СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока русского языка в 5 классе "Имя существительное как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе. Тема: "Имя существительное как часть речи". 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка в 5 классе "Имя существительное как часть речи"»

Имя существительное как часть речи

Цель деятельности учителя

Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умение определять синтаксическую роль существительных в предложении

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые результаты

Предметные: знать грамматическое значение существительного, морфологические признаки, синтаксическую роль; уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки существительных.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Частично-поисковый метод с использованием игровой технологии; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Учебник русского языка для 5 кл. под ред Т. Ладыженской; компьютер (презентация); маршрутные листы; карточки с заданиями

Основные понятия

Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль



Сценарий урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

(УУД)

Промежуточный контроль

Мотивация

















Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала









Вступительное слово

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах(обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра)

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.


















Актуализация

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

-Ребята, что у вас на лепестках ромашки?

Расскажите всё, что вы знаете о слове (часть речи, орфограммы). Проконтролируйте выполнение задания в паре.

Затем мы заслушаем ответ каждого у доски.

-Ребята, что общего между словами, записанными на доске? (Относятся к сущ.)

- Итак, мы начинаем изучать удивительную часть речи. Прочитайте эпиграф к уроку: «Имя сущ-хлеб языка» (Л. В. Успенский) Справедливость этого утверждения подтверждают цифры: в рус яз на каждые 100 слов приходится 40 сущ

- Объясните постановку тире.

Отвечают на вопросы (см. «ромашку»). Строят понятные для партнёра высказывания. Смотрят презентации. Осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Фронтальная, групповая (в паре)

Ответы у доски

Выявление места и причины затруднения




Целеполагание и построение проекта выхода из затруднеия

Беседа, игра, просмотр презентации

-Что вы знаете о сущ? (Отвечает на вопросы кто? Что? Обозначает предмет. Изменяется по падежам, числам, имеет род, принадлежит к одному из 3-х скл., бывает одуш. И неодуш., собств. И нариц. В предложении бывает чаще подлежащим, дополнением, обстоятельством.)

- Приведите примеры сущ. А слова синь, краснота, бег- сущ?

- Слова радио, пальто изменяются по падежам?

Слова санки, ножницы изменяются по числам?

- Итак, с именем сущ. Вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке и на последующих уроках вы расширите знания об имени сущ. Сегодня познакомитесь со значением сущ., выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль. Чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? (Маршрут)

-Каждый из вас получит маршрутный лист с указанием, по каким станциям нам предстоит пройти, и будете выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем, одноклассниками делают выводы. Слушают и обсуждают ответы товарищей.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации.

Ответы






Практическая деятельность

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ текста.

1 остановка. «Опознавательная». Попробуем свои силы в новом испытании. Можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская. Вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это. (Текст распечатан и на слайде)

- Выпишите из текста «Пуськи бятые» сущ. , запишите к ним вопросы. Докажите, что это сущ. Как вы это сделаете? (Вопросы зададим)

Имена сущ – это пуськи,калуша, калушата, напушка, бутявка, калушаточки.

- Чтот такое имена сущ? Что они обозначают? (Предмет)

-Слова доброта, милосердие, любовь, синева, бег – предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и названия предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы.

-Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, поработаете в парах и выполните 2 -е задание:

2 остановка «Теоретическая»

- На столах у вас лежат карточки. На них обозначен номер вашей группы.

Прочитайте слова. Обсудите в паре и впишите в определённый столбик только те слова, которые обозначают указанные названия: ребёнок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Челябинск, спектакль.

1 группа – названия лиц (ребёнок, девочка, юноша)

2 группа- названия вещей (стол, окно, ножницы)

3 группа – названия веществ (крупа, мука, сливки)

4 группа – названия живых существ и организмов (кошка, щука, микроб)

5 группа – географические названия (Россия, Байкал, Челябинск)

6 группа – названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа)

7 группа – названия признаков (свежесть, белизна, синева)

8 группа – название действий (бег, прыжок, стрельба)

З-я остановка «Морфологическая»

  1. Распределите сущ. По родам: вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь.

  2. 2. Распределите сущ. На одуш. И неодуш. :

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

  1. Распределите в 2 столбика. По какому признаку распределили? (Пушкин, поэт, Днепр, река, орёл (птица), Орёл (город), доброта.

  2. Распределит в 3 столбика. По какому признаку сделали? (ночь, вещь, тетрадь, карта, конь, путешествие, огонь, мама, книга)

4 остановка «Синтаксическая»

- Определите, какую роль играет слово «дерево» в приведённых предложениях:

Дерево поднялось выше дома.

На пригорке мы увидели дерево с белоснежным стволом.

Мы смотрели на дорогу из-за деревьев.

Сосна - хвойное дерево.

-Расскажите о синтаксической роли существительного.




Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Письменная работа

Первичное закрепление

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения на практике.

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы.

Выполнение упр.

-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что узнали о существительном. Свои знания сравните с материалом учебника: параграф 88. По итогам этой работы составьте рассказ о сущ. как о части речи (ключевые фразы – на слайде и в карточках)

Работают с материалом учебника, отвечают на вопросы, составляют рассказ.

Индивидуальная, групповая

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Письменная работа с опорным конспектом

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение упр.


Выполняют упр., отвечают на вопросы, комментируют ход работы

Индивидуальная, групповая

Письменная работа







Повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

-Расскажите об имени существительном по опорному конспекту, используя примеры из упр.

Рассматривают выполненные работы, оценивают их. Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.


Итог урока , рефлексия


- Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности испытали в процессе работы?

-Как вы их преодолевали-- --- Какие вопросы возникли к учителю?

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений.

Ответы

















1 остановка «Опознавательная»

Пуськи бятые

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:

- Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!

















2 остановка «Теоретическая»

Прочитайте слова. Обсудите в паре и впишите в определённый столбик только те слова, которые обозначают указанные названия:

Ребёнок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Челябинск, спектакль.

1 группа – названия лиц


2 группа – названия вещей

















2 остановка «Теоретическая»

Прочитайте слова. Обсудите в паре и впишите в определённый столбик только те слова, которые обозначают указанные названия:

Ребёнок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Челябинск, спектакль.

3 группа – названия веществ

4 группа – названия живых существ и организмов











2 остановка «Теоретическая»

Прочитайте слова. Обсудите в паре и впишите в определённый столбик только те слова, которые обозначают указанные названия:

Ребёнок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Челябинск, спектакль.

5 группа – географические названия

6 группа – названия фактов, событий, явлений















2 остановка «Теоретическая»

Прочитайте слова. Обсудите в паре и впишите в определённый столбик только те слова, которые обозначают указанные названия:

Ребёнок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Челябинск, спектакль.

7 группа – названия признаков

8 группа – название действий











3 остановка «Морфологическая»

  1. Распределите сущ. по родам: вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь.

  2. Распределите сущ. на одуш. / неодуш. :

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

  1. Распределите в 2 столбика. По какому признаку распределили? (Пушкин, поэт, Днепр, река, орёл (птица), Орёл (город), доброта.

  2. Распределит в 3 столбика. По какому признаку сделали? (ночь, вещь, тетрадь, карта, конь, путешествие, огонь, мама, книга)

4 остановка «Синтаксическая»

- Определите, какую роль играет слово «дерево» в приведённых предложениях:

Дерево поднялось выше дома.

На пригорке мы увидели дерево с белоснежным стволом.

Мы смотрели на дорогу из-за деревьев.

Сосна - хвойное дерево.

-Расскажите о синтаксической роли существительного.



Опорный конспект «Имя Существительное как часть речи»

Грамматическое значение

Морфологические признаки

Синтаксические признаки

  1. Существительное обозначает…




Принадлежит к одному из трёх..






В предложении является…

  1. Отвечает на вопросы…




Изменяется по…










Бывает одушевлённым и …









Бывает собственным и …