Тип урока: комбинированный.
Вид урока: традиционный с элементами практической работы.
Раздаточный материал (лист самооценки, тестовые листы, инструкции к практическим заданиям).
Динамометры.
Набор грузов.
Штатив с муфтой и лапкой.
Подвижный и неподвижный блоки.
Презентация “Блок”.
Компьютер.
Теория по теме “Простые механизмы. Рычаг” (2 минуты)
Теория по теме “Блок. Виды блоков” (8 минут)
IV. Проверка первичного усвоения знаний.
V. Подведение итогов урока, домашнее задание (1 минута)
№ этапа | Работа учителя. | Работа учащихся | Записи в тетради | Используемые слайды, пособия, оборудование, литература | Время |
1. | Приветствие. Просит проверить готовность к уроку, знакомит с планом урока, листом самооценки | Проверяют собственную готовность к уроку, знакомятся с планом урока, листом самооценки (Приложение 1) | | Слайды 2-3 | 1 мин. |
2.1 | Разъясняет учащимся правила заполнения приложения №1, просит учащихся озвучить ответы | Заполняют раздаточные листы, (Приложение 2), озвучивают по очереди свои ответы, осуществляют проверку ответов, заполняют лист самооценки | | Раздаточные листы. Слайд 4 | 2 мин. |
2.2. | Просит учеников открыть тетради практики и решить задачи №1 и №2 | Решают задачи №1 и №2, сверяют своё решение с решением на экране, заполняют лист самооценки | Записи решений задач №1и №2 в тетради практики | Слайды 5-8 | 6 мин. |
3.1.1 | Просит продолжить фразу “Разновид- ностями рычага являются…” | Отвечают “…ворот и блок” | | Слайд 9 | 0,5 мин. |
3.1.2 | Озвучивает тему урока, записывает её на доске | Записывают тему в тетрадь теории | В тетради теории: “Блок” | | 0,5 мин. |
3.1.3 | Демонстрирует блок. Просит учащихся сформулировать его определение. Формулирует сам определение, показывает его на экране. | Пытаются дать определение блока. Проверяют своё определение с определением на экране, записывают в тетрадь теории | “Блоком называют устройство, имеющее форму диска с желобом, по которому пропускают веревку, трос или цепь” | Слайд 10 | 1 мин. |
3.1.4. | Демонстрирует установки с подвижным и неподвижным блоками. Задаёт вопрос: “Посмотрите на установки. Чем отличаются эти блоки?” Блок может быть двух видов: подвижный и неподвижный. | Возможный ответ: “У одного ось не движется вместе с грузом, а другого - движется” | Виды блоков: - неподвижный (ось закреплена и не движется при подъёме груза)  - подвижный (ось движется вместе с грузом)  | Слайд 11, | 3 мин |
3.1.5. | Задаёт вопрос: “Так как блок является простым механизмом, то, для чего он может использоваться?” Каким образом преобразовывает блок силу, вы узнаете, проведя исследования в парах. Раздаёт инструкции к практическим работам | Возможный ответ: “С помощью блока можно преобразовать силу”. Получают инструкции к практическим работам (Приложение 3, Приложение 4) | | | 1 мин. |
3.2.1 | Следит за выполнением практических работ | Выполняют практические работы | | | 10 мин. |
3.2.2. | Предлагает учащимся проверить правильность сделанных выводов и записать их в тетрадь теории. | Проверяют правильность сделанных выводов, записывают их в тетрадь теории | Дорисовывают рисунки, сделанные в пункте 3.1. 4. 1)  2)  | Слайды 12, 13 | 3 мин. |
3.3.1 | Рассказывает о применении блоков | Слушают рассказ учителя | | Слайды 14-17 | 1,5 мин. |
3.3.2. | Предлагает выступить подготовившимся учащимся с сообщениями | Делают сообщения “Из истории применения блоков” (Приложение 5) | | Слайд 18, 19, 20 | 1,5 мин. |
4. | Организует проверку первичного усвоения знаний с помощью выполнения теста, объяснение ответов при возникновении затруднений с выбором | Выполняют тест, осуществляют его проверку, поясняют выбор ответа | В тетради практики: выбранные ответы | Слайды 21-29 | 10 мин. |
5. | Побуждает учащихся вспомнить все этапы урока, задает домашнее задание. | Запись домашнего задания в дневники. | §59: Упр. 3(1.2,3) Упр. 31 (4,5) Дополнительное задание: Изготовить из пластиковых бутылок действующие модели неподвижного и подвижного блоков. | Слайды 30, 31 | 1 мин. |