Русский язык. 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» (Учебник «Русский язык», Н.А. Чуракова, М.Л.Каленчук, О.В.Малаховская, Т.А. Байкова, стр. 27-29)
Тема урока: «Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах и кличках животных»
Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации обучающимися (заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах и кличках животных»), для формирования графических и речевых умений и понятий; орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний об особенностях устной и письменной речи, умения….. ; графическому оформлению имен собственных на письме;
Развивающие: содействовать развитию у обучающихся речевых умений и навыков, развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – образного мышления; развитие общего кругозора обучающихся;
Воспитательные: средствами учебного занятия создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной, групповой и фронтальной работы; для воспитания трудолюбия, усидчивости, аккуратности, самостоятельности, настойчивости, ответственности за продукты собственной деятельности;
Здоровьесберегающие: чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физкультминуток, соблюдение СанПиН.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «труд о творчество», «литература и искусство», проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации, осознавать значимость личностных качеств для
успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность; умение использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознать необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия; достигать положительных результатов труда.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: способность ориентироваться в целях, в задачах, средствах и условиях общения на уроке; умение успешно выбирать языковые средства для решения коммуникативных задач; умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике для решения познавательных задач;
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение;
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы одноклассникам; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму, выполнять правила работы в паре, высказывать и аргументировать свою точку зрения, адекватно реагировать на замечания учителя, одноклассника; слушать и понимать речь других; выполнять правила работы в паре;
Предметные: знание особенностей устной и письменной речи, правил оформления речи на письме; знание графического оформления имен собственных; владение орфографически грамотным письмом; знание пунктуационных норм и правил.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: устная речь, письменная речь, заглавная буква, имя собственное, интонация, логическое ударение.
Образовательные ресурсы: презентация, мультимедиа, учебник «Русский язык», карточки.
Формы работы обучающихся на уроке: фронтальные, парные
Ход урока:
I. Организация начала урока:
1. Приветствие:
У:- Здравствуйте, ребята! Зовут меня Татьяна Владимировна, и урок русского языка сегодня проведу у Вас я.
2. Проверка готовности к уроку:
У:- Ребята, проверьте, все ли у Вас готово к сегодняшнему уроку: учебник, тетрадь, ручки, карандаши.
3. Мотивация к обучению и познанию:
У:- Ребята, сегодня на уроке Вас ожидает много интересных заданий и новых открытий. Обратите внимание на доску, на ней записаны слова. Что из этого мы возьмем сегодня на урок (на доске слова:внимательность, сообразительность, лень, трудолюбие, находчивость).
II. Актуализация умений и знаний:
1. Каллиграфическая минутка
а) У: - Откройте тетради, запишите число, классная работа, соблюдая наклон, высоту, одинаковые расстояния между буквами.
б) Отгадка загадки, определение буквы, которую будем прописывать.
У:- Ребята, отгадайте загадку:
Индюки и индюшата
Интересные ребята.
На индюшек посмотри
И запомни букву...
О:- И.
У:- Верно, ребята. Как Вы думаете, какую букву мы будем сегодня прописывать в тетради?
О:- Букву И.
У:- Да, сегодня мы пропишем в тетради строчную букву «и» и соединения с этой буквой «ин», «им», «ит».
в) Прописываем букву «и» и соединения с ней.
У:- Итак, приготовились к написанию: выпрямили спины, сели ровно, положили тетрадь с наклоном, приступили к написанию (объяснение написания букв учителем)
Начинаю писть букву «и» от верхней линии рабочей строки, пишу короткую наклонную лтнию с закруглением внизу вправл касаясь нижней линии рабочей строки веду до верхней линии рабочей строки, не отрывая руки пишу вторую удлиненную наклонную линию с закруглением внизу вправо, касаясь нижней линии рабочей строки.
Прописываем всю строчку каллиграфически правильно букву «и».
У:- Хорошо, теперь прописываем соединения букв «им», «ин», «ит». Прописываем букву «и» с нижним соединенением к букве «м», с верхним соединением к букве «н», с верхним соединением к букве «т».
2.Словарная работа:
У:- Ребята, сейчас запишите в строчку словарные слова, выделяя ударение. (слова: алфавит, заяц, морковь, собака)
О:- Слово «алфавит» пишется с буквой «а» и в первом, и во втором случае, ударение падает на 3 слог.
У:- Верно.
О:- Слово «заяц» пишется с буквой «я», ударение падает на 1 слог.
О:- Слово «морковь» пишется с буквой «о», ударение падает на 2 слог.
О:- Слово «собака» пишется с буквой «о», ударение падает на 2 слог.
У:- Ребята, вспомните, о какой теме Вы говорили на прошлом уроке?
О:- Устная и письменная речь.
У:- Хорошо. Ребята, прочтите две пословицы (Что написано пером, не вырубишь топором, Слово не воробей, вылетит- не поймаешь)( на слайде)
У:- Какая из пословиц относится к устной речи, а какая- к письменной.
О:- Первая пословица относится к письменной речи, вторая- к устной.
У: Ребята, а где мы с Вами можем встречаться с устной речью?
О:- В газетах, учебниках, журналах.
У:- Верно. Ребята, а по каким признакам мы можем определить устную речь.
О:- В устной речи есть выделение слов интонацией, логическое ударение.
У:- А что такое интонация?
О:- Повышение или понижение голоса.
У:- Прочтите предложения, которые Вы видите на доске, выделяя голосом нужное слово: (на слайде)
Маша утром пошла в школу
Маша утром пошла в школу
Маша утром пошла в школу
Маша утром пошла в школу
У:- Хорошо, молодцы!
У:- Ребята, а какие виды интонации Вы знаете?
О:- восклицательная, невосклицательная, вопросительная?
У:- Произнесите предложение пошел дождь с разной интонацией? (на слайде)
О:- Пошел дождь. Пошел дождь! Пошел дождь?
У:- Хорошо.
Пальчиковая гимнастика
По грибы
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
– Тише, пальчик, не шуми!
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В школу нам идти пора!
III. Открытие новой темы.
а) работа с учебником.
У:- Какие секреты устной речи вам уже известны?
Миша поинтересовался у Волшебницы: “ Какие секреты есть у письменной речи?”А вы, ребята, хотите узнать?
На слайде предложения:
У Маши красный шарик.
Миша дает команду Шарику.
У:- Прочитайте предложения. (Читаем вместе.)
У:- Что заметили?
О:- Слова – названия предмета пишутся с маленькой буквы,а
кличка – с большой.
У:- Миша знает, как называются слова, которые пишутся с большой буквы. Найдите
и прочитайте об этом в учебнике (с. 27).
IV. Открытие новой темы(продолжение).
У:- На уроке мы совершим путешествие по стране Собственных имен и больших букв.
1. Станция “Почемучкина”
Прочитаем все вместе.
На виду честного люда
Трусит с горки съехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.
Май пришел!
Снимай фуфайку!
Надевай-ка, Майка, майку!
Я.Козловский
У:- Какие слова в них произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Почему?
Объясните значение этих слов.
О:- люд- это люди, а Люда- это имя. Саня это имя, а сани- это средство передвижение.
У:-Молодцы! Отправляемся дальше.
2. Станция “Исследовательская”
У:- В какую страну мы отправились?
У:- Посмотрите на рисунок в учебнике ( с. 27). Это страна Больших букв.
У:-Какие жители этой страны? Опишите.
У:- Почему? Докажите.
У:- Что делает кот, собака?
О:- Жители этой страны грустные и растерянные.Оказывается, в стране Собственных имен из слов пропали большие буквы. Теперь в стране нет порядка. Девочка с мальчиком забыли свои имена и не знают, на какой улице они живут. Доктор безуспешно ищет своего пациента – мужчину, имя у которого исчезло. Кот и собака плачут, хозяева не зовут их обедать.
У:- А что дала Анишит Йокоповна Маше и Мише?
О:- Волшебные карандаши.
У:- Если такими карандашами написать большие буквы в словах, то они останутся навсегда и вновь воцарится порядок. Но есть важное условие: можно ошибиться только один раз и обязательно исправить ошибку, иначе беспорядок останется навсегда.
У:- Миша считает, что нужно пользоваться правилом. Вы согласны?
У:- О каком правиле говорит Миша?
У:- Как правильно писать имена собственные?
О:- Имена сообственные пишут с большой буквы.
У:- Придумайте имена взрослым людям по картинке.
У:- Можно ли доктора назвать тетей? Как называют взрослых на работе?
О:- По имени, отчеству
У:- Придумайте имя, отчество доктору. Как запишите эти слова? Какая фамилия может быть у доктора? Как ее запишите, почему? Запишите фамилию, имя, отчество доктора в тетрадь.
Кутузова Ирина Владимировна – доктор.
У:- Почему поставили тире?
Физминутка.
Гимнастика для глаз
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно.
Ну а дальше – будь здоров!
У:- Возьмите в руки бинокли, посмотрим, не виден ли остров?
Закрыли глазки и представили картину. Мы идем по дорожке, по
ее краям растут удивительные цветы. Если мы присмотримся, то определенный вид
цветов растет на своей улице.
На доске иллюстрации: одуванчик, колокольчик, мак, астра, морковь,
василек.
У:- Какое слово лишнее? Почему?
У:- Расскажите все, что вы знаете про слово морковь.
О:- В слове два слога, 7 букв, 6 звуков, отвечает на вопрос что?, обозначаем ударный второй слог, нужно запомнить безударную гласную “о”. )
У:- Как называется наша станция?
О:- Цветочная.
3. Станция “Цветочная”
У:- Догадайтесь, какие здесь улицы?
О:- Одуванчиковая, Колокольчиковая,Маковая, Астровая, Васильковая.
У:- Как записать названия улиц? Почему?
О:- С большой буквы, это имена собственные.
У:- Запишите в тетрадь названия улиц.
У:- Улица Одуванчиковая, улица Маковая.
У:- Почему в первом случае слово улица с большой буквы, а во втором с
маленькой?
4. Станция “Информационная”
У:- Что значит слово информация? Где можем узнать значение этого слова?
Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем
процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. (Словарь Ожегова.)
Работа по учебнику. Упражнение 8 , с. 28. Чтение задания.
У:- Сколько частей в тексте? Как вы определили?
У:- Когда слова пишутся с большой буквы?
Работа в парах. Записывают по два предложения. Взаимопроверка.
У:- Миша и Маша захотели рассказать вам о себе.
У:- В каком селе живут Маша и Миша? Какая у них протекает речка?
У:- В каком городе мы живем ?
О:- В город
е Черняховске.
У:- Как называется наша область?
О:- Калининградская область.
У:- В честь кого назвали наш город?
О:- в честь И.Д. Черняховского
У:- Что общего в этих словах?
О:- Большая буква.
У:- Почему эти слова пишутся с большой буквы?
О:- Это имена собственные.
5. Станция “Питомцев”
У:- Кто такие питомцы? Каких животных вы знаете?
Анишит Йокоповна решила помочь ребятам расколдовать животных.
На доске: (Устно)
Кошка (б, Б)одун
Собака ( к, К)рикун
Петух ( п, П)ушинка
Бычок ( т, Т)ишка
Красотка-синичка,
У:- Как напишете клички?
О:- Ой, а это кто идет по улице? (На доске: картинка – собака с воздушным
шариком.) Как его зовут? (Пес Шарик, потому что он любит играть с
шариком.)
Щенок _______ укусил шарик.
Лопнул _______, испугался ______.
Запишите эти предложения в тетрадь.
У:- Какие слова напишем с большой буквы? Почему? (Вставляют таблички со словами у доски.)
Маша и Миша с вашей помощью навели порядок в стране Собственных имен.
VI. Итог урока.
6. Станция “ Конечная”
Объявление
В четверг объявление
Было в газете:
“Внимание, дети!
Внимание, дети!
Пропала собака
По кличке (б, Б)арбос.
Барбос без хвоста
И до носа оброс.
Он жил у вокзала
На улице (н,Н)овой,
В квартире 14
У (и, И)вановой”.
У:- Для чего нужны имена собственные? Назовите имена собственные.
У:- Какие секреты есть в письменной речи?
О:- Большая буква в начале предложения, большая буква в именах собственных.
У:- А разве в устной речи нет большой буквы в начале предложения?
У:- Можно ли в устной речи показать большую букву в именах собственных?
У:- А с помощью голоса, интонации можно показать большую букву в именах собственных?
Вывод: устная речь более выразительная, но она не может передать
большую букву имени собственного или начало предложения.
У:- Наше путешествие завершилось. Мы показали, что многое знаем и умеем.
У:- Возьмите листочек. Прочитайте предложения.
У:- Почему слова пишутся с большой буквы? Выберите верный ответ.
Красив город Санкт-Петербург. Он стоит на реке Неве. Летом Ольга Романовна
повезет детей в Москву. Юра и Саша отправились в музей.
Варианты ответов:
Начало предложения.
Имена собственные.
Ошиблись.
У:- Под каким номером правильный ответ?
Рефлексия.
У:- Кто испытывает затруднения при написании имен собственных?
У:- Нарисуйте горку и укажите на ней, с каким настроением вы пришли сегодня перед наалом урока и под конец урока.