совершенствовать орфографические и умения.
развитие умения групповой и парной работы.
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
№ | Этап урока | Назва-ние испо-льзо-ванно-го ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность уче-ников | Время | Формируемые УУД. |
1 | Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. | | Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»): Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам | Приветствие уча-щихся | 1 мин | Принцип психологи-ческой комфортности УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доб-рожелательной атмо-сферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
2 | Актуализация знаний | | Учитель читает эпиграф к уроку слова А. Титовича в стихотво-рении «Слово» Не забывай На праведном пути То, что старик Марк Твен Сказал когда-то: Ты должен Слово нужное найти, А не его Троюродного брата. Учитель предлагает поразмыш-лять над высказыванием, интер-претировать его, подумать, как называются такие слова в языке. | Обучаю-щиеся высказы-вают сти-хотворение, обсу-ждают его с од-ноклассниками. Учащие-ся назы-вают тему урока. | 3 мин | Принцип целостности. УУД: познавате-льные, коммуника-тивные, регулятив-ные (самостоятель-ное формулирование цели и задач, плани-рование, прогнози-рование) ЦЕЛЬ: создать проб-лемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
3. | Ввод нового материала | | Учитель предлагает самостояте-льно дать определение, что та-кое лексическое значение слова, затем сопоставить с определе-нием из учебника. Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств. (Беседа) -Из чего состоит наша речь? (Из предложений). - Из чего состоят предложения? (Из связанных между собой слов) - Что могут обозначать слова? (Предметы, явления действитель-ности, понятия, действия, приз-наки и т.д.) - Мы уже знаем, что слово – одна из единиц языка. Но при этом часто подчеркиваем: одна из главных единиц языка. Как вы думаете почему? (Потому что слова называют все, что есть на свете: предметы, действия, количество предметов, признаки, чувства… Одним словом, все. -Я думаю, что без слов не было бы языка). - Вы правы. Действительно, слово – одна из главных единиц языка. Словарный состав любого языка очень богат. Неисчерпаемо богат и словарный состав русского языка. Очень трудно посчитать общее количество слов в нашем родном языке. (Да, у нас дома есть «Словарь современного русского языка». Он состоит из 17 томов, в нем более 120 тысяч слов). - Но и это ещё не все слова: есть специальные словари медиков, лингвистов, химиков и т.д.; кроме того, многие слова имеют не одно, а несколько значений. (Почему же, если русский язык так богат, мы то и дело слышим: «У тебя бедная речь» или: «Тебе нужно обогащать свою речь»). - Одно дело - весь язык, другое дело – речь отдельно взятого человека, который мало читает, слышит дома и в кругу своих товарищей одни и те же слова и выражения, не заглядывает в словарь – одним словом, не стремиться обогатить свою речь. - Замечательный писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий» (Цитата заранее записана доске). - Итак, пожалуйста, сформулируйте тему урока, а именно, что мы сегодня будем изучать? (Словарный состав, лексика) - Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный состав или лексику. Запись в тетрадях: Лексика – это словарный состав языка. (Чтение правила по учебнику) | Обучаю-щиеся са-мостояте-льно дают определе-ние, затем сравнивают его с материалами учеб-ника, на-ходят в словар-ных ста-тьях из учебника информа-цию о происхождении слов. | 4 мин | |
4 | Целеполага-ние и моти-вирование | | Учитель предлагает задание: упражнение № 326 (Сравните два текста. Работа в паре с соседом по плечу). Учитель предлагает учащимся поставить цель урока, направляя их при этом. | Учащиеся ставят цели урока: Научиться сравнивать тексты, видеть разницу в текстах. | 4 мин | Коммуникативные, регулятивные УУД |
5 | Первичное закрепление | | - Слово лексика происходит от греческого лексис – слово, выражение, оборот. - Как вы думаете, изменяется ли словарный запас языка, т.е. его лексика, или остается неизменным, постоянным? С чем это связано? Как вы считаете, какое слово старше – самолет или космонавт? Почему? Приведите примеры слов или словосочетаний, возникших в языке в наше время. Знакомство с теоретическим материалом на странице № 150 – 151. Упр. № 327 (устно) Учитель говорит о том, как инте-ресно и важно для каждого чело-века пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. (Читается от-рывок из повести К. Паустовс-кого «Золотая роза» «Первое «лесное» слово, какое меня совершенно заворожило, было глухомань… Я впервые ус-лышал его (так же, как и слово глушняк) от лесников. С тех пор оно связано в моем представле-нии с дремучим, замшелым лес-ом, сырыми чащами, заваленны-ми буреломами, с йодистым за-пахом прели и гнилых пней, с зе-леноватым сумраком и тишиной. А затем уже шли настоящие лесные слова: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, мшары, гари, чернолесье, пустошь, опушка, лесной кордон, березняк, порубка, живица, просека, кондовая сосна, дубрава и много других простых слов, наполненных живописным содержанием». - Все ли «лесные» слова, о которых говорит писатель, вам понятны? О значении тех слов, которые вам неясны, можно справиться в толковых словарях. Как вы думаете, почему они так называются? Что значит слово толковать? (Толковать – разъяс-нять, объяснять, выяснить значе-ние или смысл слова. В толковых словарях толкуется значение слов). Знакомство со «Школьным толковым словарем русского языка» Говоря об основной задаче – разъяснять значение слова, учи-тель сообщает школьникам, что по этому словарю можно прове-рить и его написание, произно-шение, выяснить отдельные мор-фологические признаки слова. Кроме того, в статьях словаря особым шрифтом – курсивом – даются примеры употребления данного слова. Заглавные слова в словаре размещаются в строгом алфавитном порядке. (Работа с текстом Паустовского в паре с соседом по плечу. Ребята нахо- дят незнакомые слова из текста в толковом словаре). - Ребята, не забудьте, что «Школьным толковым словарем…» рекомендуется пользоваться и как справочником при выполнении домашних и классных работ. Одна группа работает со слова-рем и текстом другая находит по тексту существительные, прила-гательные (разные столы и дают им морфологическую характе-ристику, т.е. морфологический разбор 2-3 примеров из текста). | Обучаю-щиеся са-мостояте-льно ра-ботают в парах, ищут сло-ва по тол-ковому словарю, обмениваются впе-чатлени-ями | 10 мин. | Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД |
6 | Вторичное закрепление | | (Физкультминутка) Учитель направляет, консультирует. -В толковом словаре учебника найдите значение слова лекси- кон составьте, с этим словом предложение и определите его род, число, падеж, склонение. - Итак, какие значения имеет слово? (работа на доске попутно) Слово имеет: 1) лексическое значение (изучает раздел языко-знания лексика); 2) грамматическое значение (изучает морфология) Вывод: - Какие разделы лингвистики изучают слово с точки зрения его лексического значения? Грамматического? | Ученики работают индивидуально со словарем, | 2 мин 4 мин. | Коммуникативные, познавательные УУД |
7 | Применение нового знания в стандартной ситуации | | Учитель консультирует в случае необходимости. Учащимся дается задание наз-вать слова, которые имеют сле-дующие лексические значения: сильная вьюга, метель, снежная буря (пурга); безмоторный летательный аппарат (планёр). -Укажите их грамматическое значения. (Пурга – ж. род., ед. ч., И. пад.; Планёр – м. род, ед. ч., И. п.) | Ученики работают в парах с соседом по лицу | 3 мин. | Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД |
8 | Применение нового знания в стандартной ситуации | | Учитель предлагает задание. - Выясните по толковому сло-варю учебника значений слов громада, великан (1 группа); колосс, ветеран (2 группа) - Вопрос всему классу. Можно ли образовать от слов громада, великан, колосс – уменьшите-льно-ласкательные формы? Почему? Составьте и запишите с данными словами одно- два предложения. | Ученики работают в парах с соседом по плечу | 4 мин. | Познавательные, регулятивные УУД |
9 | Перенос в новые условия | | - Какими способами можно разъяснить лексическое значение слова? (Путем замены другими словами, близкими по смыслу; определением признаков предмета (действия или качества, обозначенного разными словами.) Запись в тетрадях - Лазурь, лазурный (ищут по большому толковому словарю 1 группа; другая группа по учебнику находит слово – лазоревый. (В сказках часто говориться о лазоревом цветке. Какого он цвета? Не голубой и не малиновый, а блестящий и яркий – см.: Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М., 1982 г.) Учитель предлагает определить, толкование таких слов: | Ученики отгадывают написание по словарю Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецензируя работы одноклассников. | 2 мин. | Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД |
10 | Перенос в новые условия | | 1.Лексический диктант (по методичке) 2. Отгадайте загадки - Как строятся кроссворды? (слайд) | | | |
11 | Перенос в новые условия | | - Составьте предложения о зимнем, весеннем, осеннем, летнем лесе (по группам) Каждый человек из группы составляет своё предложение, а потом объединяются, обсуждают и составляют сочинение-миниатюру о лесе (у каждого свое задание) | | | |
12 | Домашнее задание | | Упр 323(сочинение по картине) | | | Познавательные, регулятивные УУД |
13 | Подведение итогов | | | Ученики определяют, что они узна-ли на уро-ке, какие вопросы им хоте-лось бы обсудить на после-дующих уроках. | 3 мин. | Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД |
14 | Оценивание | | Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся. | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, само-оценка | 3 мин. | Коммуникативные, регулятивные УУД |
15 | Рефлексия | | Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков. |   | 1 мин. | Регулятивные УУД |