Внеурочное занятие «Урока милосердия».
2 класс.
Тема занятия: «Милосердное отношение к слабым, больным»
Макеева Ирина Павловна,
учитель начальных классов
МБОУ Мучкапской СОШ
Цель: расширение представления об общечеловеческих ценностях и нравственных качествах человека.
Задачи:
Планируемые результаты:
учащиеся должны знать: значение слова «милосердие», пословицы о доброте и милосердии.
учащиеся должны уметь: дать оценку поступкам людей на примерах художественных произведений; работать в группах, формулировать выводы из изученного материала; составлять рассказы по материалам проведенной работы.
Тип урока: урок освоения нового знания
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, самостоятельная.
Оборудование:
Зубова Г.Д. Уроки милосердия. Учебное пособие для учащихся 2-х классов,
интерактивная доска, компьютер, проектор,
листы бумаги, ножницы, клей,
раздаточный материал для рефлексии.
Ход занятия:
Целеполагание и мотивация.
(Учитель читает стихотворение М.Ю.Лермонтова «Каменное сердце» под тихую мелодию) (Слайд №1)
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
- Какое настроение вызвало у вас стихотворение? Почему?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будет говорить на уроке?
- Какая будет тема нашего урока?
- Правильно, мы поговорим о милосердии и доброте. Тема нашего урока: «Милосердное отношение к слабым, больным». (Слайд №2)
Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднений.
- Что обозначает слово «милосердие»? (Слайд №3) Из каких двух частей состоит оно?
(Сердце и милует, т.е. любит, жалеет).
- Что по вашему обозначает слово «милосердие»?
- Давайте прочитаем, как это слово объяснено в «Толковом словаре» С.И. Ожегова. (Слайд №4)
Милосердие – сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся.
- Какого человека называют милосердным? (Слайд №5) (Быть милосердным – значит относиться с любовью и состраданием к тем, кто слабее тебя, кто нуждается в твоей любви, заботе, внимании).
- Какие слова подходят к слову «милосердный»? А какие нет? (Все слова нужно расставить в два столбика). (Слайд №6)
Сострадательный, жестокий, злой, внимательный к окружающим, добрый, равнодушный, отзывчивый. |
Выявление места и причины затруднений.
Слушание и анализ рассказа В. Сухомлинского «Именинный обед». (Слайд №7)
У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры и бабушка. Нина самая младшая: ей восьмой год. Бабушка – самая старшая: ей восемьдесят два года. У бабушки дрожат руки. Несет ложку бабушка - ложка дрожит, капельки падают на стол.
Скоро день рождения Нины. Мама сказала, что на ее именины у них будет праздничный обед. На обед Нина пусть пригласит подруг.
Вот и настал этот день. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: это же бабушка сядет за стол, а у нее же руки дрожат. Подруги будут смеяться. Расскажут потом в школе, как у Нининой бабушки руки дрожат.
Нина тихонько сказала маме:
- Мама, пусть бабушка не садится за стол сегодня.
- Почему? – удивилась мама.
- У нее руки дрожат. Капает на стол.
Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала ее в шкаф.
Долго сидела молча, потом сказала:
- У нас сегодня бабушка больна. Поэтому именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.
- Назовите всех членов семьи Нины.
- Какое настроение царило в семье до разговора Нины с мамой и после него?
- Почему слова Нины так поразили маму?
- Объясните, как вы поняли пожелание матери: «Будь настоящим человеком»? Как вы считаете, поняла ли Нина свою ошибку?
- Если да, то попробуйте продолжить этот рассказ.
- Как бы вы поступили в таком случае?
Построение проекта выхода из затруднения.
- Рассмотрите картинку в учебнике на стр. 48. Какой там мальчик нарисован, какой снеговик? (Слайд №8)
- Как вы думаете, почему мальчик грустит?
Чтение стихотворения Т.Дашкевича «Снеговик». (Слайд №9)
Я наблюдала из окна
Однажды в декабре:
Весь день лепил снеговика
Мальчонка во дворе.
Он весь вспотел, он так устал
Работа нелегка,
Но всё же дела не бросал –
Лепил снеговика.
Морковный нос, весёлый рот,
Глаза из угольков.
Ну, вот уж вечер настаёт,
И снеговик готов.
Ушёл мальчонка отдыхать,
В тепле попить чайку.
Придется одному стоять
Теперь снеговику.
Но чья-то злобная рука
Забавы, скуки ради
Разрушила снеговика,
На красоту не глядя.
О, сколько горя испытал
Тот мальчик поутру! –
Поймите, дети, и всегда
Чужой цените труд.
- Какими качествами обладает маленький мальчик в нашем стихотворении?
- Вам жалко было мальчика? Почему?
- Прочитайте строки стихотворения, в которых содержится главный смысл.
- Были ли у вас случаи, что вас обижали вот также?
- Посмотрите на рисунок и придумайте счастливый конец этой истории.
- Давайте и мы придем на помощь маленькому настойчивому человечку и построим ему снеговика.
(Дети обводят свои ладошки и вырезают, затем на доске склеивают большого снеговика)

- Молодцы, наш снеговик улыбается, и мальчик тоже рад. Мы сделали одно маленькое доброе дело.
- Ребята сейчас нам прочитают наизусть стихотворения о доброте. (Слайд №10)
***
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
Добрых людей, как всегда, не хватает…
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут. (Генрих Акулов)
***
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.
- Издавна наш народ придумал много пословиц о добре и милосердии, потому что считал их одними из самых главных добродетелей. (Слайд №11)
Собери пословицу и объясни значение.
Доброе слово лечит, | кто добра не делает никому. |
Кто доброе творит, | а злое калечит. |
Худо тому, | того зло не вредит. |
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Кто доброе творит, того зло не вредит.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Включение в систему знаний и повторение.
- А теперь посмотрите, как о милосердии и доброте говорили в разные времена известные люди:
1. «Чтобы помочь другому человеку, не обязательно быть сильным и богатым, - достаточно быть добрым…» Симеон Афонский. (Слайд №12)
2. «В жизни есть одно несомненное счастье – жить ради других» Л.Н.Толстой. (Слайд №13)
3. «Чтобы ценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в себе» У.Шекспир. (Слайд №14)
- Что общего во всех этих высказываниях людей, которые жили в разное время и в разных местах? (Человек, который делает добро другим, умеет сопереживать, такой человек по-настоящему счастлив)
- Вы абсолютно правы, Только милосердный человек способен проникнуться к беде других людей с сочувствием и состраданием. Только милосердный человек способен совершать добрые поступки не приобретая ничего взамен и не требуя благодарности.
Рефлексия.
- Закончим наш урок песней «Дорогою добра». Только сначала оцените свою работу на уроке:
Если урок понравился, и вам все было понятно, тогда возьмите красную ладошку, если вы встретили некоторые трудности – возьмите желтую ладошку, если урок был сложным и материал вы не поняли – тогда возьмите зеленую ладошку и выложите солнышко, которое улыбнется нам всем. (Слайд №15)

Домашнее задание.
- Выполни любое задание на карточке.
Карточка. Домашнее задание.
1. Раскрась картинку.

2. Допиши пословицу.
Худо тому, кто ___________________________________________________
Доброе слово лечит, а_____________________________________________
3. Разгадай ребус, запиши слово.

__________________________________________________________________________________