План открытого урока теоретического обучения
Специальность 43.02.01 «Поварское и кондитерское дело»
Группа ПКД23-2
Дата проведения: 21.10.2024г.
Тема урока: «Метаквиз «Творим с любовью» по микробиологии и охране труда».
Цели открытого урока:
Обучающая: Закрепить полученные знания о санитарных нормах и правилах, действующих на предприятиях общественного питания. Сформировать понимание важности соблюдения производственной санитарии для обеспечения безопасности и качества продукции.
Развивающая: Развивать профессиональные умения и навыки, применение полученных знаний на практике.
Воспитательная: Прививать студентам интерес к специальности, предмету, умения общаться и сотрудничать, нести ответственность за конечный результат.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Вид урока: Практический.
Методы проведения урока: словесный (беседа), наглядный (демонстрация слайдов презентации), практический (выполнение заданий).
Межпредметные связи: Охрана труда, микробиология, физиология питания.
Материально-техническое оснащение : проектор, бумага, ручки, раздаточный материал.
Литература, дидактический материал:
Рубина, Е.А. Микробиология, физиология питания, санитария: Учебник / Е.А. Рубина, В.Ф. Малыгина. - М.: Форум, 2019. - 320 c.
Мартинчик, А.Н. Микробиология, физиология питания, санитария: Учебник / А.Н. Мартинчик. - М.: Academia, 2018. - 480 c.
Калинина В.М. Охрана труда на предприятиях пищевой промышленности : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М.Калинина. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2020. — 320 с.
Ход урока
№ | Структурные элементы урока | Время | Мотивация | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1 | Организационный момент | 5 мин | Начальная мотивация: сообщение темы и целей урока. | Организует внимание студентов. Деление студентов на команды. | Староста группы сообщает преподавателю о явке и готовности студентов к уроку. Придумывают название и девиз команд. |
2 | Актуализация знаний | 20 мин | Проверка знаний у студентов Пройденного материала. Викторина. | Викторина по теме: «Производственная санитария и гигиена» | Отвечают на вопросы учителя по командам в специальные бланки ответов. |
3 | Основная часть | 30 мин | Самостоятельная работа студентов. Выполнение практической работы. | Преподаватель обходит рабочие места дополнительно инструктирует по заданию. | Командная работа студентов над выполнением практического задания. |
4 | Закрепление материала | 15 мин | Закрепление полученных знаний, навыков и умений. Рефлексия. | Преподаватель задает вопросы студентам по пройденной теме «Производственная санитария и гигиена» | Слушают. Отвечают. |
5 | Информирование о домашнем задании, инструктирование по его выполнению. | 5 мин | Закрепление полученных навыков и умений по теме «Производственная санитария и гигиена» | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. | Слушают. |
6 | Подведение итогов урока | 5 мин | Анализ урока. Оценка знаний. | Преподаватель подводит итоги практического урока, отмечает отличившихся студентов, разбирает ошибки допущенные в ходе урока. Отмечает, достигнута ли цель урока. | Анализируют делают выводы. |
Ход урока:
1. Организационный момент:
В настоящее время очень трудно переоценить роль знаний по микробиологии и охраны труда в профессиональной деятельности повара. Без них нельзя сохранить высокое качество пищевых продуктов и предотвратить потребление продуктов, содержащих возбудители пищевых заболеваний и отравлений.
Мы с вами длительное время изучали охрану труда и основы микробиологии. На сегодняшнем занятии мы попытаемся вспомнить, повторить изученное, еще раз систематизировать разнообразные сведения о производственной санитарии и гигиене. А проведем это мы с вами в форме игры – соревнования - квиза. Ваша группа разделена на четыре команды, каждая из которых будет участвовать в разнообразных конкурсах. Я думаю, проигравших в нашей игре не будет, т.к. цель ее – устранить существующие пробелы в усвоенных вами знаниях.
2. Актуализация знаний:
1. Санитарно-эпидемиологические правила к организациям общественного питания разрабатываются с целью:
а) предотвращения возникновения и распространения инфекций и отравлений;
б) определения основных требований к устройству предприятия;
в) определения основных требований к условиям транспортировки;
г) определения основных требований к условиям хранения;
д) все вышеперечисленное верно.
2. Санитарные правила распространяются на:
а) строящиеся организации общественного питания;
б) на действующие организации общественного питания;
в) на ведомственные организации общественного питания;
г) на частные организации;
д) все перечисленное верно.
3. Зоной комфорта для человека считается сочетание следующих факторов:
а) t=13-15оС, относительная влажность воздуха 40-50%, скорость движения воздуха 0,1 м/с;
б) t=10-12оС, относительная влажность воздуха 60%, скорость движения воздуха 0,2 м/с;
в) t=18-20оС, относительная влажность воздуха 80%, скорость движения воздуха 0,3 м/с;
г) t=18-20оС, относительная влажность воздуха 40-60%, скорость движения воздуха 0,3 м/с;
д) t=25-27оС, относительная влажность воздуха 70%, скорость движения воздуха 0,1 м/с.
4. Мусоросборники очищаются при заполнении не более … их объема:
а) 1/2;
б) 1/4;
в) 2/3;
г) 1/3;
д) 1.
5. В организациях общественного питания можно использовать воду…
а) из системы водяного отопления;
б) из централизованной системы водопровода;
в) привозную;
г) из внутреннего водопровода с водозабором из артезианских скважин, колодцев;
д) из любых наземных источников.
6. Стены производственных помещений отделываются:
а) на высоту 1,7 м - облицовочной плиткой;
б) на всю высоту - оклеиваются обоями;
в) на всю высоту - белятся;
г) на высоту 1,7 м – материалами, выдерживающими дезинфекцию и уборку;
д) на высоту 1,5 м - деревянные.
7. Естественное освещение в организациях общественного питания должно быть обязательно:
а) в складских помещениях;
б) в гардеробе;
в) в санузлах;
г) в зале для посетителей;
д) в производственных помещениях.
8. Пол в производственных помещениях может быть:
а) паркетный;
б) из водонепроницаемой плитки;
в) деревянный;
г) из любого водонепроницаемого материала;
д) цементным.
9. Дезинфекция – это…
а) уничтожение насекомых;
б) уничтожение яиц и личинок гельминтов;
в) истребление грызунов;
г) обеззараживание;
д) способы уничтожения возбудителей инфекций.
10. В организации общественного питания в качестве дезинфицирующих средств применяются:
а) соли ртути;
б) хлорная известь;
в) уксусная кислота;
г) формалин;
д) кипящая вода.
11. Текущая уборка помещения производится:
а) один раз в неделю;
б) по мере необходимости;
в) в конце рабочего дня;
г) один раз в два дня;
д) один раз в месяц.
12. В обеденном зале уборка столов производится:
а) два раза в день;
б) в конце рабочего дня;
в) в начале смены;
г) после каждого посетителя;
д) в свободное время.
13. Основные принципы проектирования производственных помещений:
а) соблюдение поточности технологических процессов;
б) обеспечение максимально коротких грузопотоков;
в) исключение встречных потоков сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции;
г) исключение встречного движения посетителей и персонала;
д) все вышеперечисленное верно.
14. Заражения людей зоонозами происходит:
а) после употребления несъедобных грибов;
б) в результате простуды;
в) при контакте с больными животными;
г) при употреблении необезвреженных пищевых продуктов;
д) при отравлении ядохимикатами.
15. Возбудителями пищевых отравлений являются:
а) туберкулезная палочка;
б) сальмонеллы;
в) молочно-кислые бактерии;
г) бруцеллёз;
д) холерные вимбрионы.
16. Инкубационный период заболевания - это:
а) период с момента проникновения микроба – возбудителя в организм до появления первых признаков заболевания;
б) клинический период;
в) период выздоровления;
г) летальный исход;
д) скрытый период.
17. Сибиреязвенная бацилла (сибирская язва) - это:
а) постоянный обитатель кишечника человека;
б) микроорганизм, вызывающий порчу продуктов;
в) возбудитель зооноза;
г) возбудитель незначительного пищевого отравления;
д) нормальная микрофлора мясных продуктов;
е) возбудитель острой инфекционной болезни.
18. К микотоксикозам относятся:
а) дизентерии;
б) эрготитизм;
в) алиментарно- токсическая алейкия;
г) бруцеллез;
д) отравления «пьяным хлебом».
19. Возбудителем афлотоксикоза являются:
а) яд бледной поганки;
б) грибы рода Penicilium;
в) соланин;
г) нитраты;
д) грибы рода Aspergillus.
20. Условия труда, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности:
а) допустимые условия;
б) оптимальные условия;
в) опасные условия;
г) вредные условия;
д) отличные условия.
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
д | д | г | в | б | г | г | г | д | б | в | г | д | в | б | а | е | д | д | б |
Команда получает 1 балл за правильный ответ.
3. Основная часть:
1. Задание: Практическая работа:
А) Правила мойки рук. Составить в правильном порядке этапы мойки рук (раздаточный материал).
Количество ошибок | Количество баллов |
0 | 3 |
1 | 2 |
3 | 1 |
Б) Товарное соседство.
Заполнить колонки таблицы, вписывая цифрами предложенные продукты в нужные графы.
Хорошее сочетание | Допустимое сочетание | Плохое сочетание |
| | |
Творог | Горох |
Хлеб | Сахар |
Рис | Яйца |
Бобы | Сыр |
Орехи | Сухофрукты |
Сливки | Фисташки |
Кондитерские изделия | Гречневая крупа |
Картофель | Лимон |
Апельсин | Зерновые изделия |
Масло растительное | Помидоры |
Ответы:
Хорошее сочетание | Допустимое сочетание | Плохое сочетание |
2,3,8,9,17,18,20 | 4,5,11,14,19,16 | 1,6,7,12,13,14,15,20 |
Количество баллов:
Количество совпадений | Количество баллов |
20 | 5 |
15 – 19 | 4 |
10 – 14 | 3 |
ниже 10 | 2 |
В) Перечислите отрицательные стороны в предложенном варианте хранения продуктов.
№ п/п | Отрицательные стороны хранения продуктов |
| |
| |
| |
| |
| |
Перечислите положительные стороны в предложенном варианте хранения продуктов.
№ п/п | Положительные стороны хранения продуктов |
| |
| |
| |
| |
| |
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
2. Задание: Найти нарушения норм охраны труда на картинах известных художников.
Бурлаки на Волге. И.Е. Репин
Тройка. Василий Перов
Новичок. Иван Богданов.
Октябрь. Серов.
Чайки над Камой. Скабеев.
Строительство МКАД. Богатырёв.
Команда получает 1 балл за правильный ответ.
3. Задание «Антинструкция по охране труда по должности повара-кондитера»
Участникам игры предлагается написать Антиинструкцию по охране труда по должности повара-кондитера, т.е. возвести в ранг величия все возможные нарушения, которые могут быть на рабочем месте. Победит команда, выявившая наибольшее количество возможных нарушений.
Команда-победитель получает 3 балла.
4. Задание: Каждой команде по очереди зачитываются 5 подсказок по одной из групп микроорганизмов (бактерии, дрожжи, плесени, вирусы). Чем быстрее ответ, тем больший балл зарабатывает команда. Максимальный балл -5
(бактерии)
Это одноклеточные организмы.
При неблагоприятных условиях образуют споры.
На поверхности некоторых из них имеются нитевидные образования – жгутики.
Вызывают такие заболевания, как дизентерия, холера, брюшной тиф, дифтерия.
По форме могут быть шаровидными, полочковидными и извитыми.
(плесневые грибы)
Это одноклеточные или многоклеточные организмы.
В клетках имеются одно или несколько ядер.
Клетки этих организмов имеют форму вытянутых переплетенных нитей и называются «гифы».
Скопление клеток образует тело – «мицелий».
Эти организмы используются при производстве сыров «Рокфор», «Камамбер».
(дрожжи)
Это одноклеточные неподвижные микроорганизмы.
Они имеют четко выраженное крупное ядро.
Клетки бывают круглые, овальные, палочковидные без выростов.
В благоприятных условиях активно размножаются прежде всего почкованием.
Они способны расщеплять (сбраживать) сахара до спирта и углекислого газа.
(вирусы)
Паразитические нуклеотидные комплексы.
Не могут существовать самостоятельно.
При своём размножении повреждают клетку хозяина.
Имеют в своем составе одну молекулу нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК)
Патогенные, вызывают заболевания: СПИД, рак, гепатит, корь и т.д.
(спорынья)*
Паразит злаковых культур.
Образует темные твёрдые склероции в завязи растения-хозяина в виде темно-фиолетового рожка.
Попадая в организм с хлебом, блюдами из круп, яд вызывает хроническое пищевое отравление.
В результате поражается нервная система, нарушается кровообращение.
Обнаружить признаки повреждения злаков можно во время созревания, когда в колосках на месте зерновок формируются маточные рожки темно-фиолетового или черного цвета.
Дополнительные задания:
5. Задание: Закончить фразу
Первой отвечает команда, которая быстрее подняла руку.
За каждый правильный ответ – 1 балл
Первой отвечает команда, которая быстрее подняла руку.
1.Микробы были открыты голландским учёным ……. (Левенгуком).
2.Больше всего микробов находится в ….. (почве).
3.Защитный механизм организма – это…….(иммунитет).
4.Микробы, вызывающие заболевания людей называются ….(патогенными).
5.Микроорганизмы, используемые в сыроделии, называются …..(плесени).
6.Болезнью «грязных рук» называют …..(дизентерию).
7.В позеленевшем и проросшем на свету картофеле накапливается ядовитое вещество …..(соланин).
8.Нитриты и нитраты используются в качестве пищевых добавок для фиксации розового цвета в производстве ….(колбасных изделий).
6.Задание. Ребусы.
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
щиток | Плесневые грибы | плакат | пинецилл | Охрана труда | мукор | микроорганизм | кодекс | инженер | журнал | дрожжи | вирусы | бактерии |
Преподаватели: Е.В. Трифоненко
А.И. Скляр