СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«План о якутах с показанием казенной пользы и выгоднейших положениев для них»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Цель: расширение исторических знаний учащихся  об одном из первых лидеров якутского самоуправления

     Учебно-воспитательные задачи:

- развивать способность к анализу, содержательным обобщениям, установлению причинно-следственных связей;

     Воспитывать  патриотизм и гражданственность, привлечение интереса к истории своей республики, гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей республики.

Просмотр содержимого документа
««План о якутах с показанием казенной пользы и выгоднейших положениев для них»»

Тема урока: «План о якутах с показанием казенной пользы и выгоднейших положениев для них»

Цель: расширение исторических знаний учащихся об одном из первых лидеров якутского самоуправления

Учебно-воспитательные задачи:

- развивать способность к анализу, содержательным обобщениям, установлению причинно-следственных связей;

Воспитывать патриотизм и гражданственность, привлечение интереса к истории своей республики, гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей республики.

Оборудование и материалы: слайды на проекторе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

III. Обобщение. Домашнее задание.

Учитель:

Якутия моя – просторный край России.

И распростерся он, могучий и широкий,

С зеленою тайгой и морем темно-синим

Далеко-далеко на северо-востоке.

Как ласточка к гнезду, как парусник к причалу,

Так сердцем я тянусь в родимые края.

В якутском народе всегда были люди, которые стремились к светлой жизни, более благополучной участи для своих соплеменников. Алексей Аржаков, известный в народе как Сэhэн Аржаков, – один из тех лидеров якутского самоуправления, кто в 18 веке отстаивал интересы северного края на высшем уровне перед царской властью Российского государства. В сентябре 1789 года в Зимнем дворце Екатерина II приняла главу Борогонского улуса Алексея Аржакова, представившего ей специальный документ под названием «План о якутах с показанием казенной пользы и выгоднейших положениев для них».

Этот документ, как известно из архивных документов, был лично представлен императрице Екатерине II 18 сентября 1789 года. Для этого автор "Плана", как писали чиновники Якутского областного правления, "без выезда" находился в Петербурге два года и добился приема.

"По преданию инородцев, — писала газета "Якутская жизнь" от 15 июня 1908 года, — Аржаков был благосклонно принят императрицею, которая удостоила его продолжительной беседой, чему, вероятно, не мало способствовали красивая наружность, высокий рост и замечательный ум".

"План о якутах" состоял из описания "прежняго и нынешняго состояния" якутов. Автор писал, что "они в прошедшее столетие добровольно поддались Российской державе, постоянно и исправно платят в казну Великого государя ясачную подать и своей прилежной службой снискали себе расположение правительства. Многие якуты были удостоены "почестью дворянства по московскому списку". Описывая современное "состояние" якутов, Аржаков обращал внимание на то, что якуты перевозят на своих лошадях в Охотск и другие пункты Северо-Востока Сибири различные провианты, казенные тяжести, включая грузы экспедиций, церковные принадлежности, состав воинских отрядов, их грузы и снаряжения, тем самым способствуют Российской империи для утверждения ее власти на северо-западном побережье Тихого океана.

О чем же ходатайствовал Аржаков перед царской властью в "Плане о якутах"? Среди основных прошений вопросы о необходимости установления должности якутского областного головы или предводителя, который должен избираться из числа улусных голов или князцов, так же как губернский предводитель дворянства, и должен подчиняться непосредственно главному правителю наместничества и его канцелярии; об учреждении судебного органа - «совестного якутского суда», в состав которого вошли бы областной предводитель, отдельные улусные головы и наслежные князцы.

Отстаивая интересы коренного населения в условиях ясачного гнета, Аржаков выдвинул ходатайство об освобождении якутов от повинности тянуть лодки по рекам, возложив эту обязанность "на ссыльных законопреступников", а также от содержания 36 станций по Иркутскому тракту, заменив их "присылаемыми российскими людьми". Отдельный пункт в «Планах» гласит о необходимости назначения на должность исправников таких лиц, чье "благоповедение в тамошнем краю было известно", и знакомых с языком и обычаями якутов. Также выдвинуты ходатайства об учреждении в Якутске "училища для якутского народа, коих обучать российской грамоте и другим наукам... дабы оные впредь были годны на службу общественную и государственную и к просвещению сородцов своих", и о том, что следовало бы узаконить право частной собственности на землю с передачей ее "на вечное владение тому, кто оную сначала обработал".

Кроме того, ссылаясь на § 1 и 20 царской "Грамоты дворянству" от 21 апреля 1785 г., автор "Плана о якутах" просил, чтобы императрица пожаловала якутских князцов и голов дворянским достоинством.

"План о якутах" обсуждался на заседании Государственного Совета 1 октября 1789 г. под названием "Прошение, поданное на Высочайшее ее Императорского Величества имя, от якутского князца Борогонского улуса головы Алексея Аржакова, с описанием прежняго и нынешняго состояния якутов, и с предложением выгоднейших для казенной пользы и для их положений", то есть практически сразу после приема императрицы. При этом Государственный Совет находил "неудобности в учреждении у якутов областного головы и совестного суда, равно как в увольнении якутов от тяги лодок по рекам и с почтовых станов от Иркутска до Якутска, и в утверждении земель за тем, «кто их первый обработал". Совет считал, что заведение училища в Якутске было бы полезно. Однако проблема более подробно должна быть известна на месте, для чего решено было представить их на рассмотрение генерал-губернатора Восточной Сибири, ему же поручили, чтобы "в исправники и другие должности" избирались люди, знакомые с обычаями и языком якутов.

Императрица Екатерина II, рассмотрев "План о якутах", в специальном рескрипте на имя Иркутского генерал-губернатора Пиля, указала, что выбор якутского предводителя может быть дозволен, также как открытие училища, заведение совестного суда и назначение исправника, если это можно, из лиц, знающих якутский язык.

В благодарной народной памяти.

Сэсэн Аржаков родился в Усть-Алданском улусе в 1739 году. Происходил по преданиям, Сэсэн Аржаков, был выходцем из бедной семьи. Его отца звали Собосут (в переводе с якутского: рыбак, ловец карасей).

В народной памяти Сэсэн Аржаков остался и как замечательный певец-импровизатор олонхо, мастерски владеющий родным языком, как превосходный рассказчик. С детства был вхож в богатые дома, т.к. знатные князья нередко приглашали сказителя, чтобы послушать олонхо в его исполнении. В молодые годы он обучился русской грамоте и русскому языку. Благодаря природной смекалке, уму и предприимчивости Аржаков в зрелом возрасте добился уважения и почета, богатства и карьеры. Известно, что он дорос от волостного князца до должности головы Борогонского улуса и долгие годы руководил им бессменно.

Сэсэн Аржаков прожил долгую жизнь. У него было три сына и три дочери. Скончался в 1834 г. в возрасте 95 лет. Умирая, завещал, чтобы его похоронили в одной из девяти могил, чтобы последующие потомки не тревожили его вечный покой.

«План о якутах…», составленный Сэсэном Аржаковым, свидетельствует о том, что он был зрелым политиком, идеологом, человеком философского ума, и, по сути, является долгосрочной программой социально-экономического развития Якутии. В области просвещения, к примеру, Аржаков ставил вопрос об открытии училища для подготовки госслужащих, чиновников. Вспомним, что это был 1789-й год, а в России подобное училище, где учился Пушкин, было открыто только в 1810 году, во времена Сперанского. Не случайно Аржаков возглавил созревшее в то время общественно-политическое движение за облегчение ясачного режима. И эта поездка увенчалась, прежде всего, экономическими достижениями, так как впоследствии были пересмотрены условия ясачного обложения для якутов. А императорский указ о выборах областного предводителя впоследствии был претворен в жизнь Степной Думой.

Закрепление материала:

  1. Главой какого наслега был Алексей Аржаков?

  2. Как называлась грамота которую вручил А. Аржаков Екатерине II?

  3. В каком году Алексей Аржаков вручил грамоту Екатерине II?

Заключение. Заканчивая наш урок, хотелось бы сказать следующее. Родину, как и родителей, не выбирают. Жаркая или холодная, бедная или процветающая, это ваша Родина – место, где вы родились. И если вы хотите жить в счастливой богатой стране, делайте ее такой, потому что вы – граждане своей республики. Творите ее процветающей, какой начинали ее создавать А. Аржаков, М. Аммосов, П. Ойунский, И. Барахов.

Домашнее задание. Используя дополнительный материал, приготовить информационные сообщения об основоположниках якутской государственности.



























2