Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23», п. Яйва
План работы кружка
«Речевичок»
по развитию детей 5-6 лет
на 2024-2025 образовательный период
Разработан:
учителем-логопедом
высшей кв. категории
Антусенко Т.Н.
Сентябрь 2024 г.
1. Пояснительная записка………………………………………………..........3
1.1. Направленность работы кружка…….……………………………….…......3
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность…………….…3
1.3. Цели и задачи …………………………………………………..…….……...3
1.4. Принципы и подходы...………………………………………..……….……3
1.5. Возраст детей, количество участников, периодичность и продолжительность занятий..………………………………………………..…..4 1.6. Список детей…………………………………………………………………4
1.7. Формы и методы работы……….…………………………..………………..4
1.8. Ожидаемые результаты…………………………………………………… .4
2. Содержание плана работы кружка……..………………….…………..…..5
2.1. Календарно-тематический план………………………………………...…..5
3. Материально-техническое и методическое обеспечение……………....11
Приложение
Методические рекомендации по проведению мониторинга детской деятельности
Карта мониторинга
Табель посещаемости
1. Пояснительная записка
1.1 Направленность работы кружка
Разработанный план работы кружка «Речевичок» является дополнением к образовательной программе, реализуемой в ДОУ в 2024-2025 образовательном периоде, и направлен на коррекцию речи детей 5-6 лет средствами игровых технологий.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Использование игровых технологий для коррекции речи в дошкольном возрасте очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии. Благодаря играм оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, улучшается память, внимание, мышление.
1.3. Цели и задачи
Цель: Развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и мелкой моторики рук, а также создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Задачи:
1. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
2. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
3. Развивать движения кистей и пальцев рук.
4. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания.
5. Развивать фонематические представления и навыки.
7. Развивать межполушарные связи
8. Воспитание звуковой и лексической культуры речи.
1.4. Принципы и подходы к организации работы кружка
Ведущим в системе коррекционно-развивающей деятельности является принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражают взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка.
Реализация другого принципа коррекционной педагогики – принципа единства диагностики и коррекции – обеспечивает целостность педагогического процесса.
Третий принцип – принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-развивающей деятельности – целесообразно рассматривать в плоскости принципа нормативности развития личности как последовательности сменяющих друг друга возрастных стадий онтогенеза.
1.5. Возраст детей, количество участников, периодичность и продолжительность занятий
План кружка рассчитан на 2024 – 2025 образовательный период.
В работе кружка участвует 8 детей дошкольного возраста (5-6 лет). Продолжительность занятий 25 минут во второй половине дня, вне основных режимных моментов, 4 раза в месяц (1 раз в неделю), во вторник 16.30.
1.6. Список детей
Таблица 1
№ | Ф.И. ребёнка | Возраст на 01.09.24 г. |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
8 | | |
1.7. Формы и методы работы
артикуляционная гимнастика;
упражнения на развитие фонематического слуха;
упражнения на развитие дыхания;
нейродинамическая гимнастика;
упражнения на развитие мелкой моторики;
1.8. Ожидаемые результаты
В результате выполнения этих упражнений у ребенка будут:
развиваться артикуляция;
развиваться мелкая моторика;
развиваться фонематический слух;
формироваться связи между двумя полушариями головного мозга;
улучшится мыслительная деятельность, память и внимание.
2.Содержание плана работы кружка
2.1. Календарно-тематический план
Таблица 1
Время проведения | Методобеспечение, развивающая среда | Продукт детской деятельности |
Октябрь | Звуки «С-Сь» - «Лягушка-слоник», «Качели», «Силач», «Горка». - «Сдуй листик с ладошки» - «Задуй свечу» - «Я листочки соберу» (сначала на одной руке, затем на обеих). - «Выполни двумя руками» Игры со звуками «С, Сь» на развитие фонематического слуха: - «Поймай звук С» - «Найди картинки» | - Выполнять артик. гимнастику. - Каждый сдувает свой листочек с ладошки, задувает свечку. - Повторять за логопедом. -Хлопнуть, когда услышит звук «С» - Найти картинки со зв «С». |
Ноябрь | Звуки «З-Зь» - «Накажем непослушный язычок» - «Лопаточка» - «Заборчик» - «Загони мяч в ворота» -«Сдуй перо» - «Семья» - «Лягушка» (двумя руками) - «Цветы и пчелки» - «Поймай звук З» - «Найди картинки» | - Выполнять артик. гимнастику. - Задуть мяч в ворота сопернику. -Повторить за логопедом. - Хлопнуть в ладоши на нужный звук. - Найти картинку на нужный звук. |
Декабрь | Звуки «Ш, Ж» - «Вкусное варенье» - «Чашечка» - «Лопаточка» - «Погрей руки» - «Фокус» - «Ёжик» - «Пальчики» - «Кулак-ребро-ладонь» - «Пчелы и медведь» - «Звенит-жужжит» - «Поймай звук Ж» | - Выполнять артик. гимнастику. -Сдуть бумажку с носа. - Повторять за логопедом. -Различать на слух звуки Ш, Ж |
Январь | Звуки «Ч, Щ» - «Вкусное варенье» - «Чашечка» - «Лопаточка» Упр-я на дыхание: «Сдуй снежинку» Упр-я на мелкую моторику: Игры со звуками «Ч, Щ»: | - Выполнять артик. гимнастику. -Сдуть снежинку с ладошки - Находить картинки со звуками Ч, Щ |
Февраль | Звуки «Л-Ль» - «Качели» - «Индюк» -«Иголочка» | - Выполнять артик. гимнастику. - Выполнять упр н дыхание. - Повторять за логопедом. - Играть в игру «Кораблик» |
Март | Звуки «Р-Рь» - «Маляр» - «Грибок» - «Дятел» - «Лошадка» | - Выполнять артик. гимнастику. -Выполнять упражнения на дыхание. - Повторять за логопедом. - Игры «Тигр рычит», «Заведи мотор», «Найди Р». |
Апрель | «Повторяем все звуки» | |
3. Материально-техническое и методическое обеспечение
Картотеки:
Картотека упражнений для развития мелкой моторики.
Карточки для развития артикуляции.
Средства ИКТ:
Ноутбук
Раздаточный материал:
Зеркала.
Су-джок.
Игры со звуками.
Литература:
1. Ш. Ахмадуллин. «Нейрогимнастика» - «Нева» 2022г.
2. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь! - СПб., 2009г.
3. Лопухина К.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение – СПб., 1997г.
4. Журнал « Дошкольное воспитание» , 2005г № 3, №6, статьи Е. Плутаевой и П. Лосева «Развитие мелкой моторики у детей 5-6 лет.
5. В.В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб, 1996г.
Приложение 1
Методические рекомендации по проведению мониторинга детской деятельности
Выполнить артикуляционную гимнастику («Качели», «Часики», «Лошадка»).
Выполнить упражнения на мелкую моторику («Зайчик», «Замок», «Кошечка»).
Сделать упражнения двумя руками «Кулак-ребро-ладонь».
Услышать нужный звук и хлопнуть в ладоши.
Найти картинки на нужный звук.
Сдуть свечу.
Условные обозначения:
1- не может выполнить;
2 - выполняет с помощью взрослого;
3 - выполняет самостоятельно
Приложение 2
МБДОУ «Детский сад №23», (Корпус №1, ул., Юннатов, 8) п. Яйва
Карта учёта показателей освоения образовательных задач кружка «Речевичок»
от: Руководитель:______________ Антусенко Т.Н.
Таблица 1
№ | ФИ ребенка | Возраст на момент обслед. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Итого | |
|
1 | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | |
Итого | | | | | | | | |
Условные обозначения: (1) не может выполнить; (2) выполняет с помощью взрослого; (3) выполняет самостоятельно
Приложение 3
МБДОУ «Детский сад №23» (Корпус №1, ул. Юннатов, 8) п. Яйва
Табель посещаемости детьми кружка для дошкольников 5-6 лет за 2024 -2025 учебный год
Таблица 2
№ | Фамилия, имя ребёнка | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ИТОГО |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Итого | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Руководитель: _________ Антусенко Т.Н.