СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект по русскому языку в 1 классе " Большая буква"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект по русскому языку  в 1 классе " Большая буква". УМК "Перспективная начальная школа"

Просмотр содержимого документа
«План - конспект по русскому языку в 1 классе " Большая буква"»

Русский язык. 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» (Учебник «Русский язык», Н.А. Чуракова, М.Л.Каленчук, О.В.Малаховская, Т.А. Байкова, стр. 27-29)

Тема урока: «Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах и кличках животных»

Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации обучающимися (заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах и кличках животных»), для формирования графических и речевых умений и понятий; орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний об особенностях устной и письменной речи, умения….. ; графическому оформлению имен собственных на письме;

Развивающие: содействовать развитию у обучающихся речевых умений и навыков, развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – образного мышления; развитие общего кругозора обучающихся;

Воспитательные: средствами учебного занятия создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной, групповой и фронтальной работы; для воспитания трудолюбия, усидчивости, аккуратности, самостоятельности, настойчивости, ответственности за продукты собственной деятельности;

Здоровьесберегающие: чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физкультминуток, соблюдение СанПиН.

Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «труд о творчество», «литература и искусство», проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации, осознавать значимость личностных качеств для

успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность; умение использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознать необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия; достигать положительных результатов труда.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: способность ориентироваться в целях, в задачах, средствах и условиях общения на уроке; умение успешно выбирать языковые средства для решения коммуникативных задач; умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике для решения познавательных задач;

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение;

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы одноклассникам; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму, выполнять правила работы в паре, высказывать и аргументировать свою точку зрения, адекватно реагировать на замечания учителя, одноклассника; слушать и понимать речь других; выполнять правила работы в паре;

Предметные: знание особенностей устной и письменной речи, правил оформления речи на письме; знание графического оформления имен собственных; владение орфографически грамотным письмом; знание пунктуационных норм и правил.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: устная речь, письменная речь, заглавная буква, имя собственное, интонация, логическое ударение.

Образовательные ресурсы: презентация, мультимедиа, учебник «Русский язык», карточки.

Формы работы обучающихся на уроке: фронтальные, парные

Ход урока:

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У:- Здравствуйте, ребята! Зовут меня Татьяна Владимировна, и урок русского языка сегодня проведу у Вас я.

2. Проверка готовности к уроку:

У:- Ребята, проверьте, все ли у Вас готово к сегодняшнему уроку: учебник, тетрадь, ручки, карандаши.

3. Мотивация к обучению и познанию:

У:- Ребята, сегодня на уроке Вас ожидает много интересных заданий и новых открытий. Обратите внимание на доску, на ней записаны слова. Что из этого мы возьмем сегодня на урок (на доске слова:внимательность, сообразительность, лень, трудолюбие, находчивость).

II. Актуализация умений и знаний:

1. Каллиграфическая минутка

а) У: - Откройте тетради, запишите число, классная работа, соблюдая наклон, высоту, одинаковые расстояния между буквами.

б) Отгадка загадки, определение буквы, которую будем прописывать.

У:- Ребята, отгадайте загадку:

Индюки и индюшата

Интересные ребята.

На индюшек посмотри

И запомни букву...

О:- И.

У:- Верно, ребята. Как Вы думаете, какую букву мы будем сегодня прописывать в тетради?

О:- Букву И.

У:- Да, сегодня мы пропишем в тетради строчную букву «и» и соединения с этой буквой «ин», «им», «ит».

в) Прописываем букву «и» и соединения с ней.

У:- Итак, приготовились к написанию: выпрямили спины, сели ровно, положили тетрадь с наклоном, приступили к написанию (объяснение написания букв учителем)

Начинаю писть букву «и» от верхней линии рабочей строки, пишу короткую наклонную лтнию с закруглением внизу вправл касаясь нижней линии рабочей строки веду до верхней линии рабочей строки, не отрывая руки пишу вторую удлиненную наклонную линию с закруглением внизу вправо, касаясь нижней линии рабочей строки.

Прописываем всю строчку каллиграфически правильно букву «и».

У:- Хорошо, теперь прописываем соединения букв «им», «ин», «ит». Прописываем букву «и» с нижним соединенением к букве «м», с верхним соединением к букве «н», с верхним соединением к букве «т».



2.Словарная работа:

У:- Ребята, сейчас запишите в строчку словарные слова, выделяя ударение. (слова: алфавит, заяц, морковь, собака)

О:- Слово «алфавит» пишется с буквой «а» и в первом, и во втором случае, ударение падает на 3 слог.

У:- Верно.

О:- Слово «заяц» пишется с буквой «я», ударение падает на 1 слог.

О:- Слово «морковь» пишется с буквой «о», ударение падает на 2 слог.

О:- Слово «собака» пишется с буквой «о», ударение падает на 2 слог.

У:- Ребята, вспомните, о какой теме Вы говорили на прошлом уроке?

О:- Устная и письменная речь.

У:- Хорошо. Ребята, прочтите две пословицы (Что написано пером, не вырубишь топором, Слово не воробей, вылетит- не поймаешь)( на слайде)

У:- Какая из пословиц относится к устной речи, а какая- к письменной.

О:- Первая пословица относится к письменной речи, вторая- к устной.

У: Ребята, а где мы с Вами можем встречаться с устной речью?

О:- В газетах, учебниках, журналах.

У:- Верно. Ребята, а по каким признакам мы можем определить устную речь.

О:- В устной речи есть выделение слов интонацией, логическое ударение.

У:- А что такое интонация?

О:- Повышение или понижение голоса.

У:- Прочтите предложения, которые Вы видите на доске, выделяя голосом нужное слово: (на слайде)

Маша утром пошла в школу

Маша утром пошла в школу

Маша утром пошла в школу

Маша утром пошла в школу

У:- Хорошо, молодцы!

У:- Ребята, а какие виды интонации Вы знаете?

О:- восклицательная, невосклицательная, вопросительная?

У:- Произнесите предложение пошел дождь с разной интонацией? (на слайде)

О:- Пошел дождь. Пошел дождь! Пошел дождь?

У:- Хорошо.

Пальчиковая гимнастика

По грибы

Раз, два, три, четыре, пять!
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел, 
Этот пальчик гриб нашел, 
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
– Тише, пальчик, не шуми!
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В школу нам идти пора!

III. Открытие новой темы.

а) работа с учебником.

У:- Какие секреты устной речи вам уже известны?

Миша поинтересовался у Волшебницы: “ Какие секреты есть у письменной речи?”А вы, ребята, хотите узнать?



На слайде предложения:

У Маши красный шарик.
Миша дает команду Шарику.

У:- Прочитайте предложения. (Читаем вместе.)

У:- Что заметили? 

О:- Слова – названия предмета пишутся с маленькой буквы,а
кличка – с большой.

У:- Миша знает, как называются слова, которые пишутся с большой буквы. Найдите
и прочитайте об этом в учебнике (с. 27).

IV. Открытие новой темы(продолжение).

У:- На уроке мы совершим путешествие по стране Собственных имен и больших букв.

1. Станция “Почемучкина”

Прочитаем все вместе.

На виду честного люда 
Трусит с горки съехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.

Май пришел!
Снимай фуфайку!
Надевай-ка, Майка, майку!
Я.Козловский

У:- Какие слова в них произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Почему?
Объясните значение этих слов.

О:- люд- это люди, а Люда- это имя. Саня это имя, а сани- это средство передвижение.

У:-Молодцы! Отправляемся дальше.

2. Станция “Исследовательская”

У:- В какую страну мы отправились?

У:- Посмотрите на рисунок в учебнике ( с. 27). Это страна Больших букв.

У:-Какие жители этой страны? Опишите.

У:- Почему? Докажите.

У:- Что делает кот, собака?

О:- Жители этой страны грустные и растерянные.Оказывается, в стране Собственных имен из слов пропали большие буквы. Теперь в стране нет порядка. Девочка с мальчиком забыли свои имена и не знают, на какой улице они живут. Доктор безуспешно ищет своего пациента – мужчину, имя у которого исчезло. Кот и собака плачут, хозяева не зовут их обедать.

У:- А что дала Анишит Йокоповна Маше и Мише? 

О:- Волшебные карандаши.

У:- Если такими карандашами написать большие буквы в словах, то они останутся навсегда и вновь воцарится порядок. Но есть важное условие: можно ошибиться только один раз и обязательно исправить ошибку, иначе беспорядок останется навсегда.

У:- Миша считает, что нужно пользоваться правилом. Вы согласны?

У:- О каком правиле говорит Миша?

У:- Как правильно писать имена собственные?

О:- Имена сообственные пишут с большой буквы.

У:- Придумайте имена взрослым людям по картинке.

У:- Можно ли доктора назвать тетей? Как называют взрослых на работе? 

О:- По имени, отчеству

У:- Придумайте имя, отчество доктору. Как запишите эти слова? Какая фамилия может быть у доктора? Как ее запишите, почему? Запишите фамилию, имя, отчество доктора в тетрадь.

Кутузова Ирина Владимировна – доктор. 

У:- Почему поставили тире?

Физминутка.

Гимнастика для глаз

Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей. 
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов, 
Проведем глазами дружно.
Ну а дальше – будь здоров!

У:- Возьмите в руки бинокли, посмотрим, не виден ли остров?

Закрыли глазки и представили картину. Мы идем по дорожке, по
ее краям растут удивительные цветы. Если мы присмотримся, то определенный вид
цветов растет на своей улице.

На доске иллюстрацииодуванчик, колокольчик, мак, астра, морковь,
василек.

У:- Какое слово лишнее? Почему?

У:- Расскажите все, что вы знаете про слово морковь.

О:- В слове два слога, 7 букв, 6 звуков, отвечает на вопрос что?, обозначаем ударный второй слог, нужно запомнить безударную гласную “о”. )

У:- Как называется наша станция? 

О:- Цветочная.

3. Станция “Цветочная”

У:- Догадайтесь, какие здесь улицы?

О:- Одуванчиковая, Колокольчиковая,Маковая, Астровая, Васильковая.

У:- Как записать названия улиц? Почему?

О:- С большой буквы, это имена собственные.

У:- Запишите в тетрадь названия улиц. 

У:- Улица Одуванчиковая, улица Маковая.

У:- Почему в первом случае слово улица с большой буквы, а во втором с
маленькой?

4. Станция “Информационная”

У:- Что значит слово информация? Где можем узнать значение этого слова?

Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем
процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. (Словарь Ожегова.)

Работа по учебнику. Упражнение 8 , с. 28. Чтение задания.

У:- Сколько частей в тексте? Как вы определили?

У:- Когда слова пишутся с большой буквы?

Работа в парах. Записывают по два предложения. Взаимопроверка.

У:- Миша и Маша захотели рассказать вам о себе.

У:- В каком селе живут Маша и Миша? Какая у них протекает речка?

У:- В каком городе мы живем ? 

О:- В город

е Черняховске.

У:- Как называется наша область?

О:- Калининградская область.

У:- В честь кого назвали наш город?

О:- в честь И.Д. Черняховского

У:- Что общего в этих словах? 

О:- Большая буква.

У:- Почему эти слова пишутся с большой буквы?

О:- Это имена собственные.

5. Станция “Питомцев”

У:- Кто такие питомцы? Каких животных вы знаете?

Анишит Йокоповна решила помочь ребятам расколдовать животных.

На доске: (Устно)

  • Кошка (б, Б)одун

  • Собака ( к, К)рикун

  • Петух ( п, П)ушинка

  • Бычок ( т, Т)ишка

  • Красотка-синичка,

У:- Как напишете клички?

О:- Ой, а это кто идет по улице? (На доске: картинка – собака с воздушным
шариком.
) Как его зовут? (Пес Шарик, потому что он любит играть с
шариком.)

Щенок _______ укусил шарик.
Лопнул _______, испугался ______.

Запишите эти предложения в тетрадь.

У:- Какие слова напишем с большой буквы? Почему? (Вставляют таблички со словами у доски.)

Маша и Миша с вашей помощью навели порядок в стране Собственных имен.


VI. Итог урока.

6. Станция “ Конечная”

Объявление

В четверг объявление
Было в газете:
“Внимание, дети!
Внимание, дети!
Пропала собака
По кличке (б, Б)арбос.
Барбос без хвоста 
И до носа оброс.
Он жил у вокзала
На улице (н,Н)овой,
В квартире 14 
У (и, И)вановой”.

У:- Для чего нужны имена собственные? Назовите имена собственные.

У:- Какие секреты есть в письменной речи? 

О:- Большая буква в начале предложения, большая буква в именах собственных.

У:- А разве в устной речи нет большой буквы в начале предложения?

У:- Можно ли в устной речи показать большую букву в именах собственных?

У:- А с помощью голоса, интонации можно показать большую букву в именах собственных?

Вывод: устная речь более выразительная, но она не может передать
большую букву имени собственного или начало предложения.

У:- Наше путешествие завершилось. Мы показали, что многое знаем и умеем.

У:- Возьмите листочек. Прочитайте предложения.

У:- Почему слова пишутся с большой буквы? Выберите верный ответ.

Красив город Санкт-Петербург. Он стоит на реке Неве. Летом Ольга Романовна
повезет детей в Москву. Юра и Саша отправились в музей.

Варианты ответов:

  1. Начало предложения.

  2. Имена собственные.

  3. Ошиблись.

У:- Под каким номером правильный ответ?

Рефлексия.

У:- Кто испытывает затруднения при написании имен собственных?

У:- Нарисуйте горку и укажите на ней, с каким настроением вы пришли сегодня перед наалом урока и под конец урока.