СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока "Морфология. Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока русского языка образовательных учереждений с казахским языком обучения

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока "Морфология. Имя существительное"»

Тема: Морфология. Имя существительное. Значение имен существителных.

Цели:

  1. Образовательная: Расширить представление о морфологии, уточнить понятие «существительное»

  1. Развивающая: Совершенствовать навыки выделения в тексте имен существительных; их морфологические признаки ; тренировать память, внимание, развивать самостоятельность мышление;

  2. Воспитательная: прививать любовь к русскому языку



Основные понятия: существителное,синквеин, блицопрос.стратегия,невежда,невежа.

Тип урока: получение новых знаний

Форма проведения урока: урок- беседа

Наглядность: Слайды

Ход урока:

I Организационный момент;(2мин)

Эпиграф урока: «Имя существительное — хлеб языка» Л.В.Успенский

II Актуализация: (10мин) « Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам»

Морфология— раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи (10 частей речи : 6- самостоятельная 3- служебные, междометие )

3) Изучение и освоение нового материала (60мин)

Существует много стран на свете ,каждая из которых называется по-своему. А мы сегодня совершим путешествие в языковую страну, название которой- Морфология .Что вы знаете об этой стране? Что такое морфология? На какие группы делятся части речи? Какие вы знаете самостоятельные части речи? А служебные? Приведите примеры междометий. Первый город ,который мы посетим называется…А как он называется, вы узнаете, разгадав загадку: «Давно живу я в мире этом- даю названья всем предметам». (…………………) .Итак ,мы попали в город с интересным названием- Имя существительное. Эпиграфом нашего урока является высказывания Льва Васильевича Успенского «Имя существительное-хлеб языка»

Блицопрос:

  1. Имя существительное — это …

  2. Признаки имён существительных …

  3. Род имён существительных …

  4. Изучается в разделе …

  5. Существительное « лебедь» какого рода?

  6. Главные члены предложения …

  7. Способы образования имён существительных …

  8. Сколько склонений у имён существительных?

  9. Имена существительные бывают собственные и …

  10. Число имён существительных …

  1. Письменная работа (открываем тетради, записываем дату, тему)

  2. Работа со слайдами: Задание 1,2



Задание 1

— Образуйте от глаголов имена существительные: бежать— (бег),играть — (игра), плавать— (плавание), читать— (чтение), писать— (письмо),кричать-(крик ,стучать-(стук

— Что обозначают эти существительные? (Процесс как предмет, так как образованы от глагола)

Задание 2

— Образуйте имена существительные от прилагательных белый — (белизна), храбрый— (храбрость), добрый— (доброта),высокий-(высота ,красивый-(кросата ,темный-(темнота ,смелый-(смелость,

— Что обозначают эти существительные ? ( Признак как предмет,

так как образованы от имени прилагательного)

Преподаватель А вот какое определение имени существительному дает герой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка(инсценировка отрывка из комедии

Госпожа Простакова:За молитвы родителей наших доровал нам господь Митрофанушку. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен ?

Стародум: О, сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Любопытен бы я был послушать, чему немец его выучил.

Госпожа Простакова: Всем наукам, батюшка.

Правдин (Митрофану): Чему бы, например?

Митрофан: (подаёт ему книгу): Вот, грамматике.

Правдин: Вижу. Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна ...

Правдин: Дверь, например , какое имя: существительное или прилагательное

Митрофан: Дверь, котора дверь ?

Правдин: Котора дверь! Вот эта.

Митрофан: Эта ? Прилагательна

Правдин: Почему же ?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак— прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку

Митрофан: И ведомо

Преподаватель Согласны ли вы ,ребята,с Митрофанушкой»



3.Письменная работа

  • Подберите однокоренные к одушевлённым именам существительным — неодушевлённые: машинист (машина), компьютерщик( компьютер), баскетболист ( баскетбол), программист ( программа), банкир ( банк).



-Образуйте от неодушевлённых имён существительных — одушевлённые: игра( игрок), лыжи ( лыжник),футбол ( футболист), спорт ( спортсмен)



Какую морфему вы использовали при образовании новых слов ? ( Суффикс)

4.Устная работа

Какое слово в каждом ряду лишнеее и почему ?

  1. Страна, Казахстан, Родина, государство. ( Казахстан — имя собственное)

  2. Молодёжь, человек, девушка, парень ( Молодёжь— собирательное существительное)

  3. Проза, лирика, драма, пьеса ( Понятие пьеса! Не относится к роду литературы)

Марс, Земля, Луна, Венера. ( Марс— мужского рода)



Загадки- шутки

— для ответов подберите только существительные

  1. Этот город— название птицы.

2.Название какого города состоит из одного мужского и ста женских имён ? ( Сева— сто—поль)



Учитель: Ребята,однажды на уроке я услышала ответ от ученика: «Все существительные изменяются по родам, числам и падежам». Правильно ли это? ( Нет, Имена существительные по родам не изменяются. Они относятся к одному и родов: мужскому, женскому, и среднему). Действительно, в русском языке каждое существительное относится к одному из трех родов.

Разминка «Кто быстрее»? Слайд №5.

-Добавьте одну букву к казахским словам в начале, в середине или в конце слова и получите имя существительное на русском языке. Определите род и склонение существительных.

Аз-таз, аза-ваза, бор-борт, маса-масса,аза-азарт,ара-жара,жас-ужас,тон-трон.

-А что вы знаете о существительных общего рода? (это существительное, которые могут

Обозначать лиц мужского и женского пола).

_Переведите слова на русский язык и превратите их в имена существительные общего рода.

Отыру-сидеть-сиделка; кір-грязный - грязнуля.

-Подберите примеры существительных общего рода.

Ученики: Подлиза, рёва, растрёпа, плакса, соня, хвастунишка, ябеда.

-Почему и нам хочется иногда, проверяя род, сказать: плакса - она моя, соня - она моя.

-Потому что в них оканчание-а (я) как у существительных женского рода первого склонения. Но плаксой бывает и девочка и мальчик. Поэтому это существительное общего рода.

-Я согласна с вами. А в чем отличие между невежей и невеждой?

-Невежа – м. и ж. р. Грубый, невоспитанный человек. Невежда – м. и. ж. р. Малообразованный, малосведущий человек. Пример: Полный невежда в музыке.

Творческая работа. Слайд №6.

_ Вставьте в стихотворение пропущенные разносклоняемые существительные.

В стародавнее древнее…(время)

В шалашах без окон и дверей

Жило- было лохматое…(племя)

Первобытных людей _ дикарей

Они не знали, для чего корове…(вымя)

Как написать свою фамилию и …( имя ).

Зачем на лошадь надевать седло и. . . ( стремя )

Стратегия «Синквейн» (ключевые слова: мама) Слайд 7.

Самостоятельная работа учащихся.

1.Придумайте название (существительное).

2.Опсание (два прилагательных).

3.Действие ( три глагола, деепричастный оборот или причастный оборот или причастный оборот).

4. Чувство (фраза оценочная из четырёх слов).

5. Подтверждение сущностей (синоним или ассоциация с первой строчко



4.Закрепление урока (15мин)

Кто из вас знает телепередачу «Что? Где? Когда? О чём эта передача? (ответ учеников) Несколько десятков лет подряд эта игра является одной из любимых передач. В связи с этим чтобы закрепить наш урок мы с вами тоже проведем игру «Что? Где? Когда?» В нашей игре участвует две команды знатоков

Капитаны представляют свои команды.

Преподаватель: Против вас, знатоки играют ваши любимые друзья – герои сказок. Они приготовили вам интересные задания. Вы должны работать быстро. Первой отвечает команда, в которой все участники, закончив обсуждение, возьмутся за руки и поднимут зелёный светофор. Остальные игроки проверяют правильность ответа. Так что за ответом следим очень внимательно! За правильный ответ команда получает жетон. Итак, приготовились, мы начинаем!

Преподаватель: Против знатоков играет умница Мальвина. Вот наше устное задание: из букв составьте слова – существительные и определите их род.

1 команда: Слово, девочка, мальчик.

2 команда: Адрес, сосна, окно.

Даются жетоны, звучит гонг.

Преподаватель : Против вас играет Буратино. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, назовите проверочное слово и определите падеж существительных:

1 команда: в небе вспыхнул первый луч со…нца.

2 команда: Дождь и сне… - это осадки.

Проверяется задание, даются жетоны, звучит гонг, затем проводится физминутка.

Преподаватель: Против вас играет Артемон. Посмотрите внимательно на картину « Зимний пейзаж», выпишите по семь существительных и, используя данные существительные, составьте два предложения и запишите их в тетради. Сделайте разбор по членам предложения.

( Команды выполняют задания). И так, проверяем. Чья команда готова? ( Представитель каждой команды читает свои предложения). Читаем предложения и называем второстепенные члены предложения. ( Вручаются жетоны, звучит гонг).

Преподаватель: В этом раунде играет команда, первая сказавшая в рифму имя сказочного героя, который будет сейчас играть с вами.

Он – дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного,

Потому что он не птица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна вам давно

Эта милая мордашка

Он зовётся … (Чебурашка).

Преподаватель: Итак, против вас играет Чебурашка. В блиц турнир играет … команда. Кто из вашей команды будет отвечать? На каждый опрос сразу дается ответ. За правильный ответ – жетон.

1. Чем кончается день и ночь? (ь)

2.Какое слово состоит из 7 одинаковых букв

3.В каком слове 40 гласных (сорока)

4.В семье две мамы , две дочки. Отгадайте, сколько их в семье (Трое: бабушка, мама, дочка)

5.Прочитайте слово: в и цифра три на ( Витрина)

Выдаются жетоны, звучит гонг.

: против знатоков играет Буратино. Просклоняйте существительные по падежам. Работаете на листочках.

1 команда: лес, роща.

2 команда: дом, печка

Командам выдаётся по 1 жетону

Ведущая ( дополнительный раунд): Против знатоков играет Карбас – Барабас. На всех словах он поставил кляксу. Вы подумайте и скажите, какую букву спрятал Карбас – Барабас, и докажите это. Тогда вам даём еще один жетон

Улы..ка, оши…ка, чес..ный, бесе…ка, ша…ка, сказка, доро…ка.

Ведущая ( дополнительный раунд): Вопросы задает лисичка. Вам предлагается поработать устно. Определите род, число отгадки существительного.

Кто в зоопарке выше всех?

Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

И видит он далеко. ( Жираф)





Ведущая: Наша игра подошла к концу. Давайте обобщим , с чем мы познакомились на уроке. За ответ - дополнительный жетон.

1. Что такое имя существительное?

2.На какой вопрос отвечает имя существительное?

3.Как изменяется имя существительные?

4.Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже?

5.Какой падеж не может жить без предлогов?

.

Ведущая: Подведем итоги игры. Самое большое количество жетонов у команды …, капитан который… . Команде, занявшей первое место, все мы говорим: « Молодцы!» Команде, занявшей второе место, все мы желаем: «Так держать! Не унывать!».

5.Задание на дом: _законспектировать ,просклонять несколько существительных (2мин)

«Русский язык» 10 класс. У.А. Жанпеисова А.А.Майбалаева Стр:58-64



6.Комментирования оценок