествовательную( вопросительную, побудительную) цель.
III.Работа по произведению:
Учитель:_ Почему наш урок начался со скороговорки про лягушку?
Дети: - Потому что на прошлом уроке мы начали знакомство с произведением « Лягушка – путешественница».
Учитель: - Кто автор произведения?
- Встречались ли вам раньше его произведения? А фамилию автора раньше слышали?
2. Знакомство с автором.
Учитель: Еще при жизни Гаршина среди русской интеллигенции стало распространённым понятие « человека гаршиновского склада». Что же оно в себя включало? Красота внутреннего облика сочеталась у него с внешней красотой. Он остро чувствовал радость жизни, любил прроду, общество, умел чувствовать и понимать все прекрасное.
А.П. Чехов говорил: « Таких людей я люблю всей душой».
3. Слайды презентации сопровождаются рассказом подготовленного ученика о жизни В. Гаршина.
4. Беседа с детьми по содержанию произведения:
« Лягушка – путешественница»( слайд)
- Все понимаете, ребята, слово ПУТЕШЕСТВЕННИЦА?
- А что вы знаете про лягушку? ( высказывания детей)
Обобщение и дополнение ответов детей( слайд № 20 презентации):
- Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей.Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками. Лягушки готовятся к весенним концертам, как люди к праздникам, а у травянистых лягушек грубеет горлышко. А остромордые от ног до головы становятся голубыми. Но особенны цветастые лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус!
Учитель: - К какому жанру относится данное произведение?
Дети:_ это литературная сказка.
Учитель: - Докажите свое мнение.( выслушиваются ответы – мнения детей).
- Какие еще жанры литературных произведений вам знакомы?
Дети: Рассказы, басни, стихи…
5. Беседа с сопровождением выборочного текста.
Учитель: - С чего начинается сказки?
Дети: со сказочного зачина.
Учитель: - Прочитайте, пожалуйста, зачин.( дети находят данную часть и читают)
_ кто является главным героем?
Дети: Главным героем является – Лягушка.
IV. Работа над содержанием сказки
1.Беседа по прочитанному.
– Как жилось лягушке в болоте?
( « Лягушке жилось хорошо. Сидела она в болоте , ловила комаров да мошек, весной громко квакала вместе со своими подругами». Итак, лягушке все нравилось, она любовалась и восхищалась окружающим миром.
- Сегодня мы познакомимся с новым выражением, которое подходит нашей героине. А находится оно в нашей коробочке – копилке новых слов.
ВОЗВЫШЕННАЯ НАТУРА
- Как вы понимаете это выражение?( Так говорят о тех, кто как бы возвышается над другими в своих мыслях, чувствах. Они не похожи на окружающих и только чувствуют окружающий мир.)
_ Как автор относился к героине? Для ответа на этот вопрос прочтите начало сказки до слов: « …продолжала нежиться» ( Он ее любит, он ею восхищается).
- Давайте еще раз перечитаем первые четыре абзаца сказки и найдем слова и выражения, которые использовал автор, чтобы показать свое отношение к лягушке.( по ходу чтения на доску выставляются карточки со словами)
НАСЛАЖДАЛАСЬ
КАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ
ВОСХИТИТЕЛЬНО
ПРИЯТНО
НЕЖИЛАСЬ
ПРИШЛА В ВОСТОРГ
Ее все устраивало на родном болоте. Почему она решила отправиться в дальние края?( Утки рассказали ей, как на юге сейчас хорошо. Там тепло и много еды. Лягушка была любознательной. Вот ей и захотелось полететь вместе с ними)
Чтение в лицах диалога уток и лягушки.
- Прочитайте в лицах этот диалог, показав голосом, как они разговаривают.( Чтение по ролям отрывка сказки)
- Учитывая все замечания, дома вам необходимо закрепить умение читать по ролям.
3. Физминутка.
4. Работа в парах
Учитель: - А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Перед вами листок, на котором написаны слова, характеризующие нашу героиню. Выберите подходящие, а лишние – зачеркните.( 1 ученик работает у доски)
Самостоятельная работа детей.
Проверка выполнения работы:- Поднимите руки те, у кого совпали все слова?
- Какие слова можно отнести к лягушке?
ЛЯГУШКА
сообразительная
скромная
трусливая
смелая
болтливая
любопытная
решительная
хвастливая
вежливая
умная
решительная
изобретательная
- Что придумала лягушка, чтобы полететь на юг?
- Как чувствовала она себя в полете( чтение детьми « цепочкой» по предложению)
- Как она оказалась в грязном пруду?( применение приема « Три диктора»: чтение абзаца ответа» как дикторы» - 3 учащихся у доски)
- Почему утки так и не вернулись за лягушкой?
- Как вы думаете, умна или глупа лягушка?( -Выслушиваются любые версии – с доказательством).
Учитель: - Оцените характер и поведение уток!
( добрые, отзывчивые)
-Заканчивается сказка хорошо или плохо для лягушки?( дети делятся мнениями)
Учитель: - Мы проанализировали с вами отношение автора в начале произведения к нашей героине, а как он относится к ней в конце сказки? Изменил ли отношение? Давайте посмотрим. Чтение от слов: « Это я! Это я! И с этим криком….» до слов» …на краю деревни».
ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ
Бедная спутница
Дрыгала всеми лапами
Бултыхнулась в воду( карточки с выражениями выставляются учителем по ходу чтения на доску, рядом с первой группой слов для сравнения).
_ Посмотрите на доску и прочитайте еще раз. Какими словами пользовался Гаршин в начале сказки.
А теперь, какими словами – в конце.
_ Скажите, судя по описанию падения лягушки, изменилось его отношение к героине?
Работа в группах.
Учитель: - Я предлагаю вам поработать в группах, чтобы придумать свой вариант счастливого конца сказки.
Задания группам:
Группа 1: - Написать продолжение этой сказки, начав со слов « В следующую весну утки вернулись за своею лягушкой….»
Группа 2: - Продолжить сказку» Что было бы, если бы лягушка не открыла свой рот»?
Группа 3: - Написать продолжение сказки с таким концом, что лягушка нашла Другой способ добраться до юга, то есть все – таки осуществила свою мечту.
Выслушиваются представители от каждой группы.
V. Итог урока.
Учитель: - мы закончили работу над сказкой Гаршина, над своими сказками по мотивам гаршинской сказки. Что вы чувствуете?
- Какое жизненное кредо можно сформулировать после знакомства со сказкой?( Дети: Надо быть оптимистом, не надо унывать. Надо верить в успех. Нужно находить хорошее в любых ситуациях)
Учитель: - Молодцы, вы сделали правильные выводы. А мораль у сказки есть какая – нибудь? Какую – то басню она вам напомнила?
Релаксация. Дети заполняют лист самооценки .На доске лист настроения( тучка и солнышко – выставляют смайлики).