Учитель мотивирует учащихся на совместное обсуждение алгоритма работы. В эпоху интернета главным источником остается книга, обратимся к учебникам. Я вам предлагаю работу в парах. Внимательно прочитайте текст задания. У кого есть вопросы поднимают руку. Вы устно отвечаете на вопрос , потом смотрим ответ на слайде ,и закрепляем в виде тестов. Каждый ученик получает рабочий лист в котором задание ,лист самооценки. Задание №1. 1.Прочитайте текст учебника на стр. 94-95 ( до эволюции приматов) 2.Какие основные признаки, по которым человек отличается от человекообразных обезьян? 2. Перечислите основные признаки, по которым человек отличается от человекообразных обезьян .1. _____________ 2. ____________ 3. ____________ 4. ____________ 6._____________ 5. ____________ 7. ____________ 8. ____________ 9. ____________ 10. ___________ Задание №1.(ответ) Прямохождение. Мощно развита мускулатура нижних конечностей. Сводчатая стопа с сильно развитыми пальцами ног. Расположение таза под углом 60 градусов к горизонтали. Очень большой мозг. Крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа. Бинокулярное зрение. Ограниченная подвижность. Плечевой сустав, допускающий движение с размахом почти до 180 градусов. Подвижная кисть руки Задание №2. Прочитайте текст учебника на с.95-97 ( Эволюция приматов) 1.Составьте схему эволюции приматов Примитивные насекомоядные млекопитающие ? ? ? Дриопитеки ? ? Человек 2.Охарактеризуйте по нижеперечисленным позициям группу обезьян, являющейся переходной формой к древнему человеку. Название – 1 балл. Эволюционный возраст – 1 балл. Анатомическая характеристика – 3 балла. Образ жизни – 3 балла 1.Составьте схему эволюции приматов (ответ) (слайд) Примитивные насекомоядные млекопитающие Отряд приматы Гиббоны Орангутаны Дриопитеки Щимпанзе Гориллы Человек 2.Охарактеризуйте по нижеперечисленным позициям группу обезьян, являющейся переходной формой к древнему человеку. Название – 1 балл. Эволюционный возраст – 1 балл. Анатомическая характеристика – 3 балла. Образ жизни – 3 балла. Задание №2.(ответы) слайд Название – австралопитек Эволюционный возраст – 10-12 миллионов лет назад. Анатомическая характеристика: масса – 20 – 25 кг; рост – 120 – 150 сантиметров, ходят на двух ногах при выправленном положении тела, руки были свободны. Масса мозга – 550 грамм. Образ жизни: жили стадами, для защиты и добывания пищи австралопитеки пользовались камнями, костями животных, т.е. имели хорошую двигательную координацию Задание № 3 1.Прочитайте текст в учебнике (стр. 97-100), заполните таблицу. 2.Какие факторы явились ведущими в эволюции первых современных людей?. Таблица № 1(задание ) Стадии развития человека | Эволюционный возраст | Ископаемая форма | рост | Череп, масса головного мозга | Образ жизни | 1.? | 1 миллион лет назад | ? | ? | Мощные надбровные выступы, низкий покатый лоб.800-1000 г. | ?. | 2. ? | ? | ? | 158 см. | ? | Охота, изготовление примитивных орудий труда, жили группами по 50-100 человек | Современ ные люди | ? | Кроманьо нец (первый современ ный человек) | ? | Высокий лоб, сплошной надглазной валик отсутствовал, наличие подбородочного выступа. 1600 г. | Владели речью, повышение абстрактного мышления, рисование, жили общинами. | ТАБЛИЦА № 2 (ОТВЕТЫ) Стадии развития человека | Эволюционный возраст | Ископаемая форма | рост | Череп, масса головного мозга | Образ жизни | 1.Древнейшие люди 2. Древние люди (неандертальцы). Современные люди | 1 миллион лет назад 200 тысяч лет назад. . 30-40 тысяч лет назад. | Питекантроп, синантроп, гейдельбер ский человек Неандертальцы. кроманьонец | 140 см 158 см. До 180 см | Мощные надбровные выступы, низкий покатый лоб.800-1000 г. Мощные надбровные валики, высокий лоб, более тонкие челюсти или скошенный лоб с низким затылком 1500г. Высокий лоб, сплошной надглазной валик отсутствовал, наличие подбородочного выступа. 1600 г. | . Охота, собирательство, использование огня. Охота, изготовление примитивных орудий труда, жили группами по 50-100 человек Владели речью, повышение абстрактного мышления, рисование, жили общинами. | Создаёт условия для коллективной деятельности учащихся по изучению материала. После выступления последней группы учитель мотивирует учащихся на формулирование вывода из работы. Задание №4 Тестирование Наука, изучающая происхождение человека а) цитология. б) генетика. в) антропология. 2. Человек разумный относится к подотряду ... а) человекоподобных. б) обезьяноподобных. в) приматов. 3. В связи с прямохождением у человека появляется ... а) сводчатый свод стопы. б) большая масса тела. в) маленькие размеры головного мозга. 4. Впервые установил систематическую принадлежность к отряду приматов: а) К. Линей. б) Ж.Б. Ламарк. в) И. Дарвин 5. Основной предпосылкой антропогенеза было ... а) прямохождение. б) сознание и речевое общение. в) трудовая деятельность. 6. К социальным факторам антропогенеза относится: а) естественный отбор. б) борьба за существование. в) устройство постоянных жилищ. Каждый правильный ответ оценивается – 1 балл. Проверьте свои ответы по слайдам. Суммируйте баллы по количеству жетонов, полученные за устные ответы Проанализируйте ошибки. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме: От 20-17б - оценка «5» 13-16 б - оценка «4» 12- 10 б - оценка «3» Заполните лист самооценки. Ответы на тесты: 1-в 2-а 3-а 4-а 5-а 6-в . Время на выполнение задания – 10 минут. Создаёт условия для коллективной деятельности учащихся по изучению материала. После выступления последней группы учитель мотивирует учащихся на формулирование вывода из работы. Вывод: У нас остаётся вопрос : СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП эволюции человека. Какие основные расы выделяют внутри вида Человек разумный ?Докажите, что всё современное человечество принадлежит к одному виду. Мы должны помнить это , потому ,что существует расизм- .Человек – это великое создание эволюции. Эволюция шла миллиарды лет, а может прерваться жизнь человека в одно мгновенье! И древние люди не знали ,как далеко зайдёт человечество в делах своих. И хочется сегодня обратиться ко всем людям и прокричать: остановитесь!!!!Берегите себя, своих детей, Землю берегите!!! Любите друг друга, живите по совести. Пусть жизнь бьёт ключом, светит солнце, радуются дети, и все люди с надеждой смотрят в будущее! Давайте пофантазируем: если бы мы могли предупредить древнего человека об опасностях , которые могут ожидать его в современном мире, о каких опасностях мы бы его предостерегли? Давайте сделаем такое послание. Скажем свое большое «нет».Правильно: войне ,терроризму, наркотикам ,алкоголю, курению! |