СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Мировое дерево"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по предмету основы изобразительной грамоты "Мировое дерево". Цель урока: выполнить образ мирового дерева по представлению в технике графика.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Мировое дерево"»

План – конспект открытого урока по предмету основы изобразительной грамоты.

Преподаватель Пересторонина Татьяна Владимировна.

Класс: 2 «А»

Возраст: 9-10лет

Тема урока: Мировое дерево

Цель урока: Выполнить образ мирового дерева по представлению в графике.


Задачи урока:

Обучающие:

- Познакомить учащихся с одной из первых  схем-образов устройства нашего мира -Мировое дерево.

- Учить анализировать и обсуждать произведения изобразительного искусства

Развивающие:

- Совершенствование технических приемов и навыков работы художественными материалами;

- Активизировать творческую деятельность, воображение и фантазию.

- Развитие интереса к самостоятельной трансформации схемы в индивидуальный образ.

Воспитывающие:

- Формирование положительного эмоционально-эстетического отношения к искусству и культуре других народов.


Тип урока: Комбинированный

Оборудование:

Для учителя: мультимедийная презентация, компьютер, экран, иллюстрации сказок А.С Пушкина, Андерсена Х.К и др., изображения Мирового дерева в искусстве разных народов.

Для учащихся: лист формата А3, тонированный акварелью, графитные карандаши, ластик, цветные карандаши, фломастеры.


План урока: I Организационный момент:

1. Установление рабочей дисциплины

2. Проверка готовности к уроку

II Сообщение темы

III Основная часть

  1. Вводная беседа. «Представление мира  людьми древних цивилизаций».

  2. Показ презентации «Изображение мирового дерева у различных народов мира»

3.Сообщение цели урока

IV Практическая часть

1. Самостоятельная работа детей

V Подведение итогов

1. Экспресс- выставка

2. Обсуждение

3. Оценки

VI Уборка рабочего места



Этапы

Содержание урока

Примечание

I

Приветствие учащихся. Проверить готовность учебных принадлежностей к уроку. Настроить детей на восприятие объяснения  учителя.



II

Тема нашего урока: Мировое дерево



III

1










































2


















































3

Вводная беседа.

Ребята, наш урок я хотела бы начать с вопроса.

-Как вы представляете схему устройства нашего мира, Вселенной?

Ответы учащихся:

Есть огромный космос и много солнечных систем, в нашей солнечной системе 8 планет и все планеты вращаются вокруг солнца, почти у всех планет есть спутники. Наша планета Земля имеет круглую форму и тд.

Вопрос учащимся:

-Всё верно! А скажите пожалуйста как вы об этом узнали, сами догадались?

Ответы учащихся:

Нет! Прочитали в книгах, смотрели передачу по телевизору, в интернете, рассказывали в школе и показывали фотографии из космоса и тд.


-Правильно, мы живём в 21 веке. В веке с развитыми промышленными и компьютерными технологиями. Люди покоряют космос и делают научные открытия. Поэтому мы знаем всё вышеперечисленное вами. А давайте представим, что мы с вами оказались во времена древних цивилизаций и зададим себе тот же вопрос: Как устроен наш мир?


Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из первых  схем- образов устройства нашего мира, познакомимся с понятием «Мировое дерево».

Жизнь древних людей была тесно связана с лесом, поэтому многие народы считали, что в центре мира находится огромное дерево.

Мировое  дерево (космическое, небесное дерево, дерево жизни), по представлению древних, это центральная ось Вселенной. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол — с земным миром, корни — с подземным миром.

Это своеобразная модель мира, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место.

Это также посредник между мирами — своеобразная дорога, мост, лестница, по которой можно перейти в потусторонний мир или в мир богов.

Давайте посмотрим как изображали мировое дерево разные народы.


Просмотр мультимедийной презентации «Изображение мирового дерева у различных народов мира»

При просмотре  слайдов  учитель  анализирует изображения.

Впервые схема Мирового Дерева появляется в эпоху неолита.

У скандинавских народов мировое древо – гигантский ясень. Древо жизни и судьбы, соединяющее различные миры: небо, землю и подземелье.

Мировое дерево в славянской мифологии - это дуб. Мировая ось и символ мироздания в целом. Крона мирового дерева достигает небес, ствол и ветви организуют земное пространство, корни - нижний мир. Мировое дерево часто вышивали мастерицы красными нитками на тканых полотенцах.

В китайской мифологии существует дерево Фусан, растет в центре Поднебесной (древнее название Китая), на нем живут нефритовый петух и десять солнц -десять золотых воронов.

Также изображения мирового дерева встречаются в Древнем Египте, Индии, Месопотамии, и др.


Вопрос учащимся:

Разные народы изображали Мировое дерево по-разному. Но может быть вы, ребята, заметили что-то общее между этими изображениями?


Ответы учащихся: На ветвях изображены птицы, в корнях змеи, а возле ствола люди и другие животные.


Вы очень наблюдательны! Дело в том, что по этим трём зонам распределяется весь животный мир;  наверху в ветвях птицы :орел, сокол, петух, жар-птица, ворон и др., в середине - копытные животные: олени, коровы, антилопы пчелы (символ человеческого рода), внизу возле корней такие животные как змеи, лягушки, рыбы и хищные животные. Считалось, что белка посредницей между мирами и могла перемещаться из одного мира в другой. На ветвях часто изображают солнце, звезды, огни, шары, символы небесных светил.


О мировом дереве создано множество мифов и легенд, …и некоторые из них дошли и до наших времён, спрятанные в сказках.

Вопрос учащимся:

Какие вы помните сказки, поэмы, где особое внимание уделялось бы дереву?

Пушкин А.С. Руслан и Людмила, Сказки о царе Салтане. Андерсен Х.К. Джек и бобовое зёрнышко и др.


Вот видите как много вы вспомнили интересных и разных образов воплощения Мирового дерева.


Сообщение цели урока:

Давайте и мы с вами придумаем и нарисуем выразительный образ Мирового дерева. Отобразите в своём рисунке то, что вы услышали сегодня на уроке и дополните своими идеями.










Ответы учащихся







Ответы учащихся
















Термин на доске













Показ презентации























Ответы учащихся



















Ответы учащихся

Показ иллюстраций к сказкам.


IV

Самостоятельная работа учащихся.

Для выполнения работы, учащиеся используют заранее подготовленный тонированный акварелью лист формата А3 и на выбор цветные карандаши или фломастеры. Во время занятия возможна помощь в виде вопросов, с целью активизации мышления.


- Подойти к каждому ученику, проконтролировать ход работы.


Индивидуальная работа с учащимися

V

1






2








3

Подведение итогов урока

Давайте возьмём магниты и прикрепим наши работы на классную доску.

Посмотрим, что у нас получилось…Попросить учащихся рассказать о самых интересных моментах в их работах.


Вопросы учащимся:

Раскройте понятие Мировое дерево?

Что вы узнали нового сегодня на уроке?

Были ли какие-то трудности?


Мне очень понравилось, как вы сегодня поработали. Работы вышли разнообразными и интересными, у вас все получилось. Молодцы!


Выставление оценок.





Ответы учащихся





Ответы учащихся

VI

Уборка рабочего места.

Всем спасибо за урок, не забываем убрать за собой рабочее место.






















Приложение


Лунка Диана 10 лет Турунова Анастасия 10 лет Титов Герман 10 лет


Дёмочкина Варвара 9 лет Радушина Ирина 9 лет



Михайлова Анна 10 лет