СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План мероприятияс использованием материалов сd- курса "экология" по теме "охрана природы. особо охраняемые территории":

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Опираясь на приобретенные знания, показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека; убедиться в важности бережного отношения к природе, осознать необходимость строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе; понять необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.

 

Задачи: Показать обучающимся, что растительный и животный мир – исчерпаемый возобновимый ресурс. Его рациональное использование должно базироваться на экологических законах.

Просмотр содержимого документа
«План мероприятияс использованием материалов сd- курса "экология" по теме "охрана природы. особо охраняемые территории":»

План урока с использованием материалов СD- курса "Экология" по теме "Охрана природы. Особо охраняемые территории":


  1. Роль природы в жизни человеческого общества

  2. Принципы и правила охраны природы

  3. Правовые основы охраны природы

  4. Типы особо охраняемых территорий: заповедники, заказники, памятники природы, национальные природные парки.


Цель: Опираясь на приобретенные знания, показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека; убедиться в важности бережного отношения к природе, осознать необходимость строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе; понять необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.


Задачи: Показать учащимся, что растительный и животный мир – исчерпаемый возобновимый ресурс. Его рациональное использование должно базироваться на экологических законах.


Оборудование: компьютер на столе учителя, компьютеры для учащихся, интерактивная доска.


1 часть урока

При подготовке к проведению уроков по данной теме целесообразно использовать опережающую форму обучения: некоторым учащимся дома необходимо подготовить, емкие сообщения на 5-7 минут с описанием экосистем заповедников, заказников, природных национальных парков, памятников природы России или мира с использованием дополнительной литературы.

Учащимся-редакторам, художникам, звукооператорам во внеклассное время следует подобрать соответствующие теме наглядные пособия, видеоряд, звуковое сопровождение, которые они могут найти в следующих разделах СD-курса: Нормативно-правовая база (законы об охране природы, международные договоры) Статистические данные (число государственных заповедников, их площадь; инвестиции в основной капитал, направляемые на охрану окружающей среды); Картографические материалы (государственные заповедники России; охраняемые территории мира и России, Национальные парки, Биосферные заповедники); Коллекция (иллюстрации, видеосюжеты, звуки природы); Хрестоматия (отрывки из научно-популярных и художественных произведений).

Урок можно провести в нестандартной форме в виде погружения, размышления, дискуссии. Учитель осуществляет связки между фрагментами урока и контролирует его ход.



2-я часть урока

На данном уроке необходимо повторить и закрепить полученные ранее знания. Для этого можно предложить учащимся различные задания в виде тестов, работы с контурными картами и др.

Примеры таких заданий:

1

Отметьте на физической карте России, спроецированной на большой экран, расположение заповедников, заказников, национальных парков и других особо охраняемых территорий, упомянутых в 1 части блока уроков.

2

Познакомьтесь с законом РФ "Об особо охраняемых природных территориях", приведенным в разделе Законодательно-нормативная база СD –курса Экология. Какие категории и виды особо охраняемых территорий предусматривает статья 2?

3

Расположите представленные особо охраняемые природные территории в порядке убывания строгости заповедного режима.

1. Биосферные заповедники

2. Заповедники

3. Заказники (резерваты)

4. Памятники природы

5. Национальные парки

6. Санитарно-курортные зоны

Дайте их определения (используйте при необходимости данные Словаря электронного издания):

Заповедники – эталоны нетронутой природы; в них исключена любая хозяйственная деятельность человека. Основная задача- охрана редких и исчезающих видов, сохранение генофондов растений и животных.

Самые главные заповедники – биосферные. Наблюдения в биосферных заповедниках как эталонах природы проводят по единой международной программе, составленной в ЮНЕСКО.

Заказник – территории с частичным режимом охраны, их организуют на определенный срок для восстановления поголовья промысловых животных или популяции лекарственных растений.

Памятники природы – отдельные природные объекты (водопады, пещеры, гейзеры, деревья-долгожители и др.), имеющие научное, историческое и культурно-эстетическое значение.

Национальные парки – участки территории, выделенные для сохранения природы в оздоровительных и эстетических целях, а также в интересах культуры, науки и просвещения.

Резерваты – во многих странах мира по своему назначению и режиму охраны территории близки заказникам (в ряде стран, например Финляндии и США, резерваты приближены к понятию "заповедник").

Санитарно-курортные зоны – местности, обладающие природными лечебными средствами (минеральные источники, грязевые озера, особенности климата) и необходимыми условиями для их применения в лечебно-профилактических целях.

4

Используя положение статьи №24 закона РФ "Об особо охраняемых территориях" (от 14. 03. 1995 г.) охарактеризуйте особенности режима охраны территорий государственных природных заказников.


5

Отдельные природные объекты (водопады, пещеры,

гейзеры, уникальные ущелья, вековые деревья), имеющие

историческое и культурно-эстетическое значение называются:

Природными комплексами

Памятниками культуры

Историческими памятниками

Охраняемыми природными объектами

Памятниками природы




6

В разделе Статистические данные найдите и проанализируйте таблицу "Государственные природные заповедники и национальные парки". Какие изменения произошли за последние 20 лет в деле их становления и развития?

7

Укажите главные достопримечательности – своеобразные "эмблемы" следующих заповедников:

Аскания-Нова – лошадь Пржевальского;

Астраханский – лотос;

Алтайский и Баргузинский – соболь;

Беловежская Пуща – зубр;

Березинский, Воронежский – речной бобр;

Ильменский – кладовая минералов;

Кандалакшский – гага;

Остров Врангеля – белый медведь;

Сихотэ-Алинский – уссурийский тигр;

Хоперский – выхухоль.

8

Среди перечисленных животных есть уже исчезнувшие по вине человека (А), находящиеся на грани исчезновения (Б), и спасенные человеком от вымирания (В). используя приведенный список, заполните таблицу:

9

Из раздела Картографические материалы скопируйте и распечатайте три карты: Поражение лесов России вредителями; Поражение лесов России пожарами; Охраняемые территории России. Сопоставьте их и выявите, попадают ли в зоны пожарного риска и зоны поражения лесов вредителями особо охраняемые территории (заповедники). Если да, то назовите их.

10

Какой из перечисленных способов увеличения численности промысловых животных является наиболее эффективным? Выберите правильный ответ:

А) введение законов, ограничивающих промысел;

Б) искусственное разделение;

В) улучшение условий местообитания и емкости среды.



Изучение биологического разнообразия экосистем (Красные книги)


Разместить организмы по соответствующим

“Красным Книгам”.

Решение:

Международная Красная Книга

Ягуар, носорог, женьшень, орел могильник, ирбис, гаттерия, сапсан, леопардовый полоз, марал, белоклювый дятел, архар.

Красная Книга России

Бражник “мертвая голова”, дальневосточная черепаха, кавказкая крестовка, амурский горал, уссурийский когтистый тритон, реликовый таракан, красный волк, дальневосточный сцинк, овсянка Янковского, лотос орехоносный, кулик ходулочник, алтайский горный баран, атлантический морж, орлан-белохвост.

Красная Книга Московской области

Летяга, рябчик шахматный, прыткая ящерица, чернозобая гагара, махаон, щитень летний, южнорусский тарантул, белоклювый дятел, рысь, серая утка, филин, рябчик русский, бурый медведь, черемша, ирис сибирский, белый аист.



Физкультминутка. Изучение особо охраняемых заповедных территорий


Разместите охраняемые объекты по террирориям заповедников.

Решение:

Заповедник

Охраняемые объекты

Кандалакшский заповедник

скипа, гага


Лапландский заповедник

северный олень


Камчатский заповедник

гейзеры


Сихоте-Алинский заповедник

амурский тигр


Дарвиновский заповедник

орлан белохвостый


Приокско-Террасный заповедник

рябчик русский


Воронежский заповедник

бобр


Баргузинский заповедник

соболь


Заповедник "Кедровая падь"

пятнистый олень


Астраханский заповедник

пеликан


Алтайский заповедник

черный аист, марал


Кавказский заповедник

самшит, тисс, иверийский дуб


Ильменский заповедник

минеральные месторождения



Определение численности и плотности поголовья лосей


На территории площадью 100 км2 ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 голов и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов.

Определите численность и плотность поголовья лосей:

а) на момент создания заповедника;

б) через 5 лет после создания заповедника;

в) через 15 лет после создания заповедника.

Решение:

а) На момент создания заповедника численность лосей - 50 особей; плотность поголовья лосей - 50 особей: 100 км2 = 0,5 особи/км2;

б) через 5 лет после создания заповедника численность – 650 особей; плотность поголовья - 650 особей: 100 км2 = 6,5 особи/км2;

в) через 15 лет после создания заповедника численность лосей 90 особей; плотность поголовья - 90 особей: 100 км2 = 0,9 особи/км2.

Численность лосей возросла из-за охраны на территории заповедника. Уменьшилась, так как в заповедниках рубка леса запрещена. Это привело к тому, что через 15 лет мелкие деревья, растущие на старых вырубках, выросли и кормовая база лосей уменьшилась.


Определение численности и плотности популяции соболя


Охотоведы установили, что весной на площади 20 км² таежного леса обитало 8 соболей, из которых 4 самки (взрослые соболи не образуют постоянных пар). Ежегодно одна самка в среднем приносит трех детенышей. Средняя смертность соболей (взрослых и детенышей) на конец года составляет 10%. Определите: численность соболей в конце года; плотность весной и в конце года; показатель смертности за год; показатель рождаемости за год.

Решение:

Численность соболей в конце года составит: (8 + 4 * 3) *0,9 = 18 особей;

Плотность весной составила: 8особей/20 км2 = 0,4 особи на 1 км2;

Плотность в конце года составит 18 особей/20 км2 = 0,9 особей на 1 км2

Показатель смертности - 2 особи;

Показатель рождаемости - 12 особей в год.


Рефлексия.



























Используемая литература:

1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. М.: МММП «Концерн»; Издательская фирма КРУК, 2007г.

2. Артамонов В.Н. Растения и чистота природной среды. М.: Наука 2006г.

3. Второв П.П. и др. Эталоны природы. М.: Мысль, 2007г.

4. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М.: Аспект-Пресс, 2008г.

5. Реймерс Н.Ф. и др. Особо охраняемые природные территории. М.: Мысль, 2008г.