Цель данного мероприятия: дать учащимся основы навыков, опираясь на выработанные специалистами типы движения мелодий, с помощью специальных упражнений. На основе теоретических знаний, упражнений, научить учащихся осознать слышимое и уметь это выразить в записи.
Просмотр содержимого документа
«План Открытого мероприятия для преподавателей ДШИ "Обучение навыкам устного диктанта в младших классах на уроках сольфеджио".»
ПЛАН
Открытого мероприятия преподавателя теоретического отделения
МБОУ ДО ДШИ №6 г. Курска Дмитрюковой Аллы Михайловны
для преподавателей ДШИ.
ТЕМА: «Обучение навыкам устного диктанта в младших классах на уроках сольфеджио».
ЦЕЛЬ: На основе теоретических знаний, упражнений, научить учащихся осознать слышимое и уметь это выразить в записи.
ЗАДАЧИ: Дать учащимся основы навыков, опираясь на выработанные специалистами типы движений мелодий, с помощью специальных упражнений.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Вступительная часть о значении работы над устным диктантом (опираясь на методику педагога-теоретика С.Ф. Запорожец)
2. Упражнения «Нота за нотой» и «Фраза за фразой», представляющие собой повторение на инструменте учеником коротких фраз, сыгранных педагогом (в пределах двух тактов в тональности До мажор).
3. Работа со звукорядом от 5-ти до 8-и звуков. Обязательные условия диктанта: тональность до мажор, размер 2/4, объем 4 такта, начало и конец на тонике. После проигрывания преподавателем, диктант поется в основной тональности с названием звуков, далее – в транспонировании.
4. Гамма и устойчивые ступени. После пропевания устойчивых ступеней, играется диктант – объем 4 такта, в тональности до мажор, добавляется к гамме движения по устойчивым ступеням. Диктанту предшествует устный анализ типов музыкального движения, можно проговорить ритмослогами ритмический рисунок диктанта. Такой анализ может быть заменён письменной схемой. После пропевания в до мажоре, ученик может проигрывать диктант в других тональностях.
5. Следующим этапом добавляется опевание устойчивых ступеней. Работе над диктантом предшествует объяснение самого опевания: сначала спеть опеваемую ступень. Затем опевающую нижнюю и верхнюю. Перед опеванием следует провести «настройку»: I-III-V-III-I+опевание. Для опевания третьей ступени следующая настройка: I-III-V-III+опевание. Для опевания пятой ступени: I-III-V+опевание.
6. Затем включаются вводные ступени. Диктанту, как и прежде, сопутствует устный анализ или схема.
7. Включаются трезвучие и его обращения. Такому диктанту предшествует объяснения трезвучия и его обращений, проигрывание учеником в до, ре мажоре. На первом этапе устные диктанты включают лишь прямое движение по звукам тонического трезвучия и его обращений. В дальнейшем может быть использовано ломаное движение по звукам Т 53, Т6, Т64.
8. Итог: работа над диктантом – одна из труднейших задач в курсе сольфеджио. Это итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития учащихся.