ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ
Тема урока: «Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции»
Цель урока: сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы.
Образовательные задачи урока: повторить и систематизировать изученный материал о четырехугольниках; обобщить представление об измерении площадей, основных свойствах площадей; вывести формулы для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма треугольника и трапеции и провести первоначальное закрепление применения этих формул;
Развивающие задачи урока: развитие мышления и элементов творческой деятельности (интуиции, смекалки, умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, конкретизировать, классифицировать);
Воспитательные задачи урока: воспитание графической культуры
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация
ХОД УРОКА
1 этап. Организационный.
Учитель: Изучение геометрии в 8 классе мы начали с изучения выпуклых многоугольников, в частности четырехугольников. С помощью схемы, изображенной на экране, повторим основные определения и свойства четырехугольников. (Демонстрируется слайд 2).Беседа по вопросам.
Вопросы:
1.Сформулируйте определение трапеции. Какие виды трапеции вы знаете?
2.Сформулируйте определение параллелограмма. Перечислите свойства параллелограмма.
3.Какие виды параллелограммов вы можете назвать? Приведите их определения.
4.Сформулируйте свойства прямоугольника; ромба; квадрата.
5. Назовите свойства, общие для всех этих четырехугольников.
2 этап. Проверка домашнего задания.
Учитель предлагает задания:
1.Расскажите, как измеряются площади многоугольников.
2.Сформулируйте основные свойства площадей многоугольников.
3.№ 451 – проверим устно, с комментированием; № 445 – покажите приготовленные творческие задания и сформулируйте вывод (площади многоугольников, составленных из попарно равных фигур, равны). Дополнительный вопрос по № 445: если площадь параллелограмма равна S, чему будет равна площадь треугольника? (Слайд № 3).
3 этап. Устные упражнения.
Учитель организует устную фронтальную работу учащихся с помощью слайдов № 4-7.
После демонстрации слайда № 7 учитель отмечает, что такой способ измерения неудобен на практике. Обычно измеряют лишь некоторые связанные с многоугольниками отрезки, а затем вычисляют площадь по определенным формулам. Тема сегодняшнего урока: «Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции». Сформулируем цель урока.
4 этап. Изучение нового материала.
Учитель, используя слайд № 8, вводит понятия «основание» и «высота» треугольника, прямоугольника, трапеции.
С опорой на слайд № 9 учащиеся, совместно с учителем, выводят формулу площади прямоугольника, формулу площади параллелограмма (слайд № 10), формулу площади треугольника (слайд № 11), формулу площади трапеции (слайд № 12). Учащиеся проводят рассуждения, выводят соответствующие формулы, записывают их в тетради, формулируют соответствующие правила. В результате в тетрадях учащихся получается опорный конспект.
Учитель: обратите внимание на то, что в учебнике эти утверждения сформулированы в виде теорем. Найдите в учебнике соответствующий материал, отметьте его. Запишите домашнее задание: № 452 (а), № 459 (а), № 468 (а), № 480 (а).
5 этап. Закрепление нового материала.
Используя слайд № 8, учитель организует устную работу по применению полученных формул. Учащиеся приводят свои примеры, решают задачи.
6 этап. Проверка усвоения материала.
Учитель проводит самостоятельную работу, организует самопроверку, используя слайды № 13 №14, объявляет критерий оценки. Учащиеся выполняют работы, проверяют и оценивают их в соответствии с критерием.
Итог урока. Аргументирование и выставление отметок.