Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Духовщинская детская
музыкальная школа
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
«РАБОТА НАД ИНТОНАЦИЕЙ
В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ХОРА»
г. Духовщина
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ХОРУ
Преподаватель Гапеева Марина Михайловна.
Концертмейстер Новикова Елена Михайловна.
Дата проведения: 5 декабря 2023 года.
Группа хора: младшая.
Предмет: хоровой класс.
Тема урока: «Работа над интонацией в младшей группе хора».
Форма проведения: коллективная, практическая работа.
Тип урока: урок формирования навыков и умений.
Цель урока: развитие вокально - интонационных навыков и ладового чувства у обучающихся в процессе освоения песенно-хорового материала.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать у обучающихся вокально – интонационные навыки;
- обеспечить в ходе урока закрепление правил и законов певческой установки, вокального формирования звука, интонационно - ладового тяготения;
- продолжать учить обучающихся применять полученные знания, умения и навыки в изучаемом песенно - хоровом материале и эмоционально исполнять его.
Развивающие:
- развивать вокально - хоровые навыки и умения;
- развивать музыкальный слух;
- развивать певческую дикцию, сохраняя правильный певческий тон, звучанию которого подчинено произношение гласных;
- развивать умение слышать и слушать, анализировать и сопоставлять;
- развивать музыкальную память, мышление и воображение.
Воспитательные:
- создать условия для воспитания у обучающихся стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в коллективе;
- формировать навык коллективного музицирования;
- воспитывать эмоциональное отношение к исполняемому материалу;
- содействовать развитию эстетического вкуса, культуры пения;
- воспитывать любовь к музыке и потребность общения с хоровым искусством.
Применение педагогических технологий:
Здоровьесберегающие:
- пауза для отдыха;
- перемена с проветриванием помещения.
Методы обучения:
- проблемно – поисковый;
- объяснительно – иллюстративный: хоровые партитуры, нотные примеры, пропетые преподавателем и воспроизведение услышанного детьми;
- наглядный (слуховой и зрительный);
Методические приемы:
- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающихся, групповой и индивидуальный опрос;
- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
- образные сравнения как прием связи с жизненным опытом и образным мышлением обучающихся;
- юмор, одобрение, поощрение успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
- психологически комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;
- дифференцированный подход: учет индивидуальных особенностей обучающихся и учет уровня их музыкального развития.
Оборудование для организации занятия:
- фортепиано;
- стулья.
Дидактический материал:
- партитуры хоровых произведений.
Структура урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка цели и задачи урока.
III. Распевание. Подготовка голосового аппарата к пению.
IV. Основная часть (работа над интонацией в хоровых произведениях: р.н.п. «Жил у бабушки козел», муз. Г. Шайдуловой, сл. В. Степанова «Ветеранам»).
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.
Вступительное слово на тему:
«Певческая интонация в детском хоре»
Хоровое пение — основа музыкального обучения и воспитания детей в детских музыкальных школах и в детских школах искусств. Оно является для массы обучающихся активной и доступной формой музыкальной деятельности, в процессе которой наиболее органично развиваются музыкальные способности детей — слух, голос, музыкальное чувство, музыкальное мышление и художественный вкус.
Одной из первостепенных задач в работе с детским хором для педагога – хоровика является работа над интонацией. Интонация или интонирование в пении – это точное воспроизведение звуков по высоте. Проще говоря - это чистое пение, без фальши, точное попадание в ноты. Правильная интонация – это чистота пения мелодии и четкая координация звуковысотного слуха и голоса. Способность воспринимать, узнавать и воспроизводить звуки разной высоты, то есть чувствовать чистоту интонации, строя называется интонационным слухом. Также его можно назвать звуковысотным слухом.
Каждый педагог, начиная работать с обучающимися младшей группы хора, нередко сталкивается с детонацией.
Основные причины детонации.
Причины детонации коренятся в различных областях слуховых и исполнительских навыков (если только речь не идёт о заболеваниях дыхательной системы, речевого аппарата, голосовых связок, физиологических расстройствах слуха).
Причиной может быть:
- нелюбовь к пению, стеснительность;
- апатия или наоборот, чрезмерная активность обучающегося;
- слабость слухового внимания;
- неумение ясно и чётко представить себе мелодию, неумение её воспроизвести, а также оценить своё пение (при этом ребёнок может замечать либо не замечать свои ошибки), то есть отсутствие координации между слухом и голосом;
- мышечная зажатость, болезненное или утомлённое состояние голосового аппарата, а также преобладание восприятия музыки (воздействие средств теле и радиовещания) в ущерб практическому пению.
В том случае, если причины не связаны с физической патологией, для многих обучающихся проблема чистого интонирования, как правило, вполне разрешима при условии систематичности занятий и постоянства педагогического контроля.
Большое значение для чистого интонирования имеет правильно подобранный репертуар, сложность музыкального языка которого должна точно соответствовать возрасту обучающихся данной группы хора.
Также на процесс интонирования оказывают влияние:
- гармоническая структура (простая, сложная) произведения;
- фактура произведения;
- степень сложности изложения поэтического текста (его вокальность, лингвистические и орфоэпические особенности);
- состав исполнителей (наличие или отсутствие солистов, сопровождения);
- степень сложности исполнительного плана (место, роль и значение общей и частных кульминаций).
В практической работе с хором процесс выстраивания точной интонации является для исполнителей кропотливой слуховой работой, требующей непрекращающегося внимания к воспроизведению каждой ноты, каждого звука. Сюда же можно отнести умение обучающихся слышать и оценивать собственное пение и пение окружающих, а также понимать вокальную организованность хорового звучания. Певческая интонация — предмет нескончаемых забот, долгого, напряжённого труда преподавателей пения и хормейстеров.
Как уже было сказано выше, координация слуха и голоса для чистого интонирования имеет решающее значение. Следовательно, слух и звукоизвлечение неразрывно связаны между собой.
Исходя из этого, в процессе интонирования можно выделить несколько этапов:
- предварительное слуховое представление заданного внешнего звука;
- поступление сигнала к воспроизведению звука;
- контроль реального звучания;
- при необходимости, исправление высоты взятого звука.
Это значит, что перед началом пения исполнитель должен услышать некий интонационный эталон (звук инструмента, голос педагога), затем его нужно сначала перевести во внутренний слух и точно повторить его «про себя». При недостаточно развитом слухе повторяемый в уме звук окажется нечётким. Важную роль в воспроизведении точной высоты заданного звука играет способность к представлению. Представление — это след восприятия, чувственное отражение действительности, то есть «образ» предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаем. После того, как во внутреннем слухе образовалось очень чёткое звуковысотное представление, даже правильно функционирующий вокальный аппарат может не сразу точно воспроизвести заданный звук. Поэтому педагог должен постоянно работать над координацией слуха и голоса у обучающихся, чтобы достичь чистого интонирования при исполнении хоровых произведений.
Для выразительного чистого пения большое значение имеет развитие способности воспринимать звуковысотные отношения в определённых ладовых взаимосвязях, а также развитие слухового самоконтроля, который позволяет услышать повышение или понижение мелодической линии, чистоту восприятия мелодии, ощутить ладовую основу.
Чистота интонирования в детском хоре зависит так же от чистоты интонирования унисона. В самом начале работы над унисоном хормейстер должен определить качественное состояние каждого певца - внимательное отношение к любой ноте, поющейся в унисон. Дирижёру важно уметь предугадать перспективность вокального развития обучающихся, так как интонационная восприимчивость хористов на раннем этапе их становления бывает разной и воспитывается долго. Воспитание унисонного пения способствует зарождению хорового ансамбля и хорового строя. Чрезмерно важно при этом научить певца слышать свой голос в сочетании с голосами других певцов.
В таком случае перед певцом встаёт проблема приобретения навыков пения в ансамбле: умение слышать не только себя и свою партию, но и сливаться своим голосом с общим звучанием хоровой партитуры. Это одна из главных задач хормейстера с первых дней работы с хором. Особенно трудно этого добиться в процессе работы с детским хором, поскольку качество произвольного слухового внимания у детей низкое и очень неустойчивое. Поэтому работа с хором невозможна без достижения чистого унисона. В процессе работы над произведением возникает сложная задача, суть которой заключается в том, чтобы в репетиционной работе добиться чистого интонирования интервалов вокальным унисоном, образованным хоровой партией, группой партий, всем хором. Такая работа должна вестись не только на начальном этапе, но и в течение всего обучения.
Хоровое пение – искусство массовое, оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей.
Поэтому, анализируя все выше сказанное, можно сделать вывод, что достижение чистой интонации — одна из актуальных проблем и первостепенных задач музыкального исполнительства и педагогики. Без точного воспроизведения высоты звуков не может быть выразительного и художественного исполнения хорового произведения.
Учитывая актуальность данного вопроса, сегодня я хочу посвятить наш урок работе над интонацией.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (1 минута).
Приветствие детей, эмоциональный настрой на работу на уроке.
II. Постановка цели и задачи урока (1 минута).
III. Распевание. Подготовка голосового аппарата к пению (9 минут).
Упражнения на артикуляцию и развитие певческого дыхания, вокально – хоровые упражнения.
Упражнения на артикуляцию
(из фонетического метода развития голоса В. Емельянова)
Покусали верхнюю губу, нижнюю губу.
Покусали кончик языка, весь язык.
Пожевали язык с двух сторон.
Делаем языком круговые движения между губами и зубами.
«Протыкаем» языком верхнюю губу, нижнюю губу.
Пощелкали языком, изменяя форму рта.
Вытянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
Изобразили Скруджа Магдака – улыбнулись, после чего вытянули вперед губы.
Поставьте указательные пальцы горизонтально под глаза и попытайтесь приподнять пальцы мышцами лица.
Выполняем круговые движения нижней челюстью: вперед, вправо, назад, влево, вперед.
Упражнения на развитие певческого дыхания
Упражнение №1. Вдох с задержкой дыхания, активный выдох на согласную «с».
Цель: следить за тем, чтобы вдох был коротким, энергичным, без поднятия плеч, с небольшой задержкой.
Упражнение №2. Вдох с задержкой дыхания, долгий, упругий выдох на согласную «с» со снятием на опоре, вытолкнув звук.
Цель: следить за качеством вдоха и добиваться равномерного, постепенного и продолжительного выдоха с последующим активным снятием его на опоре с помощью мышц диафрагмы.
Упражнение №3. Вдох с задержкой дыхания, выдох на согласную «с» короткими длительностями, не добирая дыхания, затем на длинную согласную «с» и снятие на опоре.
Цель: следить за качественным исполнением вдоха, активной работой мышц диафрагмы во время выдоха короткими длительностями и снятием звука на опоре.
Скороговорки
Из – под топота копыт пыль по полю летит;
до, ре, ми, фа, соль, фа, ми, ре;
ре, ми, фа, соль, ля, соль, фа, ми ре.
Вокально-хоровые упражнения.
Упражнение №1. Пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «м» в объеме терции.
Цель упражнения: разогреть «вокальную маску», почувствовав правильные резонаторные ощущения - вибрацию тканей носа, губ, тем самым настраивая голосовой аппарат на головное звучание. Эта вибрация раздражает чувствительные нервные окончания, которые в свою очередь вызывают ответную реакцию – значительное повышение тонуса голосовых мышц, их работоспособность. Очень важно следить за техникой исполнения данного упражнения: мягкие губы должны смыкаться неплотно, зубы должны быть слегка разомкнутыми, несколько опущена нижняя челюсть (ощущение небольшого зевка). Следить за атакой звука, которая, всякий раз после возобновления дыхания, должна быть мягкой и интонационно точной, т. е. без подъезда. Это упражнение можно петь с постепенным ослаблением и усилением звучания голоса, постоянно ощущая резонирование в области маски.
Упражнение №2. Данное упражнение исполняется легким стаккатированным звуком на слог «ку» по звукам мажорного трезвучия сверху вниз, начиная от соль1 октавы.
Цель: активизировать краевое смыкание голосовых складок в момент атаки звука, что лежит в основе правильного звукообразования (исключает сип и «подъезды» к звуку, т. е. обеспечивает интонационно точное начало его). Добиваться легкости стаккато, которое обеспечивается мягкой певческой атакой звука без перегрузки, что исключает появление каких – либо мышечных зажимов или форсировку звука и помогает выработать округлое, светлое головное звучание.
Объясняя детям задание, я использую различные образные сравнения, понятные им, например: звуки - капельки или искорки, звуки - недотроги, как одуванчики, легко, воздушно и т. п.
Упражнение №3. Пение развернутого трезвучия снизу вверх и сверху вниз на гласные «я - а».
Цель: следить за ровностью звучания голоса на всем диапазоне, развивая его, с сохранением высокой позиции, укреплять дыхание, добиваться гибкости и звучания и подвижности голоса, следить за чистотой интонации, качеством звучания и свободой при исполнении данного упражнения.
Упражнение «№4. Поступенное движение мелодии в объеме квинты снизу вверх при сочетании букв «ви – а».
Цель: расширение певческого диапазона при соблюдении ровного звучания голоса за счет сглаживания регистров, развитие дыхания и кантилены; избегая тусклого и глухого звучания, следить, при переходе на гласный «а», округляя его, за перенесением резонирования в области маски на гласном «и» и добиваться динамической гибкости.
Упражнение №4. Данное упражнение исполняется на гласные «я» и «а» в объеме сексты.
Цель: активизировать дыхание, внимательно следя при этом за атакой звука и высокой позицией, добиваясь единой манеры исполнения при звукообразовании, следить за ровностью и округлостью звучания голоса на всем диапазоне, расширяя его, добиваться подвижности и гибкости голоса.
Упражнение №5. Пение слогов «ма-мэ-ми-мо-му» на одном звуке (двухголосие).
Цель: добиваться единой округлой манеры формирования гласных, перенося правильную вокальную позицию с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных, следить за ровностью звучания голоса на опоре, добиваться кантилены, чистого исполнения унисона в партиях и развивать навык двухголосного пения.
Упражнение №6. Поступенное интонирование в объеме квинты вверх и вниз с названием нот: до, ре, ми, фа, соль.
Цель: добиваться четкой дикции, хорошей артикуляции при исполнении данного упражнения в темпе allegretto лёгким светлым звуком в высокой позиции.
Пауза для отдыха (5 минут)
IV. Основная часть (20 минут).
Работа над интонацией в хоровых произведениях: р.н.п. «Жил у бабушки козел», муз. Г. Шайдуловой, сл. В. Степанова «Ветеранам»).
Русская народная песня «Как у бабушки козел»
- пение на слог «ку» с целью выравнивания звука и пения в высокой вокальной позиции;
- работа над унисоном в каждой партии и прорабатывание трудных мест;
- работа над первым звуком в начале и унисоном в конце произведения;
- работа над интонированием нисходящего хода в начале произведения;
- работа над двухголосием (отработка отдельных мест произведения вне ритма с целью чистого интонирования двухголосия при соблюдении единой манеры звукообразования);
- работа над дикцией, артикуляцией;
- работа над фразировкой;
- работа над темпом (постепенное ускорение темпа в каждом куплете);
- работа над одновременным вступлением и снятием звука обучающимися по жесту хормейстера;
- выразительное исполнение русской народной песни «Жил у бабушки козел» полностью.
Музыка Г. Шайдуловой, слова В. Степанова
«Ветеранам»
- работа над звуком (объяснить обучающимся разницу между качеством звука хоровых произведений р.н.п. «Как у бабушки козел» и «Ветеранам»);
- интонационная работа в каждой партии (пение в высокой вокальной позиции, правильное интонирование нисходящих ходов, скачков);
- работа над сглаживанием регистров;
- работа над качественным звучание голосов обучающихся при пении в низкой тесситуре;
- работа над двухголосием (отработка отдельных фрагментов произведения вне ритма);
- работа над одновременным вступлением и снятием звука обучающимися по жесту хормейстера;
- работа над темпом (отработать агогические изменения темпа, замедление по жесту хормейстера);
- работа над дикцией, артикуляцией (тщательное проговаривание текста в ритме с акцентированием внимания обучающихся на согласные буквы, на соединение слов, окончания и смысловое ударение на вершине фразы);
- работа над динамическими оттенками в произведении.
Перемена с проветриванием помещения (5 минут)
V. Подведение итогов (3 минуты).
Выразительное исполнение музыкального произведения Г. Шайдуловой на слова В. Степанова «Ветеранам» полностью.
VI. Домашнее задание (1 минута).
Задание на дом:
- работать над двухголосием - петь свою партию, а другую играть. Все это делать одновременно;
- выразительно исполнять свою партию на музыкальном инструменте.