План-конспект
урока «Воспитательный потенциал технологии
декоративно-прикладного искусства «декупаж»
во внеурочной деятельности»
Тема: воспитательный потенциал технологии декоративно-прикладного искусства «декупаж» во внеурочной деятельности.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений с выполнением практической работы (урок закрепления).
Цель урока:
Развитие творческого образного мышления через применение на практике простейших приемов салфеточной техники декупаж.
Задачи урока:
Обучение:
Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.
Развития:
Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.
Воспитания:
Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами и лаком.
Средства обучения:
Наглядные
- образцы салфеток,
- инструкционные карты,
- правила техники безопасности с режущими инструментами и клеем ПВА,
- образцы готовых изделий
Учебные:
Тетрадь, чертёжные инструменты, объект для декупирования, ножницы, салфетки (бумага с картинками) для вырезания, клей ПВА, кисти, скотч, акриловые краски – для окрашивания фона, блёстки.
1 этап. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (2 минуты).
Цель этапа: Открытие на общение. Создание эмоциональной комфортности, доверительности и готовности сотрудничать.
2 этап. Актуализация знаний и умений. (13 минут)
Цель этапа: Выявление субъектного опыта обучающихся, систематизация обретённых знаний; стимулировать развитие образного мышления
3 этап. Постановка цели и задач урока. (7 минут)
Цель этапа: Самостоятельное определение темы обучающимися, умение принимать и сохранять учебную цель. Понимать смысл целеполагания и логику поэтапного достижения цели. Данный этап осуществлялся через использование игровой технологии «Угадай слово».
4 этап. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемное задание). Практическая работа. (15 минут)
Цель этапа: Целедостижение. Творческое применение и систематизация знаний, полученных на прошлых уроках. Обучение навыкам сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками, в группе, в коллективе. Развитие творческого отношения к работе.
5 этап. Рефлексия. (3 минуты)
Цель этапа: Осмысление процесса и результата деятельности.
Ход урока
1 этап. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Как ваше настроение?
Я думаю, что сегодня работа на уроке кому-то может показаться простой, а кто-то столкнется со сложностями. И тем не менее, я надеюсь, что процесс будет увлекательным и понравится всем вам. А у кого-то в конце урока, даже, появится повод уважать себя!
Сегодня такой замечательный день: солнце, небо, деревья в листве…
И у нас с вами возникает возможность поучаствовать в приумножении этой красоты.
Нам сегодня предстоит стать творцами!
2 этап. Актуализация знаний и умений.
Учитель: И, в связи с этим, у меня возникло желание задать вам несколько вопросов. А вернее, вспомнить события нашего прошлого урока:
- Какой новый опыт мы присвоили на том уроке? Было ли какое -то новое понятие, которое мы узнали? (ответ: декупаж)
- Каково происхождение понятия «декупаж»? (ответ: (от фр. decouper - вырезать)).
- К какому виду деятельности относится «декупаж»?
(кулинария, цветоводство, домоводство, прикладное творчество, эстетическое…)
- Кто-то готов рассказать нам, что представляет собой «декупаж»? (ответ: это очень древняя декоративная техника)
- Правильно ли я вас поняла, что назначение декупажа – это декорирование?
- А в чем смысл декорирования предмета?
- Выскажите свои предположения, какие предметы можно декорировать? (примеры)
Сла- Чем, на ваш взгляд, можно защитить поверхность изделия?
- Так ли нам необходима техника безопасности на уроке? Обоснуйте ваш ответ.
- Итак, согласитесь ли вы со мной, если я скажу, что суть декупажа заключается в том, чтобы сделать обычные вещи красивыми и приятным глазу?
3 этап. Постановка цели и задач урока.
Учитель: А, теперь, давайте мы с вами сыграем в игру «Угадай слово» по картинкам.
(Учитель показывает изображения посредством презентации)
- Какое же слово объединяет все эти картинки? Какие вы можете предложить варианты? (дети предлагают варианты, а учитель записывает их на доске)
- Даю подсказку – в слове 7 букв (ответ: вешалка).
- Совершенно верно!
- А какое отношение вешалка может иметь к нашему уроку?
(ответ: ее можно декорировать в технике декупаж)
- Верно! Взгляните на экран! (или можно дать потрогать и рассмотреть эти виды вешалок детям) Любую вешалку можем декорировать в технике декупаж? И почему?
(Ответ: нет, лучше взять деревянную, потому что у нее широкие края, она лучше подходит для окрашивания, рисунок будет хорошо виден).
- Скажите, а это ничего, что она совсем-совсем не новая?
- Может кто-то хочет попробовать сформулировать тему нашего урока?
- Мне понравились ваши варианты!
- А если учесть тот факт, что мы с вами будем декорировать не новую вешалку и дадим ей новую красивую жизнь, можем ли мы обозначить тему урока так: «Вторая жизнь предметов посредством декупажа»?
- Итак, а какая же, по вашему мнению, цель урока? Какого результата мы хотим достигнуть в конце урока? (ответ: задекорировать вешалку в технике декупаж)
- А для этого надо выполнить ряд действий или этапов. И чтобы помочь вам вспомнить эти этапы, предлагаю вам расположить мои заготовки в правильной последовательности и через минуту назвать мне эти этапы. (Ответ: дети перечисляют действия: обезжирить поверхность, загрунтовать или покрасить поверхность, выбрать рисунок, нанести салфетку при помощи клея, украсить и вскрыть лаком для защиты).
Слайд 8.
- Сравните вашу последовательность с моей. Все верно?
- Мы можем сказать, что эти действия и будут вашими задачами на урок?
Физминутка.
Учитель:
- Пора приступать к самому интересному! Но вот незадача, вы, как мне кажется заняли не свои места! Посмотрите, пожалуйста, на спинки своих стульев. Там наклеены стикеры. А теперь взгляните на стикер на вашем столе. Если их цвета не совпадают, то вам нужно пересесть за другой стол.
4 этап. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемное задание). Практическая работа.
Учитель: Вот теперь можем приступать к сотворению красоты! Так как время нашего урока ограничено, я предварительно обезжирила и покрасила поверхности вешалок. А самую интересную работу вам предстоит выполнить самостоятельно при помощи «Инструкционной карты». Время выполнения – 20 минут.
(Дети выполняют работу самостоятельно, учитель помогает и корректирует, если это необходимо.)
- Я вижу, вы закончили работу над своими вешалками на сегодня. Скажите, достигли ли мы сегодня на уроке цели? Все ли этапы вы смогли сегодня выполнить?
- Теперь им нужно как следует просохнуть. И на следующем уроке вы сможете завершить свои шедевры.
- А сейчас, я предлагаю вам оценить работы друг друга. Давайте продемонстрируем их по группам и посмотрим, насколько хорошо вы справились с заданием.
(сначала одна группа выходит к доске и демонстрирует работы 2-ой группе, затем они меняются)
5 этап. Рефлексия.
Учитель: И прежде чем, прозвенит звонок, раскрасьте этот цветочек мне на память в гамме вашего настроения. Подсказка на экране, фломастеры и карандаши на столе.