СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе на тему: "Поэзия героизма и пламенного патриотизма по произведению "Слово о полку Игореве" и эпосу "Джангар"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Слово о полку Игореве»  и эпос «Джангар» как  высокопатриотичные и высокохудожественные произведения (идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора).

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературе в 9 классе на тему: "Поэзия героизма и пламенного патриотизма по произведению "Слово о полку Игореве" и эпосу "Джангар"»


План-конспект урока по литературе в 9 классе


Составила учитель русского языка и литературы: Басанова Ирина Цереновна


Тема: Поэзия героизма и пламенного патриотизма


Цель урока: «Слово о полку Игореве» и эпос «Джангар» как высокопатриотичные и высокохудожественные произведения (идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора).


Словарная работа: патриотизм, честолюбие, междоусобица.


Оформление: репродукции картин, на которых изображены герои «Слова» и эпоса «Джангар», выставка рисунков учащихся по этим произведениям.


Ход урока


I. Беседа по оформленным на доске высказываниям В.Чивилихина и О.И.Городовикова

Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это XII век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIV века…

В.Чивилихин «Память»


Служение народу - цель героев эпоса «Джангар», ненависть к врагам народа – их украшение.

О.И.Городовиков



- Что составляет предмет национальной гордости писателя Чивилихина и О.И.Городовикова?

Словарная работа со словом патриотизм (работа с толковым словарем)

- Что такое патриотизм? В чем он может проявляться?


Слово учителя

- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о литературных памятниках двух культур, в которых есть много общего, а именно, в идее единения и благополучия народа.

Многочисленные переводы этих двух произведений разнообразны - от точных, выполненных учеными, до вольных. Одни тексты были предназначены для пения, другие - для произнесения. Но «Слово» является литературным произведением, а эпос «Джангар» фольклорным произведением, объясните почему?



- Что лежит в основе композиции «Слово о полку Игореве»?

(исторический факт - неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря в 1185 году)


а в «Джангаре»? (в «Джангариаде» - воспеваются лучшие времена из прошлого ойратско-калмыцкого народа, когда было создано ойратское государство, объединившее 4 ойратских племени).


II. Выразительное чтение


- С чего начинаются «Слово» и «Джангар»?

(Со вступления)

В «Слове» автор размышляет, как ему вести свой рассказ. Он вспоминает Бояна.

- Кто это?

(певец старого времени (XI век), который жил во времена Ярослава Мудрого, и пел песню достойному князю).

- В «Джангаре»- мы узнаем о становлении, и взрослении калмыцкого богатыря Джангара.


III.Характеристика образной системы


- Какие образы в произведениях вам запомнились?

1) Начнем с центрального образа Русской земли в «Слове». Что происходит тогда на Руси? (междоусобица, работа с толковым словарем) Найдите в тексте описание.

- А какой нам представлена сказочная страна Бумба? Найдите в тексте описание.

2) А сейчас поговорим о пленительных женских образах, символе женственности и женской любви, преданности. (Звучит аудиозапись «Плач Ярославны» и отрывок наизусть)

Ярославна - Авх Шавдл

-Найдите в тексте описание.

3) Образы доблестных русских князей и калмыцких богатырей. Словарная работа со словом честолюбие.

Князь Игорь - Джангар

(звучит звукозапись ария князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу» и отрывок из эпоса «Джангар» в исполнении джангарчи Каруева)


Буй-тур Всеволод – Хонгор Алый Лев

Найдите в тексте описание героев. Расскажите наизусть «Клятва богатырей».

4) Воплощение государственной мудрости и отеческого благородства.


Князь Святослав – Алтн Цедж.

Работа с текстом. Отрывок наизусть «Золотое слово Святослава»

- Найдите в тексте пейзажные зарисовки. Как откликается природа на происходящие события? (работа с текстом).




- На примере любого фрагмента мы видим фольклорную основу:

а) сказочные мотивы;

б) приемы одушевления природы (в тексте найти описание картины сражения);

в) прием гиперболизации.

IV. Итоги урока:

- Чем интересны «Слово» и Эпос «Джангар» современному читателю?

- Чему научили Вас эти произведения?