СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительные простые, составные, сложные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока написан, соблюдая требования к современному уроку.  В ходе данного урока предпринималась попытка вести проблемный диалог: учащиеся под руководством учителя сами формулировали тему урока и ставили для себя цели, находили, учились решать проблемы. В конце занятия учениками был проведен самоанализ: все ли поставленные цели достигнуты в ходе урока, что понятно, а на что следует обратить особое внимание.Цели урока реализовывались через выполнение заданий 

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительные простые, составные, сложные"»






Составила:

учительница русского языка

МБОУ СОШ с. Алаторка

Г. Г. Багаутдинова


Тема: «Простые, составные и сложные числительные».

Цель:

образовательная: обучить умению различать простые и составные числительные, учить обозначению числительные одним и несколькими словами;

Развивающая: развитие познавательной и коммуникационной компетентностей в ходе самостоятельной деятельности учащихся.

Воспитательная: воспитывать культуру умственного труда.

Оборудование: учебники, ИКТ, карточки, клубок

Планируемые результаты:

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений;

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или причин неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля, планирование сотрудничества.

Коммуникативная: умение обосновывать свою точку зрения, полное и точное выражение своих мыслей.

Ход урока:

I. Организационный момент. Мотивация к уроку.

II.Актуализация ранее изученного .



А) Орфографическая диктовка. Слайд № 2

Утренний туман, песчаный берег, туманное утро, оловянный солдатик, серебряная нить, экскурсионный автобус, лебединая стая, старинный рояль, кожаная сумка.


Б) Синтаксическая пятиминутка. Слайд №3

Республика Башкортостан расположена на территории, где Азия встречается с Европой..- Повест, невоскл., распр,с/с


В) Фронтальный опрос

- Что такое числительное?

-Числительные делятся на…( количественные и порядковые)

-На какой вопрос отвечают порядковые числительные? (какой?)

-На какой вопрос отвечают количественные числительные? ( сколько?)

-Каким членом предложения могут быть числительные? ( подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством)



Г) Разгадай ребусы. Слайд №3


7Я, 40а, 100л, е2, 05, с3ж

Ключ: семья, сорока, стол, едва, опять, стриж.




III. Изучение нового материала. СЛАЙД № 5, 6



А) Слово учителя

-Сегодня мы продолжим знакомство с именем числительным, как частью речи.

Для того, чтобы идти дальше, нужно решить первую проблему урока: определить тему. Кто попробует? ( ответы учащихся)

Да, ребятки, мы сегодня научимся определять имена числительные по составу. Будем учиться находить простые, сложные и составные числительные.

-Чтобы легче было запомнить материал этого урока, давайте попытаемся вместе на примерах определить признаки, по которым числительные можно разделить на группы.

- Названия литературных произведений в составе которых есть числительные мы распределим по трем столбикам.


Б) Составление таблицы. Слайд № 7


простыми


сложными


составными.


семь

пятнадцать

сто шестнадцать

десять

восемнадцать

девяносто шестой

четвёртый

одиннадцать

семьсот сорок один


семидесятый

девятьсот девяносто девять тысяч


шестьсот



Постановка цели урока, Слайд № 8,9


-Обратите внимание на выделенные слова и определите закономерность в написании числительных внутри каждого столбика.

- В первую колонку вошли названия произведений с числительными, состоящими из одного слова, они называются -простыми

- В названиях произведений второй колонки, используются числительные, состоящие из одного слова, они называются- сложными.

-И наконец числительные последней колонки, представляют собой сочетания нескольких слов, и называются- составными.

Итог по теме, Слайд №10


Таким образом: по своему строению имена числительные делятся на : простые, сложные и составные


В) Историческая справка. Слайд № 11

-Интересно происхождение некоторых числительных.

-Числительные от одиннадцати до девятнадцати образовались от трех слов : один+на+дцать. В ходе исторического развития языка слово « десять» превратилось в « дцать».

- А числительное 40 по происхождению является –существительным. В древнерусском языке оно имело значение « мешок». В него можно было поместить 40 штук соболей на одну шубу. Но а в последствии оно стало обозначать сорок любых предметов и превратилось в числительное.


Г) Упражнения для закрепления ( в тетрадях). Слайд №12.

Задание № 1.

Спишите. Укажите вид числительных по составу ( постое, сложное, составное)


Слайд № 13

О жизни растений.

1. Дуб живет 400 – 500 лет. Иногда – до 2 000 лет.

2. Сосны живут до 350 – 400 лет, даже до 600 лет и достигают 30 – 45 метров высоты.

3 . Банан достигает высоты 6-7 метров, а бамбук – 40 метров.

4. Мандарины - карликовые деревья. Даже 30 - летние экземпляры не выше 3,5 - 4,5 метров, но урожаи на них довольно обильные – до 5 000 – 7 000 тысяч плодов с одного дерева.

5. Бук и каштан существуют до 500 лет, ель – до 400, а береза до 150 лет.


Слайд № 14

Проверим работу .


Слайд № 15


Устно ответить на вопрос по заданию. Ответ: б) 8, 1000, 100, 1

Слайд № 16

Слово дня:

  • Одиннадцать

  • Миллион

  • миллиард

  • Слайд № 16

  • Е) Игра « найди цифры»

  • -Я показываю вам карточку со словом, а вы должны найти в нем найти цифру.

  • Подвал, внутри, смотришь, одинокий, одиночество, опять, триумф, сотри, семья, сорока, стол, крестоносец, трибуна, сороконожка, стоматолог, ласточка, интрига, витрина, восток, достопримечательность, место, стоянка, постовой, мостовая, частокол, сторож, постоялец, простор, патриот, электрик, родинка, трикотаж, миллионер

  • IV.Итог урока

  • V.Рефлексия: надо заполнить карточку, которая лежит перед вами. Там, как всегда на уроках, маленькая таблица, в котором три столбика. Вам нужно ответить на вопросы: «+», «-«, « интересно»

    • плюс

    • минус

    • Интересно

  • «+» - перечисляете то, что вам понравилось на уроке, интересное, новое;

  • «-« - всё то, что не понравилось, было скучным, неинтересным для вас;

  • «не понравилось» - отмечаете те моменты, что вам не понравилось.

  • Пожалуйста, приступайте….( учащиеся выполняют эти задания и сдают ответы)

  • VI.Дом задание : выучить правило по теме,

  • ( по выбору)

  1. Найти материал о заповедниках Башкортостана

  2. Написать мини – сочинение, используя имена числительные.

  • Дополнительный материал. Игра « Снежинки»

  • - Я бросаю клубок и называю числительное, а вы должны определить разряд.

  • Пятнадцать, семь, сто шестнадцать, восемнадцатый, одиннадцать, шестьсот, семидесятый, девяносто шестой, семьсот сорок первый, триста двадцать четвертый, девятьсот девяносто девять.

    • « Белоснежка и семь гномов»

    • « Вокруг света за восемьдесят дней»

    • « Двадцать тысяч лье под водой»

    • « Три сестры»

    • «Тринадцатый подвиг Геракла»

    • « 451 градус по Фаренгейту»

    • « Один день из жизни Ивана Денисовича»

    • «Двенадцатая ночь»

    • «Сорок первый»

    • « Два капитана»

    • « Семнадцать мгновений весны»

    • «Тридцать восемь попугаев»