Утверждаю
Начальник ОСОЛ
План- конспект
занятий на учебно-полевых сборах
Тема: Строевая стойка. Выполнение команд : « Становись!», «Равняйся!» , «Смирно!», « Вольно!». Отдание воинского приветствия на месте.
Цели: Совершенствовать знания и практические навыки учащихся
Время: 2 часа
Метод: Рассказ, показ, строевой тренаж, тренировка
Вводная часть : 5 минут
Построение в две шеренги, доклад заместителя командира взвода, осмотр внешнего вида. Объявить тему, цели и порядок проведения занятий.
Основная часть:
Строевая стойка является основным элементом строевой выучки. Она принимается по командам : « Становись!» и «Смирно!» и без команды при отдании и получении приказания, при рапорте и обращении военнослужащих друг к другу, во время исполнения Государственного гимна Республики Казахстан, при отдании чести , а также при подаче команд.
Для принятия строевой стойки необходимо стать прямо без напряжения, каблуки поставить вместе, а носки развернуть по линии фронта на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить , но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед ; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.
По команде « Вольно!» стать свободно , ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не снижать внимания и не разговаривать.
Команды «Равняйся!» и «Заправиться!» подаются при нахождении военнослужащих в строю.
По команде «Равняйся!» все, кроме правофлангового, поворачивают голову направо( правое ухо выше левого, подбородок приподнят) и выравниваются так, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым. При выравнивании военнослужащие могут несколько передвигаться вперед , назад или в стороны. По окончании выравнивания, по команде «Смирно» все военнослужащие быстро ставят голову прямо.
По команде «Заправиться!» , не оставляя своего места в строю , можно поправить оружие, обмундирование и снаряжение. При необходимости выйти из строя надо обратиться за разрешением к непосредственному начальнику. Разговаривать в строю можно только с разрешения старшего командира.
Для снятия головных уборов подается команда « Головные уборы- снять», а для надевания – « Головные уборы- надеть». Головной убор снимается и надевается правой рукой. Снятый головной убор держать в левой руке, согнутой в локте, кокардой вперед.
Отдание воинской чести на месте
Все военнослужащие обязаны при встрече ( обгоне) отдавать друг другу честь. Подчиненные и младшие по званию отдают честь первыми. Честь отдается на месте и в движении , с надетым головным убором и без него. Для отдания чести на месте вне строя без головного убора за 5-6 шагов до начальника необходимо повернуться в его сторону, стать «смирно» и смотреть ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову. Если головной убор надет , то , кроме того, необходимо приложить правую руку к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края головного убора ( у козырька), а локоть был на линии и высоте плеча. При повороте головы в сторону начальника положение руки остается без изменения. Когда начальник минует отдающего честь, голову поставить прямо и одновременно опустить руку.
Практическое выполнение строевых приемов в составе взвода.
Тренировка отдания воинской чести на месте в составе отделения.
Заключительная часть: 5 минут
Построение в две шеренги. Разбор занятия. Отметить и оценить действия учащихся , их положительные стороны и недостатки.
Преподаватель-организатор НВП Нерин А.И
План- конспект
занятий на учебно-полевых сборах
Тема: Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него
Цели: Совершенствовать знания и практические навыки учащихся
Время: 2 часа
Метод: Рассказ, показ, строевой тренаж, тренировка
Вводная часть : 5 минут
Построение в две шеренги, доклад заместителя командира взвода, осмотр внешнего вида. Объявить тему, цели и порядок проведения занятий.
Основная часть:
Для выхода военнослужащего из строя подается команда, например: «Рядовой Петров, выйти из строя на столько-то шагов» .Военнослужащий, услышав свою фамилию, отвечает: «Я». По команде о выходе из строя отвечает: «Есть» - и строевым шагом
Выходит из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги, останавливается и поворачивается лицом к строю.
При выходе военнослужащего из второй шеренги, он слегка накладывает левую руку на плечо впереди стоящего военнослужащего , который делает шаг вперед и, не приставляя правой ноги, шаг в правую сторону, пропускает выходящего из строя военнослужащего, затем становится на свое место. При выходе военнослужащего из впереди стоящей шеренги , его место занимает стоящий за ним военнослужащий.
Для возвращения военнослужащего в строй подается команда, например: «Рядовой Петров, стать в строй» или только : « Стать в строй».
По команде « Рядовой Петров» военнослужащий, стоящий лицом к строю, услышав свою фамилию, поворачивается к начальнику и отвечает «Я», а по команде « Стать в строй»,приложив руку к головному убору отвечает: «Есть», поворачивается кругом, с первым шагом опускает руку и, двигаясь строевым шагом, кратчайшим путем становится на свое место в строю.
Подход к начальнику и отход от него
Подход к начальнику может осуществляться из строя и вне строя по команде, например: «Рядовой Петров. Ко мне (бегом ко мне)». Военнослужащий, услышав свою фамилию, отвечает: «Я». А по команде о вызове из стоя отвечает: «Есть», сделав один -два шага от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем строевым шагом подходит или подбегает к к нему и за два- три шага от него останавливается. Одновременно с приставлением ноги прикладывает правую руку к головному убору и докладывает о прибытии, например: «Рядовой Петров по вашему приказанию прибыл» . По окончании доклада опускает руку.
При отходе от начальника для возвращения в строй военнослужащий, получив разрешение идти, прикладывает правую руку к головному убору, отвечает : «Есть». Затем поворачивается в сторону строя и с первым шагом ( с постановкой левой ноги на землю) опускает руку; двигаясь строевым шагом, он кратчайшим путем возвращается на свое место в строю.
После теоретического закрепления и проверки знаний и навыков учащихся по данной теме, тренировка в составе отделений.
Заключительная часть: 5 минут
Построение в две шеренги. Разбор занятия. Отметить и оценить действия учащихся , их положительные стороны и недостатки.
Преподаватель-организатор НВП Нерин А.И
План- конспект
занятий на учебно-полевых сборах
Тема: Строй отделения (взвода): развернутый и походный строй ; перестроение отделения из развернутого строя в походный и обратно, из колонны по одному в колонну по два и обратно.
Цели: Совершенствовать знания и практические навыки учащихся
Время:
Место:
Метод: Рассказ, показ, строевой тренаж, тренировка
Вводная часть : 5 минут
Построение в две шеренги, доклад заместителя командира взвода, осмотр внешнего вида. Объявить тему, цели и порядок проведения занятий.
Основная часть:
Строй – установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.
Колонна – строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделение одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.
Шеренга – строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии.
Развернутый строй- строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.
Походный строй – Строй ,в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях , установленных Уставом или командиром.
Двухшереножный строй- строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага.
Перестроение отделения из одной шеренги в две производится после расчета на первый и второй по команде « Отделение, на первый и второй – Расчитайсь».
Перестроение отделения на месте из одной шеренги в две производится по команде « Отделение, в две шеренги- Стройся». По исполнительной команде вторые номера по первому счету делают с левой ноги шаг назад, по второму счету, не приставляя правой ноги , шаг вправо, чтобы стать в затылок первым номерам, с третьим счетом приставляют левую ногу.
Для перестроения отделения на месте из сомкнутого двухшереножного строя в одношереножный строй отделение предварительно размыкается на один шаг, после чего по команде «Отделение, в одну шеренгу –стройся» вторые номера выходят на линию первых, делая по первому счету с левой ноги шаг влево, по второму счету, не приставляя правой ноги , шаг вперед, с третьим счетом приставляют левую ногу.
Перестроение отделения из развернутого строя в колонну производится поворотом отделения направо по команде « Отделение, напра-во»
Перестроение отделения из колонны по одному в колонну по два производится по команде «Отделение, в колонну по два, шагом-марш»(на ходу- «Марш»). По исполнительной команде направляющий идет в полшага, вторые номера выходят вправо, в такт шага занимают свои места в колонне, отделение двигается в полшага до команды «Прямо» или «Отделение, стой».
Перестроение отделения из колонны по два в колонну по одному производится по команде «Отделение, в колонну по одному, шагом-марш»(на ходу- «марш»). По исполнительной команде направляющий идет полным шагом, а остальные в полшага. По мере освобождения места, вторые номера в такт заходят в затылок первым и продолжают движение полным шагом.
Для перемены направления движения колонны, подается команда «Отделение, правое(левое) плечо вперед- марш». Направляющий заходит налево( направо) до команды «Прямо», остальные следуют за ним.
После теоретического закрепления и проверки знаний и навыков учащихся по данной теме, тренировка в составе отделений, взвода.
Заключительная часть: 5 минут
Построение в две шеренги. Разбор занятия. Отметить и оценить действия учащихся , их положительные стороны и недостатки.
Преподаватель-организатор НВП НеринА.И
План- конспект
занятий на учебно-полевых сборах
Тема: Движение строевым и походным шагом. Повороты на месте и в движении.
Цели: Совершенствовать знания и практические навыки учащихся
Время:
Место:
Метод: Рассказ, показ, строевой тренаж, тренировка
Вводная часть : 5 минут
Построение в две шеренги, доклад заместителя командира взвода, осмотр внешнего вида. Объявить тему, цели и порядок проведения занятий.
Основная часть:
Движение совершается шагом или бегом. Нормальная скорость движения шагом 110-120 шагов в минуту(размер шага 70-80 см). Нормальная скорость движения бегом 165-180 шагов в минуту(размер шага 85-90 см).
Шаг бывает строевой и походный.
Строевой шаг применяется при прохождение подразделений торжественным маршем, при отдании чести в движении, при подходе военнослужащих к начальнику и отходе от него, при выходе из строя и возвращение в строй, а также на строевых занятиях.
Движение строевым шагом начинается по команде «Строевым шагом– Марш»
по предварительной команде подать корпус несколько вперед, перенести тяжесть его больше на правую ногу, сохраняя устойчивость;
по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом.
При движение строевым шагом ногу оттянутым вперед носком выносить на высоту 15-20 см от земли и ставить е твердо на всю ступню, отделяя в то же время от земли другую ногу. Руками производить, начиная от плеча, движения около тела: вперед – сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстояние ладони от тела; назад – до отказа в плечевом суставе (пальцы рук полусогнуты). В движение голову и корпус держать прямо, смотреть перед собой.
Походный шаг применяется во всех остальных случаях (при совершении марша, передвижении на занятиях и др.)
Движение походным шагом начинается по команде «Шагом––Марш». При движении ногу выносить свободно, не оттягивая носок, и ставить ее на землю, как при обычной ходьбе; руками производить свободные движения около тела.
При движении походным шагом по команде «Смирно» перейти на строевой шаг, а при движении строевым шагом по команде «Вольно» идти походным шагом.
Обозначение шага на месте производиться по команде «На месте, магом ––Марш»( в движении ––«На месте»). По этой команде шаг обозначать подниманием и опусканием ног, при этом ногу поднимать на 15-20 см. от земли и ставить ее на землю с передней части ступни; руками производить движения в такт шага. По команде «Прямо», подаваемой одновременно с постановкой левой ноги на землю, сделать правой ногой еще один шаг на месте, и с левой ноги начать движение полным шагом.
Для прекращения движения подается команда, например: «Рядовой Иванов – Стой». По исполнительной команде, подаваемой одновременно с постановкой на землю левой или правой ноги, сделать еще один шаг и, приставив ногу, принять положение «Смирно».
Повороты на месте выполняются по командам: «Нале-ВО», «Напра-ВО», «Кру-ГОМ». Повороты налево (1/4 круга) и кругом (1/2 круга) производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке; направо – в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке. Повороты выполняются на два счета: по первому счету повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу; по второму счету кратчайшим приставить другую ногу.
Повороты в движении выполняются по командам: «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Кругом-МАРШ».
Для поворота направо по исполнительной команде, поданной одновременно с постановкой на землю правой ноги, левой ногой сделать шаг и повернуться на носке левой ноги. Одновременно с поворотом вынести правую ногу вперед и продолжать движение в новом направлении.
Для поворота налево по исполнительной команде, поданной одновременно с постановкой на земля левой ноги, правой ногой сделать шаг и повернуться на носке правой ноги. Одновременно с поворотом вынести левую ногу вперед и продолжать движение в новом направлении.
Для поворота кругом по исполнительной команде, которая подается одновременно с постановкой на землю правой ногой (по счету раз), вынести правую ногу на полшага вперед и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног (по счету два), продолжать движение в новом направлении ( по счету три).
При поворотах движения руками производятся в такт шага.
После теоретического закрепления и проверки знаний и навыков учащихся по данной теме, практическое выполнение строевых приемов в составе взвода.
Заключительная часть: 5 минут
Построение в две шеренги. Разбор занятия. Отметить и оценить действия учащихся , их положительные стороны и недостатки.
Преподаватель-организатор Нерин АИ
.
План- конспект
занятий на учебно-полевых сборах
Тема: Назначение, состав и вооружение суточного наряда. Действие дневального по роте при получении сигнала «сбор»
Цели: Совершенствовать знания и практические навыки учащихся
Время:
Место:
Метод: Рассказ, показ, строевой тренаж, тренировка
Вводная часть : 5 минут
Построение в две шеренги, доклад заместителя командира взвода, осмотр внешнего вида. Объявить тему, цели и порядок проведения занятий.
Основная часть:
Суточный наряд- назначается для поддержания боевой готовности и внутреннего порядка, охраны личного состава, вооружения, военной техники и боеприпасов, помещений и имущества воинской части ( подразделения), контроля за состоянием дел в подразделениях и своевременного принятия мер по предупреждению правонарушений, а так же других обязанностей по внутренней службе. В суточный наряд роты назначается дежурный и дневальные по роте. Количество дневальных в роте определяется командиром части. Лицам, назначенным в суточный наряд , предоставляется не менее трех часов для подготовки к несению службы, проверки знаний и для отдыха(сна).
Дежурный по роте и очередной дневальный вооружаются штык -ножом в ножнах, который должен находиться на поясном ремне с левой стороны на ширину ладони от пряжки. Дежурный по роте назначается из сержантов или, как исключение, из числа наиболее подготовленных солдат. Он подчиняется дежурному по части и его помощнику, а в порядке внутренней службы в роте- командиру и старшине роты.
Дневальный по роте назначается из солдат. Он подчиняется дежурному по роте и отвечает за сохранность находящегося под его охраной оружия, ящиков с боеприпасами, имущества роты и личных вещей солдат и сержантов.
Обязанности дневального по роте:
Никуда не отлучаться из помещения роты без разрешения дежурного по роте
Постоянно наблюдать за комнатой для хранения оружия
По прибытии в роту прямых начальников от командира роты и выше и дежурного по полку подавать команду «Смирно»
По прибытии в роту других офицеров роты, а также старшины роты и военнослужащих не своей роты, вызывать дежурного, например «Дежурный по роте на выход»
Немедленно докладывать дежурному по роте о всех происшествиях в роте, о замеченных неисправностях и нарушениях правил пожарной безопасности.
Следить за чистотой и порядком в помещениях и требовать их соблюдения от военнослужащих
Не позволять военнослужащим в холодное время, особенно ночью, выходить из помещения неодетыми
Следить, чтобы военнослужащие курили, чистили обувь и одежду только в отведенных для этого помещениях или местах
Будить личный состав при утреннем подъеме, а также ночью в случае тревоги, сбора или пожара
Не пропускать в помещения посторонних лиц, а также не разрешать выносить из казармы оружие, имущество и вещи без разрешения дежурного по роте
При объявлении команды «Сбор!»:
Для проведения тренировок по боевой готовности подразделения или части подается команда «Сбор!»
При получении сигнала в дневное время суток дежурный по роте обязан:
Доложить дежурному по части о получении сигнала
При этом команду «Тревога!» не подавать, а действовать как при объявлении команды «Тревога!»
Оповестить личный состав роты, офицеров и прапорщиков о получении сигнала
Довести до личного состава и командиров место построения, форме одежды и экипировку
При получении сигнала в ночное время суток дежурный по роте обязан:
Сообщить дежурному по части о получении сигнала
Поднять личный состав роты , подав команду «Рота подъем!»
Направить посыльных к офицерам и прапорщикам
Указать форму одежды и экипировку, вывести подразделение к указанному месту построения
По прибытии в роту командиров доложить о всех указаниях, которые получены, в дальнейшем действовать по их указаниям
После теоретического закрепления и проверки знаний и навыков учащихся по данной теме, практическое выполнение строевых приемов в составе взвода.
Заключительная часть: 5 минут
Построение в две шеренги. Разбор занятия. Отметить и оценить действия учащихся , их положительные стороны и недостатки.
Преподаватель-организатор НВП Нерин А И
План- конспект
занятий на учебно-полевых сборах
Тема: Приемы и способы передвижения солдат на поле боя. Действие по сигналам освещения. Порядок выбора места для ведения огня, правила его оборудования и маскировки, смена огневой позиции.
Цели: Совершенствовать знания и практические навыки учащихся
Время:
Место:
Метод: Рассказ, показ, строевой тренаж, тренировка
Вводная часть : 5 минут
Построение в две шеренги, доклад заместителя командира взвода, осмотр внешнего вида. Объявить тему, цели и порядок проведения занятий.
Основная часть:
В бою солдат может передвигаться на БМП(БТР), десантом на танке и в пешем порядке. При действиях в пешем порядке в зависимости от характера местности и воздействия огня противника, солдат может передвигаться ускоренным шагом или бегом ( в полный рост или пригнувшись), перебежками или переползанием.
Ускоренным шагом или бегом преодолеваются участки местности, скрытые от наблюдения противника и не простреливаемые его огнем. Этим же способом осуществляется движение в атаку. При этом оружие может быть в положении для немедленного открытия огня навскидку или с прижатым к боку прикладом.
Перебежки применяются для скрытного сближения с противником и других действий на открытой местности. Для перебежки из положения лежа, необходимо сначала наметить путь движения, укрытое место остановки для передышки и поставить оружие на предохранитель. Затем быстро подняться и стремительно перебежать в намеченное место, с разбегу лечь на землю и быстро отползти в сторону. Длина перебежки между остановками для передышки зависит от местности и огня противника и может быть от 20 до 40 шагов.
Переползанием передвигаются, если противник ведет прицельный огонь или когда необходимо приблизиться к противнику незамеченным и внезапно напасть на него.
В зависимости от рельефа местности и растительного покрова переползать можно по-пластунски , на получетвереньках и на боку.
Выбор и занятие огневой позиции
Огневая позиция должна иметь хороший обзор и обстрел в нужном направлении, быть удобной для стрельбы. При ее выборе широк используются воронки, канавы, насыпи, а также различные местные предметы( деревья, камни, пни, кусты). Если перед выбранной огневой позицией высокая трава ,кусты, кочки, мешающие наблюдению и стрельбе, их следует убрать или выбрать другую огневую позицию.
Оборудование огневой позиции под огнем противника начинается с отрытия окопа для стрельбы лежа. Землю выбрасывают сначала вперед , а потом в стороны, образуя бруствер, который обеспечивает защиту от пуль ( пробиваемость пулей неутрамбованного грунта и песка до 70 см). Отрытый для стрельбы лежа окоп маскируют под окружающую местность. Для этого используется дерн, грунт и трава окружающие место отрытия , а зимой снег.
Одиночный окоп для стрельбы из автомата лежа
сектор обстрела
бруствер
Подача команд сигналами осуществляется с помощью рук, флажков и фонаря. Флажки ( прямоугольные полотнища 32 х 22 см , прикрепленные к древку длиной 40см) используются двух цветов: желтый и красный ( вместо желтого может быть использован белый)
Фонари применяются трехцветные : белый, красный и зеленый.
№ | сигнал | Условные знаки |
рукой | флажками |
1 | Внимание ( внимание, делай, что я, отзыв) | Поднять правую руку вверх и держать до отзыва( до повторения сигнала «внимание») | Поднять правой рукой вверх желтый флажок и держать до отзыва ( до повторения сигнала « внимание» ) |
2 | Сбор командиров (начальников) | Поднять правую руку вверх и кружить ею над головой , после чего руку резко опустить | То же с красным и желтым флажками в правой руке |
3 | По местам | Поднять обе руки вверх и резко опустить вниз через стороны | То же, имея в правой руке желтый , а в левой красный флажки |
4 | Марш ( вперед, Продолжать движение в прежнем или новом направлении, Путь свободен) | Поднять правую руку вверх, повернуться в сторону движения и опустить руку в направлении движения на уровень плеча | То же с желтым флажком в правой руке |
5 | Стой ( стоп) | Поднять левую руку вверх и быстро опустить вниз перед собой, повторяя до исполнения | То же с красным флажком в левой руке |
6 | Увеличить дистанцию | Поднять левую руку вверх, а правую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча | То же, имея в правой руке желтый , а в левой красный флажки |
7 | Уменьшить дистанцию | Поднять правую руку вверх, а левую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажки |
8 | В колонну | Поднять правую руку вверх и опустить ее, держа предплечье вертикально ( повторять до отзыва) | То же с желтым флажком в правой руке |
9 | Все кругом | Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую поднять вверх и кружить ею над головой | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажки |
10 | Авария (вынужденная остановка) | Вытянуть правую руку горизонтально в сторону ,а левую поднять вверх и размахивать ею над головой вправо и влево) | То же, имея в правой руке желтый флажок, а в левой красный. После подачи сигнала красный флажок устанавливается на машине под углом 45° |
11 | Все направо (налево) | Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую руку поднять вверх, Повернуться в сторону поворота и размахивать правой рукой вверх и вниз до уровня плеча ( повторять до отзыва) | То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажки |
При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал «внимание» . Готовность к принятию команды сигналом обозначается также сигналом « внимание».
Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.
После теоретического закрепления и проверки знаний и навыков учащихся по данной теме, практическое выполнение строевых приемов в составе отделения, взвода.
Заключительная часть: 5 минут
Построение в две шеренги. Разбор занятия. Отметить и оценить действия учащихся , их положительные стороны и недостатки.
Преподаватель-организатор НВП Нерин А И