План – конспект урока по окружающему миру, 1 класс
Тема: Откуда в снежках грязь?
Цель: познакомить с источниками и путями распространения загрязняющих веществ.
Планируемые результаты:
познавательные УУД – развитие познавательного интереса в познании окружающего мира, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков;
коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;
регулятивные УУД - формирование оценочной самостоятельности учащихся.
предметные – познакомить со свойством снега, с его образованием.
Планируемые результаты: учащиеся научатся проводить опыты по исследованию снега и формулировать выводы; осознают необходимость защиты природы от загрязнений.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: для учителя – Плешаков, А. А. Окружающий мир: учебник для 1 класса. – М.: Просвещение», кукла «Злючка-Грязучка», м/медиа оборудование, учебник; для учащихся – учебник Плешаков, А. А. Окружающий мир: учебник для 1 класса. – М.: Просвещение», рабочая тетрадь, стаканчики с тающим снегом, стаканчики с фильтром и воронкой.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Проверьте, чтобы у вас на партах лежали учебники, рабочие тетради, стаканчики со снегом и пустые стаканы с фильтром. Пожмите руку соседу по парте и пожелайте ему удачи сегодня на уроке. Садитесь.
II. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности.
Ребята, отгадайте загадку.
Он летает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке - румяный, под луной он - голубой.
Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой -
Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой, назови его, ответь!
(дети отвечают: снег)
Молодцы! Правильно! Мы уже немножко говорили о снеге. Посмотрите на картинку и определите, какое свойство снега представлено на ней. (на доске вывешивается картинка с изображением опыта, где проверяется, что снег рыхлый, а лед хрупкий) (дети называют свойство: снег рыхлый)
Скажите, а из чего состоит снег? (из снежинок)
Да, действительно из снежинок. А что мы знаем о снежинках, какую форму они имеют? (форму звездочки) А сколько лучей имеет снежинка? (6 лучиков)
В нашей загадке говорилось, что снег белый! Скажите, а бывает ли снег черным? (Бывает)
Как вы думаете, отчего это бывает? (ответы детей)
Попробуйте предположить, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о загрязнении)
III. Работа по теме урока.
Откройте учебник на стр. 80 и прочитайте тему урока. Отчего в снежках грязь?) Подумайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой. (дети называют)
Давайте побудем с вами сегодня исследователями и проведем практическую работу. (на доске карточки: мы – исследователи, практическая работа)
Сначала откройте рабочие тетради на стр. 56-57. А теперь посмотрите на парты, там у вас стояли стаканы со снегом. Какого цвета был снег? (белого)
А что с ним произошло? (он растаял)
Посмотрите какой стала вода? (на дне осадок, вода мутная)
Вот мы уже как много поработали, нужно набраться с силами и отдохнуть.
Физкультминутка
Выпал беленький снежок,
Ох и беленький снежок
Мы потопаем, мы потопаем!
Будем весело плясать,
Будем ручки согревать. (Дети топают ногами)
Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.)
Будем прыгать веселей,
Чтобы было потеплей. (Прыгают на месте)
Продолжение работы по теме урока
Давайте профильтруем полученную воду. (учащиеся переливают снеговую воду в стакан с фильтром)
Каким стал фильтр? (грязным)
Откуда в нем взялась грязь?
Звучит страшная музыка, из-под стола появляется картинка Злючки-Грязучки.
Ой, ребята, кто это? (это Злючка-Грязучка) Послушаем, что она хочет нам сказать? (запись слов Злючки из учебника, дети слушают) Опять она! Это из-за нее наш снежок становится черным! Это она осталась в фильтре.
Она в дыме от заводов, в выхлопных газах автомобилей, в сточных водах с фабрик и заводов.
Ребята, весной снег начнет таять и Злючка-Грязучка отправиться в путешествие. Она попадет в реки и моря. Как же нам победить Злючку? (ответы детей) Злючка услышала все это, испугалась и сбежала. Если мы так будем поступать всегда, то злючка-грязучка и близко не приблизиться к нашей планете.
Работа по учебнику, рабочим тетрадям.
Творческое задание. Коллективная работа.
- Мы узнали, как заводы, фабрики, автомобили загрязняют Землю. А теперь попробуем сочинить сказку о том, как ребята победили Злючку-Грязючку».
( Коллективное сочинение сказки можно организовать следующим образом. Учитель задает вопрос. Ученики отвечают. Учитель вызывает к доске ученика, давшего наиболее удачный, интересный ответ. Затем задается следующий вопрос. В итоге у доски собирается команда. Дети выстраиваются в том порядке, в котором задавались вопросы. Каждый ученик воспроизводит свой ответ. Таким образом получается связный рассказ-сказка.)
Примерные вопросы учителя
Что любила Злючка-Грязючка? Как она путешествовала? Куда она попадала? Почему ребята решили начать с ней борьбу? Как ребята решили бороться с ней на заводах и фабриках? Как ребята победили Злючку-Грязючку на улицах города? Как поймали ее у реки? Как теперь стало вокруг?
Человек и природа неделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным и растительным миром и в немалой степени зависим от него. Наше кровное родство со всем сущим, очевидно. Не случайно в древности человек не пытался быть хозяином природы, все что есть на земле он считал равным себе. К сожалению сегодня мы потеряли это прекрасное единство с окружающим миром. Стремясь стать властелином природы, поставить себе ее на службу, мы нарушили вечные законы бытия, за это природа мстит своим несмышленым детям. давно известно что красота природы благотворно влияет на человека, грубость, сухость уступают место мягкости, покорности .Мир становится стройней, душа начинает чувствовать его удивительную гармонию , существование человека становится полней и отраднее , он испытывает чувство светлого удовольствия, чувство примирения и радости. следует помнить что природа обладает удивительной целительной силой ,пение птиц, шелест листьев, журчание ручья ,шорох травы под ногами, снимают стресс и снижают кровяное давление. так же общение с домашними животными благотворно сказывается на душевном и физическом здоровье человека. в медицине известны случаи ,когда общение с собакой ,кошкой или птицей оказывалось единственным средством помочь больному человеку. Один мудрец сказал природа не только лечит нас но и дает ощущение счастья жизни на земле.
IV. Рефлексия
Оцените теперь сами себя. Если вы считаете, что вы работали хорошо, вам было все понятно и легко, поднимите вверх белую снежинку, которая лежит у вас на парте, а если вам, было немножко трудно, с чем-то вы не справились, поднимите вверх черную снежинку, а если вы совсем ни с чем не справились и вам на уроке было все трудно и не понравилось, поднимите вверх Злючку-Грязучку.
V. Итог урока.
Давайте вернемся к учебной задаче нашего урока. Что же загрязняет нашу планету? (заводы, фабрики, автомобили)
Какой опыт мы провели? Что он показал? Какой вывод сделали юные исследователи? (ответы детей)
А могу сказать, что вы хорошо поработали сегодня. Я очень вами довольна. Вы большие молодцы! Урок окончен.