СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока математике по теме: "Сумма. Слагаемое"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма рока: традиционный урок

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока математике по теме: "Сумма. Слагаемое"»

План-конспект урока математики по теме

«Слагаемые. Сумма»



Учебник: «Математика» авт. М.И. Моро, С.И. Волков, Москва, «Просвещение», 2011, 1 класс, часть 1, с. 78.

Основная цель темы: познакомить с терминами «слагаемые», «сумма»; научить использовать в речи эти термины при чтении математических записей; научить прибавлять числа 1, 2; формировать осознанные и прочные вычислительные навыки.

В результате изучения данной темы учащиеся должны запомнить понятия «слагаемое» и «сумма».

На изучение темы отводится 1 час. Данный урок является первым в изучении данной темы.

Предмет усвоения: понятия «слагаемые» и «сумма».

Средства усвоения: презентация, учебник, тетрадь в клетку, наглядное пособие (карточки) последовательность числового ряда с пропущенными числами, цепочка, слайды с презентации, задания с рисунками №1 с.78, №1 с.86.

Опорные знания

Опорные умения

Знание счета от 1 до 10, а также значения знаков «плюс и минус». Понятия «больше, меньше или равно».

Умение прибавлять одно число к другому числу и получать результат при вычислении. Умение работать с числовым отрезком.


Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Форма урока: традиционный урок.

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, самостоятельная, индивидуальная.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, ИЗО.

Принципы обучения:

  1. Сознательности и активности

  2. Наглядности

  3. Систематичности и последовательности

  4. Доступности

  5. Учета индивидуальных и возрастных особенностей


Планируемые результаты УУД:

Личностные:

  1. Слушать и выполнять требования учителя;

  2. Формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

  3. Способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;

  4. Способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

  5. Формирование личностных качеств: любознательность, трудолюбие, целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

  6. Умение слушать и слышать собеседника. Обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Регулятивные:

  1. Формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

  2. Учиться высказывать своё предположение на основе работы материала;

  3. Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

  4. Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;

  5. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Познавательные:

  1. Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, находить закономерности, обобщать;

  2. Использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы для решения задач;

  3. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  4. Устанавливать причинно-следственные связи;

  5. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  6. Устанавливать аналогии.

Коммуникативные:

  1. Выражать в речи свои мысли и действия;

  2. Работать в паре, слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге на уроке;

  3. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;

  4. Использовать речь для регуляции своего действия;

  5. Работать в паре и группе.


Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока


Этапы усвоения:

Этапы урока:


Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности

1. Подготовка к восприятию

Актуализация опорных знаний, умений

2. Восприятие

3. Осмысление

Открытие нового знания

4. Закрепление

Закрепление новых знаний, умений и навыков (первичное закрепление)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

5.Применение

Включение в систему знаний и повторение учебного содержания


Рефлексия учебной деятельности


Задачи

С точки зрения учителя

Образовательные

Закрепить понятие «числовой ряд», последовательность чисел ряда. Познакомить с новыми математическими терминами: «слагаемые», «сумма». Закрепление новых понятий, названий.

Развивающие

Формирование умения счета от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, читать математическую запись, числовые равенства, определять «слагаемое», находить «сумму», Закрепить вычислительные навыки. Развитие навыков самоконтроля и самооценки; внимания, речевых умений, умений анализировать, сравнивать и обобщать.

Воспитательные

Воспитание интереса к предмету математики и положительной мотивации к процессу обучения. Воспитание самостоятельности мышления. Формировать умение работать в группе.




Этапы урока, цели.

Этапы усвоения:

  1. Организация момент

Цель: организовать начало урока

На доске написано число и классная работа.

- Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Тут примеры и задачи

Игры, ребусы для вас!

Пожелаю всем удачи –

За работу, в добрый час!


1 этап – Подготовка к восприятию

2. Актуализация опорных знаний, умений

Цель: организовать повторение опорных знаний, умений и навыков (актуализация опорных ЗУН, необходимых для изучения нового материала)

- Чем мы с вами занимаемся на уроках математики? (пишем цифры, считаем).

- А теперь давайте немного поиграем.

Учебное задание № 1. Игра «Где мое место?»

Задача для учителя: организовать работу учащихся по восстановлению чисел в числовом ряду в прямом и обратном порядке; выявление понятий «предыдущее и последующее число» в числовом ряду.

Организация работы: осознание задания; высказывание мнений.

Средство усвоения: карточки с цифрами от 1 до 10.

Форма организации: работа в группе; фронтальный опрос

Подведение результатов: проверка по рядам, высказывание мнений учащихся с места.

Содержание:

(К доске вызываются 10 учащихся, каждый из которых получает карточку с числами от 1 до 10. Дети должны быстро построиться по порядку номеров у доски).

- Ребята (обращается к тем, кто сидит за партами), как вы думаете, что необходимо сделать ребятам, кто стоит у доски? (встать по порядку)

- Правильно ли построились ребята? (правильно)
- Назовите соседей числа 3. (2, 4)

- Назовите предыдущее число по отношению к числу 7. (6)

- Назовите следующее число числа 8. (Девять)

- А теперь постройтесь, начиная с самого большого. (Дети построились)

- Как вы думаете ребята правильно построились? (да)

- Молодцы! Садитесь на свои места.


Учебное задание №2 (слайд 1). Решение шуточных задач.

Задача для учителя: организовать работу учащихся по решению задач со слайда.

Организация работы: осознание задания; высказывание мнений.

Средство усвоения: слайд на презентации.

Форма организации: фронтальный опрос.

Подведение результатов: появление правильного результата на слайде.

Содержание:

  • Стоя на одной ноге, гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (2 кг)

  • Я шёл, пятачок нашёл. С другом пойдём – сколько найдём? (нельзя ответить)

  • Шли два друга в школу. Навстречу им шли ещё 2 друга. Сколько друзей шло в школу? (2)


Учебное задание №3 (слайд 2). Устный счёт.

Задача для учителя: организовать работу учащихся по устному счету.

Организация работы: просмотр задания на слайде, осознание задания; высказывание мнений учащихся.

Средство усвоения: слайд на презентации.

Форма организации: работа в группе по рядам.

Подведение результатов: появление правильного результата на слайде.

Содержание:

3+2+1+4-3-2-1+4=? (8)


Подведение итогов (слайд 3).

- Оцените себя. Трудно ли вам было выполнять эти задания? Какой смайлик каждый себе выберет?

3. Постановка цели урока

Цель: подвести учащихся к осознанию учащимися цели урока, сформулировать ее

Учебное задание №4. Запись равенства и формулировка цели урока учащимися.

Задача для учителя: закрепить понятие «числовое равенство», умение читать математическую запись, числовые равенства; развивать математическую речь; подвести к теме и цели урока.

Организация работы: каждый ученик прописывает пример в тетради, осознание задания, высказывание мнений.

Средство усвоения: чтение стихотворения.

Форма организации: индивидуальная работа, фронтальный опрос.

Подведение результатов: проверка результатов записи на доске и в тетрадях.

Содержание:

У одного из малышей
Комплект из трех карандашей.
Другой рисует четырьмя.
О, это лучше, чем тремя!
«А сколько всех карандашей?» -
спросим наших малышей. (7)

- Давайте составим математическую запись по этому стихотворению (один ученик у доски, остальные пишут в тетради). 3+4=7

- Как называется это выражение? (математическая запись, пример, числовое равенство)

- Что такое «равенство»? (запись, в которой стоит знак «равно», левая и правая части равны)

- Как можно прочитать это числовое равенство? (1. к трем прибавить два получится пять; 2. три увеличить на два получится пять; 3. три да ещё два будет пять).

- Эту запись ещё можно прочитать, используя математические термины. Прочитайте. (ответа нет)

- Почему не получается? (не хватает знаний).

- Значит, какая цель сегодняшнего урока? (познакомиться с новыми математическими терминами, узнать как прочитать числовое равенство, с помощью математических терминов).

- Верно, будучи внимательными на уроке, в конце – вы сможете обязательно грамотно прочесть это числовое равенство.


2, 3 этапы – Восприятие, осмысление

4. Усвоение новых знаний

Цель: познакомить с новыми математическими терминами: «сложение», «слагаемое» и «сумма»

Работа со слайдом на презентации (слайд 4).

- Как мы говорим, когда добавляем к одному числу другое число? (мы прибавляем, добавляем, складываем)

- Итак мы подошли с вами к тому, что когда мы одно складываем с другим - такое математическое действие называется СЛОЖЕНИЕ.

- Каким знаком обозначается это действие? (знаком плюс)

- К нам на урок прибежал зайчик. Как вы думаете, что любит кушать зайчик? (морковку, капусту).

Учебное задание №5 (слайд 5). Составление равенства по картинке.

Задача для учителя: организовать работу учащихся по записи задачи по картинке со слайда.

Организация работы: просмотр слайда, запись задания в тетради, осознание задания; высказывание мнений.

Средство усвоения: слайд на презентации.

Форма организации: фронтальный опрос, индивидуальная работа.

Подведение результатов: высказывание мнений учащихся с места, самопроверка (сопоставление результатов в тетради и на слайде).

Содержание:

- Зайчик пошел в огород, сорвал и положил в корзину 2 кочана капусты. Давайте нарисуем в тетради столько же кругов.

- Потом он дошел до грядки с морковью, сорвал и положил в корзину четыре морковки. Нарисуем столько же треугольников.

- Что делал зайчик с овощами? (складывал в корзину)

- Какое действие он выполнял? (сложение)

- Что он складывал? (2 кочана капусты и 4 морковки)

- Помогите, ребята, зайчику сосчитать - сколько всего овощей положил в корзинку наш зайчик? Сколько фигур всего вы нарисовали у себя в тетради? (6)

- А как вы догадались? Что вы сделали? (составили пример, равенство)

- Вы составили равенство или математическое выражение на сложение. Т.е. вы прибавили к четырем морковкам две капусты. И получили всего 6 овощей.

- Как это записать математически? (2+4=6)


Работа со слайдом на презентации (слайд 6). Изучение новых математических терминов «слагаемое», «сумма».

Задача для учителя: сформировать представление о понятиях: «слагаемые, сумма», научить читать равенства с использованием новых математических терминов.

Организация работы: просмотр задания, осознание задания; высказывание мнений.

Средство усвоения: слайд на презентации.

Форма организации: работа в группе (опрос по рядам).

Подведение результатов: высказывание мнений учащихся с места.

Содержание:

- Итак, числа, которые мы складываем, называются слагаемыми. Первое число при сложении всегда будет называться первое слагаемое, второе число – второе слагаемое. Число, которое получилось при сложении двух этих чисел – называется сумма, т.е. результат сложения.

- Числа, которые мы складываем, на математическом языке называются СЛАГАЕМЫМИ.

- Назовите первое слагаемое. (2)

- Назовите второе слагаемое. (4)

- Как можно назвать число 6? (ответ, то, что получилось, результат или сумма)

- Итак, прочитайте запись которую мы составили, используя новые слова. (первое слагаемое 2, второе слагаемое 4, сумма 6)

Молодцы!


Учебное задание №6. Работа с учебником (стр.86 зад.1).

Задача для учителя: организовать работу учащихся по присчитыванию и отсчитыванию числа 2.

Организация работы: чтение задания, осознание задания; высказывание мнений.

Средство усвоения: задание в учебнике.

Форма организации: работа в парах.

Подведение результатов: высказывание мнений учащихся с места.

Содержание:

- В учебнике в задании №1 что изображено на картинке? (дети танцуют)

- А как они танцуют? (в парах)

- Что значит в парах? (по два человека)

- Значит, первая пара – это сколько будет человек? (отвечает первая парта)

- А сколько будет человек, если добавить еще одну пару танцоров? (вторая парта) и т.д.

- Что мы сейчас делали? (прибавляли по 2, складывали) Чему будет равно второе слагаемое в наших примерах? (2) Чему будет равна сумма всех танцоров?(10)

- А теперь давайте сделаем наоборот, будем отсчитывать или отнимать по 2. У нас есть подсказка: ниже задания флажки с цифрами. Сколько получится, если мы от 10 будем отнимать по 2? (отвечает первая парта второго ряда) и т.д.

- Молодцы! Справились с заданием.

Учебное задание №7 (слайд 7). Поиск выражений только с суммой.

Задача для учителя: сформировать умение выявлять равенства на сложение и вычитание.

Организация работы: чтение задания, осознание задания; высказывание мнений.

Средство усвоения: слайд на презентации.

Форма организации: фронтальный опрос.

Подведение результатов: высказывание мнений учащихся с места.

Содержание:

- На слайде изображены выражения на сложение и вычитание. Какие из них на сложение? Значит, остались какие примеры?

- Можно ли примеры на вычитание читать, используя слова «слагаемое», «сумма»? (Нет.)

- А почему? (другое действие)



Подведение итогов.

- Хорошо. Ребята, скажите пожалуйста, с какими новыми математическими терминами мы сегодня познакомились? (сложение, первое и второе слагаемое, сумма).

Физминутка

В норке спал хорёк зимой,

Но проснулся он весной.

Вверх он лапки потянул,

Головой своей кивнул.

И помчался он вприпрыжку,

Словно озорной мальчишка.

5. Закрепление новых знаний, умений и навыков

Цель: закрепить знание новых математических терминов, умение читать выражения с использованием новых понятий

Учебное задание №8. Работа с учебником (стр.78 зад.1).

Задача для учителя: Отработка с учащимися использования терминов «первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма чисел».

Форма организации: индивидуальная работа, фронтальный опрос.

Организация работы: чтение задания, осознание задания; высказывание мнений.

Средство усвоения: задание в учебнике.

Подведение результатов: высказывание мнений учащихся с места.

Содержание:

Ученики выполняют задание в тетради с комментированием.

Учитель обращает внимание детей на то, чтобы они при комментировании читали выражения по-разному. Например: «Первое слагаемое – один, второе слагаемое – один, значение суммы – два. Сумма чисел два и один равна трём. Два увеличить на два – получится четыре. К трём прибавить один – получится четыре». И т. д.

6. Подведение итогов.

Цель: подвести итог урока.

- С какими новыми знаниями мы сегодня с вами познакомились?

- Из каких понятий состоит математическое выражение на сложение?

- Чему учились на уроке?

- Что было интересно, а что трудно?

7.Рефлексия

Цель: формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Наш урок подошел к концу.

- Давайте ребята, оценим свой труд на уроке. Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Легко вам было или были трудности?

- Трудно ли вам было осваивать новые понятия?

Давайте каждый сам себе выберет смайлик.

Спасибо за урок.