СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План мероприятий по выявлению способностей обучающихся

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

План мероприятий по выявлению способностей обучающихся

Просмотр содержимого документа
«План мероприятий по выявлению способностей обучающихся»




План работы по выявлению способностей

обучающихся к иностранному языку

2017-2018 учебный год

Реализуемые цели:

  • выявление, развитие и оценка способностей учащихся по немецкому языку с помощью изученных и подобранных методик;

  • формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми, через создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей;

  • повышение уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности одаренных учащихся;

  • развитие навыков коммуникативной компетентности учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания; приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.


Задачи:

  1. изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы, методики по диагностике, развитию и оценке способностей учащихся;

  2. диагностирование учащихся, определение уровня творческой активности и их лингвистических способностей с помощью изученных методик;

  3. выявление наиболее рациональных и эффективных приемов и методов обучения немецкому языку (нестандартные, исследовательские, творческие), способствующие формированию данных способностей;

  4. апробирование этих методов на уроках;

  5. проведение различных внеурочных конкурсов, викторин, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности; проведение внеклассных мероприятий и нестандартных уроков (урок - экскурсия, урок – творческая-мастерская, урок – путешествие и т.д.)

  6. использование на уроках и внеклассных мероприятиях современных образовательных технологий;

  7. предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, через самостоятельную работу;

  8. развитие познавательных интересов, творческих  и мыслительных способностей учащихся.



Формы работы:

- проведение диагностики языковых и творческих способностей учащихся;

- проведение стартовой диагностики в форме входной контрольной работы (лексико – грамматического тестирования учащихся);

- проведение контрольной работы по всем видам речевой деятельности: аудированию, чтению, говорению, письму;

- планирование деятельности по совершенствованию и развитию коммуникативных, языковых и учебно – познавательных и творческих способностей учащихся;

- беседы;

- анкетирование;

  • игры (подвижные, обучающие, познавательные, коммуникативные, логические, ролевые, дидактические, лингвистические);

  • викторины, конкурсы;

  • тестирование;

  • просмотр и обсуждение видеофильмов;

  • чтение и перевод;

  • индивидуальная, парная, групповая работа, самостоятельная работа;

  • сбор и анализ информации;

  • консультации;

  • проведение предметных недель;

  • участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня.



Ожидаемые результаты:

  • формирование и развитие у учащихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, т.е. выполнять коммуникативные задания различного уровня сложности;

  • формирование у учащихся способности планировать и анализировать свою деятельность;

  • создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

  • созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

  • повышению качества образования и воспитания школьников;

  • создание благоприятных условий для развития одаренности на всех ступенях обучения;

  • создание благоприятных условий для обучения слабоуспевающих детей, повышение их мотивации к изучению немецкого языка;

  • сформированное чувство осознанного изучения иностранного языка.

Формы контроля

  1. Тест

  2. Викторина

  3. Презентация

  4. Устное или письменное сообщение

  5. Ролевая игра

  6. Проект

  7. Контрольная работа


Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:

  1. Повышение качества образования и воспитания школьников.

  2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

  3. Качественная организация проектной и исследовательской деятельности учащихся.



  1. Повышение показателей успешности участия детей в конкурсах, викторинах, олимпиадах;

  2. Наличие высокобальных работ на промежуточной и итоговой аттестации учащихся.


  1. Наличие качественных творческих работ учащихся.






План работы с учащимися по выявлению и развитию способностей

к немецкому языку на 2017 - 2018 учебный год

Основные мероприятия


Сроки реализации

Формы работы

  1. Проведение диагностики интеллектуальных способностей.

Сентябрь

Проведение диагностики

  1. Проведение диагностики творческих способностей учащихся методом наблюдения в процессе проектной и творческой деятельности на уроках и участии во внеклассных мероприятиях.

Сентябрь

Ведение бланка наблюдений

  1. Анализ полученных результатов проведенных диагностик, составление базы данных учащихся, имеющих высокий интеллектуальный и учебно- ­познавательный интерес.

Сентябрь

Анализ, составление базы данных способных, успешных детей, составление плана по развитию способностей учащихся

  1. Организация индивидуальной работы с детьми.

Сентябрь

Составление графика индивидуальных занятий.

  1. Привлечение способных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.

Постоянно



Организация работы

  1. Организация проектной деятельности учащихся на уроках немецкого языка.

В течение года

Рекомендации по написанию, оформлению и защите проектных работ

  1. Консультирование родителей детей по вопросам развития способностей их детей.

В течение года



Индивидуальная работа

  1. Участие в сетевых конкурсах, олимпиадах, викторинах.

В течение года

Выполнение заданий

  1. Участие во внеклассных мероприятиях по предмету.

В течение года

Разработка сценариев и проведение внеклассных мероприятий

  1. Проведение нестандартных уроков (урок – интервью, урок – беседа, урок- игра, урок – путешествие, урок – экскурсия, видео – урок…)

В течение года

Планирование и проведение уроков

  1. Разработка дифференцированных заданий повышенной трудности по всем видам речевой деятельности, творческих и учебных проектов, создание учебных презентаций.

В течение года

Составление разноуровневых заданий, тематики учебных, творческих и социальных проектов.

  1. Проведение анализа (мониторинга) уровня компетентного владения всеми видами речевой деятельности путем проведения тестовых заданий и анализа участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

В течение года, в конце учебного года

Разработка показателей мониторинга. Проведение е мониторинга.

  1. Проведения анализа эффективности работы с одаренными детьми.

В конце учебного года

Анализ выполнения плана работы и результативности проведенных мероприятий.



Используемые методики



Анкета по типам интеллекта (структура интеллекта согласно теории

Говарда Гарднера)

Инструкция. Отметьте номера утверждений, которые вам соответствуют:

1. Я умело работаю с предметами.

2. У меня хорошее чувство направления.

3. У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.

4. Я могу легко запоминать слова песен.

5. Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.

6. Я всегда делаю все поэтапно.

7. Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.

8. Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.

9. Я хорошо учусь, слушая других.

10. Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.

11. Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.

12. Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.

13.Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.

14. Я учусь лучше, когда мне нужно делать что-то самостоятельно.

15.Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.

16. Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.

17. В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.

18. Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню или которые я придумал.

19.У меня богатый словарный запас.

20. Я люблю делать записи, письменные зарисовки.

21. У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.

22. Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.

23. В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.

24. Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.

25. Меня легко вывести из себя.

26. Я люблю работать и учиться отдельно от других.

27. Я люблю сочинять музыку.

28. Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.


Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты.

Типы интеллекта

Пункты анкеты

Общая сумма

Лингвистический

5, 9, 19, 20


Математико-логический

6, 11, 22, 28


Визуально-пространственный

2, 12, 18, 24


Музыкальный

4, 10, 17, 27


Межличностный

3, 8, 13, 23


Внутриличностный

7, 15, 16, 26


Кинестетический

1, 14, 21, 25




СПОСОБНОСТИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

(B.C. Сабельникова)

  1. Внимательно вслушивается в иностранную речь и пытается воспроизвести ее.

  2. Отзывается очень быстро и легко на звуковую форму речи и имитирует их, т.е. обладает способностью к подражанию.

  3. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что необходимо запомнить.

  4. Имеет хорошую артикуляционную базу.

  5. Существует хорошая координация между слуховым и моторным анализаторами, т.е. быстро воспроизводит услышанное вслух или быстро записывает.

  6. Легко пользуется новыми словами, быстро выражает свою мысль на иностранном языке.

  7. Может самостоятельно читать иностранный текст со словарем и быстро запоминать орфограммы.

  8. Высокий уровень ассоциаций родного языка с иностранным, т.е  название  предмета, действия, процесса, явления быстро соединяет в словесно- логическую цепочку.

  9. Потребность и склонность иностранный текст читать в оригинале, в подлиннике.

  10. Обгоняет своих сверстников в изучении иностранного языка.

  11. В произношение иностранных слов вкладывает много чувств и энергии, владеет выразительной экспрессией и имеет лексическое чутье, дети видят сходство между корнями слов разных языков, чувствуют внутреннюю форму речи.

  12. После учебных занятий любит читать газеты, книги, прослушивать и просматривать видео-аудиокассеты на иностранных языках и делает это с большим удовольствием, внимательно вслушивается в иностранную речь минуя перевода на родной язык.

  13. Любит решать лингвистические и стилистические задач проводить этимологические исследования.

  14. Интересуется культурой того народа, язык которого хочет изучать; или уже изучает.






ТЕСТ НА ДИАГНОСТИКУ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И КРЕАТИВНОСТИ

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М., 1999.

Шкалы: уровень творческого потенциала (креативности)

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Диагностика творческого потенциала, креативности.

Описание теста 

Вопросы диагностируют границы любознательности респондента, уверенность в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредоточиваться. Эти показатели, по мнению автора методики, и есть составляющая творческого потенциала. 

Инструкция к тесту 

Выберите один из предложенных вариантов ответов. 

ТЕСТ

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен? 
   1. да; 
   2. нет; 
   3. да, но только кое в чем. 
2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира? 
   1. да, в большинстве случаев; 
   2. нет; 
   3. да, в некоторых случаях. 
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выберете? 
   1. да; 
   2. откуда у меня могут быть такие идеи? 
   3. может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен. 
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить? 
   1. да, наверняка; 
   2. очень маловероятно; 
   3. может быть. 
5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли в том, что дело получится? 
   1. конечно; 
   2. часто охватывают сомнения, смогу ли сделать; 
   3. чаще уверен, чем неуверен. 
6. Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом, таким делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, его абсолютно не знаете? 
   1. да, всякое неизвестное меня привлекает; 
   2. нет; 
   3. все зависит от самого дела и обстоятельств. 
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства? 
   1. да; 
   2. что получится, то и хорошо; 
   3. если это не очень трудно, то да. 
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все? 
   1. да; 
   2. нет, надо учиться самому основному; 
   3. нет, я только удовлетворю свое любопытство. 
9. Когда вы терпите неудачу, то: 
   1. какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу; 
   2. сразу махнете рукой на эту затею, как только поймете ее нереальность; 
   3. продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий. 
10. Профессию надо выбирать, исходя из: 
   1. своих возможностей и перспектив для себя; 
   2. стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней; 
   3. престижа и преимуществ, которые она обеспечит. 
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли? 
   1. да; 
   2. нет; 
   3. если место понравилось и запомнилось, то да. 
12. Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что на ней говорилось? 
   1. да; 
   2. нет; 
   3. вспомню все, что мне интересно. 
13. Когда вы слышите слово на незнакомом язьпсе, можете ли вы повторить его по слогам без ошибок, даже не зная его значения? 
   1. да; 
   2. нет; 
   3. повторю, но не совсем правильно. 
14. В свободное время вы предпочитаете: 
   1. оставаться наедине, поразмыслить; 
   2. находиться в компании; 
   3. мне безразлично, буду ли я один или в компании. 
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Вы решаете прекратить его только когда: 
   1. дело закончено и кажется вам отлично выполненным; 
   2. вы более-менее довольны сделанным; 
   3. дело кажется сделанным, хотя его еще можно делать лучше. Но зачем? 
16. Когда вы один, вы: 
   1. любите мечтать о каких-то вещах, может быть, и абстрактных; 
   2. любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие; 
   3. иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами. 
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней: 
   1. независимо от того, где и с кем вы находитесь; 
   2. только наедине; 
   3. только там, где есть тишина. 
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, вы: 
   1. можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными; 
   2. останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигались; 
   3. измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным. 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Обработка результатов теста 

Баллы начисляются по следующей схеме: 

Ответ «а» – 3 балла, «б» – 1, «в» – 2 балла. 

Интерпретация результатов теста 

• 48 и более баллов – в вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
• 18 – 47 баллов – у вас есть качества, которые позволяют вам творить, но есть и барьеры вашего творчества. Самый опасный – страх, особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение – основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность. 

Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант

Если…

• он энергичен и все время хочет двигаться

• он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

• не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

• лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

• предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

• кажется, что он всерьез никогда не устает;

• неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности,

Если…

• ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

• любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

• сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

• может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

• любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;

• интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование,

Если…

• рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

• любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

• выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

• изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;

• любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант,

Если…

• ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;

• очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

• если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

• сочиняет свои собственные мелодии;

• научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,

Если ребенок…

• не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

• в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;

• серьезно относиться к произведениям искусства;

• когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

• стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;

• не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе,

Если ребенок…

• обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

• умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

• любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;

• часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

• с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции

• не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант,

Если ребенок…

• часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

• стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,

• меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

• с большим желанием выступает пере аудиторией;

• с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

• пластичен и открыт всему;

• любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект,

Если ребенок…

• хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;

• обладает хорошей памятью;

• легко и быстро схватывает новый школьный материал;

• задает очень много продуманных вопросов;

• любит читать книги, причем по своей собственной программе;

• обгоняет сверстников по учебе,

• гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;

• обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

• очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов:



За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:

(Кс) = (Б:У) * 100%,

где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;

У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.

Постройте график выраженности тех или иных способностей.