Актуализация | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях | -Ребята, что у вас на лепестках ромашки? Расскажите всё, что вы знаете о слове (часть речи, орфограммы). Проконтролируйте выполнение задания в паре. Затем мы заслушаем ответ каждого у доски. -Ребята, что общего между словами, записанными на доске? (Относятся к сущ.) - Итак, мы начинаем изучать удивительную часть речи. Прочитайте эпиграф к уроку: «Имя сущ-хлеб языка» (Л. В. Успенский) Справедливость этого утверждения подтверждают цифры: в рус яз на каждые 100 слов приходится 40 сущ - Объясните постановку тире. | Отвечают на вопросы (см. «ромашку»). Строят понятные для партнёра высказывания. Смотрят презентации. Осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. | Фронтальная, групповая (в паре) | Ответы у доски |
Выявление места и причины затруднения Целеполагание и построение проекта выхода из затруднеия | Беседа, игра, просмотр презентации | -Что вы знаете о сущ? (Отвечает на вопросы кто? Что? Обозначает предмет. Изменяется по падежам, числам, имеет род, принадлежит к одному из 3-х скл., бывает одуш. И неодуш., собств. И нариц. В предложении бывает чаще подлежащим, дополнением, обстоятельством.) - Приведите примеры сущ. А слова синь, краснота, бег- сущ? - Слова радио, пальто изменяются по падежам? Слова санки, ножницы изменяются по числам? - Итак, с именем сущ. Вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке и на последующих уроках вы расширите знания об имени сущ. Сегодня познакомитесь со значением сущ., выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль. Чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? (Маршрут) -Каждый из вас получит маршрутный лист с указанием, по каким станциям нам предстоит пройти, и будете выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь! | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем, одноклассниками делают выводы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации. | Ответы |
Практическая деятельность | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ текста. | 1 остановка. «Опознавательная». Попробуем свои силы в новом испытании. Можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская. Вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это. (Текст распечатан и на слайде) - Выпишите из текста «Пуськи бятые» сущ. , запишите к ним вопросы. Докажите, что это сущ. Как вы это сделаете? (Вопросы зададим) Имена сущ – это пуськи,калуша, калушата, напушка, бутявка, калушаточки. - Чтот такое имена сущ? Что они обозначают? (Предмет) -Слова доброта, милосердие, любовь, синева, бег – предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и названия предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы. -Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, поработаете в парах и выполните 2 -е задание: 2 остановка «Теоретическая» - На столах у вас лежат карточки. На них обозначен номер вашей группы. Прочитайте слова. Обсудите в паре и впишите в определённый столбик только те слова, которые обозначают указанные названия: ребёнок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Челябинск, спектакль. 1 группа – названия лиц (ребёнок, девочка, юноша) 2 группа- названия вещей (стол, окно, ножницы) 3 группа – названия веществ (крупа, мука, сливки) 4 группа – названия живых существ и организмов (кошка, щука, микроб) 5 группа – географические названия (Россия, Байкал, Челябинск) 6 группа – названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа) 7 группа – названия признаков (свежесть, белизна, синева) 8 группа – название действий (бег, прыжок, стрельба) З-я остановка «Морфологическая» Распределите сущ. По родам: вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь. 2. Распределите сущ. На одуш. И неодуш. : Дама сдавала в багаж Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку. Распределите в 2 столбика. По какому признаку распределили? (Пушкин, поэт, Днепр, река, орёл (птица), Орёл (город), доброта. Распределит в 3 столбика. По какому признаку сделали? (ночь, вещь, тетрадь, карта, конь, путешествие, огонь, мама, книга) 4 остановка «Синтаксическая» - Определите, какую роль играет слово «дерево» в приведённых предложениях: Дерево поднялось выше дома. На пригорке мы увидели дерево с белоснежным стволом. Мы смотрели на дорогу из-за деревьев. Сосна - хвойное дерево. -Расскажите о синтаксической роли существительного. | | | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. | Письменная работа |
Первичное закрепление | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Выполнение упр. | -Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что узнали о существительном. Свои знания сравните с материалом учебника: параграф 88. По итогам этой работы составьте рассказ о сущ. как о части речи (ключевые фразы – на слайде и в карточках) | Работают с материалом учебника, отвечают на вопросы, составляют рассказ. | Индивидуальная, групповая | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Письменная работа с опорным конспектом |