В музыкальном театре. Балет.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня нам предстоит необычное путешествие в музыкальный театр.
Актуализация знаний с опорой на изученный материал.
Только вот незадача! Для того, чтобы началось путешествие, надо дорогу узнать.
Что нас ждет в театре – секрет. Ключ к раскрытию этого секрета – в этом кроссворде. Итак, перед вами кроссворд. Если правильно угадаете загадки о музыкальных инструментах, то наш пункт назначения станет известен. (Учащиеся разгадывают кроссворд.
| | | | | | 1.б | а | л | а | л | а | й | к | а |
| | | 2.г | и | т | а | р | а | | | | | | |
| | | | | 3.ф | л | е | й | т | а | | | | |
4.а | к | к | о | р | д | е | о | н | | | | | | |
| | | 5.ф | о | р | т | е | п | и | а | н | о | | |
1) Русский инструмент наш,
Ты на нем сыграй-ка.
Три струны есть у него
Это… (балалайка).
2) Шести- и семиструнная,
Легка и хороша,
Всегда необходимая,
Ничем не заменимая
В походах у костра. (гитара)
3) Дунешь – птичка запоет,
Песня нас с тобою ждет.
Пальцы уберешь –
Песню оборвешь. (флейта).
4) От гармони он родился,
С пианино подружился.
Он и на баян похож.
Как его ты назовешь? (аккордеон).
5) Играть умеет он и «форте» и «пиано»,
Поэтому назвали его… (фортепиано)
Молодцы! Все загадки отгадали!
Сегодня нам предстоит знакомство с еще одним удивительным музыкально-театральным жанром – балетом! (на последних словах начинается показ фотографий балета)
Итак, балет – это музыкальный спектакль, в котором не разговаривают, не поют, а только танцуют.
А вы знаете, кто сочиняет балет?
Основа и создатели балета
Музыку пишет композитор, а постановщик танцев – балетмейстер.
Для вас еще одно испытание. Для того, чтобы узнать название балета, вы должны отгадать кроссворд.
| | | | | Щ | | | | | | | |
| | | 1 .о | п | е | р | а | | | | | |
| | | | | 2. л | и | б | р | е | т | т | о |
| | 3. с | а | д | к | о | | | | | | |
| | | | | 4. у | в | е | р | т | ю | р | а |
| 5. р | о | м | а | н | с | | | | | | |
6. к | н | и | ж | е | ч | к | а | | | | | |
7. в | о | к | а | л | и | з | | | | | | |
| | | 8. р | е | к | в | и | е | м | | | |
Кроссворд «Щелкунчик»
Музыкальный спектакль, в котором не разговаривают, а только поют. (Опера)
Как называется краткое литературное изложение оперы, балета, оперетты, мюзикла? (Либретто)
Как называется опера Римского-Корсакова, в котором рассказывается о гусляре, побывавшем у морского царя в гостях? (Садко).
Как называется вступление к опере, балету? (Увертюра).
Вокальное произведение, в котором раскрываются лирические образы, говорится о светлых чувствах людей. (Романс).
Перевод на русский язык слова «либретто». (Книжечка).
Вокальное произведение без слов. (Вокализ).
Как называется последнее произведение В.А. Моцарта, написанное по заказу человека в черном плаще? (Реквием).
Изучение нового материала.
Мы с вами отгадали название балета. А появился бы на свет этот балет, если бы не было литературы? Почему? (Потому что сначала была написана сказка «Щелкунчик»)
Написал ее Эрнст Теодор Вильгельм Амадей Гофман.
А автор балета «Щелкунчик» -замечательный русский композитор, сочинивший немало балетов на сказочные сюжеты, П.И.Чайковский.
Как же все начиналось?
Двухактный балет «Щелкунчик» заказан был Чайковскому дирекцией императорских театров в начале 1891 года.
25 февраля Чайковский уже сообщает в одном из писем, что работает над балетом «изо всей мочи», а в январе-феврале 1892 года балет был уже готов и полностью инструментован.
Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала 7 марта 1892 года в одном из Петербургских симфонических концертов Русского музыкального общества (РМО). По свидетельству брата композитора, «успех нового произведения был большой. Из шести номеров сюиты пять было повторено по единодушному требованию публики».
Итак, представление начинается…
На новогоднем празднике девочке Мари подарили куклу – Щелкунчика, с помощью которой раскалывают орехи. Ночью оживший Щелкунчик во главе кукольного войска вступает в битву с Мышиным Королем и его армией. В трудную минуту Мари спасает Щелкунчика. Любовь девочки превращает его в прекрасного Принца, и они вместе отправляются в страну сказок.
Давайте отправимся все вместе в эту волшебную страну. Сейчас для нас будут танцевать жители той необычной страны.
Для нас звучит Испанский танец (Шоколад). . Какое настроение передает нам музыка? (бравурность, блеск)
А теперь мы услышим Китайский танец (Чай).
Что вам показалось необычным в музыке?
Следующий пункт нашего путешествия – Танец трепак, русский танец.
Какие чувства вызывает музыка танца?
Как вы думаете, чем закончилась удивительная история Мари и Щелкунчика?
Да, все это было только сон Мари… Минула новогодняя ночь, и вместе с нею ушли чудесные грезы… Мари, ощутившая на себе дыхание сказочной мечты, сидит около своей елки, дома, на ее коленях, кукла Щелкунчик.
Увлекательный сюжет "Щелкунчика" лег в основу произведений других видов искусства. Многочисленные постановки, спектакли, экранизации свидетельствуют о неиссякаемом интересе к сказке Гофмана.
Ребята, в какое время года происходили события сказки «Щелкунчик»? (Зима).
IV. Обобщение знаний, выводы (проводится в форме рефлексии).
Наше путешествие подходит к концу. Что вы запомнили, что узнали сегодня?
Игра «Я запомнил, что…». Дети по очереди продолжают фразу: «Я запомнил, что…», если кто-то ничего не запомнил, говорит: «Пропускаю». Важное условие: повторяться нельзя. Во время игры, если необходимо, учитель корректирует или уточняет ответы.
А потом уже, если в ответах детей не прозвучало, можно задать и вопросы: куда мы совершили путешествие? С какими видами искусства связана музыка? Что больше всего вам запомнилось и понравилось?
VI. Домашнее задание.
Нарисуйте иллюстрацию к любому танцу из балета «Щелкунчик»
До новых встреч с музыкой!