План-конспект урока по ОБЖ с учащимися 6 класса
Урок № 30. Тема: Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.
Цели урока:
Образовательные:
познакомить обучающихся с понятием психоактивных веществ и возможными негативными последствиями их употребления;
формировать умения в определении способов противодействия первичному употреблению психоактивных веществ;
формировать умение применять алгоритм рассуждения по данной теме.
Развивающие:
развивать критическое мышление на основе анализа негативных примеров злоупотребления психоактивными веществами;
продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; содействовать умению осуществлять самооценку учебной деятельности.
Воспитательные:
способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью.
развитие требовательности к себе и другим;
воспитание мотивации обучения, положительного отношения к знаниям.
Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков
Вид урока: комбинированный урок
Учебные вопросы:
1.Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.
2. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний
Фронтальная беседа:
1. Что такое «вредные привычки» и к чему они могут привести. Какие из них Вам известны?
Привычки наносящие вред здоровью. Курение (никотинизм), злоупотребление алкоголем, переедание (обжорство), и т.п.
2. Каковы причины возникновения вредных привычек?
Невоздержаность, слабоволие, пример окружающих, усиленная реклама табачных
изделий, алкоголя, их доступность, стремление показаться перед сверстниками и т.п.
3. Что такое никотинизм? В чём он проявляется и каковы его последствия?
Никотинизм — употребление табака методом курения и вдыхания его дыма
III. Мотивация и целепологание
Чтобы правильно оценивать опасности вредных привычек и их последствия разберём пример злоупотребления, т.е. употребления не в медицинских целях, психоактивных веществ.
Основными опасностями их употребления являются быстрое привыкание, химическая и физическая зависимость, угасание сознания и жизненной активности и, в конечном итоге, болезни и гибель. Причины этого явления, а самое главное — пути их преодоления, мы и рассмотрим на сегодняшнем уроке.
А теперь попробуйте сформулировать цель нашего урока. Что Вы сегодня должны выяснить?
1. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.
2. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
IV. Формирование знаний, умений и навыков.
1. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.
Почему происходит заболевание? Человек получает удовольствие от жизни благодаря нейростимуляторам , вырабатываемым в его организме.
Нейростимуляторы – психоактивные хим.вещества, молекулы которых способны реагировать с нервными клетками организма, вызывая их активность(Слайд 6).
Что такое психоактивные вещества?
Психоактивными веществами называются химические вещества естественного или искусственного происхождения, употребление которых приводит к изменениям психического состояния человека
Злоупотребление психоактивными веществами – это употребление их с немедецинскими целями (Слайд 7).
Что происходит при искусственном введении в организм психоактивных веществ?
Во — первых – организм не контролирует количество искусственно вводимых веществ — может возникнуть передозировка…
Во-вторых – для получения удовольствия не требуется никаких усилий – ослабляется организм…
В-третьих – уменьшается возможность человека получить удовольствие естественным путём…
В-четвёртых –организм, привыкая к постоянному введению наркотика не может обходится без них…
Возникает наркотическая зависимость – наркомания…(Слайд 8).
Наркомания (наркозависимость )- неудержимое болезненное пристрастие к употреблению наркотических веществ.
Наркомания влечёт постоянное увеличение доз, формирование психической и физической зависимости от наркотика.
Наркотики: морфин, кофеин, героин, промедол, кокаин, гашиш, ЛСД, экстази, марихуана и пр. (Слайд 9).
Токсикомания – пристрастие к употреблению токсических веществ. Механизм воздействия токсинов на головной мозг несколько другой, чем у психоактивных веществ. Токсины убивают клетки головного мозга или снижают их активность, что влечёт галлюцинации, токсическое опьянение и сон, сопровождающийся различными ведениями. Токсические вещества вызывающие галюцинации (галюциногенны):
— никотин; — алкоголь; — некоторые грибы и растения
— растворители, лаки, клеи и т.п (Слайд 10).
Каков механизм заболевания наркоманией?
1 этап – первая проба (из интереса, за компанию, из чувства «ложной» взрослости и т.п.)
2 этап – привыкание к получению удовольствия с помощью наркотиков (быстро, без особых усилий и знаний, нет необходимости контролировать себя и т.п.)
3-й этап – приобретение физической зависимости от употребления наркотиков (плохое самочувствие («ломка»), нервозность …)
4- й этап – увеличение дозы наркотика от приёма к приёму ( прежнее количество не приносит удовлетворения) и гибель от передозировки или приобретённых заболеваний (заражение крови, гепатит С, СПИД и т.п.) (Слайд 11).
Промежуточная рефлексия
Задание. Определите какой вред наносит употребление наркотиков организму? (работа по группам):
Последствия употребления наркотиков:
1. Потеря интереса к жизни, апатия.
2. Психические расстройства.
3. Преждевременное старение.
4. Физическое истощение.
5. Ослабление иммунитета.
6. Заражение крови, инфекции.
Каждая группа обосновывает свою точку зрения. Делаем вывод и записываем (Слайд 12).
2. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Вместе с тем, несмотря на эти последствия год от года число наркоманов и токсикоманов в нашей стране растёт. В чём же причина этого бедствия, ежедневно уносящего множество жизней?
Мифы о наркотиках:
Миф первый. Наркотики бывают «серьёзные» и «несерьёзные», «соскочить» никогда не поздно…
Миф второй. Наркотики – делают человека свободным, помогают решать
жизненные проблемы…
Миф третий.«Кайф» улучшает восприятие окружающего мира, усиливает
ощущения от жизни…
Демонстрируя анимацию, преподаватель подводит обучаемых к выводу о ложности этих мифов и их последствиях. (Слайды 14, 15,16,17).
Причины распространения наркотиков:
1. Усиленная пропаганда весёлого образа жизни.
2. Хитрость и жадность наркоторговцев.
3. Отсутствие у подростков жизненного опыта.
4. Глупость и отсутствие самоконтроля.
5. Пример окружающих.
6. Доступность наркотических (токсических) средств.
Рефлексия
Разбив класс на группы преподаватель проводит блиц-опрос, выводом которого является
определение степени усвоения материала и понимание обучающимися вреда
здоровью и негативных последствий употребления психоактивных веществ
(наркотиков) (Слайд 18,19,20,21,22):
Задание1. В чём причина распространения наркотиков среди подростков?
1. Они действуют также как алкоголь, но его продают с 21 года.
2. Попытка легко уйти от жизненных трудностей и проблем, непонимания
окружающих.
3. Они стимулируют мозговую активность и помогают учить уроки.
4. Они способствуют поддержанию хорошего настроения и физической формы.
Задание 2. Можно ли иногда употреблять «лёгкие» наркотики?
1. Да, но только в небольших дозах для поднятия настроения.
2. Да, для снятия боли и напряжения при значительных физических нагрузках.
3. Можно, но только с друзьями или хорошо знакомыми людьми.
4. Нет, это неминуемо приведёт к наркотической зависимости.
Задание 3. Можно ли наркоману самостоятельно отказаться от приёма наркотиков?
1. Конечно, нужна только сила воли и помощь близких людей.
2. Да, сейчас очень хорошая медицина и много народных средств.
3. Нет, наркомания – это полная психологическая и физическая зависимость
от наркотиков.
4. Возможно, но нужно очень долго лечиться в специальной клинике.
Задание 4. Что делать если ваш друг употребляет наркотики?
1. Серьёзно поговорить с ним и взять обещание никогда так больше не делать.
2. Высмеять его и пообещать рассказать взрослым.
3. Не давать ему возможности употреблять наркотики (мешать употреблению,
отбирать купленные наркотики, побить).
4. Забыть, что у вас был такой друг.
Задание 5. Что делать если вам друзья предложили «покурить»?
1. Отказаться, сказав, что вы уже пробовали и вам не понравилось.
2. Попробовать после того, как это сделают все остальные.
3. Сделать пару затяжек, ничего страшного в этом нет.
4. Отказаться, пообещав, что обязательно расскажите взрослым.
Предложите свои правила «Нет — наркотикам!».
После обсуждения в группах формулируем эти правила:
1 правило. «НЕТ» — на все предложения попробовать наркотик.
2 правило. «НЕТ» — друзьям и компаниям, где принимают наркотик.
3 правило. «НЕТ» — безделью и праздному времяпровождению.
4 правило. «НЕТ» — нерешительности, трусости и боязни сказать «НЕТ!»
Помните!
1. Наркотик – это возбудитель болезни.
Попав в организм человека он запускает необратимый процесс наркомании.
2. Лучшее средство профилактики наркомании – активная жизнь, расширение своих знаний об окружающем мире, путешествия, увлечения, спорт…
IV. Подведение итогов
Преподаватель даёт оценку работы на уроке каждого обучающегося, отмечая правильные и интересные ответы, указывает характерные ошибки при обсуждениях.
VI. Задание на самоподготовку:
Учебник ОБЖ для 6 класса, п.7.5, 7.6,изучить и ответить на вопросы.