Тип учебного занятия по дидактической цели – урок усвоения новых знаний.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, дневник безопасности, комплект плакатов «Чрезвычайные ситуации природного характера», магниты, компьютер, СД – диски, проектор.
Интернет – ресурсы.
Базовое содержание урока: |
Смысловые блоки содержания | Познавательные задачи для учащихся | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока |
Организационно - мотивационный этап урока. |
Определение темы урока | Учитель загадывает детям загадки-подсказки: | Ученики отгадывают загадки, с помощью которых определяют тему нашего урока: | Коллективное отгадывание загадок, создаёт позитивный настрой на урок | Детям дается задание придумать собственные загадки и загадать их классу. |
1.Как называются опасные природные явления, которые возникают в местах проживания человека, создают реальную угрозу для его жизни и здоровья? 2.Подземные полчки и колебания земной поверхности, вызываемые процессами, происходящими в земной коре? 3.Временное затопление значительной части суши? 4.Он гремит и всех пугает, часто с молнией бывает? 2. Сильный проливной дождь с большими каплями? 3. Видит каждый из ребят электрический разряд. Он гремит и всех пугает. Часто с ливнями бывает! 4. И весной, и даже летом падают они с секретом. И не снег и не дождь, а больно. Могут дел натворить. Всё в городе порешетить! 5.Ветер в городе у нас бывает, что деревья ломает и крыши срывает! 6. Быстрое смещение или отделение массы горных пород на крутом склоне? Вы услышали подсказки, как вы думаете, о чем сегодня на нашем уроке будет идти речь? | - стихийные бедствия - землетрясения - наводнение -гром. - ливень. - молния. -град. - ураган. -оползень, обвал | Учащиеся пытаются сформулировать цели урока, перечисляют вопросы, из которым следуют правильные ответы. | С помощью учителя формулируют тему урока |
Тема урока: Чрезвычайные ситуации природного характера. |
Формулирование задач урока | Что уже вам известно по новой теме? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? Совместно с учителем ребята формулируют задачи урока. | Назвать чрезвычайные природные явления. Определить, что между ними общего. Какую опасность для человека представляют чрезвычайные природные явления? Определить порядок действия населения при чрезвычайных ситуациях природного характера. | Учащиеся пытаются сформулировать задачи урока, перечисляют вопросы, по которым следуют правильные ответы. | С помощью учителя формулируют задачи |
Совместно с учителем сформулированы задачи, которые необходимо решить на уроке. |
Создание мотивационной установки | Учитель предлагает ребятам просмотреть поочерёдно видеофрагменты с обсуждением каждого фрагмента по схеме: -Какое чрезвычайное явление мы с вами наблюдали? -Что вам известно о данной чрезвычайной ситуации? Видеофрагменты: -землетрясения - наводнение - гром. - ливень. - молния. - ураган. -оползень, обвал | Учащиеся просматривают каждый видеофрагмент, идет поочерёдное обсуждение каждого и ребята делятся с учителем собственным опытом (встречались ли они когда-либо с этими чрезвычайными явлениями, обсуждаем эмоции, которые они помнят при встрече с этими чр. явлениями (не/приятно, страшно, опасно, весело, трагично и т.д.)) | Учащиеся делают выводы, что с этими чрезвычайными природными явлениями нам очень часто приходиться встречаться и эти встречи не всегда могут для них закончиться положительно, т.к. сила природы очень велика. | В рабочей тетради учащиеся делают зарисовки каждого природного явления с помощью цветных карандашей -землетрясения - наводнение - гром. - ливень. - молния. - ураган. -оползень, обвал |
2.Процессуально - содержательный этап урока. |
|
Первичное усвоение новых знаний: |
Актуализация полученных знаний | -В каких районах нашей страны эти чрезвычайные ситуации природного характера происходят наиболее часто? - Встречается ли эти чрезвычайные ситуации природного характера в нашем регионе? Как часто? | Ученики отвечают на заданные вопросы используя: 1.Известные им факты из жизни (ответы учеников, яркие примеры из их собственной жизни, прочитанные истории из художественной и публицистической литературы). 2.Используя учебник стр. 77. 3. интернет ресурсы (в поисковике набираем вопросы) | Используя интернет ресурсы (в поисковике набираем вопросы) находим ответы на поставленные вопросы. учитель зачитывает статистические факты | Разыграть ситуацию «Землетрясение». Что происходит во время землетрясения |
Проверка усвоения полученных знаний | - Ученики должны назвать районы нашей страны, где эти чрезвычайные ситуации природного характера происходят наиболее часто? - Ученики отвечают на вопросы, встречаются ли эти чрезвычайные ситуации природного характера в нашем регионе? Как часто? | Ученики и учитель анализируют правильность ответов, и делает акцент на верном. | Ученики и учитель проговаривают правильные ответы, зачитывают содержания текста учебника на стр. 76,77,79,80, 81. | Ученик класса зачитывает текст в учебнике на стр. 78 |
Изучение нового материала: 1.Назвать чрезвычайные природные явления. 2.Определить, что между ними общего. | Учитель заранее подготовил нескольких учеников, которые выступили с краткими докладами (презентациями) по темам: - землетрясения - наводнение - ураганы, бури, смерчи. - оползни, сели, обвалы. | Презентации и доклады учеников | Первичное усвоение новых знаний о - землетрясениях - наводнениях -ураганах, бурях, смерчах. -оползнях, селях, обвалах. работа с учебником стр.77-82. выписать краткое определение каждого природного явления | Ученики задают вопросы докладчикам. |
Первичная проверка понимания и первичное закрепление полученных новых знаний: |
| - Ученики должны назвать районы нашей страны, где эти чрезвычайные ситуации природного характера происходят наиболее часто? - Ученики отвечают на вопросы, встречаются ли эти чрезвычайные ситуации природного характера в нашем регионе? Как часто? | Ученики и учитель анализируют правильность ответов, и делает акцент на верном. | Ученики и учитель проговаривают правильные ответы, зачитывают содержания текста учебника на стр. 76,77,79,80, 81. | Ученик класса зачитывает текст в учебнике на стр. 78 |
Какую опасность для человека представляют чрезвычайные природные явления? | Учитель предлагает ребятам просмотреть поочерёдно видеофрагменты с обсуждением каждого фрагмента по схеме: -Какую опасность для человека представляет каждое чрезвычайное явление, которое мы с вами наблюдали? -Какие действия необходимо предпринимать в каждой чрезвычайной ситуации? Видеофрагменты: - землетрясения - наводнение - ураганы, бури, смерчи. - оползни, сели, обвалы. | Ученики и учитель анализируют правильность ответов, | Делают акцент на верных ответах. | Разыграть ситуацию «Эвакуация населения во время землетрясения». |
3.Этап закрепления |
Ученикам предлагается разгадать кроссворд: по горизонтали: 1.Быстрое отделение и падение массы горных пород: обвал. 2.Чрезвычайное происшествие на определенной территории, касающееся жизнедеятельности большого количества людей: бедствие. 3. Сильный ветер, меньше урагана, скорость которого достигает 60-100км.в час: буря. 4. Атмосферные осадки: дождь. 5.Стихийно формирующийся в руслах горных рек поток, состоящий из воды, обломков горных пород и песка: сель. 6.И весной, и даже летом падают они с секретом. И не снег и не дождь, а больно. Могут дел натворить. Всё в городе порешетить: град. 7. Видит каждый из ребят электрический разряд. Он гремит и всех пугает. Часто с ливнями бывает: молния по вертикали: 1.Атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и часто распространяющийся до поверхности земли: смерч. 2.Шквалистый ветер, скорость которого достигает 120 км/час и более: ураган 3.Временное за топление значительной части суши в результате подъёма уровня воды в водоёмах, реках, озёрах, вызванного обильным таянием снега, ливневыми дождями, ветровым нагоном воды: наводнение. 4. Он гремит и всех пугает, часто с молнией бывает: гром | | | | | | | | | | | | 3 | | | | | | | | | | | | | | | | Н | | | | | | | | | | | | 1 | О | б | в | а | л | | | | | | | | | 2 | Б | е | д | с | т | в | и | е | | | | | | 1 | | | | 2 | | | | о | | | | | | | | С | | 3 | Б | у | р | я | 4 | Д | о | ж | д | ь | 5 | З | е | м | л | е | т | р | я | | е | н | и | | | | | 5 | С | е | л | ь | | а | | | | е | | | | | | | | р | 4 | г | 6 | г | р | а | д | н | | | | | | | | ч | | р | | а | | | | и | | | | | | | | 7 | М | о | л | н | и | я | | е | | | | | | | | | | м | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
Подведение итогов: | Сегодня на уроке мы познакомились с опасными чрезвычайными ситуациями природного характера. Какие из них вы запомнили? | Ученики отвечают на вопросы, высказывают свои пожелания | Составьте план самостоятельного знакомства с другими опасными чрезвычайными ситуациями природного характера, которые мы не изучали на уроке. |
4.Рефлексивный этап урока. |
Рефлексия деятельности | Применяем прием закончи фразу: 1.Сегодня на уроке я…. 2.Какой вид деятельности я бы хотел повторить на сл. уроке……. смотри Приложение № 1 | Учитель выдает листочки с заданиями смотри Приложение № 1. рефлексия себя на уроке и результативности своей работы | Учитель и ученики выражают своё отношение к работе на уроке. Анализируют свою деятельность на уроке. выражают своё эмоциональное настроение и самочувствие. Анализируется урок, достижение поставленных целей и задач. Подводится общий результат. |
5.Объяснение домашнего задания. |
Домашнее задание: | Прочитать параграф учебника № 4.1. Ответить на вопросы стр. 82-83. | Заполнить таблицу в дневнике безопасности на стр. учебника № 83 , используя знания, полученные при изучении параграфа. |
Обведи свой ответ кружочком | Обведи свой ответ кружочком | Обведи свой ответ кружочком |
Сегодня на уроке я работал: | активно / пассивно | Сегодня на уроке я работал: | активно / пассивно | Сегодня на уроке я работал: | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я: | доволен / не доволен | Своей работой на уроке я: | доволен / не доволен | Своей работой на уроке я: | доволен / не доволен |
Урок для меня показался: | длинным/ коротким | Урок для меня показался: | длинным/ коротким | Урок для меня показался: | длинным/ коротким |
За урок я: | устал / не устал | За урок я: | устал / не устал | За урок я: | устал / не устал |
Моё настроение стало: | стало лучше / стало хуже | Моё настроение стало: | стало лучше / стало хуже | Моё настроение стало: | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был: | понятен/ не понятен полезен / не полезен интересен / скучен | Материал урока мне был: | понятен/ не понятен полезен / не полезен интересен / скучен | Материал урока мне был: | понятен/ не понятен полезен / не полезен интересен / скучен |
Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / не интересным | Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / не интересным | Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / не интересным |
|
Обведи свой ответ кружочком | Обведи свой ответ кружочком | Обведи свой ответ кружочком |
Сегодня на уроке я работал: | активно / пассивно | Сегодня на уроке я работал: | активно / пассивно | Сегодня на уроке я работал: | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я: | доволен / не доволен | Своей работой на уроке я: | доволен / не доволен | Своей работой на уроке я: | доволен / не доволен |
Урок для меня показался: | длинным/ коротким | Урок для меня показался: | длинным/ коротким | Урок для меня показался: | длинным/ коротким |
За урок я: | устал / не устал | За урок я: | устал / не устал | За урок я: | устал / не устал |
Моё настроение стало: | стало лучше / стало хуже | Моё настроение стало: | стало лучше / стало хуже | Моё настроение стало: | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был: | понятен/ не понятен полезен / не полезен интересен / скучен | Материал урока мне был: | понятен/ не понятен полезен / не полезен интересен / скучен | Материал урока мне был: | понятен/ не понятен полезен / не полезен интересен / скучен |
Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / не интересным | Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / не интересным | Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / не интересным |