СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ-ОРФОЭПИЯ.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ-ОРФОЭПИЯ.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ-ОРФОЭПИЯ.»





Дата проведения: 4.12.2015 г.

Время проведения: 15.30 ч.

Место проведения: МБУ ДО ЦРТДиЮ ст. Петровская

Направленность: художественная

Тема занятия: Орфоэпия.

Тип занятия:

- формирование новых знаний.

Цель:

- дать представление об Орфоэпии, как о совокупности норм национального языка.

Задачи:

Обучающая:

- обучение правильной постановке речи в вокале, правильном ударении, тоне произношения.

Развивающие:

- развить умение пользоваться всеми правилами Орфоэпии и использовать их в пении.

Воспитывающие:

- воспитание сосредоточенности, выдержки, повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию  и творческой самореализации.









Оборудование для педагога:
- Технические средства- малогабаритный переносной компьютер.

Оборудование для учащихся:

- Тетрадь, ручка, карандаш, ластик.









План занятия:



  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме урока (10мин)

  3. Выполнение задания (30 мин)

  4. Подведение итогов (3 мин)















Этап занятия



Содержание занятия



Примечания




1.Организационный момент (2 мин)







2.Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме урока (10 мин)











































3.Выполнение задания (30 мин)





































































































































































































5.Подведение итогов (3 мин)











Используемая литература










- Здравствуйте, ребята! Итак мы снова собрались с вами на занятии по вокалу. Давайте посмотрим на сколько мы готовы к нашему занятию. Достаньте тетради, ручки, карандаши и ластик. Ну а сегодня мы с вами сходим в гости к близкой родственнице Орфографии-Орфоэпии!!!


Орфоэпия (греч. orthoépeia, от orthós — правильный и épos — речь).

Итак, как вы уже поняли, что сегодня у нас с вами пойдет разговор о том, как же все-таки важно правильно произносить буквы, звуки и слова в пении.

Совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления и есть Орфоэпия!

Единообразие звукового оформления устной речи содействует (как и орфография) быстрому и лёгкому языковому общению.

Орфоэпия включает в себя произношение и нормы суперсегментной фонетики (ударение, тон и пр.). Произношение охватывает фонетическую систему языка, т. е. состав фонем, их качество и реализацию в определённых условиях, а также звуковое оформление отдельных слов и грамматических форм (например, пл [а] тишь, а не пл [о] тишь, [ш] то, а не [ч] то).

Значение норм суперсегментной фонетики, для Орфоэпии, различно в разных языках. Например, для русского языка имеет большое значение ударение, связанное с образованием грамматических форм.

Орфоэпия складывается исторически вместе с формированием национального языка, когда развиваются разные формы публичной речи и увеличивается удельный вес устной речи в жизни общества. При этом в разных национальных языках и в разные эпохи степень строгости и единообразия норм Орфоэпии и их социолингвистическое значение весьма различны. Правила Орфоэпии имеют свою длительную историю и складываются в качестве норм национального языка обычно поздно,о чем мы с вами сейчас и поговорим!




Итак когда же все-таки зародилась Орфоэпия?

Нормы Орфоэпии русского языка сложились в своих важнейших чертах ещё в 1-й половине 17 в. как нормы московского говора, которые лишь по мере развития и укрепления национального языка стали приобретать характер национальных норм. Окончательно они сложились во 2-й половине 19 в., хотя в ряде случаев имелись колебания. Существовавшие до Октябрьской революции 1917 нормы Орфоэпии в основном сохранились; изменились лишь некоторые частные правила, уменьшилась ассимилятивная мягкость ([д] ве, [з] верь рядом с [дь] ве, [зь] верь), произношение сблизилось в ряде черт с написанием. Большое значение в развитии Орфоэпии имел театр, культивирующий нормы Орфоэпии в наиболее чистом виде. Сценическая речь во многих языках является основой орфоэпических норм. Значение Орфоэпии возрастает с развитием звукового кино, радио, телевидения.

Ну а теперь мы с вами познакомимся с основными правилами Орфоэпии:

    1. Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и пропеваются вместе с ним.


Пример:

пишется: Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я

пропевается: Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я.







    1. Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.


Пример:

пишется: Далекий мой друг, твой радостный свет пропевается: да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет.

Это дает возможность дольше тянуть гласные, добиваться кантиленного звучания.


    1. Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные согласные.


Пример: Солнце - сонце, поздний-позний.


    1. В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными.


Пример: что -што, скучно - скушно, счастье - щастье, дождь - дощь, счет - щет.


  1. Сочетание букв ТС, произносится как Ц.


Пример: советский - совецкий.


  1. Сочетание букв ТЬСЯ, произносится как ЦЦА.


Пример: раздаться - раздацца, перебраться - перебрацца.


  1. Окончания ЕГО и ОГО произносятся как ЕВО и ОВО.


Пример: твоего - твоево, любимого - любимова.


  1. Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно, как один уд­линенный звук.


Пример:

пишется: Как красив этот сад;

пропевается: Ка-ккраси-фэ-то-тсат.




  1. Все звонкие согласные переходят в глухие.


Пример: сад-сат, красив-красиф.


  1. В случае когда два согласных звука стоят рядом, первый из них произносится с мягким знаком.


Пример: песня - песьня, масленица - масьленница, веснянка - весьнянка.


Глагольные окончания AT, ЯТ, СЯ при пении не изменяются.

В конце слова согласные утрируются (четко произносятся).

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют нормальное звучание. Говорят и поют: «корова», «в декабре» «снегами», «в лесу», «берегись», «октябрь». Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласного о, который звучит как а. Петь надо «карова», а не «корова», «актябрь» а не «октябрь», «мая», а не «моя».

Однако при пении очень часто заменяются безударные гласные «е», «я» гласным «и», лучше произносить их несколько неопре­деленно, что-то среднее между «я», «е», «и».

Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препят­ствовать звучанию голоса на гласных. Согласные в конце слога произносятся в начале следующего. Например, «огоньки свер­кают» исполняются: «о-го-ньки све-рка-ют». Если между словами есть знак препинания, то согласные нельзя «проглатывать», их надо произносить, как и в устной речи, в конце слога, без переноса на другой слог. Например, фраза «в нашем саду листо­пад» исполняется: «в нашем саду листопат» («листопат», а не «листопа»). Или фраза «в праздничный наряд» исполняется: «в праздничный нарят» («нарят», а не «наря»).



Выразительное произношение текста песни способствует вы­разительности пения. Гласные надо уметь фиксировать кончиком твердого языка в основании нижних передниx резцов. Упражнения выполняются в игровой форме перед зеркалом.

Два гласных звука, стоящих рядом на стыке слов, надо разделять в пении.

Когда одна гласная переходит в другую во время продолжающегося звука, необходимо сохранить ту же позицию при пении второй гласной, что и при пении первой, только слегка изменив произношение при помощи языка и губ. Каждый гласный звук, по мере его повышения или понижения, имеет 2-3 позиции рта. Проговорить каждый звук.

Орфоэпия певческая отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованы. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация, здесь огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему небу, в пении необходимо, чтобы чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое.

Звукообразующими органами речи являются: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, нижняя челюсть. Пассивную роль выполняют: зубы, твердое небо, задняя стенка зева и верхняя челюсть. Все вместе они образуют артикуляционный аппарат. Его работу называют артикуляцией.





Итак ребята! Мы сегодня узнали с вами, что же такое Орфоэпия, когда она зародилась и на сколько велика ее функция в жизни человека. Изучили несколько приемов, для постановки правильного звуко-извлечения.

Ну а на сегодня все, я говорю вам: «До свидания, до новых встреч!»





    1. К. Плужников «Механика пения». Санкт-Петербург, 2006г.

    2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М.,1985.

    3. «Развитие голоса. Координация и тренинг» В. Емельянов, Новосибирск, 1991 г.

    4. Панов М.В. Русская фонетика. М., 1967. С.294 – 350.

    5. Музыкальная энциклопедия в 6 т. – М., 1973 – 1982.

    6. О. Павлищева «Методика постановки голоса»- М.: 1964г.




















































































































































































Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества

станицы Петровской муниципального образования Славянский район












ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ: Орфоэпия.



















Педагог дополнительного образования:

Кузнецов Алексей Иванович





ст. Петровская

2015 год