ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Земля- планета Солнечной системы.
-
| ФИО (полностью) | Павличук Лариса Юрьевна |
-
| Место работы | МБОУ Савоськинская средняя общеобразовательная школа № 5 |
-
| Должность | Учитель начальных классов |
-
| Предмет | Окружающий мир |
-
| Класс | 2 |
-
| Тема и номер урока в теме | Земля- планета Солнечной системы. Урок № 35, по разделу – урок №2. |
-
| Базовый учебник | Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир: 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций, 2ч. Ч 2 /Н.Ф. Виноградова. -6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 160с.: ил. |
8. Цель урока: создание условий для формирования универсальных учебных действий, направленных на решение следующих задач:
Предметные:
Образовательная: воспроизведение в назывании условий жизни на Земле, как главном отличии от других планет Солнечной системы, составление небольшого рассказа по теме, формирование разнообразных представлений о природе, и элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных понятиях, развитие целостного восприятия окружающего мира.
Здоровьесберегающая: сохранять физическое и психическое здоровье школьников.
Развивающая: обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном мире, формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений (понимать главную мысль научного текста).
– формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
развивать навык самостоятельного умственного труда, воспитывать трудолюбие, развивать кругозор, творческие способности.
Формируемые УУД:
личностные: умение соотносить информацию с имеющимися знаниями, формирование основ экологической культуры.
регулятивные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
познавательные:
способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.), установление причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
коммуникативные:
использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог и признавать различные точки зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Тип урока: Урок изучения нового материала
10.Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная, дифференцированная, диалог
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран; учебное пособие Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир: 2 класс Ч 2 /Н.Ф. Виноградова. -6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 160с., тетрадь на печатной основе; программные средства Microsoft PowerPoint, Microsoft Word; карточки со словами:
11.Структура и ход урока.
Этапы урока | Цели этапов урока |
Организационный момент. | Проверка готовности к уроку, настрой на активную плодотворную деятельность. |
Мотивация обучающихся к учебной деятельности. | Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка к усвоению материала. |
Активизация знаний. Цель: проверить д/з | Повторение усвоенных ранее знаний, необходимых для усвоения нового материала. |
Актуализация знаний, необходимых для открытия нового. | повторение изученного материала, необходимого для "открытия нового знания", выявление затруднений в деятельности. |
Физкультминутка. | Релаксация. |
Поиск решения проблемы (открытие нового знания) | Открытие новых знаний с помощью моделирования, усвоения информации, работы с научным текстом. |
Первичное осмысление и закрепление | Выполнить дифференцированную работу в группах. |
Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности. | Обобщить сведения, полученные на уроке. Полученный результат соотнести с поставленной целью, фиксация неразрешенных затруднений. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Уточнить выполнение работы, сделать запись в дневниках. |
12. Ход урока.
№ п/п | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время |
1. | Организационный момент. | | Приветствует учеников, настраивает их на работу: Читает стих: | Слушают учителя, настраиваются на активную, плодотворную работу. | 0,5 |
2. | Мотивация обучающихся к учебной деятельности. | Музыка /песня: Л. Лещенко «Притяжение Земли». Презентация «Притяжение Земли. | Предлагает посмотреть презентацию и внимательно прослушать песню. Организует беседу по вопросам: - как вы думаете, какая Галактика упоминается в песне? - о каких картинах природы упоминается? - на какой планете можно увидеть такие уголки природы? - почему мы – дети Земли? | Слушают, смотрят презентацию с фото родной природы малой родины и страны. Принимают участие в беседе, слушают отвечающих: Отвечают на вопросы: - Млечный Путь - поля, дороги, горы, степи -на планете Земля - родились и живём на Земле | 2 |
3. | Активизация знаний. | | Предлагает отгадать загадки и определить тему урока: Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад, и стар, Что она большущий шар. - назовите тему урока - что хотели бы узнать о нашей планете? Поставим перед собой задачи урока. На доске вывешиваются таблицы: тема и задачи урока. | Слушают, отгадывают загадку и называют тему урока: - Земля - Земля- планета Солнечной системы. - отличие от других планет, её спутнике - Луна. | 1 |
4. | Актуализация знаний, необходимых для открытия нового. | Видеоролик « Живая природа» Презентация «Земля» | Задаёт вопрос, проверяя Д/З: - что уже знаете о нашей планете Земля? - что доказывает это: вращение вокруг Солнца, вокруг своей оси? Создаёт условия для самостоятельного определения отличия Земли от других планет: - просмотр видеоролика. - Чем богата наша планета? - Так чего нет на соседних планетах, а есть на нашей планете Земля? - Какие условия для жизни есть на Земле? Предлагает посмотреть презентацию и обсудить влияние на жизнь тепла и света, воды и воздуха, почвы. - о воде: узнаем, что значит ¾ поверхности Земли составляет вода: возьмите фигуру у каждого на столе - что это за фигура? Почему круг? -разделите сгибанием на 4 части одинаковые, как это сделать? - закрасьте три части цветом воды - какой это цвет? -сколько частей осталось? как вы думаете, что она обозначает: суша!- каким цветом закрасите? Сделайте вывод: чего больше на планете Земля? Во сколько раз больше воды? | Отвечают на вопросы: - вращается вокруг Солнца /смена времён года доказывает это - вращается вокруг своей оси /смена дня и ночи доказывает это - находится в Солнечной системе, в галактике Млечный путь - соседи: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон – Солнечная семья. Смотрят видеоролик. Принимают участие в беседе: - растениями, животными, много людей живёт в городах, сёлах… - есть жизнь - самое главное отличие!!! - свет, тепло, вода, воздух, почва Смотрят слайды презентации и делают вывод. Отвечают на вопросы и выполняют действия с кругом. - больше воды в три раза!!! | 10 |
5 | Физкультминутка.
| | Поддерживает стремление снятия напряжения мышц и получения нервно-психологической разгрузки. Космическая физминутка. Раз, два – стоит ракета. Три, четыре – самолёт. Раз, два – хлопок в ладоши, А потом на каждый счёт. Раз, два, три, четыре, Руки выше, плечи шире. Раз, два, три, четыре, И на месте походили. - садитесь. | Выполнение предлагаемых движений. Руки вытянуты вверх. Руки в стороны. Хлопаем в ладоши. Шагаем на месте. Хлопаем в ладоши. Руки вверх- вниз. Хлопаем в ладоши. Шагаем на месте. Садятся за столы. | 2 |
6 | Поиск решения проблемы (открытие нового знания) | Эксперимент | Продолжим нашу работу. У нашей планеты есть ещё особенность : один естественный спутник и это… Всегда одинаковой видите Луну? Почему? - узнаем: стр учебника14. -что узнали о Луне? - знакомство с моделью теллурием по учебнику стр. 15. А теперь стр 16 найдите рубрику «Этот удивительный мир» прочитайте для себя этот текст: что ещё узнали о Луне? - Настоящие? - Если бы прилетели на Луну, то увидели что? -прочитаем стихотворение о Луне Джанни Родари-итальянского поэта стр 17. | Коллективная работа по отработке - досказывают предложения: Луна - похожую на блин, на серп? - читают вслух по очереди -движется вокруг Земли, за 1 месяц делает оборот, повёрнута одной стороной, видим освещённую Солнцем часть Луны, формы луны: новолуние- не видим, полнолуние-круглая, месяц-растущая, убывающая Луна – фазы. - есть на Луне моря- низменности! -предполагаемые ответы обучающихся. - вслух читает обучающийся по желанию. | 10 |
7 | Первичное осмысление и закрепление | | Предлагает выполнить задания в рабочей тетради на печатной основе: с.6 №6 - первая группа землян; №7- вторая группа землян; №8- третья группа землян; на листке составит наш космический адрес - 4-я группа землян. Проверка работ в группах. | - выполняют задания в группах Командиры назначают отвечающего, читает ответы. | 5 |
8 | Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности. | Часть презентации «Земля» | Много бед происходит на нашей планете: посмотрите слайд. Учитель продолжает: Но надо помнить, что «все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, а значит, пересесть из него просто некуда. Вот потому-то все жители планеты должны сообща спасать свой общий дом». Фр. писатель: Антуан де Сент-Экзюпери. Предлагает на «ладошках» написать пожелания нашему космическому дому- планете Земля и прикрепить магнитиком к доске. Наш урок подошел к концу. Закончить предложения… Учитель оценивает работу на уроке обучающихся. - Наш урок закончен. Спасибо всем за работу. | Слушают и отвечают на вопросы учителя. - пожары, войны, катастрофы, загрязнение воздуха и воды… - мира, тепла, добра Делают самооценку работы на уроке. | 8 |
9 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | | Информирует о домашнем задании: - 13-17 по учебнику, подготовить рассказ подробный о Луне или о Земле. | Записывают в дневники | 0,5 |
Самоанализ урока по ФГОС НОО.
Класс 2
Предмет: окружающий мир.
В классе обучается 14 учеников.
Характеризуя учеников второго класса, следует отметить: в классе обучаются 14 учеников, из них 4 характеризуются как учебный тип: готовы к деловому сотрудничеству, принимают задания без изменения, следуют указаниям учителя, слышат речь учителя. Остальные - как псевдоучебный тип: работают в личном режиме, требуют внимания, следуют инструкции, стараются быть максимально точными, но нет самостоятельности.
Тема урока: Земля- планета Солнечной системы. Урок № 35, по разделу – урок №2.
Основные цели урока:
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Структура урока соответствует ФГОС НОО:
Организационный этап.
Мотивация учебной деятельности
Постановка целей и задач урока.
Активизация и актуализация знаний.
Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к деятельности по закреплению учебного материала Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Рефлексия – подведение итогов занятия.
Информирование о домашнем задании и инструктаж его выполнения.
Рефлексия – подведение итогов занятия.
Основные этапы урока логически последовательны и дозированы во времени.
Построение урока соответствует его содержанию и цели.
Старалась обеспечить мотивацию изучения учебного материала и связать с жизненными ситуациями.
Урок, я думаю, соответствует требованиям ФГОС НОО, т.к. прослеживается соответствующая структура урока; использован сценарный план урока, предлагающий свободу в выборе форм; при подготовке к уроку мною использованы методические рекомендации, интернет ресурсы: ЦОР типа информационный, обучающиеся выполняли самостоятельную работу дифференцированную работу в группах, была организована учебная деятельность по обобщению способов действия, постановке учебной цели; прозвучало: подумайте; моделирование; использована групповая и индивидуальная, деятельностная форма работы.
Деятельность на уроке нацелена на формирование универсальных учебных действий (УДД):
личностные:
умение соотносить информацию с имеющимися знаниями, формирование основ экологической культуры.
регулятивные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
познавательные:
способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.), установление причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
коммуникативные:
использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог и признавать различные точки зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
На уроке использованы технологии: активизации познавательной деятельности учащихся, развивающего обучения, постановки проблемного вопроса и его решения, технологию «неоконченного предложения», ИКТ (информационная коммуникативная технология).
Содержание урока соответствует принципам обучения: научности, связью с жизнью, наглядности, оптимального сочетания методов и форм обучения, соответствует возрастным и психологическим особенностям класса. С целью развития познавательной активности старалась связать теоретический материал с практикой, используя жизненный опыт обучающихся. Учебный материал урока связан с ранее пройденным и прослеживается связь межпредметная – ОБЖ, музыка, математика, литературного чтения.
На уроке активизированы и актуализированы знания обучающихся и направлены на выявление темы урока, задач и видов работы. На уроке прозвучали проблемные вопросы и создана проблемная ситуация.
Я использовала методы: наглядный, практический, поисковый, контроля и самоконтроля, словесный, дедуктивный (от общего к частному: жизнь – условия жизни) и индуктивный (от частного к общему: части суши и воды).
Урок прошёл в режиме деятельности: ученик-ученик, учитель-класс. Объём самостоятельной работы соответствует особенностям класса и носил дифференцированный характер.
Мною использованы методы познания: наблюдение, чтение, сравнение, моделирование. Старалась создать ситуации для применения диалоговых форм общения, монологической речи обучающихся. Через фантазию старалась создать нестандартную ситуацию для использования приобретённых знаний обучающимися. На уроке сочетались коллективная, групповая и индивидуальная работа.
На уроке мною был использован наглядный материал в качестве иллюстрирования, для решения обучающих задач в достаточном количестве и на уместном этапе урока.
С психологической стороны я старалась учесть уровень развития обучающихся, развивать внимание, воображение, память, речь, мышление. На уроке старалась чередовать материал разной степени трудности и использовать разнообразные виды учебной деятельности с целью предупредить утомляемость детей. Для разрядки эмоциональной сферы урока использовала психологические паузы.
Домашнее задание, считаю, дано оптимальное, дифференцированное, дала доступный инструктаж и предоставила право ребёнка на выбор.
Для подведения итогов работы была проведена рефлексия с применением презентации. На уроке я использовала ТСО, тетради на печатной основе, наглядный материал, особенности доски.
В соответствии с темой самообразования: «Формирование познавательной деятельности как фактор развития личности младшего школьника» - был дан мною открытый урок.
Я считаю, что мне удалось достигнуть поставленную цель и выполнить задачи урока.