СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План личностно-ориентированного проекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблематика и содержание проекта определялись не только добрыми, личными побуждениями учеников, но и потребностями их родной школы, и, самое главное, было вызвано реальной школьной ситуацией, а не создана искусственно  «педагогической ситуацией». Как правило, учебный материал, на который дети вышли сами или участвовали в его поиске и  формировании, осознаются ими с наибольшей полнотой. И поэтому их интеллектуальные и практические пути решения будут более целенаправленными. Дети в процессе труда вкладывают свою душу, любовь, старание и умение. Поэтому, нам, педагогам необходимо дать выразиться этому отношению. Всегда любая желанная практическая работа непременно связана с эмоциональным отношением ребенка к своему изделию. Так  реальная ситуация нашла реальное воплощение личного стремления каждого нашего ученика делать доброе дело и понятный, нужный общешкольный запрос. Несомненно, потенциал учебно-практической деятельности будет задействован более полноценно, если станет возможным сочетание индивидуальной и коллективной работы. Именно, их сочетание характерно для реальных условий жизни, как в семейной, так и в иных содружествах людей: смысл сотрудничества в той радости, которую оно даёт. Радость,  разделённая с другими становится всеобъемлющей. Перед началом работы стоял выбор типа организации познавательно - трудовой деятельности учеников старших классов, основанных на принципах активного обучения. К этому типу учебной деятельности более подходит метод проектов. Метод проектов считается составляющей частью творческих технологий обучения и более соответствует психологическим основам обучения наших разновозрастных учеников. При выполнении любого проекта особое внимание должно уделяться не только актуальным нуждам школы, а также его потенциалу реализации дидактических задач учебно-воспитательного процесса, тем самым наиболее полнее раскрывая способности ученика в общественно значимой деятельности. При таком способе обучения осуществляется мотивированное выполнение учениками трудовых приемов, необходимых для качественного изготовления изделия.

Просмотр содержимого документа
«План личностно-ориентированного проекта»

Министерство образования и науки Республики Бурятия


Государственное казенное образовательное учреждение « Закаменская СКОШИ VIII вида»










План реализации личностно - ориентированного проекта

«АРИФМЕТИЧЕСКИЕ СЧЕТЫ ДЛЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»


ДЕВИЗ ПРОЕКТА « ДЕЛАЙ ДОБРОЕ ДЕЛО »

Продолжительность проекта - III четверть, 60 часов






УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
  1. ученики 5-9 классов

  2. руководитель проекта - учитель технологии:

Шагдуржапов Анатолий Доржиевич




г. Закаменск

2017 -2018 учебный год

Этапы реализации проекта
  1. Проблема и идея проекта.

  2. Конструирование учителем образовательного процесса (проекта).

  3. Цели проекта.

  4. Дидактические задачи, решаемые в процессе реализации проекта.

  5. Принципы, методы и приемы обучения и воспитания в процессе реализации проекта.

«Арифметические счеты для младших школьников»

  1. Технология проекта.

  2. Технология изготовления.

  3. Заключение.

  4. Список литературы.

    1. Проблема и идея проекта

Перед началом урока в 9 классе, завуч нашей школы Майя Шагдаржаповна обратилась к нам с просьбой - отремонтировать настольную счетную конструкцию по арифметике. При совместном тщательном осмотре и разборке изделия выяснилось, что оно не подлежит ремонту. Появилась идея сделать такую же счетную конструкцию, только большего размера с устойчивой стойкой.

Таким образом, проблематика и содержание проекта определялись не только добрыми, личными побуждениями учеников, но и потребностями их родной школы, и, самое главное, было вызвано реальной школьной ситуацией, а не создана искусственно «педагогической ситуацией». Как правило, учебный материал, на который дети вышли сами или участвовали в его поиске и формировании, осознаются ими с наибольшей полнотой. И поэтому их интеллектуальные и практические пути решения будут более целенаправленными. Дети в процессе труда вкладывают свою душу, любовь, старание и умение. Поэтому, нам, педагогам необходимо дать выразиться этому отношению. Всегда любая желанная практическая работа непременно связана с эмоциональным отношением ребенка к своему изделию. Так в реальная ситуация нашла реальное воплощение личного стремления каждого нашего ученика делать доброе дело и понятный, нужный общешкольный запрос. Несомненно, потенциал учебно-практической деятельности будет задействован более полноценно, если станет возможным сочетание индивидуальной и коллективной работы. Именно, их сочетание характерно для реальных условий жизни, как в семейной, так и в иных содружествах людей: смысл сотрудничества в той радости, которую оно даёт. Радость, разделённая с другими становится всеобъемлющей. Перед началом работы стоял выбор типа организации познавательно - трудовой деятельности учеников старших классов, основанных на принципах активного обучения. К этому типу учебной деятельности более подходит метод проектов. Метод проектов считается составляющей частью творческих технологий обучения и более соответствует психологическим основам обучения наших разновозрастных учеников. При выполнении любого проекта особое внимание должно уделяться не только актуальным нуждам школы, а также его потенциалу реализации дидактических задач учебно-воспитательного процесса, тем самым наиболее полнее раскрывая способности ученика в общественно значимой деятельности. При таком способе обучения осуществляется мотивированное выполнение учениками трудовых приемов, необходимых для качественного изготовления изделия.

К общему одобрению учеников был придуман девиз проекта «Делай Доброе Дело». Таким образом, на высоком положительном эмоциональном настрое решено было разработать технико-технологическую документацию по изготовлению дидактического объекта - счетную конструкцию по предмету «Математика в младших классах» для всех начальных классов в количестве трех изделий.

    1. Конструирование учителем образовательного процесса (проекта)

Дидактическую технологическую карту (это не предметная операционная карта по труду) можно определить, как форму конструирования учителем технологии образовательного процесса, совмещающую в себе традиционное тематическое и поурочное планирование.

Сущностной характеристикой технологической карты является представление образовательного процесса на уровне технологии, т.е. на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации учебной работы, контроля и рефлексии).

Технологическая карта как форма планирования позволила представить образовательный процесс в виде целостной системы учебных занятий, взаимосвязанных по этапам процесса образования: целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному, рефлексивному.

В ней предусматриваются планирование дидактических целей педагога, личностных целей развития, учащихся в процессе реализации проекта. Планирование конечных предметных (проектных) целей осуществляется посредством определения целей каждой учебной темы (блока), составляющих основу практической подготовки учащихся.

Отбор содержания материала каждого раздела (блока), внесение корректив и разбиение его по темам осуществляются на основе комплексных оценок результата предыдущего этапа. Следует более четко определить внутрипредметные связи между разделами и темами. Все это позволяет учителю оптимально осуществить структурирование учебного материала.

Логика конструирования образовательного процесса (проекта):

I шаг - определение уровня приобретенных ЗУН, необходимой в предстоящей работе;

2 шаг - разбиение содержания изучаемой темы на блоки;

3шаг - определение в каждом блоке количества учебных занятий;

4шаг - прогнозирование целей, содержания и результата каждого учебного занятия в блоке учебных занятий;

5шаг - составление заданий, трудовых упражнений для контроля учащихся, которые корректируются в дальнейшем в зависимости от учебных затруднений учащихся, выявленных в ходе контроля по мере прохождения соответствующей темы (блока).

В соответствии с целью каждого учебного занятия определяются методы обучения, педагогические технологии проведения урока, формы организации учебно-познавательной деятельности, вид контроля и рефлексии. При этом основными критериями являются три уровня деятельности учащихся: репродуктивный (воспроизводящий), конструктивный (вариативный), продуктивный (усложненный). В основу учета работы положена комплексная оценка в соответствии с тремя уровнями усвоения ими знаний, умений и навыков.

    1. Цели проекта

Проектная деятельность учащихся является перспективной образовательной технологией, позволяющей комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развития личности, ставить в центр образовательной системы личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала. Поэтому на первый план должны выдвигаться цели развития личности и их непрерывное наращивание, а предметные знания и умения рассматриваются как средство их достижения.

Прогнозируемые цели, ориентированные па развитие личности при реализации проекта:

-актуализировать личностный смысл учащихся в ходе выполнения проекта;

  • помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость проекта;

  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

  • обеспечить развитие у школьников умения выделять и представлять в памяти узловые моменты своей или чужой деятельности как целого в динамике;

  • развивать и закреплять умения, ставить цель и планировать свою работу;

  • содействовать совершенствованию научных методов познания (наблюдение, гипотеза, опыт, профессиональные приемы работы);

  • содействовать развитию и закреплению у учащихся - занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, (товарища или общей работы - в ситуации взаимодействия).

Прогнозируемые руководителем проекта предметные цели, фактически отражающие логику усвоения (понять, запомнить, применить) учащимися знаний и способов своей и совместной деятельности:

  • помочь учащимся представить проект как целостный объект совместной деятельности с реально достижимым результатом;

  • организовать деятельность учащихся по планирования полного производственного цикла работы совместно с учителем;

  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению способов действий: точению сложных однотипных изделий с фасонной поверхностью, контролю размеров шаблоном и штангенциркулем, нахождению центра в круглых деталях и сверлении отверстий в них;

  • обеспечить применение знаний и способов действий (разметки, пиления, строгания, сверления, долбления, точения, инструментального контроля, видов и способов соединения, монтажно-сборочных и отделочных работ);

  • организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний и профессиональных умений в разнообразных ситуациях;

  • организовать деятельность по систематизации ЗУН;

  • обеспечить взаимопроверку и взаимооценку знаний и приемов работы;

  • организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.

    1. Дидактические задачи, решаемые в процессе реализации проекта
  • организация в школе продуктивного образования, когда приращение знаний ученика происходит в процессе создания им собственных образовательных продуктов (проектов, дидактических материалов и приспособлений и др.);

  • обеспечение активного включения личных познавательных мотивов в постановку целей учебных занятий, в определении их содержании;

  • обеспечение потребности в позитивном преобразовании своего опыта в познавательной деятельности: способов учебной работы, приобретенных ЗУН;

  • обеспечение сочетания в образовательном процессе репродуктивных и творческих преобразующих методов обучения с преобладанием последних;

  • внедрение образовательных технологий, продуктивных форм и методов обучения, учитывающих возрастные и индивидуально - психологические особенности школьников и обеспечивающих увеличение объема самостоятельной работы школьников;

  • внедрение «обучения сотрудничества», проектной технологии и разноуровневого обучения в учебный процесс в условиях существующей классно - урочной системы занятий;

  • содержание воспитания, в основе которого ориентация обучающегося на общечеловеческие ценности: любознательность, наблюдательность, внимательность, находчивость, настойчивость, трудолюбие;

  • обеспечение диагностики учебных и личностных возможностей;

  • систематическое обеспечение отрицательной и положительной обратной связи;

  • обеспечение деятельности учащихся по обобщению и систематизации усвоенных знаний, умений и навыков;

Деятельность учащихся сводится к следующим предметным задачам:

  • формулирование задачи предстоящей работы совместно в групповой беседе;

  • выбор технологии изготовления изделия и технологической карты;

  • отбор перечня критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие: разработать конструкторскую и технологическую документацию;

  • изготовление изделия и оценка качества;

  • предложение путей совершенствования процесса проектирования и изготовления изделия: изготовить приспособления, улучшающие качество, производительность и технологичность изготовляемых изделий;

  • выявление уровня общетехнических ЗУН и понимания участниками сущности технологических процессов (интеллектуальных компонентов трудовых действий, трудовых приёмов и трудовых операций), которые должны соответствовать базовым знаниям учащихся, и предполагать творческий подход к решению поставленных задач.

    1. Принципы, методы и приемы обучения и воспитания в процессе реализации проекта

Технология проекта - это способ достижения дидактических целей через детальную разработку и пониманию проблемы, и частичному разрешению общешкольных дидактических задач, который должен завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем и иным образом.

Проблемы школы (мое личное мнение):

  • Противоречие между доминирующей ориентацией на среднего ученика в процессе обучения и индивидуальными склонностями учащихся.

  • Проблемы активного включения учащихся в социум школы.

  • Противоречие между требованием широкой адаптации учащихся и невысоким уровнем включения их в жизнь социума школы.

  • Преобладание в целях, содержании, технологиях обучения и воспитания приводит к ослаблению внутренней мотивации учащихся, их невостребованного внутреннего потенциала.

Объект, предлагаемый самим коллективом учеников, является не только их самоцелью, а служит эффективным: средством педагогического воздействия на самих участников проекта, как в профессиональном и личностном развитии. В процессе изготовления изделия предусматриваются условия, облегчающие перенос усвоения знаний и умений в новые ситуации, с обязательным усложнением, новизной, решаемые с небольшой помощью учителя; знания и умения предлагаются к усвоению в такой же или близкой к ней форме, в которой они впоследствии будут использоваться в практической жизни. Педагог при этом должен сочетать высокую требовательность с чуткостью и вниманием к ученикам с разным уровнем подготовки, уметь диагностировать индивидуальные достижения в развитии детей, ставить реальные цели, формировать мотивацию учения и всегда быть объективным в оценке результатов. Применение технологических (операционных!) карт на уроках помогает учителю лаконично и наглядно передать суть изучаемого технического материала, технологического процесса. Большую пользу приносят использование на уроках технологических карт с неполными сведениями (незавершенные работы - предметно-технологической карты), что способствуют активизации творческих способностей учащихся и делает их труд более осмысленным. Проводя инструктажи по правилам безопасности труда, учитель строго указывает, к чему может привести нарушение этих правил, но так, чтобы не вселить в них неуверенность и непреодолимый страх к инструменту и работе на станке.

При этом выбираемые объекты должны эффективно мотивировать школьников к учебно-познавательной деятельности. Выполнение проекта позволяет экономно и большей пользой использовать учебное время каждому ученику, при фронтальном способе обучения одновременно выполнение задания практически невозможно, особенно при электрифицированной обработке древесины, по причине недостаточного материально - технического оснащения школьных мастерских.

В проектную деятельность входит:

  • обязательная индивидуализация и дифференциация обучения;

  • реализация развивающего характера обучения, а не только формирование умений и навыков (активность учащихся, сознательность учения, самостоятельность, уверенность в трудовых действиях и т.д.)

  • обеспечение мотивации учения;

  • оптимизация учебного процесса.


    1. Технология проекта
  1. Существует значимая проблема (вышеуказанная).

  2. Есть значимость проекта (общешкольная).

  3. Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.

  4. Используются познавательно - исследовательские методы.

  5. Обязательно будет получен реальный результат - материальный продукт. Этапы реализации проекта:

  1. Формулирование проекта.

  2. Планирование проекта.

  3. Осуществление проекта.

  4. Завершение проекта.

  1. Формулирование проекта:

Данный этап подразумевает выбор проекта. Универсальным выбором проектов является посильность, соответствие целям учителя, желанием учеников, материальным и техническим ресурсам.

  1. Планирование проекта:

Планирование при работе над проектом сводится к определению времени, требуемого на реализацию проектов, необходимых материалов и инструментов. Планирование проекта не остается неизменным, и как правило по мере осуществления планирование подвергается постоянной корректировке с учетом текущей ситуации.

  1. Осуществление проекта:

Осуществление - это основной этап работы над проектом. Именно на этом этапе ученики сталкиваются разными непредвиденными ситуациями и учатся самостоятельно решать возникающие проблемы и обязательно выходить с совершенствованными или вновь приобретенными знаниями. Основная задача учителя на этом этапе - отслеживать выполнение работы над проектом. Отмечая возникающие у учеников проблемы, он приходит им на помощь в случае необходимости.

  1. Завершение проекта:

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, и оставить у ученика ощущение гордости за полученный результат. Наилучшим завершением проекта является публичное представление полученных результатов, представленных коллективом, т.е. участниками проекта.

7. Технология изготовления

Основными критериями оценки проектной деятельности школьников являются полезность, прочность и простота (технологичность) проектируемого изделия. После постановки проблемы, её обсуждения и анализа началась разработка самого проекта. Можно условно выделить несколько этапов этой работы.

На первом этапе конкретизируются задачи: какое конкретное изделие будет изготавливаться, его назначение и срок изготовления, технико-экономические и качественные характеристики; рассматриваются требования, ограничения и условия выполнения проекта (санитарно-гигиенические требования к изделию для детей, травмобезопасность, механическая прочность, безвредность отделки и.т.п.)

На втором этапе учащимися была собрана информация по теме проекта, рассмотрены варианты решения задач.

На третьем этапе проведено планирование процесса изготовления изделия. Инструменты должны быть исправными, что позволяет качественно выполнять работу. При этом исключительно важно соблюдение правил безопасности труда. Так, при всех операциях обработки учащиеся были предупреждены о возможных травмах, если неверно использовать инструменты и станки в работе.

В качестве конструкционного материала решили использовать сосновые доски, учитывая экономичность, механическую прочность, доступность материала и довольно широкий спектр ее обработки. Для нижней основы каркаса - доски лиственницы, как более износостойкого. В качестве материала основных круглых деталей - древесина берёзы (древесина твердой породы). В начале, устанавливается надежность, устойчивость конструкции, её удобство в эксплуатации, травмобезопасность, затем возможность упрощения конструкции, уменьшения количество деталей и узлов без снижения надежности в работе. Наконец, осуществляется пересмотр конструкции с целью выяснения изменений, направленных на уменьшение расходов материалов, на применение более производительных и качественных способов изготовления. Решение подобных задач при изготовлении изделия способствует не только развитию технического мышления учащихся, но и их художественного вкуса. Это удаётся тогда, когда учитель добивается от школьников при изготовлении изделий, на доступном уровне выполнения комплекса требований: конструктивности (устойчивости, безопасности, надёжности); экономичности (подбор дешёвых и доступных материалов при минимуме отходов); технологичности (простота изготовления, минимум времени на него); дизайна (общественная польза, удобство эксплуатации, красота). После выполнения вышеперечисленных требований анализ учащимися конструкции модели и поиск способов изготовления становится более направленным, вдумчивым и критическим подходом к конструкторской и практической деятельности.

На четвертом этапе приступили к изготовлению изделий. Обучение школьников операциям по обработке древесины точением осуществляется с пятого по девятый класс, усложняясь по мере их взросления. Они последовательно переходят от выполнения элементарных действий к более

сложным, которые встречаются практически во всех изделиях из древесины при точении. Успешные самостоятельные действия на основе полученных ЗУН составляют смысл обучения - основу практических работ. А практическая деятельность должна создавать все условия для достижения эффекта осознанной компетентности, которая проявляется в умении применять их не только в типич- ных, но и в новых условиях, т.е. в реализации данного проекта. Желательным является наличие на уроке возможности для выполнения деятельности, как с использованием полной ориентировочной основы действий, так и в вариативно меняющихся условиях.

Вот почему для учителя труда важным является соблюдение нескольких методических условий при выборе (совместного) данного объектов труда:

  1. Они должны быть посильны для каждого этапа, но любой последующий должен требовать от учащихся больших знаний и умений. Тогда не происходит снижения интереса к выполняемой работе и ухудшения результата их труда.

  2. Характер трудовой деятельности учащихся должен постепенно меняться от чисто учебной к профессиональной. Сами объекта труда (изделия) должны быть общественно значимыми, т.е. производиться для нужд школы.

  3. Выполнение ручных операций по деревообработке должны сочетаться с механизированным способом обработки и качественным художественным декором.

  4. Предпочтительно, чтобы работа начиналась с простого однодетального изделия, дающего представление о процессе формообразования, и продолжалась на многодетальном, показывающем процесс соединения деталей, далее завершалась комплексным изделием, представляющим сочетание деталей из различных материалов. Таким путём у школьников складывается система технико-технологических знаний, общетрудовых и начальных профессиональных умений и навыков.

  5. Подлежащие к выполнению изделия, желательно представлять ученикам, как в обычном, так и упрощенном вариантах, что позволит учителю вовлечь в активную работу всех учащихся, включая и более слабых. Это важно потому, что труд школьников в учебных мастерских прежде всего средство их подготовки к предстоящей самостоятельной трудовой деятельности.

При этом следует отметить, что с большим увлечением выполняется только та деятельность, которая выбрана самими школьниками, поэтому каждая группа (пара) работала с учетом общих пожеланий, интересов и хорошего результата общей работы. При практическом изготовлении любого изделия, возникают проблемы технического характера при разработке технологического процесса изготовления заданного изделия: несоответствие технических способностей учащихся, и дидактических методов учителя вовлечения их в практическую работу творческого характера. Положительным моментом реализации дидактических задач проекта является решение проблемных задач при изготовлении учащимися даже самых простых изделий. Каждый этап изготовления изделия предоставляет учителю большие возможности для активизации мыслительной и практической деятельности учащихся. В зависимости от сложности объекта труда, уровня подготовленности

учащихся, других факторов процесс решения творческих задач может выглядеть по-разному. В частности, не всегда обязательно наличие всех его этапов.

Условие эффективности предлагаемого метода - системность, своевременность, и последовательность его применения. Ещё раз хочется подчеркнуть, при изготовлении самых простых изделий у учителя есть богатые возможности для приобщения школьников к решению разнообразных технических задач в целях развития их мыслительного, творческого, практического потенциала.

При изготовлении однотипных, т.е. одноразмерных изделий (в проекте - не менее 90 штук фасонных «костяшек»), были сделаны шаблоны для точения одноразмерных изделий: шаблон №1 - для разметки одноразмерных деталей, шаблон №2 - для точения однофасонных деталей «костяшек», шаблон №3 - приспособление для определения центра при сверлении.

Пятый этап - оформление пояснительной записки, фотомонтаж всего трудового процесса с участниками проекта, в конце оценка результатов. При выполнении самооценки каждый участник проекта кратко написал, чего он достиг, что ему удалось выполнить хорошо, а что не совсем так, как хотелось. Но бескомпромиссную оценку результатов работы дали те, кому предназначались проектные изделия - это ученики младших классов. Им очень понравились подарки.

8. Заключение

Реализация проекта, в течение III четверти, показала насколько прочны и технологичны навыки, знания и умения обучающихся, которые приобретены при реализации данного проекта. Совместный поиск учителя и учащихся в совершенствовании технологического процесса, осмысление и активное участие учащихся в технологическом планировании помогло учителю добиться хороших результатов в обучении учащихся. Кроме того, проект позволил каждому ученику проявить индивидуальность, самостоятельность, настойчивость, умение работать в паре, группе, уверенность, а также собственное умение использовать на практике все полученные знания и практические умения по достижению конечного и качественного результата работы. С целью усиления развивающего характера обучения, учителем включены в структуру традиционных методов в качестве приёмов проблемные и эвристи- ческие вопросы, познавательные задачи, практические опыты, профессиональные приемы работы, направленные на установление между процессами точения, сверления, долбления и сборочно-монтажных работ различных связей и качественных отношений. В процессе занятия развивающий характер имели не только выполнение различных мыслительных приемов и операций, но и выполнение многих трудовых приемов, технологических операций.

Список литературы


  1. Абдульханова- Славянская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности: сборник Психология личности в социальном обществе. М., 1988 –с. 113.

  2. Алдошкин И. С. Трудовое обучение и воспитание учащихся. М., Педагогика, 1975г.

  3. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

  4. Архангельский С. Н. Очерки по психологии труда под редакцией Н. Ф. Добрынина. М. Трудорезервиздат, 1958.

  5. Бабанский Ю. К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М. Педагогика.

  6. Бадаева Г. В. Труд и творчество. М., 1966.

  7. Бака И. И. теоретические основы подготовки школьников к творческому труду в сфере материального производства: учебное пособие., М., 1985.

  8. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству, М., 1985.

  9. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя, - 3-е изд. –М. Просвещение, 1991.

  10. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание средствами искусства к действительности. М., 1966.

  11. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., Педагогика, 1976.