Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока: Ты и твои друзья.
Цели деятельности учителя: формировать у учащихся понятия «друг», «дружба», формировать умения высказывать собственные суждения, связанным с этим понятием; развивать умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других людей, мотивировать, объяснять свои поступки и отношение к ним с позиции общечеловеческих понятий; воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, взаимоуважения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): выявить представления детей о том, что такое дружба, друг; умеют объяснять, как люди помогают друг другу жить; умеют определять свое отношение к миру: оценивать правильность поведения в быту (правила общения), самостоятельно определяют и высказывают самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей: в предложенных ситуациях отмечают конкретные поступки, которые можно оценивать как хорошие или плохие); получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметпые (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответстви с коммуникативными и познавательными задачами.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализ; синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о дружбе; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; групповая, фронтальная и индивидуальная работа.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, отрывки из мультфильмов «Приключение Нильса с дикими гусями», «Крокодил Гена». А.А. Плешаков. «Окружающий мир»\\ учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в 2 частях. рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, М.: Просвещение. 2013. Часть 2. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова. Карточки с заданием, шаблоны «Дома друзей». Листы бумаги, клей, ножницы.
Сценарий урока
I.Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Встаньте правильно.
Тихо садитесь.
II. Домашнее задание:
- Откройте дневники, запишите задание на дом: с. 56-59.
III. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. (слайд 1)
«Давным – давно это было. Люди тогда одевались в шкуры животных и не умели разговаривать. Например, встретит один человек другого, и вместо того, чтобы сказать приветствие – ударит его и убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго.
Но вот однажды один человек вышел из своей пещеры в дремучий лес. Идет, а кругом ни одного человека, видно, все друг друга перебили. Лишь только через несколько дней увидел он другого человека и так ему обрадовался, что отбросил свой камень и побежал ему навстречу. Но другой оказался боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда первый протянул обе руки: Смотри, мол, у меня ничего нет, не бойся меня».
- Давайте и мы пожмем друг другу руки. Что вы чувствуете?
Как мы называем человека, с которым нам тепло, приятно и весело? (друг).
- Кто догадался, какой теме будет посвящен наш урок? (дружбе)
- Итак, тема нашего урока: «Ты и твои друзья». (слайд 2)
- О чем бы вы хотели узнать? На какие вопросы получить ответ?
(появление надписи по щелчку)
(План: Кто такой друг? В чем заключается дружба? Каким должен быть настоящий друг? Что сделать, чтобы дружба была крепкой, на всю жизнь?)
IV. Совместное открытие новых знаний
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино?
Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски?
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил все видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?»-
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может, дружба,- это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость иногда?
Что такое дружба, каждый знает?
- Что такое «дружба» по мнению автора?
- С какими мыслями стоит согласиться, а с какими нет?
- Так что же такое дружба?
- Кто такой друг?
- Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. (слайд 3)
(Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, одинаковыми, общими интересами)
1. Выявление качеств человека, мешающих дружбе
(слайд 4 – появление надписи по щелчку)
- Качества, мешающие дружбе, вы назовете сами, отгадав стихотворения - загадки:
Этому мальчишке доверять нельзя никак
Что не скажет язычишко –
Все неправда, все не так. (Врун)
- Почему ребята не хотят дружить с этим человеком?
Он привык всегда, везде,
Думать только о себе. (Эгоист)
- Почему ребята не хотят дружить с этим человеком?
- А почему не любят человека с такими качествами?
Все расскажет про ребят:
Кто дерется, кто кричит.
Только про себя не скажет,
А в сторонке промолчит. (Ябеда)
- Любите ли вы таких детей?
Ах, как часто нужно нам
С кем-то поделиться!
Кто привык везде скупиться?
Кто твердит всегда: «Не дам!» (Жадина)
- Продолжите хором следующие строчки и определите, за какое еще качество, никто не захочет дружить с таким человеком:
Я красавец, я силач,
Я умелец, я лихач,
Я отличник, я всезнайка,
А зовут меня … (Зазнайка)
- Используя эти опорные слова, выведите некоторые правила поведения среди других людей, начиная со слова нельзя.
(Нельзя врать. Нельзя любить только себя. Нельзя ябедничать. Нельзя жадничать. Нельзя зазнаваться.)
- Но это еще не все правила поведения человека среди других людей. Рассмотрите изображение мимики человека. (слайд 5)
- Найдите мимику, изображающую гнев.
- Выведите шестое правило поведения людей в обществе, опираясь на маску гнева и ее значение. Попытайтесь построить свой ответ по образцу:
(появление надписи по щелчку)
«Нельзя (что-то делать), а нужно (что-то делать)»
- Выберите маску, изображающую уныние.
- Опираясь на маску уныния и ее значение, сформулируйте седьмое правило поведения людей в обществе.
- Постройте свой ответ по нашему образцу.
- Восьмое правило поведения в обществе мы подсмотрим в природе у животных. (слайд 6)
Рассмотрите смешной рисунок и сформулируйте следующее правило поведения среди людей, если известно, что рабочие пчелки, которые заготавливают на зиму много сладкого меда, не хотят кормить трутней (пчел-бездельников) и выкидывают их из улья.
- Вот мы разобрали восемь плохих человеческих качеств, или недостатков. Но так нет двух одинаковых людей, так и нет человека, который не имел недостатков. Но это не значит, что мы не можем общаться друг с другом и любить друг друга. Важно воспринимать каждого таким, какой он есть, и помогать друг другу, исправлять свои недостатки.
2. Игра «Да-нет-да»
- В жизни не просто найти друга. Народная мудрость выразила это в пословицах: «Друг – великое дело: не скоро добудешь», «Друг денег дороже. Друга на деньги не купишь». Чтобы дружба сложилась, нужно хорошо знать друг друга.
(слайд 7 – появление по щелчку после каждого вопроса)
Где живет сверстник? В какой семье? Каковы его желания, увлечения? Есть ли у него домашние животные?
- Задайте с помощью опорных картинок вопросы своим одноклассникам.
- Что на ваш взгляд, укрепляет дружбу? Что способствует дружеским отношениям? Проверить ваши предположения поможет игра «Да-нет-да». По условиям игры, отвечая на вопрос, вы можете произнести только «да» или «нет». Итак, начнем.
Способствует ли дружбе проживание в одном дворе?
Укрепляет ли дружбу жадность одного из приятелей?
Помогает ли дружбе наличие одинаковых домашних животных?
Укрепляет ли дружбу вранье?
Способствует ли дружбе хвастовство и зазнайство?
Помогают ли дружбе одинаковые увлечения: рыбалка, компьютерные игры, коллекционирование открыток, наклеек?
- Итак, что же укрепляет, способствует, помогает дружбе?
- Конечно для дружбы очень важно заниматься одним делом, другим словом, сотрудничать. Для настоящей, крепкой дружбы, важны и другие человеческие качества.
3. Знакомство с качествами настоящего друга
- Выберите, какое качество в друге особо значимо, ценно для каждого из вас?
Верность, преданность
Непричинение другу зла ни словом, ни делом
Искренность, честность
Взаимопомощь, бескорыстие
- Об одном из качеств друга рассказал великий русский писатель Л.Н. Толстой. Сядьте как слушатели в позу кучера и послушайте быль «Лев и собачка»
"Лев и собачка". Лев Толстой
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу. С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней. Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер.
- Каким качеством друга обладал лев? (Верность, преданность)
- Кто из вас считает, что для дружбы наиболее значимо умение не причинять другу зла ни словом, ни делом. Чтобы лучше понять важность этого качества, представьте себе, что вы обидели друга. Изобразите это скомкав лист бумаги. (Дети выполняют данное действие)
- Позднее вы поняли, что сделали ему больно и, раскаявшись в своих словах и поступке, попросили у друга прощения. То же самое сделайте с листочком, старательно разгладив его. (Дети выполняют данное действие)
- Удалось ли вам сделать листочек таким же гладким, каким он был вначале?
- Точно так же и в дружбе: помирились, а след от боли остался.
- Только в одном случае нам нечего бояться оскорбить друга, это когда дело идет о том, чтобы высказать ему правду и таким образом доказать ему свою искренность и честность. Настоящий друг всегда скажет другу правду, если тот в чем-то ошибается или поступает неправильно по отношению к другим.
Сейчас мы перенесемся в сказку, герой которой – мальчик Нильс. Нильса заколдовал гном, потому что мальчик грубо и плохо обращался с ним. И Нильс стал такого же маленького роста, как и сам гном. Потом Нильс вместе с домашним гусем Мартином и дикими гусями отправился путешествовать.
Мы посмотрим фрагмент м/ф о том, как Нильс и Мартин вернулись домой. (слайд 8 - щелчок по картинке мультфильма)
-Почему Нильс не согласился с тем, чтобы мама зажарила гуся?
-Чем он был готов пожертвовать ради Мартина?
-В чем же красота дружбы, ее ценность, значение в жизни?
Вывод: Красота дружб состоит во взаимопомощи, в бескорыстии. Истинные друзья делают друг для друга все возможное и невозможное. Без друзей скучно, одиноко и трудно жить. Но такая готовность появляется не вдруг – важно воспитать ее в себе, преодолеть боязнь, страх, лень. Если дружба для человека действительно ценна, то он, не задумываясь, сможет пожертвовать чем- либо ради друга.
V. Физминутка
(слайд 9 – щелчок по картинке в окне)
«Распускающийся бутон»
Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Присядьте на корточки. Необходимо встать плавно. Одновременно, не отпуская рук, после чего «цветок начинает распускаться (отклонитесь назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.
- Сейчас мы все вместе ощутили, что мы единое целое.
А теперь положите руки на плечи друг друга.
- Это плечо друга, на которое всегда можно опереться.
Присядьте на свои места.
VI. Закрепление нового
1. В мире мудрых мыслей. Пословицы и поговорки (слайд 10)
- О дружбе размышляли во все времена. Поэты, писатели, философы, ученые. Например, философ Сократ говорил так: « Никакое общение между людьми невозможно без дружбы»
- У каждого народа свои пословицы о дружбе. Давайте вспомним некоторые из них. Откройте свои учебники на с.58-59. Прочитайте текст «В мире мудрых мыслей».
- Я вам предлагаю прокомментировать пословицу – Был я у друга, пил воду – слаще меду.
- А сейчас внимание на экран. Вам предлагается игра, «Собери пословицу».
Дружба, что стекло Дружба красна не лестью, Нет друга – ищи, Не имей 100 рублей, Старый друг | а нашел береги. сломаешь – не починишь. а правдой и честью. лучше новых двух. а имей 100 друзей. |
2. Самостоятельная работа в группах.
- Перед вами задания. Обсудите в группах.
Задание для 1 группы
Жил-был мальчик Петя. Он любил гулять в парке. Однажды во время прогулки он встретил Катю, которая громко пела песню. Он ей сказал: «Что ты расквакалась, как лягушка, наверное к дождю?» Катя заплакала и убежала.
Пошел он дальше и увидел Колю, который читал книгу.
-Эй ты, ботаник, много будешь знать, быстро состаришься.
Коля встал и ушел.
Встретил Петя Лешу, который любил играть в футбол.
- Рыжий, рыжий, конопатый …
Леша взял мяч и убежал.
- Эй, Наташка, промокашка, ты почему грустишь.
Отвернулась от него девочка.
И тогда Петя задумался, а почему у него нет друзей?
- Как вы думаете?
Задание для 2 группы
Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе дружить с ним. Твои действия?
Задание для 3 группы
Выберите правильные советы. Составьте правила дружбы.
Чаще улыбаться или быть сердитым и серьезным.
Рассказывать о себе или слушать своего друга.
Называть друга по имени или называть по прозвищу.
Признаваться в своих ошибках или скрывать свои ошибки, указывать на чужие.
Вести себя так, как хочется тебе или вести себя так, как бы ты хотел, чтобы он вел себя с тобой.
- Какие правила дружбы вы оставите?
3. Включение в систему знаний. (слайд 11)
Все народы во все времена почитали дружбу. А вы знаете, что существует Международный день дружбы? Он отмечается 30 июля. Его целью является укрепление дружеских отношений между разными народами и уважительное восприятие различных культур. Существует и Международный день друзей, он отмечается 9 июня.
В 1893 году был открыт астероид Амицития, в переводе с латинского языка означает «дружба».
VII. Контролирующее задание.
(слайд 12 – щелчок по картинке мультфильма)
(Показать отрывок из мультфильма «Крокодил Гена» часть первая «Дом друзей»)
- В мультфильме, отрывок которого мы с вами посмотрели Гена и Чебурашка построили Дом Друзей. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. У вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего дома.
- Начинаем строить дом (слайд 13)
Синквейн
1. Найдите слово, выражающее главную тему нашего урока.
2. Выберите 2 прилагательных, помогающих вам рассказать о дружбе.
3. Выберите 3 глагола, описывающие действия в рамках темы.
4. Выберите фразу, которая выражает главную мысль.
5. Заключение – одно слово, существительное. Что для вас дружба?
- Прочитайте , что же у вас получилось?
- Мы составили с вами нерифмованное стихотворение. Которое называется «синквейн».
VIII Рефлексия учебной деятельности
- Был ли этот урок вам полезен? Чем?
‒ Помогут ли вам в жизни правила дружбы?
– А теперь вспомните, как вы работали на протяжении всего урока, и оцените свою работу, закончите предложения.
(слайд 14)
IX. Итог урока
– А завершим наш урок маленьким четверостишьем: (слайд 15)
Мы открыли все секреты.
Как нам дружбу сохранить
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
– Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Спасибо за урок.
Список литературы
Классные часы с психологом. 1-4 классы / авт. – сост.: Ю.В. Груздева, Н.А. Богачкина. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 332 с. – (Классное руководство).
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. – 944 стр.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2/ А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.: ил. – (Школа России).
Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде. – М.: ВАКО, 2008. – 368 с. (Педагогика. Психология. Управление).
Толстой Л.Н. Быль «Лев и собачка»
Физминутки: упражнения, игры, комплексы движений, импровизации. – Вып. 3/ авт. – сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 106 с.
Приложение 1
Задание для 1 группы
Жил-был мальчик Петя. Он любил гулять в парке. Однажды во время прогулки он встретил Катю, которая громко пела песню. Он ей сказал: «Что ты расквакалась, как лягушка, наверное, к дождю?» Катя заплакала и убежала.
Пошел он дальше и увидел Колю, который читал книгу.
-Эй ты, ботаник, много будешь знать, быстро состаришься.
Коля встал и ушел.
Встретил Петя Лешу, который любил играть в футбол.
- Рыжий, рыжий, конопатый …
Леша взял мяч и убежал.
- Эй, Наташка, промокашка, ты почему грустишь.
Отвернулась от него девочка.
И тогда Петя задумался, а почему у него нет друзей?
- Как вы думаете?
Задание для 2 группы
Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе дружить с ним. Твои действия?
Задание для 3 группы
Выберите правильные советы. Составьте правила дружбы.
Чаще улыбаться или быть сердитым и серьезным.
Рассказывать о себе или слушать своего друга.
Называть друга по имени или называть по прозвищу.
Признаваться в своих ошибках или скрывать свои ошибки, указывать на чужие.
Вести себя так, как хочется тебе или вести себя так, как бы ты хотел, чтобы он вел себя с тобой.
- Какие правила дружбы вы оставите?
Приложение 2
Слова - помощники для составления синквейна
Дружба | Вражда | Горе | Печаль | Счастье |
Злобная | Искренняя | Мужская | Жестокая | Настоящая |
Уважать | Помогать | Ненавидеть | Обижать | Доверять |
Никогда не оставлять друга в беде | Думать только о себе |
Верность | Злоба | Поддержка |
Дружба | Вражда | Горе | Печаль | Счастье |
Злобная | Верная | Крепкая | Жестокая | Надежная |
Понимать | Ценить | Ненавидеть | Обижать | Выручать |
Никогда не подводить товарища | Любить только себя |
Верность | Злоба | Поддержка |
Дружба | Вражда | Горе | Печаль | Счастье |
Злобная | Старая | Сплоченная | Жестокая | Крепкая |
Спасать | Не предавать | Ненавиде- ть | Обижать | Понимать |
Несчастен тот, кто ее не испытал. | Мы с тобой одной крови – ты, и я |
Злоба | Понимание | Опора |
15