План открытого урока
преподавателя МКУ ДО «Базарносызганская ДШИ»
Фокиной Инны Дмитриевны с хором «Радуга»
(2 хоровой класс адаптированная программа)
Дата проведения урока 04.04.2017г
Урок - практическое занятие по теме: «Работа над дикцией на основе народной песни»
Цель:
Формирование и развитие вокально-хоровых навыков в процессе разучивания русских народных песен, развитие интереса к исполнению русских народных песен.
Задачи: Образовательные, развивающие, воспитательные.
Образовательные:
Формирование единой манеры звукообразования;
Формирование активности и естественности артикуляционного аппарата;
Формирование устойчивого интонирования одноголосного пения;
Контроль и коррекция полученных знаний и умений.
Развивающие:
Развитие интереса к изучению русских народных песен;
Развитие эмоциональной сферы учащихся через активные формы самовыражения.
развитие координацию певческого дыхания и звукообразования;
развитие слухового контроля;
развитие активного и естественного артикуляционного аппарата, мимики, артистизма;
развитие устойчивого внимания, концентрации, распределения, переключения;
развитие памяти, мышления;
развитие чувства ритма и творческих способностей с помощью шумовых музыкальных инструментов;
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к культурным традициям своего народа;
Воспитывать чувство любви и уважения к родине, её природе, её обычаям, заветам, воплощенным в народном творчестве;
Воспитывать умение работать в коллективе.
Воспитывать творческую активность.
Вид урока: Практическое занятие.
Тип урока: Комбинированный.
Форма организации учебной деятельности: Фронтальная, групповая.
Методы ведения: Словесный, иллюстративный в сочетании с репродуктивным.
Реализуемые технологии: Технология развивающего обучения, художественно - эстетическая.
Оборудование:
1. инструменты – фортепиано, треугольник, ложки, бубен.
2.Нотный материал.
План урока.
1.Сообщение темы и плана урока.
2.Подготовка к пению голосового аппарата.
3.Распевание.
4.Работа над вокальными произведениями.
5.Подведение итогов урока.
Ход урока:
1.Сообщение темы и плана урока.
2.Подготовка к пению голосового аппарата
Дыхательные упражнения
А) Глубоко вдохните через нос , как будто вдыхаете приятный аромат, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем проведите протяжный, плавный выдох через рот.
Б)Глубоко вдохните (носом) и на одном дыхании (без добора воздуха) произнесите звук (с-с-с), представляя себе, что это ветер шумит в верхушках деревьев.
2. Голосовые упражнения
Упражнение «Стон»
Вообразите, что увас болит горло или голова или вы просто ощущаете усталость . Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч. Рук свободные, Вы на звуке (м) тихо стоните. Почувствуйте вибрацию на губах, носоглотке, в головном резонаторе. Затем произносим звукосочетание
МА- мо-му-мэ-ми-мы
Мам-мом-мум-мэм-мим-мым
Упражнение «Гудок»
Слитно, как гудок тяните гласный УУУУУУУ…. «Гудок» не громкий, без наряжения, губы в положении хоботка
А теперь прибавьте к гласному У гласный О
Ууоууоууоууо…
3 Артикуляционные упражнения
Растяните губы в улыбке без обнажения зубов
Растяните губы в улыбке показать верхние и нижние зубы (Забор)
Из положения Забор вытянуть губы вперед, плотно их сомкнув (трубочка)
Чередование Забор – трубочка. Такие переключения выполнить 5 - 6 раз под определенный ритм
4 Упражнения для развития мышц языка
Высуньте язык наружу и проведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.
Высуньте язык наружу и произведите круговые движения слева направо. Затем справа налево
При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким.
Слегка приподнятым напряженным кончиком языка «почистите» верхние зубы с наружной и внутренней стороны.
3.Распевание.
1. Чтобы добиться лёгкости в произношении согласных в работе над артикуляцией полезно пение народных прибауток, построенных в основном на одном – двух звуках:
Андрей – воробей не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек
Уж как шла лиса по тропке, нашла грамотку в охлопке, она лычки брала, она лапотки плела
Учащиеся должны утрированно произносить согласные, особенно «р».
2.Для выработки звонкого, светлого звука поем песню
«Ах улица, улица широкая»
На протяжении всей песни сохраняем высокую позицию, активно артикулируем.
3. Необходимо знать и практически применять правила культуры речи (верное ударение в слове, правильное произношение гласных и согласных), правила логики речи (выделение основного, ударного слога, несущее логическое ударение, помогающее понять мысль, смысл фразы)
«Пойду ль я, выйду ль я да»
В работе над ритмом помогают шумовые инструменты треугольник, ложки, бубен.
4.Работа над вокальными произведениями
1. Во многих народных мелодиях встречаются характерные распевы на разных гласных. «Распев, распевание – это и есть главное , на чём зиждется русская вокализация и русское голосоведение, а если глубже вслушаться, то и всё русское в музыке» писал замечательный хормейстер А.Д.Кастальский. Дети любят песни с распевами, но следует обратить специальное внимание на точное исполнение нескольких нот на один гласный, чтобы хорист не «проглатывал» и не «смазывал» их.
«Ой, бежит ручьем вода»
2. Вокальная дикция требует повышенной активности артикуляционного аппарата. Все певцы хора должны овладеть навыком единообразной артикуляции. Нарушение ритмического ансамбля и отсутствие единых принципов произношения ведет к заглушению слова, к плохой хоровой дикции. Серьёзная работа над дикцией освободит и разовьет весь артикуляционный аппарат детей, который у них часто бывает крайне вял и пассивен. Внимание к выразительности слова на ряду с напевностью и всегда в связи с содержанием данного произведения поможет учащимся добиться хороших результатов в повышении вокального мастерства.
«Со вьюном я хожу»
5.Подведение итогов урока.
Вопросы детям
- Над чем работали на уроке
-Что понравилось(Какое упражнение)?
-Что для себя уяснили, запомнили?