СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока милосердия для 2 класса на тему: "Милосердное отношение к слабым, больным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока милосердия для 2 класса по программе Г.Зубовой "Уроки милосердия"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока милосердия для 2 класса на тему: "Милосердное отношение к слабым, больным"»

Внеурочное занятие «Урока милосердия».

2 класс.

Тема занятия: «Милосердное отношение к слабым, больным»


Макеева Ирина Павловна,

учитель начальных классов

МБОУ Мучкапской СОШ


Цель: расширение представления об общечеловеческих ценностях и нравственных качествах человека.


Задачи:

  • воспитывать отзывчивость и милосердие к окружающим на примерах художественных произведений;

  • развивать нравственные качества настоящего человека;

  • расширять кругозор учащихся.


Планируемые результаты:

учащиеся должны знать: значение слова «милосердие», пословицы о доброте и милосердии.

учащиеся должны уметь: дать оценку поступкам людей на примерах художественных произведений; работать в группах, формулировать выводы из изученного материала; составлять рассказы по материалам проведенной работы.


Тип урока: урок освоения нового знания

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, самостоятельная.


Оборудование:

  • Зубова Г.Д. Уроки милосердия. Учебное пособие для учащихся 2-х классов,

  • интерактивная доска, компьютер, проектор,

  • листы бумаги, ножницы, клей,

  • раздаточный материал для рефлексии.



Ход занятия:

  1. Целеполагание и мотивация.

(Учитель читает стихотворение М.Ю.Лермонтова «Каменное сердце» под тихую мелодию) (Слайд №1)

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

- Какое настроение вызвало у вас стихотворение? Почему?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будет говорить на уроке?

- Какая будет тема нашего урока?

- Правильно, мы поговорим о милосердии и доброте. Тема нашего урока: «Милосердное отношение к слабым, больным». (Слайд №2)


  1. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднений.

- Что обозначает слово «милосердие»? (Слайд №3) Из каких двух частей состоит оно?

(Сердце и милует, т.е. любит, жалеет).

- Что по вашему обозначает слово «милосердие»?

- Давайте прочитаем, как это слово объяснено в «Толковом словаре» С.И. Ожегова. (Слайд №4)

Милосердие – сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся.

- Какого человека называют милосердным? (Слайд №5) (Быть милосердным – значит относиться с любовью и состраданием к тем, кто слабее тебя, кто нуждается в твоей любви, заботе, внимании).


- Какие слова подходят к слову «милосердный»? А какие нет? (Все слова нужно расставить в два столбика). (Слайд №6)


Сострадательный, жестокий, злой, внимательный к окружающим, добрый, равнодушный, отзывчивый.


  1. Выявление места и причины затруднений.

Слушание и анализ рассказа В. Сухомлинского «Именинный обед». (Слайд №7)

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры и бабушка. Нина самая младшая: ей восьмой год. Бабушка – самая старшая: ей восемьдесят два года. У бабушки дрожат руки. Несет ложку бабушка - ложка дрожит, капельки падают на стол.

Скоро день рождения Нины. Мама сказала, что на ее именины у них будет праздничный обед. На обед Нина пусть пригласит подруг.

Вот и настал этот день. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: это же бабушка сядет за стол, а у нее же руки дрожат. Подруги будут смеяться. Расскажут потом в школе, как у Нининой бабушки руки дрожат.

Нина тихонько сказала маме:

- Мама, пусть бабушка не садится за стол сегодня.

- Почему? – удивилась мама.

- У нее руки дрожат. Капает на стол.

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала ее в шкаф.

Долго сидела молча, потом сказала:

- У нас сегодня бабушка больна. Поэтому именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.


- Назовите всех членов семьи Нины.

- Какое настроение царило в семье до разговора Нины с мамой и после него?

- Почему слова Нины так поразили маму?

- Объясните, как вы поняли пожелание матери: «Будь настоящим человеком»? Как вы считаете, поняла ли Нина свою ошибку?

- Если да, то попробуйте продолжить этот рассказ.

- Как бы вы поступили в таком случае?


  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Рассмотрите картинку в учебнике на стр. 48. Какой там мальчик нарисован, какой снеговик? (Слайд №8)

- Как вы думаете, почему мальчик грустит?

Чтение стихотворения Т.Дашкевича «Снеговик». (Слайд №9)


Я наблюдала из окна

Однажды в декабре:

Весь день лепил снеговика

Мальчонка во дворе.

Он весь вспотел, он так устал

Работа нелегка,

Но всё же дела не бросал –

Лепил снеговика.

Морковный нос, весёлый рот,

Глаза из угольков.

Ну, вот уж вечер настаёт,

И снеговик готов.

Ушёл мальчонка отдыхать,

В тепле попить чайку.

Придется одному стоять

Теперь снеговику.

Но чья-то злобная рука

Забавы, скуки ради

Разрушила снеговика,

На красоту не глядя.

О, сколько горя испытал

Тот мальчик поутру! –

Поймите, дети, и всегда

Чужой цените труд.


- Какими качествами обладает маленький мальчик в нашем стихотворении?

- Вам жалко было мальчика? Почему?

- Прочитайте строки стихотворения, в которых содержится главный смысл.

- Были ли у вас случаи, что вас обижали вот также?

- Посмотрите на рисунок и придумайте счастливый конец этой истории.

- Давайте и мы придем на помощь маленькому настойчивому человечку и построим ему снеговика.

(Дети обводят свои ладошки и вырезают, затем на доске склеивают большого снеговика)



- Молодцы, наш снеговик улыбается, и мальчик тоже рад. Мы сделали одно маленькое доброе дело.

- Ребята сейчас нам прочитают наизусть стихотворения о доброте. (Слайд №10)


***

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…


Добрых людей, как всегда, не хватает…

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые — щедро больным помогают,

Добрые — дарят тепло и уют,

Добрые — в ногу со слабым шагают

И никакого спа-си-бо не ждут. (Генрих Акулов)


***

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.


  1. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.

- Издавна наш народ придумал много пословиц о добре и милосердии, потому что считал их одними из самых главных добродетелей. (Слайд №11)

Собери пословицу и объясни значение.


Доброе слово лечит,

кто добра не делает никому.

Кто доброе творит,

а злое калечит.

Худо тому,

того зло не вредит.


Доброе слово лечит, а злое калечит.

Кто доброе творит, того зло не вредит.

Худо тому, кто добра не делает никому.


  1. Включение в систему знаний и повторение.

- А теперь посмотрите, как о милосердии и доброте говорили в разные времена известные люди:

1. «Чтобы помочь другому человеку, не обязательно быть сильным и богатым, - достаточно быть добрым…» Симеон Афонский. (Слайд №12)

2. «В жизни есть одно несомненное счастье – жить ради других» Л.Н.Толстой. (Слайд №13)

3. «Чтобы ценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в себе» У.Шекспир. (Слайд №14)

- Что общего во всех этих высказываниях людей, которые жили в разное время и в разных местах? (Человек, который делает добро другим, умеет сопереживать, такой человек по-настоящему счастлив)

- Вы абсолютно правы, Только милосердный человек способен проникнуться к беде других людей с сочувствием и состраданием. Только милосердный человек способен совершать добрые поступки не приобретая ничего взамен и не требуя благодарности.


  1. Рефлексия.

- Закончим наш урок песней «Дорогою добра». Только сначала оцените свою работу на уроке:

Если урок понравился, и вам все было понятно, тогда возьмите красную ладошку, если вы встретили некоторые трудности – возьмите желтую ладошку, если урок был сложным и материал вы не поняли – тогда возьмите зеленую ладошку и выложите солнышко, которое улыбнется нам всем. (Слайд №15)

  1. Домашнее задание.

- Выполни любое задание на карточке.

Карточка. Домашнее задание.

1. Раскрась картинку.


2. Допиши пословицу.


Худо тому, кто ___________________________________________________


Доброе слово лечит, а_____________________________________________

3. Разгадай ребус, запиши слово.


__________________________________________________________________________________