8
План-конспект урока по изобразительному искусству
Тема урока: «Убранство русской избы»
Класс – 5 общеобразовательный
Цель урока - изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; знакомство обучающихся с традиционным жилищем северных народов, основными фрагментами украшения русской избы.
Задачи: создать условия для:
получения учащимися знаний о древних корнях народного искусства, ознакомления с традиционным жилищем северных народов; Развития творческой и познавательной активности.
формирования практических умений работать в малом коллективе (группе): развития мыслительных навыков учащихся (формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи), познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения выполнять графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома.
воспитания культуры умственного труда, вырабатывания коммуникативных качеств, формированию умения эмоционально воспринимать, умения объяснять, выражать своё отношение и эстетически оценивать украшения традиционного жилища.
воспитания любви к Родине и народной культуре.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: урок творчества
Оборудование и материалы:
Для учителя
Схемы – таблицы с изображением элементов русской избы.
Иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, загадкам.
Примеры экстерьеров крестьянского жилища
Художественные материалы.
Мультимедийный проектор
Схемы-карточки для рефлексии
Магнитная доска
Зрительный ряд: примеры древних образов в русской избе. Элементы декоративного убранства русской избы.
Литературный ряд: стихи, сказки.
Музыкальный ряд: народные мелодии – лирические, русские народные песни.
Для обучающихся:
Бумага формата А4
Бумага цветная
Гуашевые краски
Акварельные краски
Кисточки № 2,4,6
Пастель
Гелевые ручки
Карандаш
Ластик
Баночка для воды
Салфетки
Клей
Ножницы
План урока:
Организационный момент. Рефлексия эмоционального настроя (Схема 1).
Актуализация опорных знаний.
Формирование новых знаний.
Постановка художественной задачи по выполнению экстерьера русской избы. Распределение ролей в группах.
Физминутка.
Погружение в тему. Работа в малых группах над деталями композиции.
Оценивание и защита работы « Русская изба»
Рефлексия деятельности
Рефлексия настроения
Рефлексия итогов урока.
Домашнее задание
Ход урока
Класс делится на 4 группы на предыдущем уроке.
I. Организационный момент. (Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности) 1 мин .
– Здравствуйте ребята, предлагаю улыбнуться друг другу и сесть. На уроке сегодня все присутствуют? Проверим готовность к уроку. Все готовы?
Давайте рассмотрим ваше рабочее место. Я хочу обратить внимание на таблицу №1, лежащую на столе: перед вами находится изображение окна, раскрасьте, пожалуйста, какой свет вы увидели в вашем окошке, (соответствующий вашему настроению). Слайд 2.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация 5 мин.
1). Проверка домашнего задания.
Ребята, я приглашаю вас в путешествие, да не простое, а виртуальное. А билетами сегодня будут ваши домашние задания. Кто приготовил рисунки, иллюстрации, сообщения?
Обучающие показывают рисунок и делают мини сообщения (по внешним деталям избы) по группам (наличник, лобовая доска, причелина, конек). Ребята! Какие изображены на слайде геометрические знаки. Давайте вспомним, как они называются и что они обозначают? - СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ.
- Узоры могут быть разные: растительные, геометрические, зооморфные - они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц, коней и др.)
Слайд 3. Верно, эти солярные знаки вы использовали в работах. Как здорово вы нарисовали, какие красивые у вас получились резные доски, наличники…
А где, ребята, применялись узорчатые доски? Куда их крепили? – правильно к дому…
На этом этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
Наша первая остановка: Схема расположения ажурных декоративных элементов на фасаде дома. Слайд 4.
Почему, ребята, нам не удалось заполнить схему декоративных элементов на фасаде дома? – не знаем;
III. Постановка учебной задачи. (4-5 минут) Выявление места и причины затруднения. На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.
А что надо сделать? – узнать.
– Ребята, давайте с вами вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках?
Ученик. Мы познакомились со знаками – символами, мотивами орнамента; пробовали использовать полученные знания об орнаменте в украшении внешних стен дома;
?? познакомиться с расположением и символическим значением украшений.
Почему люди украшали свои жилища? – На этот вопрос мы ответим в конце урока.
А сейчас, мы отправляемся далее в путешествие, за знаниями. Слайд 5.
Можем решить нашу задачу? – нет.
Что нужно рассмотреть? – отдельный дом. Слайд 6. (записали слово - изба)
Слайд 7. На слайде представлены два дома. Сравним их: найдите, в чем сходства и различия?
Правильно, ребята, строящийся дом, как будто еще не одетый, а второй дом украшен резными досками, как будто его нарядили. Наши предки говорили: украшение или убранство… – (это слово тоже стоит записать в список новых слов)
Если 1-ый дом выглядит скучновато, однообразно, то дом украшенный резьбой , сразу становится нарядным и красивым, подчёркивая свою индивидуальность.
Для открытия новых знаний. Слайд 8.
Слайд 9. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? - Какого знания нам не хватает для изображения русской избы? Что надо узнать? – верно! Познакомиться с традиционным жилищем русской избы. Познакомиться с истоками народного искусства; выявить традиции строительства и убранства русской избы;
Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока. Определение темы урока.
Как прозвучит тема урока? Верно! «Убранство русской избы» Слайд 10.
К концу урока мы с вами сделаем коллективную работу «Убранство русской избы».
IV. Открытие нового знания. (7-8 минут) Введение в тему. (технология эмоционального погружения)
А где, ребята, мы можем приобрести нужные знания? – конечно, в истории, литературе, МХК… На этом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
Я предлагаю вам продолжить наше путешествие, где мы познакомимся с традиционным русским жилищем, но, сначала скажите: из чего строят (дом) избу? Строили (рубили) из бревен хвойных пород деревьев. Обычно из сосны, а в некоторых районах и у нас в Забайкалье из лиственницы. Поэтому дом еще называют сруб. Слайд 11.
Сруб – с него начинают строить дом. А каким иструментом дом строили? Правильно, топором! Пила появилась гораздо позже… в
Из века в век, с утра и до утра звучала без конца и без начала Речитативом песня топора на всей Руси великой и крепчала.
Ребята! Обратите внимание, на что ставили сруб? На подставки – бревна. Таким образом, глядя на выстроенный дом, впечатление было, что он стоит на курьих ножках… Похоже?
Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.
Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется Богу, создавшему Вселенную. И Человек строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род. Еще говорили: Мой дом – моя крепость. Дом – начало начал . Слайд 12.
Какие же виды домов существовали?
Дом «брус» - дом, покрытый двускатной симметричной крышей,
Дом «кошель» - изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.
Дом «глаголь» - дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г». Слайд 13.
А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом? Слайд 14.
Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)
А клеть? (с землей).
Подклет (подполье)? (с подземным миром).
Крестьянский дом становился, словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.
Все, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Слайд 15.
В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы. В этом нам поможет экскурс в литературу: стихотворение Капралова М.В. «Село»: Слайд 16.
За высокими горами, За бескрайними лесами На своей родной земле Жили люди на селе. А село то не простое: На горе оно стоит, Рядом поле золотое, Снизу реченька бежит, За околицей леса, Там живут медведь, лиса, Вдоль реки стоят дома, Смотрят на дорогу. Украшает их сама Матушка-Природа. | Подарила для избы Лес из ели и сосны, Дуб, осину: что смогла - Все природа отдала. Оглядись-ка ты вокруг, Что увидишь, милый друг? Пятистенка пред тобой Словно терем расписной, Ты в ворота постучи И в калиточку войди. | Три окошечка подряд На тебя резьбой глядят. Украшает крышу пень По прозванью охлупень. Он словно конь иль птица К солнышку стремится. **** Толи терем, толи дом И светелочка при нем, Посмотри-ка ты на дом И найди окошки в нем. Вот и красное окно, косящатое оно, Ай да мастер мировой! Все украшено резьбой. | Здесь причелины свисают, Плотно бревна закрывают. Закрывая, защищают чудо полотенца. Хорошо украшен дом И от зла обережен. Поднимись-ка на крыльцо, Дерни тихо за кольцо. Посмотри на дверь – защита - Там подковочка прибита… *** Тут и сказочке конец, А кто слушал молодец! | |
Знакомство с домом – кровом, домом – гнездом– избой.
Дать понятия конь – охлупень, доски – полотенца, фронтон избы, доски – причелины, наличие окон.
физминутка 2 мин
V. Первичное закрепление. (4-5 минут) Слайд 23.
Беседа об убранстве крестьянской избы – символе маленькой Вселенной.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 минут) Слайд 25.
При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.
Заполняем схему:
Проверяем по шаблону.
В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение (7-8 минут)
Постановка художественной задачи по выполнению экстерьера русской избы. Распределение ролей в группах. 3 минут
Ребята давайте на сегодняшнем уроке попробуем воссоздать модель русской избы. Вы разделены по группам состоящих из 4 человек, распределите обязанности согласно инструкции Приложение №2. В каждой группе нужно определить роли:
Чтеца (краткое изложение информации о домашней работе, выписывает термины)
Информатика (работа с рабочей тетрадкой, подготовка рефлексии итогов урока)
Художника (ответственный распределитель ролей по художественно выразительному оформлению работы)
Докладчика (вывешивает работу на стенд и подводит итог художественного этапа).
Для выполнения такой работы требуется работать по этапам:
- ознакомительный (работа информатика)
-творческая работа ( работа всех участников)
-исследовательская (выбор подходящих терминов)
-итоговый (защита своей работы)
Погружение в тему. Работа в малых группах над деталями композиции. 10 минут
Экстерьер избы включает следующие элементы – конь-охлупень , Доска-полотенце , доски-причелины, наличники. Каждая группа выбирает одну из частей экстерьера и выполняет её в любой художественной технике. По этапу выполнения работа вывешивается на стенд и собирается одна полная картина. Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение.
Оценивание и защита работы « Русская изба»
Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение. На столе каждой группы расположены три вазы для оценивания. После защиты одной команды члены остальных команд по одному берут карточку (зеленый – отлично, синий – четыре, красный – три) и относят его в вазу защитившейся. Так проходит оценивание.
Молодцы ребята обратите внимание, какая работа получилась у нас. Вывод делает сам преподаватель.
8. Рефлексия деятельности (итог урока) (2 минуты)
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Рефлексия настроения (1 мин.)
Ребята давайте вернемся к нашей схеме №1, в начале урока мы заполнили верхние квадраты, давайте заполним нижние и определим, изменилось ли ваше настроение, поместив нашу схему на доске.
Рефлексия итогов урока (1 мин.)
Молодцы ребята обратите внимание, какая творческая работа получилась у нас. Каждая группа работала над своим заданием, а вместе они добавляют друг друга и составляют картину мира русской избы.
Давайте подведем итог урока в каждой группе есть информатик который на протяжение урока анализировал, сравнивал и конспектировал основные термины и понятия и готов поделится с нами информацией (обучающие сами делают вывод из диктанта и слов терминов урока).
Вопросы для информатиков:
из каких предметов быта состоял экстерьер жилища?
Как украшен каждый предмет?
Какое чувство вкуса и меры присутствует в изображениях?
Ведь и не могло быть иначе.
Это наша культура, которая отражает характер, нравы,
обычаи и традиции нашего народа.
Рефлексия настроения в конце: ребята, нарисуйте в окошке смайлик! (в соответствии с настроением)
Домашнее задание (1 мин.): Найти иллюстрации внутреннего убранства избы.
Вот и подошёл наш урок концу давайте запишем домашнее задание. Спасибо за плодотворный труд.