Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся
Автор: учитель английского языка МБОУ «СОШ №18»
Липовая Анастасия Геннадьевна
За время своей работы мне довелось войти в состав школьного научно-исследовательского общества «Эрудит».
Научное общество учащихся – это система, предназначенная для развития у школьников творческих способностей, позволяющих им в будущем совершать определенные достижения в области науки. Она ориентирована прежде всего на работу с творчески одарёнными детьми, усиленно осваивающими общеобразова-тельную программу и стремящимися к дальнейшему интеллектуальному росту.
Тема моей научно-исследовательской деятельности: Влияние использования проектной деятельности на повышение мотивации к изучаемому языку.
Цели (которые я ставила перед собой): направить учащихся на приобретение умений и навыков в научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности под руководством научного руководителя; повысить мотивацию к изучаемому языку; вовлечь в проектную деятельность учеников разного уровня подготовки.
Ожидаемые результаты: составление примерной программы проектной деятельности на уроках английского языка и во внеурочное время для разных возрастных групп, рекомендации по организации и проведению занятий английского языка с применением проектно-исследовательской деятельности.
Очевидным стал тот факт, что вовлечение в исследовательскую работу нужно начинать не в старших классах, а значительно раньше. Таким образом, необходимо уделять больше внимания для формирования навыков научного и исследовательского труда.
Над индивидуальной темой исследования ученики могут работать в течение двух-трёх лет, что позволяет им глубоко изучить исследуемую проблему и выполнить работу на достаточно хорошем уровне, который дает возможность стать участником научно-практических конференций и фестивалей учебно-исследовательских проектов на уровне школы, города и России.
Работа в рамках научного общества дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности под руководством научного руководителя. Участие в научных конференциях и фестивалях проектов способствует ознакомлению с работами других учеников, предоставляет ценный опыт развития коммуникативных способностей, учит умениям выдвигать и логически обосновывать свои предположения, представлять альтернативные объяснения, доказывать свою точку зрения, соглашаться с оппонентом. Все это, в свою очередь, доказывает актуальность и необходимость вовлечения учащихся в научно-исследовательскую деятельность.
Предмет "иностранные языки" в школе решает разные задачи. Независимо от того, какой язык изучают дети, мы знаем, что иностранный язык – язык иной страны развивает внимание, память, наблюдательность, расширяет кругозор учащихся.
Изучение иностранного языка приобщает учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов, тем самым решается задача гуманизации образования.
При изучении иностранных языков наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Методика проектного обучения широко используется в каждой школе для обобщений знаний и умений по изученной теме. В нашем понимании проект – это творческая деятельность школьника, соответствующая его физиологическим и интеллектуальным возможностям, с учётом требований, предъявляемых государственным стандартом.
Цель проектов – способствовать формированию системы знаний и умений, воплощённых в конечный интеллектуальный продукт; содействовать самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием, развивать грамотность и многое другое.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.
Учёная-исследователь в области современных технологий обучения Е.С. Полат считает, что метод проектов при наличии определённых условий может быть использован в любом типе школ, на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:
Наличие значимой в исследовательском плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
Самостоятельная деятельность учащихся: индивидуально, в паре, в группах на уроке и вне его;
Структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей;
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы решения обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
В ходе нашей научно-исследовательской деятельности мы старались реализовать использование метода проектов в полном объёме, в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями. При выборе тем проектов мы также основывались на диалоге культур, старались не ограничиваться рамками только английского языка, а, наоборот, использовать метапредметные связи с другими дисциплинами школьной программы.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть необходимость и актуальность использования научно-исследовательской деятельности, в том числе метода проектов, на современном этапе обучения школьников. Тем более что в рамках обучения по ФГОС эти два метода являются неотъемлемой частью школьной программы, направленной на развитие всесторонне развитой личности.
Приложение
План работы школьного научного общества «Эрудит»
на 2013-2014 уч.год
Руководитель проекта: учитель английского языка Липовая А.Г.
Возраст участников проекта: 9А, 10Б, 11А классы.
Тема проекта: Нью-Йорк, Нью-Йорк
Тип проекта: информационно-исследовательский, а также он содержит некоторые этапы и направления практико-ориентированного и творческого проекта; по комплектности – это межпредметный проект; по количеству участников –это коллективный проект и по продолжительности – проект средней продолжительности .
Вид проекта: информационный стенд, презентация, рекламный буклет, макет небоскреба.
Цели проекта: - решить поставленную проблему, т.е. помочь выбрать необходимую и интересную информацию желающим посетить Нью-Йорк, дать им некоторые советы;
-с помощью соц.опроса выяснить, много ли людей на самом деле мечтают поехать в город, который известен всему миру своими небоскребами,
-а также узнать есть ли у нас в саратовской области что-то похожее.
Задачи проекта: - обучение работе с источниками информации,
-формирование навыков поисково-исследовательской деятельности,
- помощь в формировании системы знаний и умений, воплощенных в конечный интеллектуальный продукт;
- развитие самостоятельности школьников, умения логически мыслить, видеть проблемы, принимать решения, получать и использовать информацию,
- развитие коммуникативных способностей, умений выдвигать и логически обосновывать свои предположения, представлять альтернативные объяснения, доказывать свою точку зрения, соглашаться с оппонентом,
- развитие творческих способностей,
- развитие эстетического вкуса,
- развитие навыков сравнительного анализа
Направленность проекта: социокультурное воспитание личности.
Продолжительность проекта: 7 месяцев
Краткое описание проекта: поиск и обработка необходимой информации, сравнительный анализ данных теории, соц.опроса, оформление презентации и информационного стенда.
Актуальность: выбранной нами темы обусловлена тем, что в современном мире люди могут свободно ездить за границу, но далеко не все, кто путешествует, владеют нужной информацией о выбранном месте. Именно эту проблему мы и взяли за основу нашего проекта.
План проектной деятельности:
№ | дата | Этап проекта | Содержание проекта | Форма проведения |
1 | 2.10.13 | Подготовительно-организационный | Определение темы исследования, ключевых понятий проекта. | Соц.опрос учащихся об интересующих их темах, обработка данных |
| 9.10.13 | | составление подробного плана работы над проектом | Круглый стол |
2 | 16.10.13 | Первично-проектировочный | Обсуждение путей сбора информации. | коллективная |
| 23.10.13 | | формирование групп, распределение ролей в группах | коллективная |
3 | 6.11.13 | практический | Осуществление поисково-исследовательской работы, сбор необходимого материала | Групповая, индивидуальная |
| 13.11.13 | | Осуществление поисково-исследовательской работы, сбор необходимого материала | Групповая, индивидуальная |
| 20.11.13 | | Осуществление поисково-исследовательской работы, сбор необходимого материала | Групповая, индивидуальная, парная |
| 27.11.13 | | Сравнительный анализ собранного материала | Групповая, индивидуальная |
| 4.12.13 | | Проведение соц.опроса в школе | Групповая, индивидуальная |
| 11.12.13 | | Проведение соц.опроса в соц.сетях | Групповая, индивидуальная, парная |
| 18.12.13 | | Оформление данных соц.опросов, работа учителя с каждой группой | Работа в группах |
| 25.12.13 | | Обработка собранного материала | Групповая, индивидуальная |
| 15.01.14 | | Обработка собранного материала, работа учителя с каждой группой | Групповая, индивидуальная |
| 22.01.14 | | Проведение сравнительного анализа Нью-Йорка и Саратовской области | Групповая, индивидуальная |
4 | 29.01.14 | презентационный | Оформление всего материала в презентацию | коллективная |
| 5.02.14 | | Оформление всего материала в презентацию | Коллективная, групповая |
| 12.02.14 | | Оформление всего материала в презентацию | Групповая, работа учителя с группами |
| 19.02.14 | | Разработка макета информационного стенда | Групповая, парная |
| 26.02.14 | | Подготовка информационного стенда | Групповая, парная |
| 5.03.14 | | Выбор наиболее интересного материала и оформление информационного стенда | коллективная |
| 12.03.14 | | Выбор наиболее интересного материала и оформление информационного стенда | групповая |
| 19.03.14 | | Разработка основных правил поведения для туристов | Мозговой штурм |
| 9.04.14 | | Оформление рекламного буклета для туристов | Групповая, коллективная |
| 16.04.14 | | Оформление рекламного буклета для туристов | Групповая, коллективная, индивидуальная |
| 23.04.14 | | Обсуждение презентации проекта и полученных результатов | Групповая, коллективная |
| 30.04.14 | | Разработка макета небоскреба | Круглый стол, коллективная |
| 7.05.14 | | Оформление макета небоскреба | Коллективная, групповая |
5 | 14.05.14 | контрольный | Презентация проекта, оценка результатов проекта, оценка усилий каждого ученика и групп в целом | Коллективная, круглый стол |
| 21.05.14 | | Устранение возможных недостатков, планы на следующий учебный год | Коллективная, групповая, круглый стол |


