ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46)
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
(ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА)
по УП.01 профессионального модуля ПМ.01 Выполнение сварочных работ ручной дуговой сваркой (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом простых деталей неответственных конструкций в группе № 6. СРДС. П5.24
по профессии 19906 «Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом»
Тема: «Упражнения по сварке пластин внахлестку в нижнем положении».
| Составитель: Зайцев Михаил Юрьевич, мастер производственного обучения |
2023г.
РАССМОТРЕНО на методической комиссии филиала №6 ФКП образовательного учреждения № 46 Протокол от « » 2023 г. № 6/ | УТВЕРЖДАЮ Врио заведующего филиалом №6ФКП образовательного учреждения № 46 _______________В.Ю. Львов «___» __________ 2023г. |
ПЛАН УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Дата проведения:20 ноября 2023г
Место проведения: мастерская сварочная для сварки металлов
Время проведения вводного инструктажа: 45 минут
Мастер производственного обучения: Зайцев Михаил Юрьевич
Раздел 2 ПМ 01.: Выполнение ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом конструкций простых деталей неответственных конструкций -168 часов Тема программы: Технология электродуговой сварки -114 часов
Тема урока: «Упражнения по сварке пластин внахлестку в нижнем положении»
Тип урока: комбинированный урок
Вид урока: изучение и отработка трудовых приемов и операций.
Дидактическая цель урока: Формирование и усвоение приемов сборки и сварки пластин внахлестку в нижнем положении сварного шва, обеспечивая провар основного металла. Усвоение технологии выполнения дуговой сварки; подбор режима сварки и сварочных материалов. Формирование у обучающихся профессиональных навыков при выполнении сварки.
Задачи урока:
Образовательная– научить обучающихся порядку выполнения сборки, постановки прихваток и сварки нахлесточных соединений
Развивающая– научить обучающихся анализировать технологический процесс порядка выполнения сборки, постановки прихваток и сварки нахлесточных соединений
Воспитательная – воспитывать у обучающихся аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к сварочному оборудованию и инструментам, формировать у обучающихся профессиональные навыки при сборке и сварке.
Производственно-техническая – научить обучающихся правильно пользоваться режимами сварочного оборудования, приспособлениями и технологической картой при сборке конструкций.
Методы обучения:
наглядные (показ трудовых приемов, демонстрация образцов, инструментов, материалов);
словесные (беседа, устное объяснение);
практические (самостоятельная работа по выполнению трудовых операций).
Межпредметные связи:
МДК.01.01.Подготовительные работы и сборочные операции при производстве сварочных работ Тема 1.1. Технология выполнения слесарных операций при подготовке металла к сварке. Урок № 3-4 «Основные виды слесарных операций при подготовке металла к сварке. Инструмент и приспособления слесаря». МДК. 01.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом Тема 2.8. Сборка конструкций под сварку. Урок № 95-96 «Способы сборки под сварку и применяемое оборудование, инструмент, оснастка». Тема 2.9. Технология ручной дуговой сварки покрытыми электродами . Урок №123-124 «Параметры режима ручной дуговой сварки». Урок №139-140 «Способы выполнения сварных швов в различных пространственных положениях» МДК.01.03 Контроль качества сварочных работ. Тема 10.Контроль качества сварных соединений. Урок №160 «Визуальный и измерительный контроль сварных соединений»
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
индивидуальная.
Материально-техническое и методическое обеспечение урока:
1. Инструкция по охране труда.
2. Сварочный пост дуговой сварки.
3. Сварочный трансформатор ТДМ 305, кабели, электрододержатель.
4. Электроды марки МР-3 диаметром 3 мм.
5. Щитки, маски, защитные очки, спецодежда.
6. Сварочный молоток.
7. Рулетки.
8. Чертилки.
9. Угольники.
10. Металлическая линейка 1000 мм.
11.Струбцины.
12. Щетка по металлу, слесарный молоток, зубило.
13. УШМ, отрезной круг, шлифовальный круг.
14. Металлические пластины размером 150 х 50х3 мм - 2 шт.
(10 комплектов).
15. Дидактический материал:
-контрольные вопросы с эталонами ответов (Приложение 1);
-алгоритм выполнения сварки нахлесточного соединения (Приложение 2);
-графическое изображение на доске нахлесточного соединения;
-контрольные образцы нахлесточных соединений;
-карта дефектов выполнения сборки и сварки деталей (Приложение 4);
-инструкционно - технологическая карта (Приложение 5);
-бланк карты контроля (Приложение 6);
- анкета (Приложение 9)
Краткая аннотация урока: Данная методическая разработка урока учебной практики ставит своей целью внедрение современных образовательных технологий в производственное обучение для формирования у обучающихся умения самостоятельно работать с информацией, принимать решения, работать в команде, ставить перед собой конкретные однозначные цели и действовать последовательно для получения результата.
Задачей мастера является, используя метод обучения в команде и опираясь на теоретические знания обучающихся по предметам и пройденным темам, а также, на ранее приобретённые ими навыки при наплавке валиков шва на пластины, сварке стыковых соединений, научить выполнять сборку и сварку нахлёсточного соединения, соблюдая технику безопасности и пожарную безопасность при выполнении электросварочных работ в сварочной мастерской.
Ход урока
Элемент структуры урока | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | Примечание по методике |
1.Организационная часть (3 - 5мин.) | Приветствую обучающихся, проверяю готовность к уроку: - посещаемость; - наличие рабочей формы и инструментов. | Приветствуют мастера, настраиваются на урок. | |
2.Вводный инструктаж (40 мин) 2.1.Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся. (5 мин) 2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков (10 мин) 2.3.Объяснение нового материала. Инструктирование обучающихся по ключевым вопросам темы. (25 мин.) 2.4 Выдача задания для выполнения практической работы | 2.1.Сообщаю: - тему, цели занятия; - значимость данной работы в изготовлении сварных конструкций Знакомлю: - с планом проведения урока; - инструментами и приспособлениями 2.2. Организую работу по повторению и закреплению ранее изученного материала- предлагаю ответить на следующие вопросы (Приложение№1): 1. Дать определение, что такое режим сварки? Какие показатели режима сварки относятся к основным, какие к вспомогательным? 2. Как правильно выбрать режим сварки? 3. Дать краткую характеристику основным режимам сварки: выбор силы сварочного тока, выбор диаметра электродов. 4. Что подразумевают под геометрическими размерами шва? 5. Какие требования предъявляют к геометрическим размерам шва? 6. Что называется корнем шва? 7. От чего зависит глубина проплавления металла? 2.3. Выдаю обучающимся раздаточный материал: - эталоны нахлесточного соединения; - карты технологической последовательности (Приложение №5); - карты дефектов выполнения сборки и сварки деталей (Приложение №4); Объясняю и выполняю последовательность сборки и сварки деталей Выдаю каждому обучающемуся индивидуальное задание (Приложение №7) Сообщаю время на выполнение практического задания. Напоминаю о соблюдении безопасных условий труда и организации рабочих мест (Приложение № 3) Сообщаю о критериях оценок за выполнение задания (Приложение №7). | Слушают, запоминают. Выполняют задание, отвечают. Слушают, воспринимают, запоминают последовательность выполнения операций сварки нахлесточного соединения. | Словесный (беседа) Словесный (беседа,опрос) Словесный (беседа, объяснение) Наглядно-демонстрационный. |
Мастер производственного обучения: ________________ М.Ю. Зайцев
Приложение № 1
Эталоны ответов
Дать определение, что такое режим сварки? Какие показатели режима сварки относятся к основным, какие к вспомогательным?
Режим сварки – это совокупность показателей, определяющих протекание процесса сварки. К основным показателям относятся сила сварочного тока (Jсв), диаметр электрода, напряжение на дуге (U), скорость сварки(е). К вспомогательным показателям относятся род и полярность тока, тип и марка покрытия электрода, угол наклона электрода, температура предварительного нагрева металла.
Как правильно выбрать режим сварки?
Выбор режима сварки сводится к определению диаметра электрода, в зависимости от толщины металла, и выбору силы сварочного тока.
Дать краткую характеристику основным режимам сварки: выбор силы сварочного тока, выбор диаметра электродов. Силу сварочного тока выбирают в зависимости от марки и диаметра электрода, при этом учитывают: положение шва в пространстве, вид соединения, толщину и химический состав свариваемого металла, температуру окружающей среды. Диаметр электрода выбирают в зависимости от толщины свариваемого металла, типа сварного соединения, положения шва в пространстве, размеров детали, состава свариваемого металла.
Что подразумевают под геометрическими размерами шва? Ширину и высоту шва.
Какие требования предъявляют к геометрическим размерам шва? Шов должен быть ровным по ширине и высоте. Усиление шва не должно превышать 3 мм.
Что называется корнем шва? Часть сварного шва, наиболее удаленная от его лицевой поверхности
От чего зависит глубина проплавления металла? От силы сварочного тока, угла наклона электрода, длины дуги, скорости сварки.
Приложение №2
Алгоритм выполнения нахлесточного соединения пластин толщиной 3мм.
Выбор заготовок, очистка от ржавчины, краски, масла |
Произвести очистку сварного шва от шлака |
Выполнить сварку нахлесточного соединения |
Произвести очистку сварного шва от шлака |
В ыполнить сварку нахлесточного соединения со стороны прихваток |
П роизвести очистку сварного шва от шлака |
Проверить качество сварки |
Приложение №3
Правила безопасности при ведении сварочных работ. Требования безопасности перед началом работы.
Надеть рабочую одежду, застегнуть куртку, штанины брюк напустить на обувь. Рукавицы должны плотно прикрывать рукава куртки.
Убрать волосы под головной убор.
Убрать все лишние предметы со стола сварщика.
Проверить исправность инструмента, приспособлений.
Проверить целостность кабелей, надежность крепления кабелей к источнику питания. Проверить защитное заземление.
Проверить надежность всех контактов в местах соединения проводов в сварочной цепи.
Установить силу сварочного тока.
Осмотреть электрододержатель и убедиться в надежности изоляции рукоятки от токоведущего кабеля, включить пусковой выключатель.
Требования безопасности во время работы.
1. Не кладите электрододержатель на поверхность стола.
2. Предохраняйте себя и работающих рядом лиц от воздействия излучения сварочной дуги: подавайте сигнал - предупреждение о зажигании дуги.
3. Сначала нужно закрыть лицо щитком или маской, только после того сварщик замыкает сварочную цепь, коснувшись концом электрода поверхности изделия. 4. Складывайте сваренные детали в определенное место.
Требования безопасности по окончании работы:
Произвести уборку рабочего места от производственного мусора. Прибрать вспомогательный инструмент.
Убедиться в отсутствии очагов возгорания.
Обо всех замеченных неисправностях сообщить мастеру производственного обучения.
Приложение №4
Карта дефектов сварного шва нахлесточного соединения
Дефект | Причины возникновения дефекта | Способ устранения дефекта |
Продольные и поперечные трещины | Несоблюдение режимов сварки | Место образования трещины удалить УШМ, образовавшуюся полость заварить. |
Поверхностная пора | Грязь на электроде, плохая зачистка места соединения | Удалить поверхностный слой абразивным инструментом, не нарушая требуемых размеров шва. |
Кратер | Внезапное прекращение процесса сварки без заварки кратера | Повторно заварить кратер. |
Непровар | Плохая зачистка свариваемых кромок, недостаточная сила тока, завышенная скорость сварки | Корень шва в месте дефекта вычищают и заваривают повторно. |
Подрезы | Плохая зачистка свариваемых кромок, завышенная сила тока. | Место подреза зачищают и подваривают шов |
Превышение выпуклости шва | Неправильный выбор параметров режима сварки, некачественная подготовка и сборка деталей под сварку. | Чрезмерную выпуклость удалить шлифовальным инструментом. |
Наплыв | Большой сварочный ток, излишняя длина дуги. | Удалить излишек металла шлифовальным инструментом, сделав плавный переход от металла шва к основному металлу. |
Прожог | Завышенная сила тока при недостаточной скорости сварки | Место прожога очистить от окалины и натеков, подготовить с помощью шлифовального инструмента и подварить повторно. |
Приложение №5
Инструкционно-технологическая карта «СВАРКА СОЕДИНЕНИЙ ВНАХЛЕСТКУ В НИЖНЕМ ПОЛОЖЕНИИ»
МАТЕРИАЛЫ:
1. Металлические пластины размером 150 х 50х3 мм
2. Электроды МР-3 ф 3 мм.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Сварочный трансформатор.
Маска или щиток.
Электрододержатели.
Молоток, зубило, плоскогубцы.
Металлическая щетка.
№ п/п | Эскиз | Наименование операций | Инструмент |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | А 3–5 А Эскиз №1. Эскиз №2. | Подготовить пластины согласно Эскизам №1 и №2, очистить пластину от ржавчины , масла, краски и других загрязнений. Уложить пластины в приспособление и закрепить. Выполнить порядок включения сварочного трансформатора. Подобрать режим сварки. Приложение А | Металлическая щетка |
2 | ЭЛЕКТРОД ПРИХВАТКИ Эскиз №3. | Прихватить соединение с двух сторон при помощи сварки согласно Эскизу №3. Убрать соединение из приспособления. Зачистить прихватки от шлака. | Молоток, зубило |
3 | Эскиз №4. | Произвести сварку соединения: Угол наклона электрода 45 0 Эскиз №4. Использовать для сварки электроды указанные выше. Зачистить сварной шов. | Молоток, зубило |
4 |
700 Электрод Изделие Сварной шов Эскиз №5. | Произвести сварку второго шва. Сварной шов должен захватывать часть первого шва. Использовать колебания электродом. Угол наклона электрода 70 0Эскиз №5. Заплавить кратер. Зачистить сварной шов от шлака и брызг. | Молоток, зубило |
5 | 300 Эскиз №6. | Произвести сварку третьего шва: Наклон электрода должен составлять 300. Эскиз №6. Зачистить сварной шов от шлака и брызг. | Молоток, зубило |
Приложение А
ПОДБОР СИЛЫ ТОКА И ДИАМЕТРА ЭЕЛЕКТРОДА
Для подбора силы сварочного тока используют зависимости:I св. = 50 dэ; I св. = (20 + 6 dэ) dэ, где dэ – диаметр электрода. Если толщина металла меньше 1,5 dэ при сварке в нижнем положении, то Iсв. уменьшают на 10 - 15 % по сравнению с расчетной. Если толщина металла больше 3dэ, то Iсв. необходимо увеличить на 10 – 15 %.
При сварке на вертикальной плоскости Iсв. уменьшают на 10 – 15 % по сравнению с нормальной силой тока для сварки в нижнем положении.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ РЕЖИМЫ СВАРКИ
Диаметр электрода (мм) | Сила сварочного тока (А) |
1,5 | 25 – 40 |
2 | 60 – 70 |
3 | 100 – 140 |
4 | 160 – 200 |
5 | 220 – 280 |
6 | 280- 360 |
Приложение №6
Бланк
Ф.И.О.______________________________________
Карта контроля
Дефект | Причина возникновения дефекта |
| |
| |
| |
| |
| |
Приложение №7
Задание для выполнения
Выполнить сборку, сварку и контроль качества конструкции нахлесточного соединения из металлических пластин 150х50х3мм в нижнем положении
Критерии для оценивания практического задания
Оценка | Критерии оценки |
2 | - Не смог самостоятельно произвести настройки режимов сварки. - Режим сварки выбран неверно. - Пластины не зачищены. - Не правильно использовал приспособления. - Допускает ошибки при сборке конструкции. - Конструкция не собрана. - Незначительные нарушения правил ТБ |
3 | - Не смог самостоятельно произвести настройки режимов сварки. - Пластины плохо зачищены. - Не точно использовал приспособления. - Конструкция собрана с нарушением технологии. - Незначительные нарушения правил ТБ |
4 | - Самостоятельно применяет навыки работы. - Стабильный подбор приспособлений и оборудования. - Уверенность в приемах работы. - Незначительные ошибки. - Незначительные нарушения правил ТБ. |
5 | - Самостоятельно применяет навыки работы. - Стабильный подбор приспособлений и оборудования. - Уверенность в приемах работы. - Качество работы. |
Приложение №8
Оценочный лист
№ п/п | Ф.И.О. | Оценка теоретической части | Подготовка под сварку | Наложение прихваток | Качество сварки | Дефекты шва | Соблюдение техники безопасности | Оценка практической части | Итоговая оценка |
1 | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | |
Приложение №9
Заполнить анкету
(зачеркнуть неправильный ответ)
На уроке я работал | Активно/пассивно |
Своей работой на уроке я | Доволен/не доволен |
Урок для меня показался | Коротким/длинным |
За урок я | Не устал/устал |
Мое настроение | Стало лучше/стало хуже |
Материал урока мне был | Понятен/непонятен |
Полезен/бесполезен |
Интересен/скучен |
Домашнее задание мне кажется | Легким/трудным |
Интересным/неинтересным |
_________________________________________________________________
( Ф.И.О.)
Приложение №10
Домашнее задание
Решите кроссворд
1 | | | | | | | 2 | | | 3 | | | | | | 4 | | | |
5 | | | | | | | 6 | | | | 7 | | | | | | | 8 | |
| | 9 | | | | | | | | | | 10 | | | | | | | |
| | | | 11 | | | | | 12 | | | | | | | 13 | | | |
| 14 | | | | | | | 15 | | | | | | | 16 | | | 17 | |
| | | 18 | | | | 19 | | | 20 | | | | | | 21 | | | |
22 | | | | | | | | | 23 | | | 24 | | | | 25 | | | |
| | | | | | 26 | | | | | | 27 | | | | 28 | | | |
| 29 | | | 30 | | | | | | | 31 | | | | | 32 | | | |
| 33 | | | | | | | | | 34 | | | | | | | | Я | |
Ответ начинается с последней буквы слова предыдущего ответа ( идти слева направо)
1- бывает плавящийся и неплавящийся
2- электрический разряд в среде газов, применяется в сварке, резке, наплавке
3- сварочный аппарат, работающий без непосредственного участия сварщика во время сварки по заранее установленным параметрам режима сварки
4-металл, применяемый в самолето-ракетостроении, легкий, прочный
5- процесс восстановления изношенных поверхностных слоев деталей до требуемых размеров с помощью сварочной технологии
6- единица измерения силы тока
7- элемент газового оборудования для понижения давления газа в баллоне и установления постоянного рабочего давления газа в горелке, резаке
8- элемент газорезательного оборудования
9- любая постоянная величина, которая как правило берется из таблиц для каких либо расчетов режимов сварки, резки, наплавки
10- источник питания сварочной дуги переменным током
11- элемент газосварочного оборудования для подачи газов к месту сварки
12- горючий газ
13- дефект; образуется при неправильной технике сварщика и повышенных режимов сварки
14- металл, легирующий элемент в сталях и материал, из которого изготавливают неплавящиеся электроды
15- легирующий элемент, есть почти во всех сталях и чугунах 16- металл, с медью образует сплав – латунь
17- дефект сварного шва, образуется при обрыве дуги
18- процесс разделения металла путем плавления узкого участка с последующим его выдуванием или сжиганием
19- защитный активный газ, применяется при сварке меди
20- совокупность всех приемов, операций, движений сварщика во время сварки
21- защитный инертный газ
22- что возникает в сварных швах в ответ на приложенную нагрузку извне или при неправильной технологии их сварки? 23- часть сердечника трансформатора, соединяет стержни, на которых находятся обмотки
24- любое химическое соединение металла с кислородом
25- прибор для обнаружения внутренних дефектов в сварных швах
26- общее название каких-либо действий, выполнение операций, изготовление сварочной продукции
27- металл, состоящий из смеси нескольких металлов
28- что попадает в сварной шов при сварке при недостаточной защите?
29-легирующий элемент в сталях, придает им коррозионную стойкость и жаропрочность
30- деталь в горелке, резаке
31- деталь в ацетиленовом генераторе, служит для сброса излишнего газа
32- любое соединение металла с азотом
33- что образуются в сварочных конструкциях при неправильной технологии сварки, чрезмерном перегреве металла, околошовной зоны
34- процесс распада атомов газа, паров металла на заряженные частицы под действием тока, высокой температуры
Эталоны ответов
1-электрод 2- дуга 3- аппарат 4- титан 5- наплавка 6- ампер 7- редуктор 8- резак 9- коэффициент 10- трансформатор 11- рукава 12- ацетилен 13- наплыв 14- вольфрам 15- марганец 16- цинк 17- кратер 18- резка 19- азот 20-техника 21- аргон 22- напряжения 23- ярмо 24- оксид 25- дефектоскоп 26- процесс 27- сплав 28- воздух 29- хром 30- мундштук 31- клапан 32- нитрид 33- деформации 34- ионизация
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Перечень учебной и методической литературы
1. Чернышов Г. Г. Справочник электрогазосварщика и газорезчика :Учебное пособие для нач. проф. образования – М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 400 с. ISBN 5-7695-1245-8
2. Казаков Ю.В. Сварка и резка металлов : Учебное пособие для нач. проф. образования- 5-е изд., стер. - М. :Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с. ISBN 5-7695-3180-0.
3. Маслов В.И. Сварочные работы:Учеб. для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования– 2-е изд., стер. - М. :Издательский центр «Академия», 2002. - 240 с.: ил. ISBN 5-7695-1202-4.
4. Овчинников В.В. Выполнение сварочных работ ручной электродуговой сваркой: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – 2-е изд., испр., - М. :Издательский центр «Академия», 2018. - 304 с. ISBN 978-5-4468-5981-8
5. Овчинников В.В. Основы технологии сварки и сварочное оборудование: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – 3-е изд., стер., - М. : Издательский центр «Академия», 2018. - 256 с. ISBN 978-5-4468-7291-6
Интернет-ресурсы:
1. Информационные материалы Сварка и резка металлов. Форма доступа http://osvarke.info
2. Информационные материалы Сварка и резка металлов. Форма доступа: http://electrosvarka.su/index.php?mod=text&uitxt=488&print
3. Электронный справочник для сварщика. Форма доступа: http://arsil.ru/weldinfo/welding-metals.html
4. Сварочный портал. Форма доступа: www.svarka.com
5. Информационно-поисковая система Форма доступа: OBO.RUдование www.obo.ru