СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока по разделу «Фонетика» период обучения грамоте в 1 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока по разделу «Фонетика» период обучения грамоте в 1 классе на тему: «Согласные звонкие звуки [ в, в'  ], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости, буквы В,в.» ( УМК « Перспективная начальная школа»).

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по разделу «Фонетика» период обучения грамоте в 1 классе.»





План - конспект урока по разделу «Фонетика» период

обучения грамоте в 1 классе на тему:

«Согласные звонкие звуки [ в, в' ], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости, буквы В,в.»

( УМК « Перспективная начальная школа»)





Урок обучения грамоте в 1 классе.

Тема урока: Согласные звонкие звуки [ в, в'], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости, буквы В,в.

Цель урока: познакомить учащихся со звонкими звуками [ в, в' ] , упражнять в чтении слогов, слогов и текстов с буквой «в», закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов , закреплять знание условного обозначения звонкого глухого твёрдого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически ; формировать умение читать предложение как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру произношения; воспитывать любовь к животным.

Планируемые результаты обучения: формирование УУД:

Регулятивные: организовывать своё рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, определять план выполнения заданий на уроке.

Познавательные: выполнять графическое моделирование слова, работать с текстом, иллюстрациями осуществлять сравнение и выделять общее и различное (сравнение звуков, слов по звучанию)

Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные УУД: понимания важности нового социального статуса «ученик», проявление положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Оборудование: рисунки-предметы для представления звуков [ в, в' ]; слайды , видеоролик о выдре, индивидуальный раздаточный материал на партах: модели , обозначающие мягкий, твёрдый , звонкий согласный звук [в].



Этапы урока

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный

Доброе пожелание, высказывание, призыв к работе в стихотворной форме

Мотивация учащихся к учебной деятельности.

«Прозвенел звонок, начинается урок.

Все за парты сядем дружно,

Начинать работу нужно».

Проявление интереса к материалу изучения.

Коммуникативные: организовывать своё рабочее место.

Личностные: проявление положительного отношения к школе.


2. Актуализация опорных знаний.

Фронтальная и индивидуальная работа.

Организует повторение знаний, закрепление умений.

А). - Вдвоём всегда легче выполнять задание. Говорят: одна голова хорошо, а две - лучше.

Один уч-ся берёт с собой напарника и они выполняют задание у доски: подобрать к каждой картинке звуковую схему;

Отгадать. Какой звук мы слышим в этих словах; найти местоположение этого звука в схемах.

Б). Остальные учащиеся работают с лентой букв:

-прочитать нараспев гласные;

- почему они разделены на две группы?

- какие ещё звуки мы изучили?

-как мы различаем гласные звуки и согласные?

Вывод: гласные: а, о, ы, э ,у- делают согласный, стоящий перед ним твёрдым; гласные: е, я, ю, и, ё- делают согласный, стоящий перед ним мягким.

Гласные тянутся, поются, а согласные звуки короткие, не тянутся.

Проверка работавших у доски.

Демонстрируют знания, умения.























Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей.

3.Целеполагание.

Беседа.

Задаёт вопрос учащимся.

-Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком [ в ], охарактеризуем его, буквой, которая обозначает этот звук.

Дети выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке.

4.Открытие «нового» знания

Коллективные формы работы.






























Работа с учебником. Стр.67.

Организует работу, побуждает к анализу собственных действий. Отгадаем, гласный это звук или согласный; звонкий или глухой.

-Звук встречается во многих словах русского языка. Отгадайте загадки:

«Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю, здесь, под крышей обитаю.

-Чик-чирик! Не робей! Я бывалый …..(воробей.)Слайд 1.

«Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая – известная персона. Кто это? (ворона) Слайд 2.

-Как назвать одним словом: воробей, ворона?

- Это зимующие или перелётные птицы? Почему зимующие?

- Кто ещё знает загадки , в отгадках которых есть звук [ в ]?







-Молодцы!

Физминутка «Ёлочка»


- Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду. Что изображено слева? что такое ваза?(сосуд для фруктов, цветов)

-Прочитайте слово «вазы» по слогам и орфоэпически. Назовите первый звук. Охарактеризуйте его. (согл., звонк., твёрд.)

- Почему твёрдый?

Аналогичный анализ по правому рисунку.

Вывод: звук [ в ] согласный, звонкий, может быть мягким и твёрдым в зависимости от гласного, который стоит после него.

Участвуют в обсуждении. Выдвижение и проверка гипотез.

Дети произносят звук, делают вывод.














«Чтобы дождик лился с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтобы не было беды. Жить нельзя нам без …(воды) Слайд 3.

«Ездить нужно осторожно, за рога держаться можно. Жаль вот только, гривы нет. Что за конь?...(велосипед) Слайд 4.














Познавательные УУД: ориентироваться в новой системе знаний: отличать новое от уже известного.

4. Первичное закрепление.

Практическая работа. Коллективная и индивидуальная работа у доски, пользуясь звуковыми моделями к словам.

Проверка учителем.

Сравнение звуковой и буквенной форм на основе двухуровневой модели.

Организует практическую работу отдельных учащихся у доски и на рабочих местах. -Составьте звуковые

схемы к словам: «вязы», «вазы».


Физминутка:

«Вы , наверное устали, ну тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали.

Покружились, повертелись и за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем и работать продолжаем.

-Сравним печатные и заглавные буквы В, в. На что похожа буква?

Анализ слов «вёдра» , «выдра».

-Что изображено слева?

-Прочитать слово по слогам и орфоэпически.

-Сколько слогов? Назовите ударный.

-Охарактеризуйте первый звук.

-Сколько звуков в слове? А букв?

Аналогично анализируется слово «выдра».

Показывается ролик о выдре.

-Какая выдра? Составим предложение со словом «выдра».

- Что мы должны вспомнить, чтобы составить схему к предложению?


Показывает образец чтения.

Самостоятельно работают по алгоритму, под контролем учителя.

























Дети составляют схему к предложению : «Ловкая выдра поймала рыбу».

Чтение слогов на стр.67.

Чтение слов на стр. 68.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли на практике. Формирование самостоятельности, ответственности.

5.Самостоятельная работа.


Выполнение упражнений , знаний и умений во взаимосвязи с уже известными знаниями и умениями.

Организует ситуацию выбора.

-Прочитайте слова, обозначающие предметы, признаки, действия.

-Прочитайте слова, в которых звук [ в ] твёрдый, мягкий.

-Сравните пары слов по звучанию и значению.


Используют приобретённые знания в практической деятельности.

Регулятивные УУД : планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД : освоение способов совместной деятельности.

6. Рефлексия.

Беседа.

Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.

-Какую цель ставили? Достигли цели?

-Что нового узнали на уроке?

-Что вам понравилось на уроке?

-Покажите мимикой ваше настроение от урока.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют деятельность.

Регулятивные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.































Комплексная работа для каждого класса.

1 класс.

I вариант. (Низкий уровень).

________________________

Митя сел учить уроки. Было семь часов.

«Времени у меня много, - подумал Митя, - послушаю одну минутку радио». Митина минутка продолжалась долго. Мама напомнила Мите про уроки. Митя начал решать задачи.

Забежал на минутку Митин товарищ Дима. Вместо минутки они проболтали полчаса о прогулке на лыжах. А потом они ещё решили сыграть в шахматы.

Мальчики так увлеклись, что забыли про уроки. Митина минутка продолжалась весь вечер.
Какую же отметку получит Митя завтра в школе?



Задание 1.

Начни читать текст по сигналу учителя. По сигналу остановись и поставь палочку после слова, на котором закончил читать. Дочитай текст до конца.


Задание 2.

Выбери подходящее название для этого рассказа.

  1. Минутка.

  2. Игра в шахматы.

  3. Митя учит уроки.

Запиши название рассказа в нужном месте.


Задание 3.

Спиши первый абзац.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________


Проверь написанное по тексту. Исправь ошибки.





II вариант. (Средний уровень).

________________________

Митя сел учить уроки. Было семь часов.

«Времени у меня много, - подумал Митя, - послушаю одну минутку радио». Митина минутка продолжалась долго. Мама напомнила Мите про уроки. Митя начал решать задачи.

Забежал на минутку Митин т..варищ Дима. Вместо минутки они проболтали полчаса о прогулке на лыжах. А потом они ещё решили сыграть в шахматы.

Мальчики так увлеклись, что забыли про уроки. Митина минутка продолжалась весь вечер.
Какую же отметку получит Митя завтра в школе?



Задание 1.

Начни читать текст по сигналу учителя. По сигналу остановись и поставь палочку после слова, на котором закончил читать. Дочитай текст до конца.


Задание 2.

Выбери подходящее название для этого рассказа.

  1. Минутка.

  2. Игра в шахматы.

  3. Митя учит уроки.

Запиши название рассказа в нужном месте.

Задание 3.

Найди предложение, в котором говорится о том, как долго продолжалась «минутка». Спиши это предложение.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________


Знаешь ли ты, как пишется слово, подчеркнутое чертой? Проверь свои знания по орфографическому словарю.

Проверь написанное по тексту. Исправь ошибки.









III вариант. (Высокий уровень).

________________________

Митя сел учить уроки. Было семь часов.

«Времени у меня много, - подумал Митя, - послушаю одну минутку радио». Митина минутка продолжалась долго. Мама напомнила Мите про уроки. Митя начал решать задачи.

Забежал на минутку Митин т..варищ Дима. Вместо минутки они проболтали полчаса о прогулке на лыжах. А потом они ещё решили сыграть в шахматы.

Мальчики так увлеклись, что забыли про уроки. Митина минутка продолжалась весь вечер.
Какую же отметку получит Митя завтра в школе?



Задание 1.

Начни читать текст по сигналу учителя. По сигналу остановись и поставь палочку после слова, на котором закончил читать. Дочитай текст до конца.


Задание 2.

Выбери подходящее название для этого рассказа.

  1. Минутка.

  2. Игра в шахматы.

  3. Митя учит уроки.

Запиши название рассказа в нужном месте.


Задание 3.

Прочитай последнее предложение в тексте. Ответь на вопрос. Напиши одно или два предложения.


__________________________________________________________________________















2 класс.

I вариант. (Низкий уровень).

Весна

Наступил апрель. Устав от «мёртвой» зимней тишины, природа пробуждалась ото сна. На деревьях распустились первые листочки.

В лесу трое рыжих белок громко и азартно играли в салки. Они скакали с ветки на ветку, размахивая своими пушистыми хвостами.

Вдруг из-за пня выскочил один трусливый заяц. Он был напуган семью воробьями, шумно взлетевшими ввысь.

На озере квакало огромное лягушачье семейство, состоящее не менее чем из пятнадцати забавных лягушат.

В тихой деревушке, стоявшей неподалёку от леса, тоже наступила весна. В сельских подворьях весело кукарекал петух со своим куриным семейством, в котором было двадцать восемь хохлатых курочек.

На пригорке послышался звук пастушьего рожка. Вскоре показался пастух со стадом из пятидесяти шести упитанных коров.

Скоро прилетят из далёких жарких стран весёлые синички, изящные ласточки и серьёзные грачи.

Но как бы хорошо и красиво не было весной, все с нетерпением ожидают начала жаркого лета. И оно обязательно наступит с душистым сеном, яркими цветами и сладкими ягодами.


Задание 1. О ком говорится во втором абзаце текста?

Ответ. В нём говорится о__________________________________.


Задание 2.

Найди в тексте ответ на вопрос: «Что распустилось на деревьях весной?» Спиши это предложение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь свою запись, если надо, исправь.


Задание 3.

  1. Найди в выписанном тобой предложении слово, обозначающее действие (глагол). Надпиши над ним: гл.

  2. Найди в выписанном предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные). Надпиши над ними: сущ.








II вариант. (Средний уровень).

Весна

Наступил апрель. Устав от «мёртвой» зимней тишины, природа пробуждалась ото сна. На деревьях распустились первые листочки.

В лесу трое рыжих белок громко и азартно играли в салки. Они скакали с ветки на ветку, размахивая своими пушистыми хвостами.

Вдруг из-за пня выскочил один трусливый заяц. Он был напуган семью воробьями, шумно взлетевшими ввысь.

На озере квакало огромное лягушачье семейство, состоящее не менее чем из пятнадцати забавных лягушат.

В тихой деревушке, стоявшей неподалёку от леса, тоже наступила весна. В сельских подворьях весело кукарекал петух со своим куриным семейством, в котором было двадцать восемь хохлатых курочек.

На пригорке послышался звук пастушьего рожка. Вскоре показался пастух со стадом из пятидесяти шести упитанных коров.

Скоро прилетят из далёких жарких стран весёлые синички, изящные ласточки и серьёзные грачи.

Но как бы хорошо и красиво не было весной, все с нетерпением ожидают начала жаркого лета. И оно обязательно наступит с душистым сеном, яркими цветами и сладкими ягодами.


Задание 1.

Найди в тексте ответ на вопрос: «Что распустилось на деревьях весной?» Спиши это предложение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь свою запись, если надо, исправь.


Задание 2.

  1. Найди в выписанном тобой предложении слово, обозначающее действие (глагол). Надпиши над ним: гл.

  2. Найди в выписанном предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные). Надпиши над ними: сущ.


Задание 3.

  1. Найди и выпиши из текста слова – названия животных. Звери_______________________________________________________________________________________________________________ Птицы______________________________________________________________________________________________________________

Земноводные_______________________________________________________________________________________________________

2. Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.





III вариант. (Высокий уровень).

Весна

Наступил апрель. Устав от «мёртвой» зимней тишины, природа пробуждалась ото сна. На деревьях распустились первые листочки.

В лесу трое рыжих белок громко и азартно играли в салки. Они скакали с ветки на ветку, размахивая своими пушистыми хвостами.

Вдруг из-за пня выскочил один трусливый заяц. Он был напуган семью воробьями, шумно взлетевшими ввысь.

На озере квакало огромное лягушачье семейство, состоящее не менее чем из пятнадцати забавных лягушат.

В тихой деревушке, стоявшей неподалёку от леса, тоже наступила весна. В сельских подворьях весело кукарекал петух со своим куриным семейством, в котором было двадцать восемь хохлатых курочек.

На пригорке послышался звук пастушьего рожка. Вскоре показался пастух со стадом из пятидесяти шести упитанных коров.

Скоро прилетят из далёких жарких стран весёлые синички, изящные ласточки и серьёзные грачи.

Но как бы хорошо и красиво не было весной, все с нетерпением ожидают начала жаркого лета. И оно обязательно наступит с душистым сеном, яркими цветами и сладкими ягодами.



Задание 1.

Найди в тексте ответ на вопрос: «Какие птицы прилетят весной из далёких жарких стран?» Спиши это предложение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь свою запись, если надо, исправь.


Задание 2.

  1. Найди в выписанном тобой предложении слово, обозначающее действие (глагол). Надпиши над ним: гл.

  2. Найди в выписанном предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные). Надпиши над ними: сущ.


Задание 3.

  1. Найди и выпиши из текста слова – названия животных. Звери_______________________________________________________________________________________________________________ Птицы______________________________________________________________________________________________________________ Земноводные_____________________________________________

_________________________________________________________

2. Подчеркни в выписанных словах буквы твёрдых согласных.



3 класс.

I вариант. (Низкий уровень).

Лягушка

Великое множество лягушек обитают по всему миру. Чаще всего встречается зелёная лягушка. Она предпочитает жить в озёрах, болотах, топях и трясинах.

Днём лягушки греются на солнышке. Если им ничто не мешает, они могут провести целый день в сладкой дремоте. Когда мимо пролетает насекомое, лягушки моментально выбрасывают свой липкий язык и, поймав такую простую добычу, быстро её проглатывают. В случае опасности зеленая лягушка бросается в воду и зарывается в ил. У лягушек хорошо развиты зрение, обоняние, слух.

Зелёная лягушка – хищное животное. Она питается только той пищей, которую поймает сама. В её рацион входят насекомые, пауки и улитки.

Лягушки мечут икру в начале апреля. Головастики появляются на свет уже на пятый день, а в лягушат превращаются уже через четыре месяца.

Ночью в местах обитания лягушек можно услышать лягушачий концерт. Хорошо знакомое нам кваканье производится только самцами. Основная цель этих гортанных песен – привлечь внимание самок. Каким образом издаёт лягушка квакающие звуки? Лягушка вдыхает воздух, закрывает ноздри и рот и гоняет воздух взад-вперёд между ртом и лёгкими. Этот звук издаётся, когда воздух проходит через голосовые связки и заставляет их дрожать.

У многих лягушек есть резонаторы, похожие на мешочки, которые соединены с ротовой полостью. Когда лягушка заводит песню, резонаторы наполняются воздухом и придают кваканью специфический звук.

В Германии и Франции обитает похожая на зелёную озёрная лягушка. Это та самая лягушка, которую французы употребляют в пищу. Она считается деликатесом. В природе существуют различные виды лягушек: лягушка-бык, летающая лягушка, лягушка-древесница.

В основном лягушки – безвредные и полезные существа, которые истребляют массу жуков, слизней и червяков.


Задание 1.

1. Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос:

«Какая лягушка обитает в Германии и Франции?»

2. Спиши его.

________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь свою запись, если надо, исправь.


Задание 2.

Выпиши из текста 5 существительных. Заполни таблицу, указав род, падеж и число:


Имя существительное

род

падеж

число






















Задание 3.

Обозначь орфограмму, которая объединяет слова:

(на) реке, (над) водой, головастики.

Найди и допиши из последнего предложения слово с такой же орфограммой: ________________________.



II вариант. (Средний уровень).

Лягушка

Великое множество лягушек обитают по всему миру. Чаще всего встречается зелёная лягушка. Она предпочитает жить в озёрах, болотах, топях и трясинах.

Днём лягушки греются на солнышке. Если им ничто не мешает, они могут провести целый день в сладкой дремоте. Когда мимо пролетает насекомое, лягушки моментально выбрасывают свой липкий язык и, поймав такую простую добычу, быстро её проглатывают. В случае опасности зеленая лягушка бросается в воду и зарывается в ил. У лягушек хорошо развиты зрение, обоняние, слух.

Зелёная лягушка – хищное животное. Она питается только той пищей, которую поймает сама. В её рацион входят насекомые, пауки и улитки.

Лягушки мечут икру в начале апреля. Головастики появляются на свет уже на пятый день, а в лягушат превращаются уже через четыре месяца.

Ночью в местах обитания лягушек можно услышать лягушачий концерт. Хорошо знакомое нам кваканье производится только самцами. Основная цель этих гортанных песен – привлечь внимание самок. Каким образом издаёт лягушка квакающие звуки? Лягушка вдыхает воздух, закрывает ноздри и рот и гоняет воздух взад-вперёд между ртом и лёгкими. Этот звук издаётся, когда воздух проходит через голосовые связки и заставляет их дрожать.

У многих лягушек есть резонаторы, похожие на мешочки, которые соединены с ротовой полостью. Когда лягушка заводит песню, резонаторы наполняются воздухом и придают кваканью специфический звук.

В Германии и Франции обитает похожая на зелёную озёрная лягушка. Это та самая лягушка, которую французы употребляют в пищу. Она считается деликатесом. В природе существуют различные виды лягушек: лягушка-бык, летающая лягушка, лягушка-древесница.

В основном лягушки – безвредные и полезные существа, которые истребляют массу жуков, слизней и червяков.

Задание 1.

1. Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос:

«Какая лягушка обитает в Германии и Франции?»

2. Спиши его.

________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь свою запись, если надо, исправь.

3. Подчеркни грамматическую основу этого предложения.

Задание 2.

Выпиши из текста 5 существительных. Заполни таблицу, указав род, падеж и число:


Имя существительное

род

падеж

число





















Задание 3.

Найди во втором абзаце второе предложение.

  1. Выпиши 2 слова, в которых буква о обозначает звук [о] :

__________________________________________________________

и 2 слова, в которых буква о не обозначает звук [о] :

__________________________________________________________


  1. Выпиши из третьего предложения этого же абзаца слово с приставкой про и слово, в котором про- является частью корня. Обозначь эти части слов.

Ответ: ___________________________________________________

  1. Подчеркни в словах буквы мягких согласных звуков.



III вариант. (Высокий уровень).

Лягушка

Великое множество лягушек обитают по всему миру. Чаще всего встречается зелёная лягушка. Она предпочитает жить в озёрах, болотах, топях и трясинах.

Днём лягушки греются на солнышке. Если им ничто не мешает, они могут провести целый день в сладкой дремоте. Когда мимо пролетает насекомое, лягушки моментально выбрасывают свой липкий язык и, поймав такую простую добычу, быстро её проглатывают. В случае опасности зеленая лягушка бросается в воду и зарывается в ил. У лягушек хорошо развиты зрение, обоняние, слух.

Зелёная лягушка – хищное животное. Она питается только той пищей, которую поймает сама. В её рацион входят насекомые, пауки и улитки.

Лягушки мечут икру в начале апреля. Головастики появляются на свет уже на пятый день, а в лягушат превращаются уже через четыре месяца.

Ночью в местах обитания лягушек можно услышать лягушачий концерт. Хорошо знакомое нам кваканье производится только самцами. Основная цель этих гортанных песен – привлечь внимание самок. Каким образом издаёт лягушка квакающие звуки? Лягушка вдыхает воздух, закрывает ноздри и рот и гоняет воздух взад-вперёд между ртом и лёгкими. Этот звук издаётся, когда воздух проходит через голосовые связки и заставляет их дрожать.

У многих лягушек есть резонаторы, похожие на мешочки, которые соединены с ротовой полостью. Когда лягушка заводит песню, резонаторы наполняются воздухом и придают кваканью специфический звук.

В Германии и Франции обитает похожая на зелёную озёрная лягушка. Это та самая лягушка, которую французы употребляют в пищу. Она считается деликатесом. В природе существуют различные виды лягушек: лягушка-бык, летающая лягушка, лягушка-древесница.

В основном лягушки – безвредные и полезные существа, которые истребляют массу жуков, слизней и червяков.

Задание 1.

1. Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос:

«Какая лягушка обитает в Германии и Франции?»

2. Спиши его.

________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь свою запись, если надо, исправь.

3. Подчеркни грамматическую основу этого предложения.

4. Укажи, какими частями речи выражены главные члены предложения.

Задание 6.

Выпиши из текста 5 существительных. Заполни таблицу, указав род, падеж и число:

Имя существительное

род

падеж

число





















Задание 8.

Найди в шестом абзаце первое предложение.

  1. Выпиши 2 слова, в которых буква о обозначает звук [о] :

__________________________________________________________

и 2 слова, в которых буква о не обозначает звук [о] :

__________________________________________________________

Какие слова можно было выписать в обе эти группы?

__________________________________________________________

2. Выпиши из этого же предложения слово с приставкой по и слово, в котором по- является частью корня.

Обозначь эти части слов.

Ответ: ___________________________________________________

3. Подчеркни в словах буквы твёрдых согласных звуков.

4 класс.

I вариант. (Низкий уровень).

Дельфин 

Вы видели когда-нибудь дельфинов? Дельфин – животное-загадка на нашей планете. Интеллект этого морского жителя считают настолько высоким, что его называют "человеком моря”. Блестящие тела дельфинов своей формой напоминают капли. Морда вытянута в узкий клюв, ноздри слиты в одно "дыхло”, из которого животное может выпускать фонтан брызг высотой два метра. Хвост у дельфинов, в отличие от рыб, расположен горизонтально. 

"Люди моря" прославились как неутомимые спутники кораблей. Часто видели, как они провожали суда в открытое море. Дельфины могут плавать со скоростью 50 километров в час, никто в море не плавает быстрее них. Самый быстрый дельфин – белобочка. 

Дельфины – это не рыбы, а млекопитающие. Они выкармливают детенышей молоком и дышат не жабрами, а легкими. Им часто нужно выныривать из воды, чтобы вдохнуть. Ныряют в воду обычно не дольше чем на 3 минуты. Дельфины встречаются во многих морях и океанах мира. В день дельфин съедает до 30 килограммов живой рыбы. Дельфины всегда охотятся стаями. Они нагоняют косяк рыб и окружают его. Потом выталкивают рыбу на самое мелководье и там поедают ее. 

Живет дельфин около 50 лет. Средняя масса их – 500 килограммов. А белуха может весить до 940 килограммов. Дельфинята рождаются примерно один раз в два года. Дельфиниха в это время старается высоко выпрыгнуть, чтобы детеныш смог сделать первый вдох. Дельфины – очень трогательные родители, опекающие своих детенышей около 5 лет.  

Дельфины могут издавать различные звуки – свист, щелканье, лай, стон, визг, похрюкивание, мяуканье, чириканье и другие. Унылый протяжный свист и следующий за ним высокий и мелодичный означает, что дельфин зовет на помощь. Когда дельфины сердятся, они начинают лаять!


Задание 1

Причитай внимательно текст, определи вид данного текста:

  1. Текст-рассуждение

  2. Текст-повествование

  3. Текст-описание


Задание 2

1. Кем является дельфин, рыбой или млекопитающим? Обоснуй свой ответ, выписав предложение из текста.

2. Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены, и их грамматические признаки (формы рода, числа, падежа или времени).


Задание 3

Найди четвертое предложение и выпиши 2 слова, в которых звуков больше чем букв. Выполни транскрипцию этих слов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________





II вариант. (Средний уровень).

Дельфин 

Вы видели когда-нибудь дельфинов? Дельфин – животное-загадка на нашей планете. Интеллект этого морского жителя считают настолько высоким, что его называют "человеком моря”. Блестящие тела дельфинов своей формой напоминают капли. Морда вытянута в узкий клюв, ноздри слиты в одно "дыхло”, из которого животное может выпускать фонтан брызг высотой два метра. Хвост у дельфинов, в отличие от рыб, расположен горизонтально. 

"Люди моря" прославились как неутомимые спутники кораблей. Часто видели, как они провожали суда в открытое море. Дельфины могут плавать со скоростью 50 километров в час, никто в море не плавает быстрее них. Самый быстрый дельфин – белобочка. 

Дельфины – это не рыбы, а млекопитающие. Они выкармливают детенышей молоком и дышат не жабрами, а легкими. Им часто нужно выныривать из воды, чтобы вдохнуть. Ныряют в воду обычно не дольше чем на 3 минуты. Дельфины встречаются во многих морях и океанах мира. В день дельфин съедает до 30 килограммов живой рыбы. Дельфины всегда охотятся стаями. Они нагоняют косяк рыб и окружают его. Потом выталкивают рыбу на самое мелководье и там поедают ее. 

Живет дельфин около 50 лет. Средняя масса их – 500 килограммов. А белуха может весить до 940 килограммов. Дельфинята рождаются примерно один раз в два года. Дельфиниха в это время старается высоко выпрыгнуть, чтобы детеныш смог сделать первый вдох. Дельфины – очень трогательные родители, опекающие своих детенышей около 5 лет.  

Дельфины могут издавать различные звуки – свист, щелканье, лай, стон, визг, похрюкивание, мяуканье, чириканье и другие. Унылый протяжный свист и следующий за ним высокий и мелодичный означает, что дельфин зовет на помощь. Когда дельфины сердятся, они начинают лаять!


Задание 1.

1. Кем является дельфин, рыбой или млекопитающим? Обоснуй свой ответ, выписав предложение из текста.

2. Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены, и их грамматические признаки (формы рода, числа, падежа или времени).


Задание 2.

Найди четвертое предложение и выпиши 2 слова, в которых звуков больше чем букв. Выполни транскрипцию этих слов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3.

Найди в последнем абзаце по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице. Впиши их в таблицу. Орфограмму подчеркни или выдели.

Название орфограммы

Пример слов

Проверяемые безударные гласные в корне слова


Парные согласные


Разделительный или смягчающий Ь знак


Правописание приставок






III вариант. (Высокий уровень).

Дельфин 

Вы видели когда-нибудь дельфинов? Дельфин – животное-загадка на нашей планете. Интеллект этого морского жителя считают настолько высоким, что его называют "человеком моря”. Блестящие тела дельфинов своей формой напоминают капли. Морда вытянута в узкий клюв, ноздри слиты в одно "дыхло”, из которого животное может выпускать фонтан брызг высотой два метра. Хвост у дельфинов, в отличие от рыб, расположен горизонтально. 

"Люди моря" прославились как неутомимые спутники кораблей. Часто видели, как они провожали суда в открытое море. Дельфины могут плавать со скоростью 50 километров в час, никто в море не плавает быстрее них. Самый быстрый дельфин – белобочка. 

Дельфины – это не рыбы, а млекопитающие. Они выкармливают детенышей молоком и дышат не жабрами, а легкими. Им часто нужно выныривать из воды, чтобы вдохнуть. Ныряют в воду обычно не дольше чем на 3 минуты. Дельфины встречаются во многих морях и океанах мира. В день дельфин съедает до 30 килограммов живой рыбы. Дельфины всегда охотятся стаями. Они нагоняют косяк рыб и окружают его. Потом выталкивают рыбу на самое мелководье и там поедают ее. 

Живет дельфин около 50 лет. Средняя масса их – 500 килограммов. А белуха может весить до 940 килограммов. Дельфинята рождаются примерно один раз в два года. Дельфиниха в это время старается высоко выпрыгнуть, чтобы детеныш смог сделать первый вдох. Дельфины – очень трогательные родители, опекающие своих детенышей около 5 лет.  

Дельфины могут издавать различные звуки – свист, щелканье, лай, стон, визг, похрюкивание, мяуканье, чириканье и другие. Унылый протяжный свист и следующий за ним высокий и мелодичный означает, что дельфин зовет на помощь. Когда дельфины сердятся, они начинают лаять!


Задание 1.

1. Кем является дельфин, рыбой или млекопитающим? Обоснуй свой ответ, выписав предложение из текста.

2. Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены, и их грамматические признаки (формы рода, числа, падежа или времени).


Задание 2.

Найди четвертое предложение и выпиши 2 слова, в которых звуков больше чем букв. Выполни транскрипцию этих слов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

В центре написаны названия четырех групп понятий. Отнесите каждое из записанных в левом и правом столбиках понятий к одной из групп, соединив их с названием группы стрелками.

грамматическая основа




глагол



Звуки



имя существительное




гласные






имя прилагательное


Состав слова


корень






окончание




предлог



Части речи



основа слова




приставка






повествовательное


Предложение


согласные






распространенное




ударение