1.Научить подростков осознавать последствия девиантного, асоциального поведения.
2. Сформировать у подростков мотивацию на обучение, трудоустройство, личностное развитие.
4. Развить у подростков стремление к здоровому образу жизни.
5. Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребёнку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
6. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы).
№ | Наименование мероприятия | Срок | Ответственные |
Организационно-методическая работа. |
1. | Организация мониторинга социального состава учащихся школы и их семей. Социальный паспорт класса, школы. | Сентябрь | Классные руководители, социальный педагог. |
2 | Создание (корректировка) банка данных об учащихся с девиантным поведением. | Сентябрь (в течение года) | Социальный педагог, классные руководители |
3 | Мониторинг посещаемости учащимися творческие объединения, секции, занятия внеурочной деятельности. (Учащиеся, состоящие на разных видах учёта.) | Октябрь Январь | Классные руководители, социальный педагог. |
4 | Контроль посещаемости занятий и успеваемостью учащихся с девиантным поведением. | В течение года | Социальный педагог, классные руководители. |
5 | Вовлечение подростков к активному, развивающему досугу (кружки, секции). | В течение года | Социальный педагог, руководители кружков. |
6 | Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности. | В течение года | Классные руководители, социальный педагог. |
7 | Выявление неблагоприятных условий семейного, общественного воспитания. | В течение года | Классные руководители, социальный педагог. |
8 | Организация летнего отдыха и занятости учащихся в каникулярное время. | В течение года | Классные руководители, администрация, социальный педагог. |
9 | Участие в методических секциях, семинарах, практикумах различного уровня по социально-педагогическим вопросам. | В течение года | Социальный педагог, педагог-психолог. |
10 | Пополнение базы нормативно-правовых документов. | В течение года | Социальный педагог, педагог-психолог. |
11 | Осуществление контроля за посещением школы учащимися, стоящими на разных видах учета данной категории. Мониторинг. (Учащиеся, состоящие на разных видах учёта). | В течение учебного года | Классные руководители. |
Работа с учащимися |
2.1 Профилактические мероприятия |
1 | Беседа «Чем опасно мелкое хулиганство» 5-6 классы. | Сентябрь-октябрь | Социальный педагог. |
2 | Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо» (1-4 классы). | Октябрь-ноябрь | Социальный педагог, классные руководители. |
3 | Выпуск газеты, листовок, памяток, посвященных Дню борьбы с курением. | Ноябрь. | Социальный педагог, педагог- психолог, отряд ЮДП. |
4 | Неделя правовых знаний. Классные часы по правовому воспитанию и профилактике правонарушений: «Права и обязанности подростка», «Отношение между подростком и взрослым», «Как мы выполняем правила для учащихся?» Правила поведения учащихся. Для чего они нужны?» (1-11 классы). | Декабрь Январь | Классные руководители, социальный педагог. |
5 | Беседа «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (9-11 классы). | Февраль | Социальный педагог. |
6 | Акция «Нет табачному дыму!». | Январь. | Социальный педагог, педагог- психолог. |
7 | Неделя пропаганды знаний о здоровом образе жизни. | Май. | Социальный педагог, педагог- психолог. |
8 | Проведение тематических классных часов: «День против курения»; «Здоровье - это жизнь»; «Личность и алкоголь»; «Горькие плоды «сладкой жизни» или о тяжких социальных последствиях употребления наркотиков». | В течение года (по запросу классных руководителей). | Социальный педагог, педагог- психолог. |
9 | Проведение психолого-педагогической диагностики для учащихся, состоящих не разных видах учёта. | В течение года | Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог. |
10 | Психодиагностика особенностей личности учащихся, склонных к девиантному поведению. | В течение года | Педагог-психолог. |
11 | Школьный сайт, памятки, видеотрансляция в фойе школы. - «Признаки употребления алкоголя, табака, наркотических средств». - «Телефон доверия». - «Права и обязанности несовершеннолетних». - «Наш дружный класс» (для профилактики конфликтных ситуаций в классных коллективах) (Учащиеся 1-11 классов). | В течении года | Педагог- психолог, социальный педагог |
2.2 Индивидуальные профилактические мероприятия для учащихся «группы риска» |
1. | Выявление учащихся, состоящих на ВШК, «группы риска». | В течение года | Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог. |
2. | Социально-психологическая диагностика учащихся ВШК, «группы риска». | В течение года | Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог. |
3. | Составление и реализация индивидуального плана профилактической работы с учащимся, состоящих на ВШК. | В течение года | Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог. |
4. | Индивидуальные и групповые профилактические беседы с участием специалистов органов социальной защиты, ЦДК, КДНиЗП, инспекторов ОПДН. | В течение года | Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог. |
5. | Групповые занятия с элементами тренинга по коррекции девиантного поведения. | В течение года | Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог. |
Работа с родителями. |
3.1 Профилактические мероприятия |
1 | Родительский лекторий: 1-е классы «Адаптация первоклассника». 2-3 классы «Непослушный ребенок». 5 классы «Психофизическое развитие, адаптация учащихся переходного возраста». 6-87 классы «Социально-психологическая характеристика личности учащегося». 9-11 классы «Поиск понимания в общении». | В течение года (по запросу классных руководителей). | Социальный педагог, педагог- психолог. |
2 | Проведение цикла индивидуальных и групповых профилактических бесед с родителями: -Права, обязанности и ответственность родителей, принципы отношений взрослых и детей; -Причины совершения несовершеннолетними противоправных действий, ответственность за совершение таковых. -Роль семьи в становлении личности ребенка. -Причины и мотивы девиантного поведения детей и подростков. | В течение года по запросу | Социальный педагог, педагог- психолог. |
3 | Школьный сайт, памятки, видеотрансляция в фойе школы. - «Признаки употребления алкоголя, табака, наркотических средств». - «Телефон доверия». - «Права и обязанности несовершеннолетних в семье». - «Как помочь своему ребенку в конфликтных ситуациях» Разработка рекомендаций для родителей «Что делать, если в дом пришла беда», «Создание дома, свободного от наркотиков». (Родители учащихся 1-11 классов). | В течении года | Педагог- психолог, социальный педагог |
3.2 Индивидуальные профилактические мероприятия для родителей учащихся «группы риска» |
1. | Выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН, службе социальной защиты населения. | Сентябрь, в течение года | Социальный педагог, классные руководители |
2. | Диагностика «Детско-родительские отношения» (семьи, находящиеся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН, службе социальной защиты населения. Опекуны (попечители) приёмные родители). | В течение года | Педагог-психолог, социальный педагог |
3. | Проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам оказания социальной, правовой, медицинской помощи для нуждающихся семей (детей). (Семьи, находящиеся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН, службе социальной защиты населения. Опекуны (попечители), приёмные родители). | В течение года | Социальный педагог |
4. | Посещение семей социально-незащищенной категории по месту жительства с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьями и учащимися, оказание помощи на основании требований ФЗ № 120-99 года «об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». | По необходимости | Социальный педагог, классные руководители. |
Работа с педагогическим коллективом. |
1. | Составление социального паспорта класса. Выявление детей «группы риска», ВШК. | Сентябрь | Социальный педагог, классные руководители. |
2. | Рекомендации классным руководителям «О мерах профилактики правонарушений и преступлений среди детей и подростков». | Октябрь | Педагог-психолог, социальный педагог. |
3 | Работа классных руководителей с учащимися, систематически пропускающими занятия. Консультирование. | В течение года | Классные руководители. Социальный педагог. |
4 | Индивидуальные консультации по результатам диагностики. «Пути решений конфликтных ситуаций в классном коллективе». | В течение года на основание запроса классного руководителя | Педагог-психолог, социальный педагог |
5 | Работа с картами учета несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и преступлений. | В течение года | Социальный педагог |
Межведомственное взаимодействие при организации профилактической работы |
1. | Выявление несовершеннолетних, учащихся школы, состоящих на ВШК, учётах КДН и ЗП, ПДН с целью формирования банка данных на указанную категорию, организации с ними профилактической работы. | Сентябрь | Социальный педагог. Классные руководители. КДН и ЗП. ОПДН. Опека. |
2. | Выявление опекаемых (подопечных) приёмных детей, а также детей, проживающих в малообеспеченных, многодетных, неполных семьях, для составления банка данных и оказания вышеуказанным семьям социальной, психологической, юридической помощи. | Сентябрь | Социальный педагог. Классные руководители. КДН и ЗП. ОПДН. Комплексный центр социального обслуживания населения. Опека. |
3. | Корректировка списка учащихся, семей, находящихся в социально опасном положении, по месту жительства с целью обследования жилищно-бытовых условий, выявления фактов неблагополучия в семьях. | Сентябрь По мере необходимости. | Социальный педагог. Классные руководители. КДН и ЗП. ОПДН. Комплексный центр социального обслуживания населения. Опека. |
4. | Акция «Помоги собраться в школу». | Август-сентябрь По мере необходимости. | Социальный педагог. Комплексный центр социального обслуживания населения. |
5. | Участие в проведении Муниципальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних («Контакт», « Подросток», «Семья»). | В течение года | Социальный педагог КДН и ЗП. ОПДН. Комплексный центр социального обслуживания населения. Опека. |
6. | Содействие в организации отдыха, оздоровления, занятости во внеурочное время, временного трудоустройства учащихся «группы риска» и состоящих на разных видах учёта. | В течение года | Социальный педагог.КДН и ЗП. ОПДН. Комплексный центр социального обслуживания населения. Опека. |