План конспект
внеклассного мероприятия
«Матрешка – душа и образ России»
Для учащихся с особыми возможностями здоровья
Описание материала: Конспект урока разработан в рамках образовательного предмета «Домоводство», образовательная область «Технологии» и рассчитан на обучающихся 5 класса (10– 12 лет) с особыми возможностями здоровья (умеренная умственная отсталость). Данный материал может быть полезен учителям технологии, родителям детей, имеющих выраженные нарушения интеллекта.
Класс 5
Тема Матрешка – душа и образ России
Атор: Мельник Елена Владимировна
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с.п. «Село Пивань» Комсомольского района Хабаровского края»
Должность: учитель технологии, изобразительного искусства, ОБЖ
Задачи :
Предметные:
- выполнить из бумаги матрешку способом «Апликация» ;
-продолжить формирование у детей навыков работы с бумагой;
- углубить познания в области народного искусства.
Метапредметные:
- осуществлять анализ объектов;
- формировать эстетическое отношение к окружающему миру
- устанавливать аналогии и причинно – следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений.
-обобщить знания по изученным на уроках ИЗО, технологии русским народным промыслам
- учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
Личностные:
- развивать потребность в творчестве;
- развивать чувство прекрасного и эстетического;
- учиться составлять план выполнения творческой задачи;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
- учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.
-развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, творческие способности детей,
-развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
- воспитывать умение работать в группе, воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Коррекционные:
1. Корригировать мышление ч/з Д/и «Да/нет», «Русский сувенир»
2. Корригировать речь через оречевление действий, проговаривание полных ответов на вопросы;
3. Корригировать мелкую и общую моторику через физкультминутки, предметно-практическую деятельность.
Формы работы учащихся: творческая работа, работа с литературными источниками, электронными ресурсами, выполнение индивидуальных заданий, взаимопроверка, самопроверка.
Необходимое техническое оборудование:
для учителя:
выставка игрушек, силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги, журнальные иллюстрации по теме праздника, иллюстрация с изображением матрёшки, неваляшка, 3 картонных матрешки - сергиево-посадская, полхов-майданская, загорская, наборы матрешек
Иинформационное оборудование: компьютер; мультимедиапроектор; интерактивная доска, видео ролик, презентация по теме.
для учащихся:
простые карандаши, ластик, ножницы, цветная бумага, картон, клей, шаблоны, карандаш, линейка.
Ход мероприяти
I.Организационный момент: учащиеся делятся на группы и рассаживаются по местам, на столах размещены наглядно деманстрационные материалы, проверкка инструментов и пренадлежностей.
II. Мотивация занятия.
Сегодня на уроке нас ждёт встреча с игрушкой. Игрушка эта не простая: она известна по всему миру. Правда, перевод слова – названия этой игрушки, нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. Например, в Германии её называют по-разному: "Бабушки", "Мамочки" или даже "Тетя Оля".
А вот на Руси про эту игрушку придумали загадку:
Так похожи друг на дружку
Деревянные подружки.
Много их или немножко,
Но зовут их всех… (МАТРЁШКИ)
Просмотор презентации.
2 слайд
Знакомство учащихся с целью мероприятия – знакомство с историей русской матрешки, традициями народной игрушки, воссоздание традиции оформления русской матрешки.
Постановка задачьи:
- изучить исторические сведения об истории матрешки
- собрать коллекцию матрешек из картинок и деревянных фигур
- Изготовить «Вереницу матрешек».
История создания матрёшки.
3 слайд
Давным – давно русский художник Сергей Васильевич Малютин привез в Россию из далекой страны Японии деревянную фигурку – добродушного лысого старичка Фукуруму, который был очень умным, таким умным, что его голова вытянулась от его постоянных раздумий вверх. Игрушка – старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья. Поэтому выражение лица у Фукуруму было озабоченным, ведь всю семью надо как –то прокормить. Малютин показал игрушку русским умельцам, народным мастерам. Заморский гость им тоже понравился, по душе пришелся. Только решили русские мастера переодеть куклу в русский сарафан, голову покрыть платочком. Расписали русские художники игрушку на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой игрушке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша? И стали новые игрушки матрешками.
4 слайд
Название “матрёшка” для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater», что означает ” мать”. Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.
5 слайд
Место рождения матрешки - мастерская–магазин “Детское воспитание”, г. Москва,
Художник Сергей Малютин сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке и расписал матрешку.
Изготовил матрешку лучший токарь Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. П. Звездочкин В руках первая матрешка держала черного петуха. У нашей первой матрешки «бутылочная» форма. Высота старшей куклы 19 см. Первая матрешка была восьмиместной
6 слайд
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрешка получила Золотую медаль. Поэтому приблизительно с этого времени отсчитывают возраст матрешки. В 2000 году в России отмечали ее столетие.
В 1913 г. токарь Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку. А сейчас в историческом музее есть 100- местная матрешка - красавица
Расписывали матрешек по-разному - изображающих жениха, невесту, литературных героев, исторических, таких как Кутузов, Наполеон.
7 слайд
В разных селах и городах стали делать матрешек. По названию этого села или города и матрешек стали называть. Самая яркая и красивая матрешка – из Семенова.
Самое главное - роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука семеновская матрешка легко узнаваема.
Букет пышных цветов главенствует над всем - он больше лица, он почти в рост игрушки.
В основном, художники используют три цвета - красный, синий и желтый.
8 слайд
Загорская матрешка В росписи используются три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий. Две пряди волос прячутся под платок.Платок у загорской матрешки завязан узлом.
9 слайд
Полховская матрешка
В росписи полховских матрешек используются малиново-красный, зеленый и черный цвета по предварительно нанесенному тушью контуру..
Овал лица с кудряшками волос, как и брови, глаза, нос, даже рот, намечаются черной тушью.
У матрешек нет платка с завязанными концами, он ниспадает с головы, нет сарафана и фартука.
Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре.
10 слайд
Вятская матрешка
Вятская матрешка- голубоглазая девушка-северянка с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько оно мило и приветливо.
11 слайд
Изготовление матрешки Для изготовления матрешек используют липу: она хорошо поддается обработке: чурочка – бочоночек – две неравные части – обработка внутренней поверхности – художник натирает ее жидким крахмалом трижды – роспись – лак - печь
Художник одевает матрешку в яркий сарафан, повязывает на голову платок, украшает цветами.
12 слайд
А знаете ли вы ? Были сделаны серии матрешек по мотивам детских любимых сказок
13 слайд
Музей матрешек Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
14 слайд
Матрешка символ России Секрет матрешки не только в ее богатой росписи и необычной форме, но прежде всего в том, что в русской матрешке отразились народные представления о мире, добре, красоте.
IV Работа с классом
Обобщение увиденного материала, рассказ стихов и загадки о русской матрешке. Учащиеся рассказывают стихи, пословицы и поговорки о матрешкапх. Загадывают загадки.
Практическая работа Изготовление аппликации.
- Какие матрёшки Вам больше всего понравились? Почему?
- А хотелось бы вам вместе с друзьями создать свою матрёшку? Такая матрёшка будет называться авторской. Как вы думаете почему? (Класс по желанию делится на группы, бригады; каждая группа получает большеформатный шаблон – заготовку с контуром куклы матрёшки)
- Работать мы будем в технике “аппликация”. Перечислите, какие инструменты нам понадобятся.
VI.Подведение итогов
Просмотор видеоролика « Современная Матрешка»
Работа с классом по фильму.
Вопросы для закрепления.
Раздача Буклетов « Русская матрешка»
VII. Выставка работ учащихся.
Каждая группа демонстрирует свою Вереницу матрёшек. Дети предлагают названия для своего “авторского” стиля украшения куклы. Организация публичной выставки работ (в классе, коридоре, на этаже)