СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План мероприятий по профилактике проявлений экстремизма и терроризма

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План мероприятий по профилактике проявлений экстремизма и терроризма»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 ГОРОДА СНЕЖНОЕ»





РЕКОМЕНДОВАНО




решением педагогического совета

Протокол
от« » . №

СОГЛАСОВАНО



Заместитель директора

по УВР
__________В.В. Онищук

«__» сентября 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО



Директор МБОУ «ОШ №14 Г.СНЕЖНОЕ»

_____________С.Г.Пашкевич

Приказ от« » №












План мероприятий по профилактике проявлений экстремизма и терроризма











2022-2023 учебный год







№ п.п.

Название мероприятий

Дата

Примечание

1

Классный час «Все мы дети одной планеты»

10.11.22г.


2

Беседа» Что такое терроризм?»

16.03.23г.


3

Классный час « Ты мой друг и я твой друг»

18.05.23г.


4

Игры на сплочение коллектива

В течение года


5

Индивидуальная работа с обучающимися

В течение года


6

Индивидуальная работа с родителями обучающихся

В течение года


7

Просмотр видеороликов и мультфильмов про экстремизм и терроризм

Перед каникулами и длинными выходными


































МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 ГОРОДА СНЕЖНОЕ»





Беседа по теме :

«Что такое терроризм? »



Ю.М. Лобачева



Г. СНЕЖНОЕ

Класс:

Дата проведения:

Присутствовали:

Актуальность и меры наказания при несоблюдении :











































Беседа «Что такое терроризм?»


Цель:

1) Дать определение понятию «терроризм», «террорист».

2) Осветить проблему терроризма в России.

3) Определить правила поведения при угрозе террористических актов.


Ход занятия

В последние годы слово «терроризм» стало все чаще появляться в газетах, журналах, на телевидении и в реальной жизни. Терроризм захлестнул нашу страну.

- Что же такое «терроризм»? (Терроризм – это совершение взрыва, поджога или иных действий создающих опасность гибели людей, имущества или других опасных последствий.)

- Ребята, как вы считаете, с какой целью совершаются эти действия? (Эти действия совершаются в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на власть).

Люди, которых называют террористами, совершают взрывы, захватывают заложников, ни щадя не женщин, ни детей. В нашей стране действуют различные террористические группировки, состоящие в основном из жителей чеченской республики. Интересы их деятельности в оказании давления на власть РФ с целью отделения Чеченской республики из состава РФ. Финансируются эти террористические группировки международной террористической организацией Аль-Каида. Террористы обучаются в лагерях на территории Чеченской республики и в странах Ближнего Востока. Террористы в основном исповедуют мусульманство (религия). Они не бояться идти на смерть, так как по религии они после смерти обретут «вторую жизнь» и вознесутся к богу. Нередко среди террористов встречаются и женщины.

Это был для многих счастливый день – первый день в школе. Однако, террористы захватили беззащитных, безоружных людей, и удерживали их в здании школы 3 дня без еды, воды, подвергали насилию. В результате этой трагедии погибло более 300 человек. Все население страны было возмущено этим захватом школы. Вся страна пыталась оказать посильную помощь пострадавшим в этой трагедии, а также другие страны. Но даже после этой страшной трагедии терроризм невозможно остановить.

Давайте с вами разберем несколько ситуаций. Сейчас мы сыграем с вами в игру «Если бы…». Я буду описывать ситуацию, а вы мне предлагать выход из нее.

1. Если бы в школу позвонили и предупредили о том, что здание школы заминировано. Ваши действия.

2. Если бы ты зашел в подъезд и увидел подозрительный предмет (сверток, коробка, игрушка, лежащие без присмотра). Ваши действия.

3. Если бы ты возвращался со школы и в подъезде встретил стоящего незнакомого человека. Ваши действия.

Давайте определим правила поведения в случае угрозы террористического акта.

1. Помните – ваша цель остаться в живых.

2. Не трогайте, не вскрывайте, не передвигайте обнаруженные подозрительные предметы, так это может привести к взрыву.

3. Сообщите взрослым или в милицию по телефону 02.

4. Если же вы все-таки оказались заложником не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению насилия или оружия.


II. Итог.





























МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 ГОРОДА СНЕЖНОЕ»





Классный час по теме :

«Все мы дети одной планеты! »



Ю.М. Лобачева



Г. СНЕЖНОЕ

Класс:

Дата проведения:

Присутствовали:

Актуальность:


































Классный час на тему: "Все мы дети одной планеты".

Цель: сформировать у детей представление о толерантности.

Задачи:

Образовательная:

Помочь учащимся понять, почему очень важно принимать человека таким каков он есть.

Способствовать формированию толерантности между учащимися в классе;

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умения четко формулировать и высказывать своё мнение, владеть своими отрицательными эмоциями, умение принимать и уважать чужое мнение.

Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выде-ляя сходства и различия.

Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Воспитательная:

Воспитание  уважительного отношения учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Воспитание чувства отзывчивости, взаимопонимания, сплочённости.

Способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в национальных вопросах и противоречиях во взглядах.

Ход мероприятия.

Дети входят в класс под песню В. Толкуновой "Протяните руку" (музыка-Евгений Птичкин, слова - Михаил Пляцковский) и становятся вокруг стола, на котором стоит глобус.

Учитель: Ребята, посмотрите, какая наша планета разнообразная. На ней столько разных стран и государств и континентов. Тут и Африка, и Бразилия, и Америка, и Германия.

Учитель: А как вы думаете, там живут такие же люди как мы или они совсем разные?

Учитель: Все мы на нашей планете люди. Мы похожи и в тоже время отличаемся друг от друга. Как вы думаете, чем мы отличаемся друг от друга?

Учитель: Да, вы правы. Мы можем иметь разные оттенки кожи, у нас разной формы глаза, мы можем разговаривать на разных языках, по разному отмечать праздники, здороваться. (слайд 1- 5)



Учитель: Посмотрите вот на эту карту. Эта карта нашей страны. У нас тоже живут люди, которые разговаривают на разных языках. Как вы думаете, какие национальности проживают у нас в стране. (слайд 6)


Учитель: А теперь сделайте вывод: хорошо ли ,что все мы такие разные?- Конечно, хорошо, что мы все такие разные! Мы можем друг у друга учиться чему-то новому. Так например, готовить разные национальные блюда, как лучше ловить рыбу, как правильно охотиться в тайге, какие лекарственные растения помогают от разных болезней и многое другое.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам узнать, как здороваются люди разных стран.

Проводится игра "Приветствие".

Как в Японии: сложить руки, как в молитве, на уровне груди и поклониться.

- Как в Новой Зеландии: потереться носами.

- Как в Великобритании: пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга.

- Как на Тибете: показать язык.

- Как в Германии: очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу.

- Как в России: обняться и поцеловать друг друга в щеки.

- В Индии в знак приветствия принято складывать ладони вверх таким образом, чтобы кончики пальцев были на уровне бровей. 

Учитель: Давайте  возьмемся за руки и скажем  все вместе: « Как хорошо, что мы все такие разные!»

- Молодцы, вы все правильно поняли.

- Мы все разные, но не стоит забывать, что все мы должны обладать общим качест-вом- это толерантностью. 

Толерантность – это умение жить в мире и согласии со всем миром.

Быть толерантными – это значит быть терпимыми и терпеливыми к тем людям, которые чем-то от нас отличаются.

Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия .Это значит, быть внимательным к другим.

Проводится игра "Что рассказывают сказки" (слайд 7)

Птичий двор кричит сердито:

«Это кто залез в корыто?

Кто зерно клюёт чужое?

Что за птица, что такое?

Не похож птенец-уродец

На домашний наш народец»…

И тотчас птенца прогнали…

Так они и не узнали,

Что утёнок этот гадкий

Лебедь белый. Вот отгадка.
Учитель: Вы догадались, кто это? (Гадкий утенок)

- Все ли герои сказки относятся друг к другу доброжелательно? (Ответы детей)

- Почему утенка обижают? (Он не похож на других).

- А какие черты гадкого утенка называет его мать? ( У него доброе сердце, он умеет хорошо плавать)

- А   это важно иметь доброе сердце? (да)

Учитель: Давайте ещё вспомним с вами героев сказок, которые имели доброе, отзывчивое сердце.

**************

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал! (Золушка) (слайд 8)

*************

А кто мог с коровушкой разговаривать?

(слайд 9)

********************

Это было так давно...

Но нашла веретено,

Уколола пальчик нежный

и уснула безмятежно

Кто разбудит, справится....

(Спящую Красавицу) (слайд 10)

**********************
 (слайд 11)


 

Учитель: Давайте послушаем один рассказ и сделаем вывод о дружбе.

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

– Мама, что это за птицы? – спросил он.

– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

– Ай-ай, они украли у нас еду!

– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

ВЫВОД: Каждый, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

Учитель: Ребята, а давайте, попробуем эту ситуации перенести в нашу жизнь. Какими качествами должен обладать человек, который хочет иметь друзей? Я буду называть качества людей, а вы поднимать зелёный сигнал, если вам оно пригодится, что бы иметь и сохранить друзей.

Качества:

Терпимость

Бессердечность

Конфликт

Сострадание

Прощение

Вспыльчивость

Желание что-либо делать вместе

Милосердие

Злорадство

Ложь

Сотрудничество

Уважение прав других

Отзывчивость

Раздражение

Принятие другого таким, какой он есть

Зависть

Умение уступать в спорных вопросах

Вывод (слайд 12- )





Звучит отрывок из песни С. Ротару “Я, ты он, она – вместе дружная семья”.

На доске весит дерево "Толерантности". Детям предлагается подойти к доске группами и справа от дерева выбрать картинку, соответствующую поведению толерантного человека и прикрепить к дереву, объяснив свой выбор.














МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 ГОРОДА СНЕЖНОЕ»





Беседа по теме :

«Ты мой друг и я твой друг »



Ю.М. Лобачева



Г. СНЕЖНОЕ

Класс:

Дата проведения:

Присутствовали:

Актуальность:











































Тема: «Ты мой друг и я твой друг»

Цели классного часа:

выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

содействовать формированию дружного коллектива.

      формирование у школьников чувства дружбы, товарищества, чуткости по отношению к другим людям и народам мира;

      воспитание чуткого отношения к животным.

Методы и приемы: беседа, объяснение, рассказ, словесное поощрение, игровые, наглядные.

Этапы

Деятельность учителя и учащихся

I.Организационный

1.Описание слова

 

II.Основной этап.

1. Работа с пословицами.

 

 

 

 

 

 

 

2.Чтение стихотворения и его анализ.

 

 

3. Инсценирование сказки «Репка».

 

 

 

 

4. Найди пару.

 

 

 

 

 

  

5. Слова –друж-

 

 

 

 

 

 

Физминутка

6.Разбор ситуаций. Формулирование Законов Дружбы.

7.Лучший друг-семья.

 

8.Дружба между народами

8.Дружба с животными

 

 

 

9.Обмен знаком «дружбы».

IV.Заключительный.

-Здравствуйте, ребята!

-Я очень рада всех вас видеть.

-Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А еще она бывает настоящей. Ребята, вы догадались, что это?

-Дружба.

-Правильно, это дружба. Сегодня мы будем работать дружно в группах. Обсуждать, искать ответы на вопросы, приходить к общему мнению.

Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?

Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.

-Дружба появилась много лет назад, а напоминание о е происхождении мы встречаем везде, например, в пословицах.

-Ребята, какие пословицы вы знаете? (Дети вспоминают пословицы о дружбе).

-Я приготовила для вас пословицы, которые вы должны сами собрать в группах. Соотнесите начало и конец, чтобы получилась полная и правильная пословица:

-Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

- Друга ищи, а найдешь – береги.

- Дружба не гриб – в лесу не найдешь.

- Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.

-Человек без друзей, что дерево без корней.

-Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать

-Каждая группа читает свою пословицу и объясняет, как вы понимаете её значение?

-К сожалению, грубые слова иногда можно слышать от ребят нашего класса, а иногда бывает так, как в стихотворении «Два козла». Может быть,  прослушав его, кто-то узнает себя, а, узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей. Внимательно слушайте.

 Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонечко приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул.

Один лягнул приятеля немного посильней,

Другой боднул приятеля немного побольней.

Один разгорячился, лягнул, что было сил,

Другой его рогами под брюхо зацепил.

Кто прав , а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а  всерьез.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной,

На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

 

- Все внимательно слушали стихотворение? А теперь скажите мне, о чем оно? Что автор хотел нам сказать, как вы думаете? Можно ли такое отношение назвать дружеским? Правильно, конечно же нельзя. И я надеюсь, что вы не будете похожими на героев этого стихотворения.

-А вот другое дело сказка «Репка». Помните, как дружно ее все выдергивали? И сейчас я предлагаю вам проинсценировать эту сказку. Мне нужно 7 добровольцев.

(Учитель распределяет между ними героев сказки, прикрепляет спереди таблички с именами – «Репка», «Дед», «Бабка» и т.д.)

Инсценирование сказки (учитель читает сказку, дети изображают).

-Ребята, а теперь скажите, благодаря чему выдернули репку? Правильно, благодаря дружбе, потому что все персонажи общими усилиями, т.е. дружно вытянули репку.

-Но есть ведь и другие сказки, в которых персонажи очень дружны. И таких сказок очень много, хотя персонажи, которые дружат, могут быть совсем разными и не похожими друг на друга. Вы можете в этом сами убедиться, если найдете пару каждому герою, которых вы видите у себя на столе. Помогите им найти своих друзей.

(Ребята в группе работают, потом каждая группа прикрепляет свои пары на доску)

  1. Мертвая царевна и … (7 богатырей)

  2. Белоснежка и … (7 гномов)

  3. Вини-Пух и … (Пятачок)

  4. Малыш и … (Карлсон)

  5. Буратино и … (Мальвина)

  6. Крокодил Гена и … (Чебурашка)

  7. Наф-Наф и … (Нуф-Нуф)

  8. Котенок Гав и … (Щенок)

  9. Лиса и ….(Журавль)

-Молодцы! Вы хорошо справились с задачей! Сказочных героев вы знаете хорошо, а теперь проверим вашу сообразительность: кто знает слова , которые начинаются на –друж- ?

- Дружелюбный, дружественный, дружба, дружный и т.д.

-А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишете на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждой группе выдается по 2 лепестка, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске) Все вместе, используя «ромашку», еще раз отвечают на вопрос «Какими качествами должен обладать настоящий друг?». 

Правило: записать одно  самое необходимое качество для дружбы. (На карточке слова-подсказки)

На карточке:

добрый, вежливый, честный

сильный, внимательный, заботливый

отзывчивый, трусливый, жадный,

хорошо учится, любезный, терпеливый,

ленивый, строгий, общительный,


Дети пишут.

(Группы по очереди выходят к доске, прикрепляют лепесток ромашки и называют качества необходимые для дружбы.)

- Давайте отдохнём.

-А теперь я предлагаю вам поработать консультантами. Каждая группа получает конверт. В нем вы найдете описание той или иной ситуации. Задача вашей группы - прокомментировать ее.

1-я группа. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.

2-я группа. Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.

3-я группа. Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действия.

Учащиеся в группах обсуждают, затем предлагают свои комментарии всеобщему вниманию.

Формулирование правил, законов дружбы.

-Вы замечательно справились с работой консультантов. Предлагаю каждой группе на листочках записать правила, законы дружбы. Мы их все прикрепим на доску и выберем общие законы для нашего класса.

-Учащиеся работают в группах, в итоге все вместе отбирают наиболее значимые для всех законы.

Законы дружбы

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6. Не обманывай друга.

7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

8. Не предавай своего друга.

9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

-Ребята, как вы думаете, с кем мы можем дружить?

- Друг с другом, с учителями, родителями, животными и т.д.

- Правильно, дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и в семье, но все-таки самая  главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит … А о чем она гласит вы узнаете, когда правильно ее соберете из слов, рассыпанных на парте.

«Нет лучше дружка, чем родная матушка».

-Хорошо. Так о чем говорит нам эта пословица?

- О том, что семья – лучший друг.

-Здорово. А все ли люди хотят дружить? Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание - дружба народов?

- Как вы думаете, почему люди стараются  укреплять мир и дружбу среди народов Земли?

1) Желание жить вместе, так как «нас много, а планета одна».

2) Можно решать проблемы  мирным путём.

3) Участвовать в Международных конкурсах творчества.

4) Проводить совместные праздники (2 апреля - День единения народов Белоруссии и России).

5) Через Интернет находить новых друзей и общаться с ними.

-А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами?

Орденом Дружбы народов награждаются:

  • граждане России;

  • предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения, республики, края, области, города.

  • Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся гражданами нашей страны.

- Как вы думаете, только ли с людьми можно дружить и общаться?  Животные - наши друзья.

-У кого дома есть четвероногий друг?

- Докажите примерами, что вы действительно дружите со своим четвероногим другом и вас можно считать настоящими друзьями.

-Ребята, а вы знаете, что такое рукопожатие? Правильно, это когда два человека пожимают друг другу руки. Рукопожатие – знак дружбы, и я предлагаю вам сейчас обменяться рукопожатием, чтобы закрепить вашу дружбу. Но рукопожатие будет не простым: на ладошках  в каждом пальчике напишете пожелания друг другу и обменяйтесь ими в знак дружбы.

(Дети  пишут пожелания, обмениваются).

-Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Может быть, чему-нибудь научились?

- Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.






Законы дружбы

  1. Помогай другу в беде.

  1. Умей с другом разделить радость.

  1. Не смейся над недостатками друга.

  1. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет.

6.Не обманывай друга.

7.Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

8.Не предавай своего друга.

9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.