1.Организационный момент (2 мин)
2.Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме урока (10 мин)
3.Выполнение задания (30 мин)
5.Подведение итогов (3 мин)
Используемая литература
|
- Здравствуйте, ребята! Итак мы снова собрались с вами на занятии по вокалу. Давайте посмотрим на сколько мы готовы к нашему занятию. Достаньте тетради, ручки, карандаши и ластик. Ну а сегодня мы с вами сходим в гости к близкой родственнице Орфографии-Орфоэпии!!! Орфоэпия (греч. orthoépeia, от orthós — правильный и épos — речь). Итак, как вы уже поняли, что сегодня у нас с вами пойдет разговор о том, как же все-таки важно правильно произносить буквы, звуки и слова в пении. Совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления и есть Орфоэпия! Единообразие звукового оформления устной речи содействует (как и орфография) быстрому и лёгкому языковому общению. Орфоэпия включает в себя произношение и нормы суперсегментной фонетики (ударение, тон и пр.). Произношение охватывает фонетическую систему языка, т. е. состав фонем, их качество и реализацию в определённых условиях, а также звуковое оформление отдельных слов и грамматических форм (например, пл [а] тишь, а не пл [о] тишь, [ш] то, а не [ч] то). Значение норм суперсегментной фонетики, для Орфоэпии, различно в разных языках. Например, для русского языка имеет большое значение ударение, связанное с образованием грамматических форм. Орфоэпия складывается исторически вместе с формированием национального языка, когда развиваются разные формы публичной речи и увеличивается удельный вес устной речи в жизни общества. При этом в разных национальных языках и в разные эпохи степень строгости и единообразия норм Орфоэпии и их социолингвистическое значение весьма различны. Правила Орфоэпии имеют свою длительную историю и складываются в качестве норм национального языка обычно поздно,о чем мы с вами сейчас и поговорим! Итак когда же все-таки зародилась Орфоэпия? Нормы Орфоэпии русского языка сложились в своих важнейших чертах ещё в 1-й половине 17 в. как нормы московского говора, которые лишь по мере развития и укрепления национального языка стали приобретать характер национальных норм. Окончательно они сложились во 2-й половине 19 в., хотя в ряде случаев имелись колебания. Существовавшие до Октябрьской революции 1917 нормы Орфоэпии в основном сохранились; изменились лишь некоторые частные правила, уменьшилась ассимилятивная мягкость ([д] ве, [з] верь рядом с [дь] ве, [зь] верь), произношение сблизилось в ряде черт с написанием. Большое значение в развитии Орфоэпии имел театр, культивирующий нормы Орфоэпии в наиболее чистом виде. Сценическая речь во многих языках является основой орфоэпических норм. Значение Орфоэпии возрастает с развитием звукового кино, радио, телевидения. Ну а теперь мы с вами познакомимся с основными правилами Орфоэпии: Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и пропеваются вместе с ним. Пример: пишется: Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я пропевается: Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я. Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова. Пример: пишется: Далекий мой друг, твой радостный свет пропевается: да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет. Это дает возможность дольше тянуть гласные, добиваться кантиленного звучания. Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные согласные. Пример: Солнце - сонце, поздний-позний. В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными. Пример: что -што, скучно - скушно, счастье - щастье, дождь - дощь, счет - щет. Сочетание букв ТС, произносится как Ц. Пример: советский - совецкий. Сочетание букв ТЬСЯ, произносится как ЦЦА. Пример: раздаться - раздацца, перебраться - перебрацца. Окончания ЕГО и ОГО произносятся как ЕВО и ОВО. Пример: твоего - твоево, любимого - любимова. Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно, как один удлиненный звук. Пример: пишется: Как красив этот сад; пропевается: Ка-ккраси-фэ-то-тсат. Все звонкие согласные переходят в глухие. Пример: сад-сат, красив-красиф. В случае когда два согласных звука стоят рядом, первый из них произносится с мягким знаком. Пример: песня - песьня, масленица - масьленница, веснянка - весьнянка. Глагольные окончания AT, ЯТ, СЯ при пении не изменяются. В конце слова согласные утрируются (четко произносятся). Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют нормальное звучание. Говорят и поют: «корова», «в декабре» «снегами», «в лесу», «берегись», «октябрь». Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласного о, который звучит как а. Петь надо «карова», а не «корова», «актябрь» а не «октябрь», «мая», а не «моя». Однако при пении очень часто заменяются безударные гласные «е», «я» гласным «и», лучше произносить их несколько неопределенно, что-то среднее между «я», «е», «и». Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Согласные в конце слога произносятся в начале следующего. Например, «огоньки сверкают» исполняются: «о-го-ньки све-рка-ют». Если между словами есть знак препинания, то согласные нельзя «проглатывать», их надо произносить, как и в устной речи, в конце слога, без переноса на другой слог. Например, фраза «в нашем саду листопад» исполняется: «в нашем саду листопат» («листопат», а не «листопа»). Или фраза «в праздничный наряд» исполняется: «в праздничный нарят» («нарят», а не «наря»). Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения. Гласные надо уметь фиксировать кончиком твердого языка в основании нижних передниx резцов. Упражнения выполняются в игровой форме перед зеркалом. Два гласных звука, стоящих рядом на стыке слов, надо разделять в пении. Когда одна гласная переходит в другую во время продолжающегося звука, необходимо сохранить ту же позицию при пении второй гласной, что и при пении первой, только слегка изменив произношение при помощи языка и губ. Каждый гласный звук, по мере его повышения или понижения, имеет 2-3 позиции рта. Проговорить каждый звук. Орфоэпия певческая отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованы. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация, здесь огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему небу, в пении необходимо, чтобы чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое. Звукообразующими органами речи являются: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, нижняя челюсть. Пассивную роль выполняют: зубы, твердое небо, задняя стенка зева и верхняя челюсть. Все вместе они образуют артикуляционный аппарат. Его работу называют артикуляцией. Итак ребята! Мы сегодня узнали с вами, что же такое Орфоэпия, когда она зародилась и на сколько велика ее функция в жизни человека. Изучили несколько приемов, для постановки правильного звуко-извлечения. Ну а на сегодня все, я говорю вам: «До свидания, до новых встреч!» К. Плужников «Механика пения». Санкт-Петербург, 2006г. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М.,1985. «Развитие голоса. Координация и тренинг» В. Емельянов, Новосибирск, 1991 г. Панов М.В. Русская фонетика. М., 1967. С.294 – 350. Музыкальная энциклопедия в 6 т. – М., 1973 – 1982. О. Павлищева «Методика постановки голоса»- М.: 1964г. |
|