Классный руководитель 6 «А» Кадыкоева Н.Ч.,
МКОУ СОШ №1 с.п. Чегенм Второй
Классный час на тему: «У адыгов обычай такой»
Цели:
• познакомить учащихся с историей Адыгов как многонациональной, с произведениями адыгейских писателей и устного народного творчества;
• воспитывать и прививать у учащихся любовь к малой родине, умение гордиться своими обычаями, традициями;
• развивать такие нравственные качества учащихся, как уважения к старшим, доброта, трудолюбие, честность, дружба, любовь к ближнему, терпение, смелость, мужество, умение видеть прекрасное рядом с собой;
Задача:
• помочь учащимся понять, что без дружбы между народами и без добрых дел не построишь крепкий мир.
ХОД УРОКА:
Звучит песня Азамата Бекова « Сэ адыгэу сыкъалъхуащ»
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.
Добрый день, ребята, дорогие гости!
Зарета: Фи махуэ ф1ыуэ ди хьэщ1э лъап1эхэ , ц1ык1ухэ!
Нелли: Ди Къэбэрдей – Балъкъэрым щ1эуэ зы махуэшхуэ къэнэхуащ.
- В связи с многочисленными обращениями граждан Кабардино-Балкарской Республики и с учётом пожеланий адыгских (черкесских) общественных организаций и.о. главы республики Юрий Коков подписал указ об объявлении 20 сентября Днём адыгов (черкесов),наше сегодняшнее мероприятие посвящено этому празднику.
Нелли: Ат1э ди махуэшхуэр ,тхыдэм щепхак1э,нобэрей ди зэхуэзэр ек1уэк1ынущ бзит1, адыгэбзэрэ урысыбзэрэ къэдгъэсэбэпу.
Зарета: Наш урок пройдет в классе как обычно и все таки наши классные стены раздвинутся и мы совершим путешествие в замечательную страну, которая существует уже много-много веков и славится своими традициями, обычаями, песнями, гостеприимством.
Нелли : Ар диКъэбэрдей - Балъкъэрырщ! Ди зэ1ущ1эр Хэкум теухуа зы уэрэд дахэк1э къызэ1утхынщ.
Песня « Адыгэ уафэ» в исполнении Амины Даовой.

III. Рассказ об адыгах.
1 ученик.
Нелли:Аддэ, зы зэман гуэрым Каспий тенджызымрэ тенджыз Ф1ыц1эмрэ я зэхуаку дэлъ щ1ыналъэм зыл1 и быну, лъэпкъ пщык1ут1у зэхэт ди адыгэр щыпсэугъат,лажьэрэ шхэжу, я щхьэхуитыныгъэр ихъумэжу.
Зарета:.
Адыги издревле проживают в самом красивом уголке России, на Северном Кавказе. Вот какую легенду сложил адыгейский народ.
Алоева Алина
Когда бог распределял землю между людьми разных национальностей, адыги пришли последними. Бог, успевший к этому времени уже распределить землю, спросил удивленно адыгов:
- Почему вы до сих пор не приходили?
- Мы принимали гостей, а по адыгскому обычаю «Хьэщ1эр псом япэщ» (Гость прежде всего)
- «Если они настолько щедры, что, отложив все свои дела, даже получение земли, ухаживали за гостями, то они достойны самых лучших земель в мире», - подумал бог.
- За ваш прекрасный обычай гостеприимства я щедро отблагодарю вас, отдам те земли вам, которые я себе оставил, - сказал бог адыгам. – На этой щедрой земле вы никогда не будете испытывать недостатка и всегда с достоинством будете принимать своих гостей.
- Так адыги получили божию землю.
(Презентация Алины на тему – природа КБР )
Зарета:
Действительно, это очень богатый, цветущий уголок земли, где густые леса, , бурные реки, пышная растительность, чистый воздух, величественные кавказские горы со снежными вершинами.
Путешественники восторгались этой красотой. И как писал француз Ферран: «Ни от этого ли происходит цветущая красота черкесов и черкешенок».
Черкесы очень красивый народ, снискавшие достойную славу среди других народов. Увидев красивую девушку говорили: «Она прекрасна как черкешенка», увидев красивого ловкого юношу «восклицали»: «Он прекрасен как черкес».
Нелли:Ди жэнэт щ1ып1э дахащэм шыпсэу ц1ыхухэм ятехуауэ игъэхьэзыра лэжьыгъэм иджыпсту щыгъуазэ дыхуищ1ынущ Джэдмышх Даринэ.
Презентация (Гедмишхова на тему люди)

Зарета: И под стать этой красоте адыги создали прекрасные обычаи, правила и нормы поведения.
Где младший уважает старших, где старший оберегает младшего. Где доброта, гостеприимство, человечность – главные добродетели.
Нелли: Едвгъэгъэк1уэк1ыт ат1э зэпеуэ, ди щ1алэхэмрэ хъыджэбзхэмрэ. Ди лъэпкъ хабзэхэр, ди псалъэжьхэр, нэщэнэхэр дэтхэнэм нэхъыф1у ищ1эу п1эрэ .Хабзэм дэри дытек1ынкъым япэ щ1алэхэмк1э къыщыщ1эдзэнщ.
Ди щ1алэхэмк1э къыщ1эдзэнщ..
Нелли: Дауик1 ди сабийхэм адыгэхэм ижь зэманым къыщыщ1эдзауэ ди нобэм къэсыху къадэгъуэгурык1уа хабзэ псори къыджа1акъым,зыгуэр фэ фщ1эуэ къытхэфлъхьэфыну нобэ……
Дауик1 хабзэр лъэпкъым я набзэщ, я бзыпхъэщ,я нэмысщ,я гъащ1э гъуазэщ. Лъэпкъым хабзэф1 и1эмэ, узыншэщ,щ1эблаф1эщ,къэк1уэн и1эщ.
Зарета :Подвести итоги викторины….
Нелли:Апхуэдиз хабзэмрэ нэмысымрэ щек1уэк1 ди щ1ып1эм дауик1 усэ мащ1э хузэхалъхьакъым.Дедэ1уэнщ ди еджак1уэ ц1ык1ухэр а усэхэм къызэрытхуеджэм.
1-пэ усэ Сэтэней.
2-нэ усэ Дианэ
Если где – то в кругу молодых
Держит речь седовласый адыг, -
Ты не вздумай его перебить,
Уважай его возраст седой,-
У адыгов обычай такой.
1 ученик.
Будь щедр, как сад, будь добр, как дом,
И на добро ответь добром.
Но глуп, кто любит всех подряд,-
Так кабардинцы говорят.
2 ученик.
В беде любому помоги,
Не лги врагу, себе не лги,
Ложь – не спасенье, а яд, -
Так кабардинцы говорят.
3 ученик.
С лица смывает грязь вода,
С души – не смоет никогда,
Не сможет грязи смыть наряд,-
Так кабардинцы говорят.
4 ученик.
Оставь свой след в чужой судьбе.
Пускай же в память о тебе
Деревья весело шумят,-
Так кабардинцы говорят.
5 ученик.
Все на земле имеет вес.
Слова свои сначала взвесь,
Тогда они и прозвучат,-
Так кабардинцы говорят.
6 ученик.
Отчизну матерью зовем.
Что выше есть и что святее!
Нигде не забывай свой дом
Каких бы не искал путей.
7 ученик.
И мать, и Родина – одна –
От колыбели нам дана.
Они навек в сердцах царят,-
Так кабардинцы говорят.
Зарета:
А вот основа жизни адыгов - это труд. И о нем родилась на адыгской земле сказка. (пять учеников участвуют) . Сценка.
Нелли:Адыгэхэм щ1эблэ щагъасэк1э 1эмал зэмыл1эужьыгъуэхэр къагъэсэбэпырт. Мы теплъэгъуэ ц1ык1ури абы и щыхьэтщ.
Ведущий.
У одного богатого отца был сын – лентяй. О труде он не имел никакого понятия: ел и пил готовое, одевался в одежду, сшитую чужими руками, при том был очень расточителен. Отец отвез его в дальний аул и отдал одному кабардинцу в работники за один золотой в год.
Отец.
- Салам алейкум!
Будь добр, помоги моему горю. Приучи сына к труду.
Кабардинец.
- Алейкум салам!
Оставляй его добрый человек.
Ведущий. Но за год сын-лентяй ничему не научился. Зачем богатым родителя сын-работник? Но договор он выполнил. Через год говорит юноше :
Кабардинец.
- На тебе золотой, ступай домой, отдай отцу заработанные деньги.
Ведущий.
Приезжает сын домой, отдает отцу золотой, а сам песню напевает.
Отец.
- Посмотрим, какова цена золотого (бросает монету в реку), а сын песню напевает.
Ведущий. На другой год отец отдал сына на работу другому хозяину. И все повторилось, как в первый год.
Отец.
- Посмотрим какова цена золотого. (бросает снова монету в реку, а сын все напевает)
Ведущий.
- На третий год отец отвез сына в дальний аул, отдал его в работники, но за работу не назначил никакой платы.
Хозяин.
- Надо зерно на мельницу свезти, мешки загрузить в арбу, прополоть кукурузу, в горы за дровами съездить, распилить и наколоть, уложить, а вечером отдохнешь.
Ведущий.
- Так прошел год. Сын-лентяй привык к работе, на руках натер большие мозоли.
Хозяин.
- Вот тебе два золотых. Заслужил ты их честным трудом, отпускаю тебя домой с чистой совестью.
Ведущий.
- Пришел сын к отцу и отдал ему два золотых. И как только он сделал движение, чтобы бросить их в реку, как сын бросился к нему и сказал:
Сын.
- Не бросай, отец, эти золотые в реку: они достались мне тяжелым трудом!
Зарета:
Так из поколения в поколение учат труду в адыгских семьях. И это стало традицией.
Учитель.
Но маленькая Кабардино - Балкария не смогла бы расцвести и дать своему народу силу, мужество и гордость, если бы не Россия.
Россия, как щедрая мать собрала под свое крыло малые народы, она бережет их культуру, традиции, обычаи, язык. ИКабардино – Балкария, находясь в центре Северного Кавказа, тесно связана с казачеством и русским народом.
Наша с вами малая родина –КБР , чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов.
Край, в котором живут больше 100 национальностей, и все они стремятся сделать нашу КБР ещё лучше, богаче и красивее.
В России всем хватит места, голубого неба, яркого солнца, и это должен понять каждый, так мы сохраним мир и дружбу в нашей большой семье.
Стих. Гажева Л,

Нелли:Ди лъэпкъыр сыт щыгъуи зэрызэджэжу щытар – адыгэщ, бзэуэ я1урылъар адыгэбзэщ; гъащ1э щ1ык1эу, гъэпсык1эу ,дуней тетык1эу, ц1ыху зэхущытык1эу я1ар адыгагъэщ,адыгэ хабзэщ.Нобэ ди сабийхэм зыхуагъэзэну хуейщ адыгэ лъэпкъым хъуэхъук1э.
Адыгэ лъэпкъым хуэгъэза Хъуэхъу
Уафэ джабэр ди унэ бжыхьу,
Щlым и лъащlэрди тlысыпlэу,
Уафэгъуагъуэм дыкъимыгъаскlэу,
Къаскlэхэрди бийхэр арауэ,
Хъуаскlэхэр ди жьэгум мафlэ къыдидзу,
Дыгъэ къуэпсым и нэхур къытхидзу,
Пшэхэр ди къуэш пэлъытэу,
Ди анэ-адэхэр псом хуэмыдэу тлъытэу,
Ди зэхуаку дэлъыр гулъытэу,
Жагъуэгъухэм ягу щагъэфlхэр ткъутэу,
Езыхэмдищхьэцналъэяхуэмыкъутэу,
Ди къуэшхэм щынэлыр ядэткъутэу,
Ди пщащэхэм закъутэрэ загъафlэу,
Ди губгъуэ lэнэхэр дыгъафlэу,
Гупсысэ lэфlхэр гухэм щыдгъафlэрэ
Къытпэщылъ lуэхухэр щlыкlафlэу,
Гъуэгу къытпэщылъыр къызэнэкlыгъуафlэу,
Нартхэ я лъэужьыр хэмыгъуащэу,
Гъуащэхэр нэ къыдэзыщэхэр арауэ,
Ди унэгуащэхэр lущабэу
Дызытеувэрщlыфlыцlэщабэу,
Зыддзымэ дымыщэпlащэу,
Ди пщащэхэр къытхуэгумащlэу,
АдыгэХабзэр ди щlэблэм едгъащlэу,
Шыгъупlастэм зыщыдмыгъащlэу,
Фlы щlэным дыхуэпlащlэу,
Нэщхъеягъуэхэр димащlэу,
Ди псы уэрхэр lуедмыгъащlэу,
Ди псыхъуэжь кlуэцlхэр къабзащэу
Адыгэ цlыхухэр щэджащэу,
Уз бзаджэхэм дыгъуасэр я мащэу,
Адыгэщlхэм дыщытепщэу,
Жьы махуэхэр къытхуепщэу,
Ди псыхэр мыутхъуэрэ,
Псынэпсхэрбжыгъэншэу къыщlэжу,
Ди lэнэм тетыр тхъущlэжу,
Ди тхыдэ телъыджэр тщlэжу,
Щlэблэркъуэпс бжыгъэншэу къыткъуэжу,
Сыт тхузэфlэмыкlами зытщlэжу,
Lуэху зэпыдгъэуахэм тхупыщэжу,
Ди напэхэр мылъку щхьэкlэ дымыщэжу,
Тщыгъупщэжар къытхуэщlэжу,
Гъавэр хадэхэм щыгъунэжу,
Къуэпсныкъуэфхэр пыдгъэжу
Зэпыча псор тхузэпыдэжу,
ЩхьэгъэпцIэнырдымыдэжу,
Ддэр цlыхугъэрэ напэу,
Адыгэ Хэкум и lуэхур тфlэнэхъапэу,
Зэгурыlуэныгъэр ди зэхуакум щыбатэу
Щхъужь къыдатхэр тфlэфоматэу,
Зыми зедмыгъэщхьрэ
Псоми зыкъыдагъэщхьыу,
Ди псыежэххэм я щlагъыр мывэкlэщхъыу,
Дыгуфlэгурэ дыгушхуэу,
Адыгэ лъэпкъыр Тхьэм дигъэпсэу!!!
Зарета:
Вот и подошло к концу наше путешествие, на протяжении которого мы каждым словом пытались понять, как сделать нашу жизнь счастливой, насыщенной и богатой добрыми делами. И слова, написанные на плакате подводят нас к решению этой задачи.
Нелли:Адыгэ хабзэр тк1ийуэ,псоми язэхуэдэу зэрыщытам и щыхьэт псалъэжь 1эджэ ди деж къэсащ.«Хабзэмыщlэ емыкlухьщ», « Хабзэм къемызэгъыр и бийщ», «Хабзэмыщ1э щ1ык1ейщ», «Хабзэжь Хэкужь къранэркъым».Адыгэ хабзэр илъэс минхэм къыпхрык1а , гужьеигъуэми, к1уэдып1эми сыт щыгъуи адыгэр къизыша ф1ыгъэшхуэщ, напэщ.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы, ребята, выразили на листе бумаги те чувства, мысли, которые переполняли вас во время этого путешествия. И это будет домашним заданием. (ваши работы могут быть в виде рисунков, сочинений на тему «Моя малая родина»)
Спасибо вам всем огромное. До новых встреч. Удачи, успехов вам всем!
10