Название учебника А .А. Плешаков, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир» УМК «Перспектива»
Название раздела, темы Город и село Красота любимого города. Часть 2, с.8
Осмыслить представления о городе, которые неразрывно связаны с его историей, культурой, людьми.
Узнать значение и происхождение названия города.
Познакомится с символами : гербом, гимном.
Формировать у обучающихся на основе проектной деятельности следующие УУД.
Развивать умение ориентироваться в плане города.
Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу.
Осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Запоминать и удерживать цель деятельности до получения её результата.
Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (не успешной) деятельности.
Осмыслить взаимосвязь человека и места, в котором он родился и живёт.
Понимать необходимость взаимной связи людей в городе.
Уметь образовать общее название жителей города по его названию.
Развивать представление об архитектурном образе города как о культурной ценности, которая растет со временем.
уметь распределять обязанности; учитывать мнение партнера; уметь договариваться; приходить к общему решению; обосновывать свое решение.
Формировать личное (эмоциональное) отношение к малой родине.
Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Этап урока | Задачи этапа урока | Деятельность учителя и обучающихся | Коммуникативные УУД | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Личностные УУД |
1. Организацион-ный момент | Организовать направленное внимание на начало урока. | Звучит гимн города. -Какое музыкальное произведение вы слушали? Молодцы, что узнали. Сегодня урок необычный у нас Готов к нему, вижу, каждый из вас: Улыбка, уверенность. Что ж, так держать! За парты садитесь, пора начинать. | | | Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. |
2. Актуализация знаний | Убедить детей в необходимости дальнейшего изучения родного города. | Есть, возможно, уголок красивей, Есть богаче, шире есть края Только мне из всей моей России Ближе всех Курчатова земля. Ребята, вы любите экскурсии, путешествия? Да, любим. А какими видами транспорта вы любите путешествовать? Мы любим путешествовать автобусом, поездом, самолетом. Но сегодня мы не поедем на автобусе или поезде, не полетим на самолете и не поплывем на корабле. Сегодня мы отправимся пешком на экскурсию по родному городу. Как вести себя на экскурсии? Быть внимательным, слушать, запоминать, развиваться. Вы и слушатели и экскурсоводы. | | Умение принимать и сохранять учебную задачу | | |
3. Постановка цели урока | Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. | Дети, кто знает, наш город молодой или старинный? Сколько ему лет? Нашему городу 45 лет. Значит наш город молодой. Как называют жителей Курчатова? Курчатовцы. Значит, все мы — курчатовцы! А хорошо ли вы знаете свой город? Да, хорошо. Да, конечно, мы вместе изучаем его, рисуем, фотографируем. И подготовили коллективный творческий проект. -Какова его цель? Зачем мы это делали? Потому что , это наша малая родина, место, где родились, живем, здесь живут наши друзья, здесь проходит наше детство. Мы хотим знать историю города, названия улиц и площадей, достопримечательности, места отдыха... Как и у каждого города, у Курчатова есть отличительные знаки — свой герб, и свой гимн. Герб состоит из двух частей. Верхняя (летящие куропатки) символизирует принадлежность к Курской области. В центре нижней части — эмблема атома — символа города атомщиков. Гимн города был написан в 2012году. Автор текста Олег Романов, музыка Е. Легостаева | Сотрудничество с учителем, высказывание своего мнения. | Умение образовать общее название жителей города по его названию Знакомство с символами: герб, гимн | | Формирование личного отношения к малой родине. |
4.Отчет творческих групп. 1)Группа «Историки» | Осмыслить представления о городе, которые неразрывно связаны с его историей | «Лицей №3» располагается в самом центре города. Недалеко находится здание городской администрации. Где есть городской архив. Творческая группа «Историки» побывала там. Сейчас они расскажут как всё начиналось. Презентация. Слайд №1 В чудесном курском уголке, Где Сейм течет по перекатам, Родился город на песке С прекрасным именем Курчатов. И город жил, и город рос, Творил судьбу, вершил победы, Он миллионы окон-звезд Зажег во всех концах планеты. Он дорог мне, он мной любим, И я любовь храню ту свято. Он на Земле такой один - Мой город с именем Курчатов! Слайд №2 История нашего любимого города связана с Курской атомной станцией. В тысяча девятьсот шестьдесят шестом году было принято решение о её создании. Уже через два года сюда прибыл первый отряд строителей, и закипела работа...Слайд №3 Строители сначала жиле во временном поселке — ПДУ, который располагался недалеко от Лукашевки. Слайд №4 Слайд №5 В тысяча девятьсот семидесятом году были построены первые жилые дома на улице Ленинградской и Молодежной. Слайд №6 Работая над проектом, мы посетили старейший район нашего города В тысяча девятьсот семьдесят первом году рабочему поселку было присвоено имя ученого физика Игоря Васильевича Курчатова. Здесь всегда было много молодежи и детей. Для них была построена школа. Слайд №7 Сегодня — это гиназия №1, отметившая недавно свой сороковой День рождения. Слайд №8 В архиве мы нашли фотографию старейшего детского сада№1, в котором воспитывались наши мамы и папы. Слайд №9 Сегодня здесь располагается редакция газеты и Управление МЧС. Слайд №10 Мальчишки и девчонки тех лет, так же как и мы, любили побегать на улице. С большим интересом они это делали на площадке с жирафами, лошадками и огромным слоном-горкой. Слайд №11 А сегодня здесь веселимся мы! Слайд №12 После тяжелого рабочего дня взрослые могли отдохнуть в клубе «Комсомолец» Слайд №13 Важную роль в жизни города играет водохранилище, без которого не может действовать атомная станция. Слайд №14 Посмотрите, как выглядело наше море в те далекие времена! Слайд №15 А сегодня — это один из любимых уголков Курчатова! Слайд №16 Вот она — история нашего города, города — атомщиков. | Учебное сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли. | Поиск и выделение необходимой информации | | |
2).Отчет группы «Городские географы и архитекторы» | Узнать названия всех улиц и площадей в городе. | Вот здесь, в западной части города, есть Стелла с надписью «Всесоюзная ударная комсомольская стройка» Отсюда начинается наш город, поэтому это место можно назвать главными «воротами» города Группа «Городские географы и архитекторы» проведет нас по улицам и площадям города. Итак, в путь. Работа по плану города. Диана Швецова Мы находимся на площади Николаева. Раньше эту площадь называли Комсомольской. Здесь начинаются первый и второй микрорайоны и первые улицы — Молодежная и Ленинградская. Улица Ленинградская одна из самых красивых и зеленых в городе. А названа она в честь ленинградских строителей (проектировщиков). Почему улицу назвали Молодежная? Да потому что, на стройку Атомной станции со всей страны приехала молодежь. Они жили в общежитиях на одной большой улице в первом микрорайоне — улице Молодежной. Главная улица города — проспект Коммунистический расположен между первым и вторым микрорайонами. Курчатовцы называют его «Аллеей» или «Бродвеем».В разное время года и суток проспект заполнен горожанами. Андрей Раков. Проспект приводит нас в центр города — на площадь Свободы. Площадь окружена красивыми зданиями: гостиница Россия, торговый центр, Дворец культуры. Это излюбленное место наших горожан. Зимой здесь ставят новогоднюю елку, в праздники устраивают концерты, демонстрации, митинги. Матвей Крюков. Второй микрорайон заканчивается скульптурой «Мирный атом» и начинается третий микрорайон. Он особенно близок нам. Здесь, в центре города, находится «Лицей №3», в котором мы учимся. Адрес Лицея — улица Космонавтов, дом 34 Эта улица названа в честь людей, которые покорили космос. Есть улица Пионерская и улица Гайдара, названная в честь нашего земляка ,детского писателя Аркадия Петровича Гайдара (Голикова). Алиса Морозова В четвертом микрорайоне издалека видны купола нового храма «Серафима Саровского». Здесь раскинулись улицы Строителей и Энергетиков. Улицу Строителей назвали в честь людей, которые построили город и атомную станцию. Наш город энергетиков, основное предприятие, станция вырабатывает энергию. Поэтому улице дали название — улица Энергетиков. Альбина Маслова Пятый микрорайон начинается от памятника «Черный тюльпан». Улица Мира и бульвар Победы .украшают наш город. В шестом микрорайоне можно погулять по улице Набережной. Она расположилась на берегу водохранилища и потому так названа. А улица Садовая выросла на месте прекрасных садов и тоже место прогулок горожан. Пройдя по этим улицам хоть один раз, вы по настоящему полюбите наш город. | | Умение ориентироваться в плане города. | | |
5.Физминутка | Этап физической разрядки. | Мы по улице шагаем, этажи в домах считаем. 1, 2, 3, 4, 5 — пятиэтажный домик наш. По бульвару мы шагаем, липы с кленами считаем 1, 2, 3, 4, 5 трудно нам их сосчитать. Поспешим, прибавим ходу, подойдем мы к переходу. К светофору подошли, Красный свет -прохода нет Желтый свет сигналит — жди! А зеленый свет — иди! | | | | Формирование установки на здоровый образ жизни. |
6. «Пятиминутка» безопасности. | Профилактика дорожно-транспортного травматизма. | Подробнее о светофоре и о правилах дорожного движения вам расскажет инспектор ГИБДД Дубровская Ирина Анатольевна. 1)Беседа о правилах дорожного движения. 2)Давайте поиграем с вами в такую игру: «Разрешается- запрещается». Если высказывание верное, вы говорите — разрешается, если нет — запрещается. *играть на проезжей части … *переходить улицу на зелёный сигнал светофора … *выбегать на дорогу … *переходить улицу по подземному переходу … *помогать старушкам переходить улицу … *громко говорить и смеяться в транспорте … *играть во дворе на специально отведенных площадках … *уступать место в транспорте пожилым людям .. *кататься на велосипеде, не держась за руль … *соблюдать правила дорожного движения … 3)Контрольные задания по теме «Элементы улиц и дорог» Работа в группах. | Сотрудничество со сверстниками при работе в группе | | | Формирование установок на безопасный образ жизни. |
3).Отчет группы «Экскурсоводы» | Осмыслить представления о городе, которые неразрывно связаны с его культурой. | -А мы продолжаем экскурсию по родному городу. -В Курчатове много красивых улиц. Летом они утопают в яркой зелени деревьев. Осенью пылают багрянцем рябин. Ребята, но если к нам приедут гости из другого города , что мы можем им показать? Какие достопримечательности есть у нас? Пожалуйста, «Экскурсоводы». Дети с фотографиями выходят к доске. Рассказывают. На плане города отмечают расположение памятника. Шашкин Виталий На площади Николаева стоит памятник - «Танк». Это не просто танк. Это самоходная артиллерийская установка. (На плакате: ИСУ-152). Её установили на постамент в 1995 году. Через 50 лет после победы в Великой Отечественной войне. Она мощная, далеко стреляет. 47 тонн весит эта установка. Её обслуживает экипаж из пяти человек. Главное вооружение — гаубица. Такие самоходки стали поступать на фронт с сентября 1943. Они помогли одержать победу. После войны их усовершенствовали и они долго состояли на вооружении Советской Армии. Ляшенко Карина 23 июля 2011 года исполнилось 50 лет со дня первого полёта человека в космос. Это состоялось (На плакате: 12 апреля 1961 года). Первый космонавт, россиянин , Юрий Алексеевич Гагарин. Во многих городах России установлены памятники первооткрывателю космоса. Даже в Лондоне есть такой памятник. Есть они и у нас. Пройдем на набережную по улице Космонавтов и увидим этот бюст. Точно такой же появился и во дворе Гимназии №1. На постаменте выбиты такие слова «Главная сила в человеке — это сила духа». Это значит, что только бесстрашные, сильные, мужественные люди верят в победу и покоряют вершины. Таким и был Юрий Алексеевич Гагарин. Федорова Анастасия Передвигаясь по улице Космонавтов, сразу замечаем большую скульптуру «Мирный атом» рядом с кинотеатром «Прометей». Мы знакомы с легендой о Прометее, который подарил людям огонь и спас жизнь на земле. Образ легендарного Прометея, выполнен из бетона и стали. Автор работы Б. П. Милюков. Что означает эта скульптура? Прометей держит в руках модель атома. Он показывает, что атом должен нести людям не разрушения и гибель, а мир. Алешина Дарья Украшением центральной площади города является памятник Игорю Васильевичу Курчатову. Он был открыт 20 декабря 1996 года. Игорь Васильевич Курчатов известный ученый, физик , который изучал энергию атомов. Именно он научил молодых использовать атом в мирных целях .Отлитый в металле человек с окладистой бородой, закинув ногу, на ногу, сидит в кресле. На его груди три звезды Героя. Он пристально вглядывается в проходящих людей. Учитель Дети, недавно мы отмечали день Защитников Отечества. У памятника «Черный тюльпан» и сейчас венки и корзины цветов. Этот памятник разработан учителем рисования Антроповым Памятный знак в виде черного надломленного тюльпана — символ траура и скорби. На гранитном монументе надпись: «Погибшим в Афганистане» и имена восьми воинов -афганцев, призванных из Курчатова. Кондратьев Сергей Недалеко от «Черного тюльпана» находится памятник «Журавли». Мой дедушка ФИО, участвовал в установке этого памятника в 2006 году. Он посвящен тем людям, которые погибли в радиационных авариях на Чернобыльской АЭС. На памятнике мы видим три журавля с размахом крыльев в два метра взметнулись на разной высоте. Они воплощают три наиболее пострадавшие от аварии республики: Россию, Украину и Белоруссию. Четыре опоры символизируют четыре энергоблока. Одна из них — четвертый энергоблок — разрушена. Средняя часть опор увенчана колоколом, который своим звоном напоминает о беде. Дети, вот это, святые места нашего города. А сейчас я вас призываю очень тихо, очень тихо подойти ещё к одному святому месту — храму Успения Пресвятой Богородицы | | Формирование представления об архитектурном образе города как о культурной ценности. | | |
4). Группа «Журналисты». | Осмыслить представления о городе, которые неразрывно связаны с его людьми. | -Много в Курчатове замечательных памятников. А еще в городе живут замечательные люди. Каждый житель города много трудится, чтобы город был красивым. И среди них ваши родители. На доске сводная таблица. Сфера деятельности. Профессии. Количество работников Карина Мартикян Люди самых различных профессий В нашем городе славном живут. А на Курской АЭС днем и ночью Энергетики вахту несут. Виктория Пенечок. Моя мама работает в Службе занятости. Она помогает жителям города найти работу. Она и мне помогла собрать сведения о том, где работают курчатовцы. Главное предприятие в городе -атомная станция. Там работают более 4000 человек: энергетики, ремонтники, операторы. Все вместе они производят электричество. Дают нам свет и тепло. Лечат и заботятся о здоровье горожан врачи и медсёстры из медсанчасти. Школы и детские сады очень нужны всем детям. Здесь мы растём и получаем знания. В образовании работают 1500 учителей и воспитателей. Все здания в городе построены строителями. В нашем городе есть предприятие. Там производят молоко, мясо, выращивают овощи в теплице. Перевозят жителей города водители из транспортного хозяйства. Более 2000 курчатовцев работают продавцами, поварами, парикмахерами. У всех очень нужные и важные профессии. | | Поиск и выделение необходимой информации Понимать необходимость взаимной связи людей в городе. | | |
5)Группа «Фотохудожники». | Осмыслить взаимосвязь человека и места, в котором он родился и живет | Перед вами наш вернисаж. У каждого есть любимые места в городе, где можно отдохнуть. Группа «Фотохудожники» подготовила вам задание. Соберете пазлы и назовите эти места. Работа в группах. Дети собирают пазлы и называют места отдыха горожан. Стадион. Набережная. Изумрудный городок. Сказочная избушка. Проспект Коммунистический | Учебное сотрудничество со сверстниками. Умение выражать свои мысли. | | Выполнять действия по заданному образцу | |
Итог урока Рефлек-сия. | Оценить собственную деятельность на уроке | Подведем итог. Ответьте одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. 1.Сегодня я узнал... 2.Я научился... 3.Мне захотелось... На этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается. Но мы продолжим работу по проекту. Соберём более подробную информацию о нашем городе. Спасибо дети за подготовку и работу на уроке. Вручение памятных дипломов. | | | Анализ эмоционального состояния. | |