ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
С ДЕТЬМИ С АЛАЛИЕЙ
Тема: создание предпосылок к речевому высказыванию у детей с алалией
Цель: закрепление понимания речевых инструкций, нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата посредством работы с массажными зондами и зондозаменителями.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
Стимуляция речевой деятельности
Активизация работы органов артикуляционного аппарата
Формирование диалогического высказывания
Коррекционно-развивающие:
Коррекция недостатков артикуляционной моторики, мимической мускулатуры.
Коррекция нарушений движений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функции.
Развитие мелкой моторики посредством выполнения упражнений пальчиковой гимнастики.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать навык слушания обучающих инструкций, и положительный эмоциональный отклик на занятие.
Методы обучения:
Словесные, наглядные, практические.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Цель: создание мотивационного и эмоционального фона
Психогимнастика:
Мы будем разговаривать
Мы будем выговаривать
Все правильно и внятно
Чтобы было все понятно
Цель: настрой на занятие.
2.Коррекция общих моторных возможностей
Игра «Сенсорная дорожка»
Цель: развитие общих моторных возможностей для формирования предпосылок к учебной деятельности
3.Логопедический массаж (расслабляющий, зондовый)
Цель: нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры.
Массаж лба – 3 упражнения. Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц
Массаж щек – 3 упражнения. Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта, укрепление и активизация мышц лица.
Массаж губ – 3 упражнения. Цель: укрепление и активизация мышц губ.
Массаж языка – 3 упражнения. Цель: расслабление продольных и поперечных мышц языка, подавление гиперкинезов в мышцах языка.
Массаж верхнего неба, подъязычной уздечки – 3 упражнения. Цель: расслабление мышц полости рта.
4.Выполнение артикуляционных упражнений (перед зеркалом, по 2-3 раза каждое)
Упражнения: «Вкусное варенье», «Футбол», «Часики», «Лошадка», «Иголочка».
Цель: нормализация моторики артикуляционного аппарата.
5.Формирование речевого дыхания посредством выполнения упражнений для дыхательной гимнастики
Упражнения: «Вдох-выдох», «Задуй свечу», «Мыльные пузыри».
Цель: воспитание равномерного вдоха-выдоха, формирование правильной воздушной струи.
6.Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук
Упражнения с сыпучими материалами, разминание и поглаживание рук, массаж рук, шнуровка.
Цель: формирование кинетической основы движений пальцев рук.
7.Выполнение голосовых упражнений, произнесение изолированных гласных звуков (А,О,У,Ы,И,Ю) с разной силой голоса и разной тембральностью.
Цель: коррекция нарушений голосовой функции.
8.Пауза-релаксация.
9. Работа с карточками с рисунком, графическим изображением, словом (по тематическому планированию).
Цель: развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением.