СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План  конспект по русскому языку 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект по русскому языку 1 класс  

Просмотр содержимого документа
«План  конспект по русскому языку 1 класс»

Проблема

Мнение

Доказываем

Итог

  1. Документы (статистика)

  2. Опыт, мастер- классы

  3. Песни, картины

  4. Художественная литература



Эссе о нравственном образе жизни А.С.Макаренко и собственном опыте вдохновения от чтения его произведений.

Таукешова М.А. школа-гимназия №2 г.Астана

Чтобы стать педагогом, нужно иметь соответствующее образование, быть грамотным, коммуникабельным и т.д. Но чтобы стать Учителем по призванию нужно иметь не только образование, но что-то еще…«Учитель – тот, кто ведет к Свету»,-писал Ш.Амонашвили. «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель»,- утверждает Л.Н.Толстой . «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а развивает, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, - переживет вместе с ребенком много вдохновляющих минут…»,- провозглашает Януш Корчак. «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом»,- подчеркивает А.С. Макаренко

Многие педагоги привлекают внимание, как истинные учителя, которые вдохновляют других своей жизнью, творчеством. Но мне хочется рассказать о величайшем педагоге двадцатого столетия Антоне Семеновиче Макаренко, о его концепциях воспитания.

Основным элементом воспитания является гражданское воспитание, куда входят нравственная и правовая культура, которые характеризуются, как «чувство собственного достоинства, внутренняя свобода личности, дисциплинированность, уважение и доверие к другим, гармоничное сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств».

А.С.Макаренко показал своим примером, работая в колонии, «педагогические пути спасения детей». В чем суть его воспитания? Он интегрирует школьное обучение, труд на производстве и физические упражнения. И главное в этой системе - ответственность. Он в колонии не просто руководитель, он и как родитель, как учитель, и как защитник.

Я думаю, что в нынешнее время, в век 21, были бы уместны опыты великого Учителя. Для воспитания современного молодого поколения. А.С.Макаренко считал, что на первом месте у человека стоит труд «в этом его честь, его радость и его человеческое достоинство». И я полностью согласна с ним. «Трудовая забота- это не просто дорога к средствам существования, но еще и этика. Это философия нового мира, это мысль о единстве трудящихся, это мысль о новом счастливом человеке…Как же можно воспитать этого будущего гражданина, если с малых лет не дадим ему возможность пережить опыты трудовой заботы и в ней выковать свой характер, свое отношение к миру, к людям т.е. свою нравственность». Его концепция рождалась в работе с несовершеннолетними правонарушителями и беспризорниками.

В своей «Педагогической поэме» автор описывает на конкретных примерах, как преобразовывается и растет нравственно «трудный подросток». Учитель смог сформировать Человека. Он писал: «Когда-то мне дали в коммуне им. Дзержинского несколько сотен человек. И в каждом из них я видел глубокие и опасные стремления характера, глубокие привычки. И это дало мне задуматься, а каким должен быть их характер, к чему я должен стремиться, чтобы из этого мальчика, девочки воспитать гражданина?»

Действия в поэме приходятся на самые трудные годы: гражданская война, НЭП, возникновение страны Советов, образование комсомола… Воспитанники Макаренко стали достойными гражданами своей Родины.

У нас в Казахстане появляются дома Детства для детей, у которых родители лишены родительских прав. Меня поражает недисциплинированность, безответственность воспитанников, нет навыков труда. А если бы педагоги и воспитатели, работающие в таких учреждениях, перечитали бы «Педагогическую поэму» А.С.Макаренко и разработали бы план самоуправления, назначив ответственных за всю их деятельность, вплоть до элементарных навыков гигиены, подросток сам бы осознал свое поведение и вышел бы полноценный человек.

Макаренко важнейшее место отводит стилю детского учреждения. Мажорность, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию. Главное- гордость за коллектив, за каждого члена и защищенность. Особенно мне понравились «Правила поведения». Внешняя подтянутость и «чувство формы» определяют внутреннее содержание поведения. И самое интересное: устанавливается форма вежливости. Большое внимание Макаренко уделял эстетике комнат, лестницы, станков.

Коллектив, что немаловажно, несет в себе функции самоуправления, характеризующее взаимной ответственностью, при котором тренируется правильное поведение. А.С.Макаренко вынужден был оставить учебу в Москве и вернуться в колонию. Благопополучие колонии для него важнее личных дел. Что помогло ему выстоять в те тяжелые годы? Вера в ценность человеческой личности, его стремление найти в каждом воспитаннике крупинку человечности, найти в самом безнадежном подростке интерес к чему-либо, выявить способности и развить их. Макаренко сумел добиться того, что его безграничная вера в человека, в лучшую жизнь, мечта о счастье увлекла всех. Его воспитанники стали полноправными членами общества.

А.С.Макаренко был честен, бескомпромиссен, был оптимистом, лидером, организатором .«Вы проходя случайно, ласково поглядели на ребенка: вы сделали важное дело»,- цитирует часто Ф.М.Достоевского великий Учитель.

Всем советовала бы прочесть «Книгу для родителей». Учитель пишет, что любовь приходит «вместе с долгом. Как дети одной матери», «любовь-это тоже поведение». Воспитание детей –это огромный труд, который требует «предельной простоты и внимательности». Воспитание тем легче, чем выше интеллект родителей. Макаренко писал, что при воспитании ребенка, нужно беречь его нервы, приучать к сдержанности, никогда не должна ослабеть у родителей чувство долга и моральная ответственность. Он был тонким психологом, практиком, физиологом и большим педагогом.

На примере семьи Назаровых Макаренко показывает взаимоотношения Васи с родителями, его взросление. Автор убеждает нас, «что ребенок- это живой человек». Вася Назаров показан в возрасте от 4 до 6 лет. Макаренко считает эти годы жизни самыми ответственными. Когда мальчик из теплого семейного гнезда выходит на широкую дорогу, когда он попадает в коллектив, значит, он становится гражданином.

Макаренко описывает семью Назаровых, опираясь на свои воспоминания детства. У них в семье было 4 детей. Мама Татьяна Михайловна была шутницей, отец –сдержан. Характеры разные, но спокойные.

Что можно посоветовать родителям из книги А.С.Макаренко? «В правильном семейном коллективе, где родительский авторитет не подменяется никаким суррогатом, не чувствуется надобности в безнравственности и некрасивых приемах дисциплинирования». И в такой семье всегда есть полный порядок и необходимое подчинение и послушание. Если родителю научиться различать действительные и фиктивные потребности детей, то можно любое распоряжение сделать милой и приятной формой дружбы между родителями и детьми.

Я могу еще много писать о моем любимом учителе. Советую всем педагогам, воспитателям и родителям полюбить также книги Макаренко, его творчество. Открыть и никогда не расставаться…




Я учу детей нового поколения

Найти и разглядеть свое призвание, выбрать именно то, что тебе нужно, что это твое – это, конечно, счастье. И, когда передо мной, после 9 – го класса встал выбор профессии, я выбрала профессию учитель. Как не отговаривали меня родители, как не убеждали, что это очень сложная, трудная, ответственная профессия, что здесь не может быть ошибок. Я всё – таки настояла на своём. Быстро пролетели три с половиной года и вот я уже на пороге выпуска своего родного колледжа. Практика в школе, гимназии, в спортивно – оздоровительном лагере еще больше укрепили меня в правильности выбранной профессии. И первый мой страх, и первый мой шаг, и восторженные глаза детей, и куча вопросов, и моя растерянность, поддержка со стороны учителей, которые многому меня научили своими мудрыми советами, наставлениями, поддержками. И я поняла, что школа – это моя жизнь, и учитель начальных классов – профессия о которой всегда мечтала! Ведь он – творец детских душ. Он ищет к каждому ученику свой ключик, закладывает основу характера, воспитывает у ребёнка нравственность, доброту, гуманные чувства, даёт все общечеловеческие правила, помогает стать хорошим человеком, умеет любить детей по – настоящему, так чтобы ребёнок это чувствовал.

А кто же они, мои завтрашние ученики? Они - новое поколение! Они – будущее! Народная мудрость гласит: «Если думаешь о завтрашнем дне сей зерно, если на десять лет вперед – сажай лес, если же на сто лет – воспитывай детей». Дети нового поколения удивительные: талантливые, любознательные, хорошо образованы в информационно – коммуникативной сфере.

Ведь сегодня ребенок лучше нас ориентируется в сложном информационном поле, и с рождения он владеет навыками работы с электронными устройствами. Развитие общества, его стремление к новому – это потрясающе, но выше всего человек должен ценить умение общаться, разговаривать, уважать других, заботиться о них, чтобы не превратиться в робота. Это может привести к полной деградации общества. Качество, которое не перестает считаться ценным, – это человеколюбие. И этому тоже должен учить преподаватель вне зависимости от своего предмета. Хочу научить своих учеников не ждать готовых результатов, а искать и находить самим творческие решения. Именно такую задачу перед нами ставят стандарты второго поколения, научить ребенка мыслить и действовать, чтобы он в самостоятельной жизни был конкурентоспособен, коммуникативен.

Вместе мы совершаем открытия. Я помогаю ребенку, он помогает другому. Моя работа - вести детей в будущее. Дорога эта нелегкая, тернистая и прежде, чем учить других педагог должен начинать с себя. Я осваиваю новые технологии, изучаю новые информационные источники. Моя задача быть требовательным в первую очередь к самой себе.









Несомненно, быть педагогом в современной школе - это истинное искусство, и для того, чтобы не отставать от детей нового поколения ему нельзя стоять на месте!

Ни одна другая профессия не дает такой уникальной возможности саморазвития и самовыражения. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает.





Чтобы успевать за прогрессом, требуются личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.  Учитель должен учить школьников мобильности, то есть готовности к освоению новых технологий и способности применять их для работы с информацией.  А для этого учитель может использовать проблемное обучение, игровой и проектный методы, интерактивные и мультимедийные технологии, Интернет-сервисы и цифровые образовательные ресурсы. Я поняла, что главное дело учителя, как и школьника — учиться! Для реализации стандартов требуется главное качество педагога – умение учиться самому. Учить и учиться. Не ошибешься, если прочтешь эту фразу справа налево.

Моя задача заключается в том, чтобы привить тягу к саморазвитию.









Стандарты второго поколения направлены на качественное усвоение через системно-деятельностный подход. Вот чему мы должны научить ребенка - не ждал, когда на него свалится манна небесная.

Что необходимо для того, чтобы ученики стали успешными, конкурентоспособными? Главное, по-моему, чтобы ребенок преодолел страх.  Доктор педагогических наук Н.В.Кузьмина считает: «Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов. В процессе семейного воспитания, обучения потенциалы не только реализуются, но подчас и блокируются или самоблокируются под влиянием страха». И это действительно так. Если учитель одобряет ученика, он привыкает быть уверенным в себе. Эту уверенность и необходимо помогать обретать детям. Я считаю, что сотрудничество для учителя является  сутью школьного обучения.  Учитель …Он и артист, и скульптор, и врач, и художник,  и творец… Но если он артист, то сегодня на уроке – артист второго плана. На передний план выходит ученик. Учителю необходимо поддерживать инициативу ученика в нужном направлении, обеспечивать приоритет его деятельности.



   Какие они – дети нового поколения? Если бы можно было задать этот вопрос педагогам прошлых времен, то, я думаю, ответы были бы такими: «они очень подвижны», «не слышат указания учителя», «по-другому мыслят». И так из поколения в поколение.

Сегодня  не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Принципиально изменилась жизнь, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в школе. Дети нового поколения – удивительные! Они талантливые, любознательные, хорошо образованы в сфере информационной коммуникации.



  Несомненно,  быть  педагогом  в современной школе - это истинное искусство, готовность на уроке и в общении с детьми  примерить  на себя десятки социальных ролей и профессий. Я – менеджер, потому что мне нужно определить круг обязанностей каждого ученика в классе, проследить за тем, как выполняются индивидуальные задания и проекты.  Я - воспитатель и мировой судья, ведь маленького человека нужно учить правилам поведения. Я – ученик,  потому  что  не только я учу детей,  стараюсь формировать их нравственные  качества, но и они  учат меня.

А каким же  должен быть современный учитель?

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся обычным явлением подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, новинки кинематографа. Как влияет технический прогресс на ребенка? Каков он современный ребенок? Это ребенок, конечно же, имеющий определенные особенности развития.  Современные дети отличаются своей энергией, талантами. Они верят в себя, в свои возможности и способности. Демократия и сотрудничество – единственно возможная форма организации отношений между детьми нового поколения и учителя.

Ребенок – главная ценность. Ведь сегодняшние школьники – завтрашние взрослые. Я считаю, что педагогу необходимо создать на уроке ту среду, в которой наиболее полно могут раскрыться способности ребенка и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост. Учителю необходимо снабдить учеников инструментами, которые помогут им не потеряться в современном информационном обществе. Навыки работы с информацией, овладение информационно-коммуникационными технологиями – это ключ к успешной учебе, а в дальнейшем – к успешной деятельности во взрослой жизни.  

Стандарты второго поколения направлены на качественное усвоение через системно-деятельностный подход. Вот  чему мы должны научить ребенка - мыслить и действовать, чтобы он в самостоятельной жизни был конкурентоспособен, коммуникативен, не ждал, когда на него свалится манна небесная.

Что необходимо для того, чтобы ученики стали успешными, конкурентоспособными? Главное, по-моему, чтобы ребенок преодолел страх.  Доктор педагогических наук Н.В.Кузьмина считает: «Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов. В процессе семейного воспитания, обучения потенциалы не только реализуются, но подчас и блокируются или самоблокируются под влиянием страха». И это действительно так. Если учитель одобряет ученика, он привыкает быть уверенным в себе. Эту уверенность и необходимо помогать обретать детям. Я считаю, что сотрудничество для учителя является  сутью школьного обучения.  Учитель …Он и артист, и скульптор, и врач, и художник,  и творец… Но если он артист, то сегодня на уроке – артист второго плана. На передний план выходит ученик. Учителю необходимо поддерживать инициативу ученика в нужном направлении, обеспечивать приоритет его деятельности.

Во-вторых, у учителя должно быть стремление к постоянному самообразованию и  самосовершенствованию.

В эпоху компьютерных технологий нельзя стоять на месте! Чтобы успевать за прогрессом, требуются личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.  Учитель должен учить школьников мобильности, то есть готовности к освоению новых технологий и способности применять их для работы с информацией.  А для этого учитель может использовать проблемное обучение, игровой и проектный методы, интерактивные и мультимедийные технологии, Интернет-сервисы и цифровые образовательные ресурсы. Я поняла, что главное дело учителя, как и школьника — учиться! Для реализации стандартов требуется главное качество педагога – умение учиться самому. Учить и учиться. Не ошибешься, если прочтешь эту фразу справа налево. Мне повезло видеть, как мои учителя показывают пример постоянного роста и самообразования. Благодаря им мы видим, как нужно осуществлять образовательный процесс с применением новых технологи – это и сайтостроение, моделирование, новое веяние – робототехника.

Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю…». Так и нам необходимо научиться заражать будущих учеников интересом к бесконечным просторам знаний, причем на своем примере.

Самое главное в профессии педагога – это любовь к детям, ведь без любви не может быть учителя. Современный школьник испытывает большую потребность в общении. Родители, для которых свой ребенок является несомненной ценностью, тем не менее, часто отказывают ему в необходимом внимании. Вместо общения на равных, на интересные ему темы, взрослые навязывают свои представления о правильном поведении. Современный учитель должен быть человеком, с которым можно поговорить не только о предмете, который он преподает, но и о многом другом. Чем глубже знания, чем шире кругозор и всесторонняя образованность учителя, тем в большей степени он не только преподаватель, но и воспитатель. И я учусь быть воспитателем. Мне хотелось бы не просто делиться своими знаниями с учениками, но и делиться частичкой своей души. Учить мыслить, учить слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать и сочувствовать, сопереживать. Самое главное, что я поняла – педагог не просто должен отбыть положенный период урока, он живет проблемами и бедами детей, вместе со своими учениками радуется успехам и огорчается неудачам.

Ни одна другая профессия не дает такой уникальной возможности саморазвития и самовыражения. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает.

Таким образом, чтобы обучать современное поколение младших школьников, учитель XXI века должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях:

уметь получать знания из разных источников, иметь исследовательскую и информационную компетентность;

обладать критическим  мышлением,  уметь находить нестандартные решения;

быть коммуникативным и стремиться к сотрудничеству;

быть творческой личностью и стремиться использовать инновационные технологии.

 Все это помогает реализовать требования стандартов второго поколения, которые направлены на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности ребенка. Для того чтобы процесс развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.

В.А. Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь».  Каждый урок  – это маленький спектакль, затрагивающий струны детских душ, и, если они звучат, как единая мелодия, значит, учитель состоялся».

Я верю, что лучший мой урок – впереди.

 





«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное.

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,

а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,

что он есть, должен быть и не может быть иным.

Эта уверенность встречается редко и может быть доказана

только жертвами, которые человек

приносит своему призванию...»
(Л. Толстой)

      Когда родился первый учитель на земле,  к его колыбели спустились три феи. И сказала первая фея: «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети». И сказала вторая фея: «Ты будешь красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания, чем дарить своё сердце детям». И сказала третья фея: «Ты будешь бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках».

        В этой притче очень правильно  раскрыта роль наставника в жизни детей.  Учитель по своей профессии - созидатель, ибо творит он человека. Каким будет этот человек, что оставит после себя - таков и итог профессионального пути педагога. Учитель – это призвание. Он должен  дать основу для жизни, доступно и качественно донести до каждого ребёнка те знания, без которых невозможно состояться как личности. 

   Учитель… Педагог… Современный педагог… Каков он? Каким он должен быть? Когда размышляешь над этими понятиями, холодок пробегает по спине. Иногда я со страхом думаю, что школа - последний оплот нравственности, островок надежды на лучшее будущее, который дает доброту, понимание и даже иногда спасает жизнь маленького человека.

   Каждое утро я спрашиваю себя: что принесёт новый день? Нужно быть готовой ко всему: больному ребёнку, раздражённому родителю, ссоре и дракам в классе, бедам и огорчениям учеников, их радостям и достижениям.

   Изменения, происходящие в стране, в обществе, предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей детей, учить их самостоятельно мыслить и формулировать вопросы в процессе изучения материала, развивать индивидуальные склонности и дарования детей.

   Итак, педагогика – это наука и искусство. А все искусства черпают вдохновение и жизненные силы из одних и тех же источников: из ощущения жизни,  любви к «прекрасному», к людям, к своей профессии.

   Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на вопрос: «Чему учить школьников?», соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог выявляет самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощряет детей получать радость от приобретенных знаний для того, чтобы окончив школу, они нашли свое место в обществе.

   Современный учитель – это мастер своего дела. Компетентность педагога определяется его профессиональной пригодностью, самоопределением, саморазвитием.

   Отличительными чертами современного педагога являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура. Труд учителя – это источник для творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш).

   С выбором профессии у меня не возникло трудностей, наверное, потому, что всегда со мною рядом были учителя – умные, добрые, внимательные, преданные своему делу – мои родители. Они всегда были для меня примером. На выбор жизненного пути повлияло то, что в школе я увлекалась английским языком. А еще несбывшаяся мечта моей мамы (она хотела стать учителем английского, но всю жизнь преподает русский язык). В своих сочинениях я всегда писала, что хочу стать преподавателем английского языка. По окончании школы я поступила в Уральский государственный педагогический университет. И вот после пяти лет обучения сбылась моя мечта. Я стала учителем английского языка. Сначала мне было страшно. Я никогда не забуду свой первый урок. Что я буду говорить, как воспримут меня дети? Первые слова, помню, давались с трудом, голос дрожал. Со временем волнение исчезло, пришла уверенность. Я видела детские глаза, которые с интересом за мной следили и оценивали меня, а после  поняла, что не ошиблась с выбором своего пути.

   С самого начала своей педагогической деятельности я знала, что хочу стать хорошим учителем и  что для этого нужно иметь не только отличные знания, но и добрую душу, и чуткое сердце. Лев Толстой однажды сказал: « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

   Современная школа заставляет расти, меняться, совершенствоваться. Это место, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания. А учитель должен «стоять не над ребёнком, а рядом», помогать и поддерживать, направлять и правильно организовывать деятельность ученика. Я стараюсь повышать свой уровень знаний, хочу быть для детей примером. Мой девиз: « Ты учишь до тех пор – пока учишься сам». Ты должен соответствовать современным требованиям школы.

   Профессиональный рост учителя невозможен без самообразования, хорошего знания в сфере новых информационных технологий.

   Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд педагога - это неиссякаемый источник для безграничного творчества. В моём представлении Новая Школа - это прежде всего высокий профессионализм учителя, инновационные программы и новые технологии.

   Современный учитель - это человек, который живет в ногу со временем. Умение и готовность постоянно учиться - то качество, которое лучше всего отражает нашу профессию. Мы живём в веке информационных и коммуникативных технологий. Поэтому учитель должен активно внедрять их в учебный процесс. Я считаю, что применение на уроках ИКТ повышает интерес детей к изучаемому предмету. Основное требование современных стандартов - научить ребёнка учиться. Для этого я создаю на своих уроках проблемные ситуации с целью вовлечения учеников в поиск решения учебной задачи. Использую нестандартные формы обучения: проектную и игровую деятельности. Моя тема по самообразованию: «Применение игровых технологий как одно из средств повышения познавательной активности на уроках английского языка».

   Каким  же должен быть  учитель современной школы? Самое главное – он должен быть счастливым человеком. Ученики хорошо чувствуют своего наставника, они понимают, что их любят и желают им добра. Ещё учителю нужно быть искренним. Хороший педагог всегда готов признать свои ошибки. Если мы научимся признавать свои промахи, то мы не будем требовать от своих детей безупречного поведения. Ну и самое важное качество – в сердце учителя должна быть любовь к жизни, к себе, к предмету и к детям. Без этого чувства жизнь становится утомительной, однообразной и безрадостной. Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».

   Учитель. Для меня это не профессия, это образ жизни, а мастерство - не случайная удача, а систематический поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями, неудачами и победами.  В чем кроется успех учителя? На этот вопрос хочется ответить словами Конфуция:  «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь». И я верю, что успехов в моей жизни будет больше, чем неудач. Ведь признание приходит к тем, кто знает, чего он хочет, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

   Я – самый счастливый человек. У меня есть любимая семья, замечательная и любимая профессия. Я работаю в творческом коллективе, где  меня окружают люди, которые готовы поддержать меня и помочь в трудную минуту. Вокруг меня дети, и каждый из них  - это интересный, увлекательный мир мыслей, переживаний, радостей и тревог. Мне хочется закончить своё рассуждение о роли учителя словами Великого человека, который сказал: «Проживи одну свою жизнь  и тысячу жизней своих учеников - и ты проживёшь вечность!»






февраль 2015г.

Влияние личности А.С. Макаренко на мою судьбу трудно переоценить. Потеряла родителей, когда мне было 5 лет. До 16 лет воспитывалась в детском доме г. Фрунзе. Нас в детдоме было 600 человек, это были дети, у которых действительно не было родителей: кто – то умер от болезни, кто-то погиб в результате несчастного случая. Оглядываясь назад, понимаю сегодня, как трудно было тогда и накормить, и одеть нас, смотивировать на хорошую учебу, на труд. Отчество свое получила от моего воспитателя Яна Харлампиевича. От него и услышала фамилию - Макаренко. Мой воспитатель знал великого педагога, его идеями был заражен, использовал их в свое практике. Мы с упоением слушали захватывающие рассказы Яна Харлампиевича о колонистах, отрывки из «Педагогической поэмы», участвовали в инсценировках по произведениям А.С. Макаренко. Без преувеличения, я бредила Макаренко, его верой в человеческое возрождение детей, в того завтрашнего ребенка, каким еще нужно стать, Хорошо помню, что мечтала поехать на Полтавщину, хотела увидеть колонию, созданную им, встретиться с выпускниками. Конечно, наши воспитатели-новаторы использовали педагогический опыт Макаренко. Мы воспитывались в коллективе и коллективом. «Один за всех, все за одного»- вот главный принцип воспитания в детском доме. Помню, я, председатель Совета дружины школы, допустила нарушение. Ответ пришлось держать перед всем Советом. Мой пионерский галстук был мокрым от слез – плакала от стыда, оттого что не оправдала возложенной на меня ответственности.

Тот же детский коллектив отправлял меня во Всесоюзный лагерь на берегу Черного моря « Артек». И отчет о том, как я провела время в этом самом лучшем детском лагере, я держала перед всей дружиной.

Мы всегда жили напряженной, насыщенной жизнью. У каждого из нас было дело, цель. Мы ухаживали за коровами, курами, барашками. Весной сажали фрукты, овощи. Результат нашего труда был на столах: всегда свежие яйца, молоко,круглый год разных сортов яблоки. А как любили собирать малину в нашем саду, лакомились ароматной ягодкой прямо с куста-так вкуснее, мазали соком щеки для румянца, пропитывались малиной... Варенье из малины и сейчас для меня самое любимое, только ягоды, как в детстве, уже не пахнут. На две недели выезжали на Джайлоо- убирали картошку.. В горах, в процессе труда мы были как на ладони: честные и хитрые, трудолюбивые и лентяи, выносливые, терпеливые и слабые… Каждый проходил воспитание коллективом и получал оценку от него. Ян Харлампиевич, не формально, а всем сердцем воспринял теорию Макаренко о коллективе, использовал ее на практике. Самосознание у ребят было настолько высокое, что взрослые начальники вынуждены были считаться с мнением коллектива и даже исправляли свои ошибки, связанные с ротацией кадров. Мне, шестнадцатилетней девочке, доверили серьезную работу - вожатая в пионерском лагере. Интуитивно понимала, что тогда мои второклассники поверят в свою вожатую, когда им будет интересно, когда они будут чувствовать свою ответственность за каждого в отряде, когда у каждого из ребятишек будет поручение. Позднее став профессиональным педагогом, мне кажется, я не получала столько беспредельного доверия, искренней любви к себе, как тогда. Мои второклассники со своей шестнадцатилетней вожатой занимали только первые места во всех мероприятиях, были самыми дисциплинированными. Я не идеализирую детский дом – лучше бы их никогда в жизни ребенка не было. Нам так не хватало родителей, мамы. Любовь, ласка, домашний образ жизни - мечта любого детдомовца! Не сбылась моя детская мечта стать балериной-пришлось оставить хореографическое училище им. Куренкеевой из-за материальных проблем. Но заряд оптимизма, полученный в детском доме,сформированные тогда целеустремленность и трудолюбие,чувство коллективизма, стали надежной опорой в жизни, педагогической работе. Кстатиуспешными в жизни стали многие детдомовцы: моя подруга Галя Мусихинастала директором детского дома – самого лучшего в республике. Евсеев Алексей организовал свое фермерское хозяйство, Николай Шувалов был принят на работу в ансамбль Игоря Моисеева. Для меня идеи А.С. Макаренко стали чем-то вроде педагогического фундамента. Наверно, не случайно, что я много лет работаю с детьми - сиротами с ограниченными возможностями здоровья. Дети, лишенные родительского внимания и заботы, с проблемами в развитии, в поведении, требуют к себе особого отношения и более всего любви. Сегодня психологи часто пользуются термином «дефицит любви». Для меня, пережившей в детские годы сиротство, «разных дефицитов», а особенно по отношению к ребенку не должно быть. Это мой и девиз, и принцип. В последние годы все чаще прихожу к мысли,что воспитание детей должно быть христианским. «Старайтесь успевать в науке любви, веры, кротости, смирения, ласковости, послушания, чистоты, милосердия… самоотвержения», - писали наши православные отцы. Такая позиция в отношении воспитываемых мне очень близка. Поэтому предложенный мне факультатив по ОПК «Духовное краеведение Подмосковья» восприняла как некий знак. Сомнения, конечно, возникали: смогу ли? И с благословения Отца Антония–настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Старый Покров Орехово-Зуевского района веду этот курс уже 5 лет. Не знаю, есть ли другой предмет, где была бы такая дисциплина, интерес, внимание, как на уроках православия. Как-то очень естественно мы стали посещать храм, исповедоваться, причащаться. Сегодня уже не стоит вопрос о поведении в храме. Девочки знают, что надо на голову надеть платочки, а привычные джинсы прикрыть юбкой. Предвижу удивление. Среди коллег найдутся те, кто скажет: «Э-ка хватила: атеист Макаренко и христианское воспитание»?! Сама не раз обращалась к священнослужителям с подобным вопросом. Сегодня могу сказать: нет, не противоречат идеи воспитания Макаренко православному воспитанию. Конечно, у нас не воскресная школа, поэтому мы совмещаем то, что гармонично дополняет друг друга и находит отклик в детской душе, содействует ее воспитанию. Напомню, что за спиной А.С Макаренко стоял благочестивый род, в отчем доме всегда были иконы, мальчик знал Библию, мать и отец Антона Семеновича постоянно устраивали благотворительные обеды. В тридцать два года, как говорят, почтив возрасте Иисуса Христа, чувствуя в себе необъятные силы, соразмерные полученному от Бога таланту, Антон Семенович выбирает трудную и опасную дорогу социального служения-возглавить колонию малолетних преступников, где до 70% детей, подростков были умственно-отсталые. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». (Мф. 9,12) Через три года эти самые ребята поступят на рабфак,некоторые- в вуз. Зерна, посеянные священным Словом, по утверждению потомка Макаренко, внучатого племянника А.С. Васильева -Макаренкопопали на добрую почву и принесли добрые плоды, судить великого педагога можно по плодам его, т.е. по воспитанникам.

Если мы сегодня будем использовать идеи воспитательной системы А. С. Макаренко не формально, а с той же любовью и верой в детей, то результаты не замедлят сказаться. У нас с 2007 года нет правонарушений, ребята перестали пить, не хотят слушать о психотропных веществах, многие отказываются от курения и даже сквернословить стали меньше. Не преувеличу, если скажу, что забыла, когда слышала от наших ребят ненормативную лексику.

Как приятно они удивляют, когда интересуются, чем помочь в той или иной ситуации взрослым, дают советы сверстникам, договариваются друг с другом, поддерживают, помогают преодолеть и решить возникающие проблемы, способствуют созданию благоприятного и доброжелательного климата в детском коллективе. Дети-инвалиды (их 12 человек) чувствуют себя в безопасности в коллективе ребят, потому что их жалеют, им сочувствуют, они успешно овладевают профессией, стараются не отличаться от других детей. Наша выпускница М.Андрюшина трудится в д. саде няней. Сестры Маркины: Вера, Надежда, Любовь, - получив профессию «садовник», по их настоятельной просьбе работают в нашем учебном заведении и продолжают успешно социализироваться в обществе.


Когда-то перед А.С. Макаренко стояла задача создания коллектива единомышленников. 13 лет назад такая же проблема встала передо мной, когда я приехала в Дрезну. Встретили как чужестранку, во мне сомневались почти все: дети откровенно игнорировали, взрослые, уверенные, что не справлюсь, советовали найти другую работу. В меня, в мои идеи поверила директор Тимофеева Тамара Капитоновна, поддержку нашла и у большей части педагогов. Свою первоочередную задачу видела в создании воспитательного коллектива педагогов и учащихся, «способного к развитию всех и каждого». Именно, единого коллектива, живущего одними интересами, - это важно! Есть хорошие педагоги – значит, должны быть и хорошие дети. Исходя из убеждения А.С. Макаренко в том, что «если человек плохо воспитан, то в том исключительно виноваты воспитатели, если ребенок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию», - начали с себя, с педагогов. Мы учились и сегодня продолжаем учиться организаторским навыкам, умению нести слово и быть услышанными, обходиться без нотаций и назиданий, стремимся жить в мажоре.

Улыбки, смех, дружеская поддержка, овации победителям на линейке учащихся или оперативном совещании, семинаре педагогов - стали чертами нашей повседневной жизни. Этому я тоже училась у любимого педагога. А. С. Макаренко всегда придавал большое значение созданию оптимистического настроения. «Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность».

Дети учились навыкам самоуправления. Постепенно из наиболее деятельных ребят выявились лидеры- сегодня они наша опора во всем. Ребята готовят различные воспитательные мероприятия, занимаются хозяйственными вопросами, осуществляют контроль за бережным отношением к технике, экономным расходованием электричества, оказывают помощь больным.

Педагогический коллектив-это живой, развивающийся организм, когда одни учащиеся уходят в самостоятельную жизнь, их место занимают другие, приходят молодые педагоги. Для нас важно, чтобы новые учащиеся и педагоги восприняли наши принципы, обычаи, нормы поведения, формы деятельности. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиции», - утверждал А.С. Макаренко. Традиционными стали мероприятия, которые вызывают особый интерес у ребят: «Храним память предков», «Песня русская жива!», «Вечер русских романсов», «Рождественские праздники», «Поклонимся великим тем годам», Мы – парни бравые», посвященный Дню защитников Отечества. Мероприятия готовят дети со своими мастерами п/ обучения и воспитателями. Всю эту работу координирует актив группы.

Хочу написать еще ободной традиции. Сколько себя помню, всегда песня была моей спутницей. Сейчас эту свою любовь хочу передать детям, знаю, как благотворно влияет она не только на чувства, но и на мысли участников и слушателей. Так был создан несколько лет назад хор мальчиков, который постоянно пополняется новыми участниками. Ни одно наше мероприятие не обходится без выступления хора. Это и районная конференция «Сергий Радонежский-игумен, просветитель, воспитатель», большое мероприятие « Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя- Мать!» (для наших детей-сирот мать-Пресвятая Богородица). Когда зрители слышат чистые мальчишеские голоса, видят благообразные, вдохновленные лица, невольно смахивают слезы.

Снова возвращаюсь к воспоминаниям о детском доме. Как мы любили мечтать о будущем! В наших мечтах все было справедливо и красиво. И как мы стремились реализовать эту мечту! А. С. Макаренко движение мыслей, желаний, поступков назвал законом перспективы. И сегодня наши дети ждут, когда они поедут на экскурсию по святым местам или познавательную поездку в Москву, уже сейчас обсуждают, что необходимо сделать, чтобы с пользой провести время в лагере труда и отдыха в Сукко Краснодарского края. Встречаясь с выпускниками, ставшими студентами, квалифицированными рабочими, наши воспитанники убеждаются, что их сегодняшняя работа в активе поможет в будущей социальной адаптации, высокие профессиональные навыки гарантируют трудоустройство и заработок,успешная учеба позволит им получить основное общее образование (некоррекционное). Такие примеры очень привлекательны для детей. Моя судьба, воспитанницы детского дома, закончившей институт, создавшей хорошую семью, ставшей руководителем, у ребят всегда вызывает не только интерес, но и доверие, уважение. Наши воспитанники с удовольствием посещают вечернюю школу, чтобы получить основное общее образование и продолжить обучение в техникумах. Преподаватели вечерней школы отзываются о них как о самых дисциплинированных и старательных учениках.

Мы стремимся воспитать в наших детях чувство собственного достоинства. Работая с активом или индивидуально, всегда спрашиваю их мнение. А как бы ты сделал? Почему? Дети осознают ответственность за сказанные слова, за данную кому-то оценку. Ребенок знает, что его мнение повлияет на решение, приказ о поощрении, денежной премии. Осознание этого повышает самооценку, делает ребят взрослее и самостоятельнее.

Используя принципы самоуправления, мы сегодня достигли такого уровня, когда ребята сами разбираются с нарушителями дисциплины, конечно, при наблюдении взрослых, проверяют санитарные нормы в комнатах, определяют лучших и решают вопросы их поощрения. «Только создав единый коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора», - писал А.С.Макаренко.

Детей-сирот, не имеющих возможности жить в семье, нужно обязательно окружить внешней красотой. В колонии у А.С. Макаренко было огромное количество цветов. На лестничных площадках они стояли на каждой ступеньке с обеих сторон. Двор, комнаты просто утопали в цветах. Это только на первый взгляд кажется мелочью– подумаешь, цветы. А по большому счету в цветке заложена естественная гармония, она формирует эстетическое чувство ребенка, бережное отношение к прекрасному. Обычно гости, попав к нам, обращают внимание на цветочную палитру наших помещений, комнат. (Для меня цветы - это еще и напоминание о ярком, солнечном г. Фрунзе, где прошли мое детство и юность, городе вечно голубого неба, белоснежных горных вершин, алых маков.) А какой простор для развития самоуправления дает забота о цветах! Здесь и самая красивая рассада, и лучший цветочный горшок, и лучшая комната.

Для ребенка, обделенного родительской любовью, так важно ощущение защищенности в коллективе, заботы о себе. Сегодня совершенно естественно, когда физически крепкие ребята берут на себя ответственность за слабых, инвалидов. Они сопровождают их в магазин, в поликлинику, банкомат, учат адаптироваться в бытовых условиях. Благодаря заботе о себе, наши дети на глазах становятся увереннее в себе, самостоятельнее.

Ведущие отношения в коллективе — деловые и трудовые. Трудовая деятельность является основной. Вспоминаю слова А.С. Макаренко «Труд сам по себе не воспитывает, а воспитывает его смысл». Группа садоводов стремится вырастить такую рассаду, чтобы она пользовалась спросом у покупателя. Ребята из группы маляров работают на ремонте помещений города и района. Девочки-швеи выполняют спецзаказы и работы из лоскута (их нам безвозмездно присылают швейные предприятия района). Заработанные средства актив будет распределять на различные нужды: кого-то поощрит денежной премией, часть денег отправит на оплату интернета, возможно, будет приобретено и необходимое оборудование: спортивный и садовый инвентарь, семена. Уже стало традицией участие наших детей в благотворительных акциях - это ощущение, что можно помочь тем, кому нужна твоя помощь, выше всяких призывов. Сколько было радости, гордости, когда ребята участвовали в православной ярмарке в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Вырученные деньги были переданы в Дом малюток. Действительно, воспитывает смысл труда!

Сегодня мне очень хочется донести до моих воспитанников все то лучшее, что я приобрела за свою жизнь, весь свой духовный опыт, сделать его понятным для них. И снова обращаюсь к А.С. Макаренко. В «Педагогической поэме» есть слова – напутствия «…иди, действуй –дело- святое». Я думаю, что дело, которым я занимаюсь, святое, потому что в основе его любовь.




Проблема роли учителя в жизни человека

аргументы к сочинению

 

 

девушка из глухого киргизского аула, вспоминает о своём первом учителе, который, не имея никакого профессионального образования, даже читая по слогам, организует в ауле школу, куда ходят дети бедняков. Алтынай, живущая после смерти родителей у тётки, которая тяготится ею и постоянно оскорбляет, лишь в школе учителя Дюйшена узнала, что такое доброе отношение. По её словам, учитель сделал для бедных киргизских детей почти невозможное: им, ничего не видевшим, кроме своего аула, он открыл мир. Именно благодаря Дюйшену девушка смогла учиться в школе-интернате, потом в институте, а в дальнейшем стать доктором философских наук. Первый учитель стал для Алтынай человеком, перед которым она в самые трудные моменты жизни «держала ответ» и не позволяла себе отступать перед преградами. 
   Человеком, для которого профессия учителя – призвание, является

Она стала для своего ученика главным человеком, о котором он помнил всю жизнь. Пытаясь поддержать мальчика в непростые для него времена, Лидия Михайловна преподала ему важнейшей жизненный урок – урок человечности и великодушия. Поддержать, несмотря на то, что для этого пришлось пойти на невозможный для учителя поступок (игра на деньги) и даже дальнейшее увольнение.
во время войны пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти ребят – своих учеников, которых фашисты собирались повесить. Немцы потребовали, чтобы Мороз, которого подозревали в связи с партизанами, явился к ним, иначе они убьют его учеников. К сожалению, спасти подростков не удалось. Но Мороз принимает смерть вместе со своими учениками. И именно об этом много лет спустя вспоминают его бывшие ученики и жители села. Учитель Мороз для них – это пример настоящего человека, который своей жизнью и смертью учил честности, состраданию и справедливости.
14-летний Юрий Азагаров, учащийся реального училища, подрабатывая тапёром на рождественской ёлке в семье Рудневых, знакомится с Антоном Григорьевичем Рубинштейном. Знаменитый композитор просит сыграть подростка Венгерскую рапсодию Листа и, глубоко проникшись его игрой, увозит с собой. Впоследствии Азагаров стал прекрасным музыкантом и талантливым композитором, но никогда и никому он не передавал тех «священных слов», что сказал ему в ту рождественскую ночь его великий учитель.
Лис становится для мальчика учителем, просто и искренне рассказывающим ему о любви, о дружбе, о том, как важно в жизни иметь привязанности, об ответственности и верности, о прекрасном и нетерпимости к злу. Он открывает ему главную тайну мироздания:
   В.А. Жуковский стал для А.С. Пушкина не просто учителем, но наставником, помощником и верным другом, который всячески поддерживал Пушкина на протяжении всего его поэтического и жизненного пути. Василий Андреевич остался верен «победившему его ученику» и после смерти последнего, позаботившись о его семье и литературном наследии.
  Виктор Петрович Астафьев, когда ему исполнилось 50 лет, написал об одном из своих учителей статью, которая так и называется «Учитель». Учителя этого звали Игнатий Дмитриевич Рождественский. Он преподавал мальчику русский язык и литературу. Сам будучи поэтом, учитель по-настоящему привил Астафьеву любовь к родному языку и словесности. Писатель с огромной благодарностью вспоминает его уроки, его экскурсы в историю языка, например рассказ о какой-нибудь букве «яр». При этом Игнатий Дмитриевич не жалел учеников и его оценки были порой беспощадны. «Недоросль» - это определение звучало для учеников как приговор. Поэтому, когда будущий писатель получил за своё сочинение о том, как он заблудился в тайге и четверо суток провёл в одиночестве, пытаясь найти дорогу домой, похвалу «Молодец!», она была для него особенно дорога. Именно этому учителю Астафьев посвятил свою первую книгу рассказов, вышедшую в 1953 году, в знак благодарности за то, что он пробудил в нём жажду творчества.
 

События автобиографического рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» происходят после окончания Великой Отечественной войны.  
Самостоятельная жизнь главного героя началась в 11 лет, потому что он учился далеко от дома. Он одинок, голодает, ему с трудом даётся французский язык. Мальчик играет на деньги, чтобы на них покупать еду. На помощь ему приходит учительница французского языка Лидия Михайловна. Главный герой отказывается от помощи, ему стыдно принимать еду от учительницы. Лидия Михайловна играет с ним в азартную игру – «замеряшки», а мальчик на выигранные деньги покупает молоко. Это позволило ему выжить в голодное послевоенное время. Директор увольняет Лидию Михайловну, называя её поступок безнравственным. Через некоторое время учительница прислала мальчику в первой посылке макароны, гематоген, во второй – яблоки.  
Учительница Лидия Михайловна – добрый, отзывчивый человек. Она чуткая, так как заметила, что мальчик голодает, и готова идти на риск ради его спасения.  
В.Распутин раскрывает перед читателем образ учительницы как символ человеческой отзывчивости. И уроки французского – это уроки доброты. Собственным примером учительница воспитывает своего ученика. Проявляя к нему доброту, она открывает ему новый мир, где люди могут доверять друг другу, разделять горе, избавлять от одиночества, где есть добро и любовь.