План урока с использованием материалов СD- курса "Экология" по теме "Охрана природы. Особо охраняемые территории":
Роль природы в жизни человеческого общества
Принципы и правила охраны природы
Правовые основы охраны природы
Типы особо охраняемых территорий: заповедники, заказники, памятники природы, национальные природные парки.
Цель: Опираясь на приобретенные знания, показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека; убедиться в важности бережного отношения к природе, осознать необходимость строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе; понять необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.
Задачи: Показать учащимся, что растительный и животный мир – исчерпаемый возобновимый ресурс. Его рациональное использование должно базироваться на экологических законах.
Оборудование: компьютер на столе учителя, компьютеры для учащихся, интерактивная доска.
1 часть урока
При подготовке к проведению уроков по данной теме целесообразно использовать опережающую форму обучения: некоторым учащимся дома необходимо подготовить, емкие сообщения на 5-7 минут с описанием экосистем заповедников, заказников, природных национальных парков, памятников природы России или мира с использованием дополнительной литературы.
Учащимся-редакторам, художникам, звукооператорам во внеклассное время следует подобрать соответствующие теме наглядные пособия, видеоряд, звуковое сопровождение, которые они могут найти в следующих разделах СD-курса: Нормативно-правовая база (законы об охране природы, международные договоры) Статистические данные (число государственных заповедников, их площадь; инвестиции в основной капитал, направляемые на охрану окружающей среды); Картографические материалы (государственные заповедники России; охраняемые территории мира и России, Национальные парки, Биосферные заповедники); Коллекция (иллюстрации, видеосюжеты, звуки природы); Хрестоматия (отрывки из научно-популярных и художественных произведений).
Урок можно провести в нестандартной форме в виде погружения, размышления, дискуссии. Учитель осуществляет связки между фрагментами урока и контролирует его ход.
2-я часть урока
На данном уроке необходимо повторить и закрепить полученные ранее знания. Для этого можно предложить учащимся различные задания в виде тестов, работы с контурными картами и др.
Примеры таких заданий:
№1
Отметьте на физической карте России, спроецированной на большой экран, расположение заповедников, заказников, национальных парков и других особо охраняемых территорий, упомянутых в 1 части блока уроков.
№2
Познакомьтесь с законом РФ "Об особо охраняемых природных территориях", приведенным в разделе Законодательно-нормативная база СD –курса Экология. Какие категории и виды особо охраняемых территорий предусматривает статья 2?
№3
Расположите представленные особо охраняемые природные территории в порядке убывания строгости заповедного режима.
1. Биосферные заповедники
2. Заповедники
3. Заказники (резерваты)
4. Памятники природы
5. Национальные парки
6. Санитарно-курортные зоны
Дайте их определения (используйте при необходимости данные Словаря электронного издания):
Заповедники – эталоны нетронутой природы; в них исключена любая хозяйственная деятельность человека. Основная задача- охрана редких и исчезающих видов, сохранение генофондов растений и животных.
Самые главные заповедники – биосферные. Наблюдения в биосферных заповедниках как эталонах природы проводят по единой международной программе, составленной в ЮНЕСКО.
Заказник – территории с частичным режимом охраны, их организуют на определенный срок для восстановления поголовья промысловых животных или популяции лекарственных растений.
Памятники природы – отдельные природные объекты (водопады, пещеры, гейзеры, деревья-долгожители и др.), имеющие научное, историческое и культурно-эстетическое значение.
Национальные парки – участки территории, выделенные для сохранения природы в оздоровительных и эстетических целях, а также в интересах культуры, науки и просвещения.
Резерваты – во многих странах мира по своему назначению и режиму охраны территории близки заказникам (в ряде стран, например Финляндии и США, резерваты приближены к понятию "заповедник").
Санитарно-курортные зоны – местности, обладающие природными лечебными средствами (минеральные источники, грязевые озера, особенности климата) и необходимыми условиями для их применения в лечебно-профилактических целях.
№4
Используя положение статьи №24 закона РФ "Об особо охраняемых территориях" (от 14. 03. 1995 г.) охарактеризуйте особенности режима охраны территорий государственных природных заказников.
№5
Отдельные природные объекты (водопады, пещеры,
гейзеры, уникальные ущелья, вековые деревья), имеющие
историческое и культурно-эстетическое значение называются:
Природными комплексами
Памятниками культуры
Историческими памятниками
Охраняемыми природными объектами
Памятниками природы
№6
В разделе Статистические данные найдите и проанализируйте таблицу "Государственные природные заповедники и национальные парки". Какие изменения произошли за последние 20 лет в деле их становления и развития?
№7
Укажите главные достопримечательности – своеобразные "эмблемы" следующих заповедников:
Аскания-Нова – лошадь Пржевальского;
Астраханский – лотос;
Алтайский и Баргузинский – соболь;
Беловежская Пуща – зубр;
Березинский, Воронежский – речной бобр;
Ильменский – кладовая минералов;
Кандалакшский – гага;
Остров Врангеля – белый медведь;
Сихотэ-Алинский – уссурийский тигр;
Хоперский – выхухоль.
№8
Среди перечисленных животных есть уже исчезнувшие по вине человека (А), находящиеся на грани исчезновения (Б), и спасенные человеком от вымирания (В). используя приведенный список, заполните таблицу:
№9
Из раздела Картографические материалы скопируйте и распечатайте три карты: Поражение лесов России вредителями; Поражение лесов России пожарами; Охраняемые территории России. Сопоставьте их и выявите, попадают ли в зоны пожарного риска и зоны поражения лесов вредителями особо охраняемые территории (заповедники). Если да, то назовите их.
№10
Какой из перечисленных способов увеличения численности промысловых животных является наиболее эффективным? Выберите правильный ответ:
А) введение законов, ограничивающих промысел;
Б) искусственное разделение;
В) улучшение условий местообитания и емкости среды.
Изучение биологического разнообразия экосистем (Красные книги)
Разместить организмы по соответствующим
“Красным Книгам”.
Решение:
Международная Красная Книга | Ягуар, носорог, женьшень, орел могильник, ирбис, гаттерия, сапсан, леопардовый полоз, марал, белоклювый дятел, архар. |
Красная Книга России | Бражник “мертвая голова”, дальневосточная черепаха, кавказкая крестовка, амурский горал, уссурийский когтистый тритон, реликовый таракан, красный волк, дальневосточный сцинк, овсянка Янковского, лотос орехоносный, кулик ходулочник, алтайский горный баран, атлантический морж, орлан-белохвост. |
Красная Книга Московской области | Летяга, рябчик шахматный, прыткая ящерица, чернозобая гагара, махаон, щитень летний, южнорусский тарантул, белоклювый дятел, рысь, серая утка, филин, рябчик русский, бурый медведь, черемша, ирис сибирский, белый аист. |
Физкультминутка. Изучение особо охраняемых заповедных территорий
Разместите охраняемые объекты по террирориям заповедников.
Решение:
Заповедник | Охраняемые объекты |
Кандалакшский заповедник | скипа, гага |
Лапландский заповедник | северный олень |
Камчатский заповедник | гейзеры |
Сихоте-Алинский заповедник | амурский тигр |
Дарвиновский заповедник | орлан белохвостый |
Приокско-Террасный заповедник | рябчик русский |
Воронежский заповедник | бобр |
Баргузинский заповедник | соболь |
Заповедник "Кедровая падь" | пятнистый олень |
Астраханский заповедник | пеликан |
Алтайский заповедник | черный аист, марал |
Кавказский заповедник | самшит, тисс, иверийский дуб |
Ильменский заповедник | минеральные месторождения |
Определение численности и плотности поголовья лосей
На территории площадью 100 км2 ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 голов и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов.
Определите численность и плотность поголовья лосей:
а) на момент создания заповедника;
б) через 5 лет после создания заповедника;
в) через 15 лет после создания заповедника.
Решение:
а) На момент создания заповедника численность лосей - 50 особей; плотность поголовья лосей - 50 особей: 100 км2 = 0,5 особи/км2;
б) через 5 лет после создания заповедника численность – 650 особей; плотность поголовья - 650 особей: 100 км2 = 6,5 особи/км2;
в) через 15 лет после создания заповедника численность лосей 90 особей; плотность поголовья - 90 особей: 100 км2 = 0,9 особи/км2.
Численность лосей возросла из-за охраны на территории заповедника. Уменьшилась, так как в заповедниках рубка леса запрещена. Это привело к тому, что через 15 лет мелкие деревья, растущие на старых вырубках, выросли и кормовая база лосей уменьшилась.
Определение численности и плотности популяции соболя
Охотоведы установили, что весной на площади 20 км² таежного леса обитало 8 соболей, из которых 4 самки (взрослые соболи не образуют постоянных пар). Ежегодно одна самка в среднем приносит трех детенышей. Средняя смертность соболей (взрослых и детенышей) на конец года составляет 10%. Определите: численность соболей в конце года; плотность весной и в конце года; показатель смертности за год; показатель рождаемости за год.
Решение:
Численность соболей в конце года составит: (8 + 4 * 3) *0,9 = 18 особей;
Плотность весной составила: 8особей/20 км2 = 0,4 особи на 1 км2;
Плотность в конце года составит 18 особей/20 км2 = 0,9 особей на 1 км2
Показатель смертности - 2 особи;
Показатель рождаемости - 12 особей в год.
Рефлексия.
Используемая литература:
1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. М.: МММП «Концерн»; Издательская фирма КРУК, 2007г.
2. Артамонов В.Н. Растения и чистота природной среды. М.: Наука 2006г.
3. Второв П.П. и др. Эталоны природы. М.: Мысль, 2007г.
4. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М.: Аспект-Пресс, 2008г.
5. Реймерс Н.Ф. и др. Особо охраняемые природные территории. М.: Мысль, 2008г.