План открытого урока 19.04.2019 г.
Тема: Восстание Спартака
Цели: Дать представление о причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно анализировать изучаемые события, делать выводы, правильно показывать на карте объекты; помочь выработать собственное отношение к рассматриваемым событиям. Работая с картой Древнего Рима, актуализировать географические знания по темам «Материки», «Части света», «Стороны Света».
Планируемые результаты: предметные: овладеть целостными представлениями о гладиаторах; объяснить причины восстания Спартака; работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; давать образную характеристику Спартака; закрепить географические знания по темам «Материки», «Части света», «Стороны Света». метапредметные УУД: организовать взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; выражать своё отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Оборудование: КП, проектор, мультимедийная презентация, учебный фильм, учебник, контурная карта, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
Организационный момент (2 мин)
Запись в тетради: число, тема, дата 73-71 г.до н.э
Мотивационно-целевой этап. (5 мин)
Смотрим учебный фильм по теме «Восстание Спартака» (3 минуты). В фильме говорится о тяжёлой участи гладиаторов, о ходе восстания Спартака и его поражении, но не раскрывается личность Спартака, не объясняются причины восстания и причины поражения.
Ребята, событие, о котором сегодня пойдет речь, потрясло не только Древний Рим. Его эхо звучит и сейчас. Восстанию Спартака посвящались и посвящаются картины, книги, фильмы, музыка и даже поставлен балет. Чем же так знаменательно это событие? Почему восстание Спартака стало возможным и почему оно закончилось поражением восставших? Каким был Спартак? Как он стал гладиатором, как погиб? Чтобы ответить на эти вопросы мы вновь отправимся сегодня в Древний Рим, побываем на Везувии, в Альпах и станем свидетелями захватывающих событий.
Но для этого нам необходимо обратиться к географии и вспомнить, на каком материке находится Италия, в какой части света, на каком полуострове? Откройте учебник на стр. 245, посмотрите карту восстания Спартака, найдите город Капуя, вспомните стороны света и скажите, на каком побережье полуострова он располагается.
ПЛАН УРОКА
Личность Спартака.
Причины восстания.
Ход восстания, итоги, причины поражения.
Работа по теме урока
Демонстрация презентации. Работа по ходу демонстрации с историческими документами и контурной картой, совместное с детьми обсуждение отдельных вопросов.
1.Личность Спартака. Работа с историческим источником (5 мин)
Итак, восстание возглавил Спартак. А кем же он был? Какие качества позволили ему возглавить восстание? Что об этом говорит исторический источник. Давайте, почитаем, что пишет древнегреческий писатель Плутарх (дети читают источник).
2.Причины восстания. (5 мин)
Дети с помощью учителя ищут правильный ответ.
Чтобы определить причины восстания, вспомним:
много ли было рабов в Риме? (Много)
каково было их положение? (Тяжелое)
Выводим причины:
Скопление большого количества рабов
Жестокое отношение к рабам
Предположите, какие цели были у восставших? (Получить свободу)
3. Ход восстания, его итоги, причины поражения (10 минут)
Учащиеся смотрят презентацию и сами, с помощью учителя, выводят причины поражения Спартака. Вместе подводят итоги.
Работа на закрепление материала в парах (8 минут).
Выполнить задание на определение последовательности событий
Выполнить задание по тексту (вставить пропущенные слова)
Выполнить задание по контурной карте
(Количество заданий на закрепление могут варьироваться от трёх до одного).
Проверка заданий (4 мин.)
Первые три пары, которые сдали свои работы, получают оценки за письменные задания, остальные оценивают сами свою работу на уроке.
Работа с персоналиями (4 мин.)
Запись в тетради:
1.Спартак -
2.Лукулл, Помпей, Красс -
(Дома с помощью учебника дать определения этим персонам).
Озвучивание оценок классу за работу на уроке (1 мин.)
Домашнее задание (1 мин).
Прочитать параграф 51. Дать определение основным персонам.
По желанию: рассказ о восстании от лица одного из восставших рабов+рисунок.