СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План открытого урока русского языка в 6 классе на тему " Правописание букв о и а в корнях -кас--кос-."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План открытого урока русского языка в 6 классе на тему " Правописание букв о и а в корнях -кас--кос-."»

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: Буквы о и а в корне -кос- - -кас-.

Цели урока: ознакомление с правописанием слов с корнями –кос- - -кас-,

ознакомление с лексическим значением слов с корнем –кос- - -кас-,

развитие орфографической зоркости учащихся,

развитие речи учащихся.


Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Повторение изученного.


Без шу.. з..лёных и з..лёных шапок

Кусты сб..жались на сырой мысок.

Как отпечатки лё..ких птич..их лапок,

Тень веточек л..жится на песок.


-Назвать в словах пропущенные буквы, объяснить условия выбора вставленных орфограмм.

-В словах зелёных, сбежались, ложится назовите корень.

-Подберите к ним однокоренные слова.

-Какие слова называются однокоренными?

-Что такое корень?

-Какие слова в тексте употреблены в переносном значении?

-В каком слове гласную в корне нельзя проверить? Почему?


Корни с чередованием нельзя проверять ударением!

-Синтаксический разбор 1-го предложения (самостоятельно)


Б ез шуб зелёных и зелёных шапок кусты сбежались на сырой мысок.


-повествовательное

-невосклицательное

-распространённое

-однородные дополнения


3.Работа над новым материалом.

1) работа с таблицей

коснуться касаться

прикоснуться прикасаться

прикосновение касание


-Прочитайте слова 1-го столбика. Какая гласная пишется в корнях?

-Прочитайте слова 2-го столбика. Какая гласная пишется в корне? ---Какой суффикс в этих словах?

-Попробуйте определить, когда в безударном положении в корне –кос- - -кас- пишется а, о?

-Можно ли эти слова проверять ударением? Почему?



2) работа с правилом по учебнику стр. 46.

-Прочитайте правило. От чего зависит выбор буквы в корне –кос- - -кас-?



3) сравнение с корнем –лаг- - -лож-.



Нет-а-

Есть-а-

О

А

-кос- прикоснуться

-кас прикасаться

-лож- положить

-лаг излагать



4) значение слов с корнем –кос- - -кас-.



1.Дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь.


Игрок коснулся клюшкой мяча.





2.Затронуть в разговоре, в письме какую-либо тему.




Лектор лишь коснулся этой проблемы, но решить её не смог.





3.Иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь, быть причастным.

Соблюдение правил дорожного движения касается всех.



- Относятся ли слова кость, косой, коса к орфограмме № 26?


5) Итак, тема урока: « Буквы о и а в корне –кос- - -кас-. Запишите тему урока в тетрадь.

-Какие учебные задачи мы должны поставить перед собой?

-научиться правильно писать слова с корнем –кос- -кас-,

-учиться находить слова с этим корнем и отличать их от слов , которые к данной орфограмме не относятся.


6) Работа в тетради. Выполнение упр. 109, 110.

Касается, прикасайтесь, касанием, коснулось, соприкоснулись, прикоснулась.

Прикоснулась – разбор по составу.

Лодки – фонетический разбор.


4.Упражнение-размышление : «Есть ли корень -кос- - -кас-?»

1 2 3

лёгкое прик..сновение к..снуться воды меня не к..сается

ск..сить траву к...сой бросился наутёк к..ситься на соседа

к..солапый мишка новая к..силка к..снулся вопроса к..саетсявсех начертить к..сательную прик..саться к ране

к..стяной гребешок заплести к..сички большая к..сть


5.Итог урока. Рефлексия.

-Какие корни с чередованием мы изучили?

-Вспомним ещё раз, от чего зависит выбор гласной буквы в этих корнях.


От согласной


От суффикса

Есть ст, щ ?


Есть суффикс -а- ?

Да

Нет


Да

Нет

Пиши: -раст-

Пиши: -рос-

Пиши: -лаг-

Пиши: -лож-

-ращ-


-кас-

-кос-


-Когда в корне –кос- - -кас- пишется а, когда о?

-Какие лексические значения имеют слова с корнем –кос- - -кас-?


6. Домашнее задание. § 21, упр. 111.