СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План по экспериментированию в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План по экспериментированию в старшей группе»


План по экспериментированию в старшей группе на 2023-2024 учебный год


Вид

деятельности,

тема

Задачи, цели,

содержание

Оборудование, опыт.

Срок выполнения,

примечания

Работа с родителями

СЕНТЯБРЬ


Подземные обитатели.



















Воздух. Некоторые свойства воздуха.



Показать пользу дождевых червей, которые участвуют в обогащении почвы.



















Показать, что в почве есть воздух.















С дождевыми червями.

 Материалы и оборудование: прозрачная баночка, земля, дождевые черви, листья, травинки, песок.

 На дно банки насыпаем почву, сверху — слой песка. На песок положим несколько сухих листьев и 3—5 дождевых червей. Слегка польем содержимое банки водой и поставим банку в темное прохладное место. Через два-три дня рассмотрим, что произошло в банке. На песке - темные землистые комочки, напоминающие те, которые мы видели утром на дорожке. Часть листьев втянута под землю, а песок дорожками «протек» через почву, показывая нам пути, по которым передвигались в банке почвостроители, поедая растительные остатки и перемешивая слои.





Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.

 

Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.


































Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев. Проводиться предварительная работа: беседа «Органы и система дыхания человека». Раскрашивание силуэтов деревьев.



Папка-раскладушка: « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни  старших дошкольников».

Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников.

ОКТЯБРЬ


































Почва. Свойства почвы.


Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.




























Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений


Материал и оборудование: стакан , банка с водой, полиэтиленовый пакет.

Существование воздуха:

Цель:  Доказать существование воздуха

Опыт 1. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. «Что в пакете?»

Цель: Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Материал и оборудование: Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.

Предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают.

Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. 

Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух (сходства — прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д.; различия — вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух — невидим, невесом и т.д.).

 

« Что нужно растениям для роста»

Материалы и оборудование:

Семена редиса, влажные бумажные салфетки, почва.

Воспитатель укладывает влажные салфетки в коробочку и дети выкладывают на неё семена. Также в ёмкость насыпают землю и высаживают семена редисаВывод: быстрее семена прорастут в земле, потому что в ней очень много питательных веществ для роста растений. Растениям просто необходима почва.


Результаты эксперимента зарисовываются.

Используется, изображенный в таблице, алгоритм деятельности.






























Наблюдения зарисовывают в дневнике наблюдений. ке наблюдений.

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской  активности детей.

НОЯБРЬ



















Солнечная энергия







Доказать, что корень растения всасывает воду и стебель проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями.















Развивать познавательный интерес детей в процессе проведения опытов


Развитие способности делать умозаключения. Выводы.


«Растения пьют воду»

 Материалы и оборудование:

 Сельдерей, вода, синий пищевой краситель.

 

у каждого растения есть корни, которые находятся в земле. При помощи корней растение получает питание. Таким же способом растения пьют воду.

 Берем стакан с водой, добавляем пищевой краситель и тщательно размешает его до полного растворения. Затем пусть ребенок сам поставит в сосуд с подкрашенной водой сельдерей и оставит все это на несколько дней.



«Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха»

Материал: два термометра, настольная лампа, длинная линейка.
Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр - на отметку 100 см. Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки. Включите лампу. Через 10 мин. сравните показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру.

Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое.



Домашнее задание: выполнить схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.




ДЕКАБРЬ

Термометр и температура.







Плавучесть предметов.

Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров.


Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть.

«Что такое термометр»?

Материалы и оборудование:

Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка; репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года.



Материалы и оборудование:

Две бутылочки с пробками, большая емкость с водой.




Рассматривание репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года. Поговорить о том, когда бывает жарко, тепло, холодно. Температура тела измеряется в помещении и на улице.

Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

ЯНВАРЬ


Почему идет снег.





Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень».



Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом.


Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.




У воспитателя и у детей по 4 образца снежинок.






«Почему хлеб плесневеет»?

Материалы и оборудование:

Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.

Беседа о том, что хлеб может портиться; на нём начинают расти мельчайшие организмы – плесневелые грибки. Все вместе составляют алгоритм опыта, помещают хлеб в разные условия: в тёплое темное место, в полиэтиленовом пакете; в холодное место; в теплое сухое место, без полиэтиленового пакета. Наблюдения проводятся в течение нескольких дней: дети рассматривают результаты через лупу, зарисовывают. Во влажных тёплых условиях появилась плесень, в сухих или холодных условиях плесени нет. Вывод: для роста плесени необходимы влажность и тепло. Плесень, как и грибы, растёт и развивается в тёплых и влажных условиях. Для того, чтобы хлеб не плесневел, необходимо хранить его в прохладном месте.



Наблюдение за падающим снегом. Дать характеристику состоянию снега (мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д.). Отгадывание загадок о снежинках.







Консультация: «Соблюдение правил безопасности при экспериментировании».


ФЕВРАЛЬ


Свойства снега


















Видоизменения при жизненном цикле



  Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

 














Понаблюдать за жизненным циклом мушек.

«Защитные свойства снега»


Материалы и оборудование: две пластмассовые бутылки с водой.

          Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?

Вывод:      В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед, лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.


«Жизненный цикл мушек»

Материалы и оборудование:


Банан, литровая банка, нейлоновый чулок, аптечная резинка (колечком).

Очистить банан и положить его в банку. Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневно проверяйте банку. Когда там появятся плодовые мушки дрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и завяжите резинкой. Оставьте мушек в банке на три дня, а по истечении этого срока отпустите их всех. Снова закройте банку чулком. В течение двух недель наблюдайте за банкой.

Итоги. Через несколько дней вы увидите ползающих по дну  личинок. Позже личинки превратятся в коконы, а в конце концов, появятся мушки. Дрозофил привлекает запах спелых фруктов. Они откладывают на фруктах яйца, из которых развиваются личинки и потом образуются куколки. Куколки похожи на коконы, в которые превращаются гусеницы. На последней стадии из куколки выходит взрослая мушка, и цикл повторяется снова.

 








Практикум:

«Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят».

МАРТ

Вершки – корешки.




Плавление парафина






Выяснить, что раньше появляется из семени, (разное время прорастания семян при разных условиях, предварительно замоченные семена быстрее прорастут)




Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина.


Материалы и оборудование:

Бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки), прозрачные емкости, зарисовки с использованием символов строения растения, алгоритм деятельности.



Материалы и оборудование:


Кусочки парафина, игрушечные сковородки, палочки для размешивания парафина, тряпочки








Рассматривание схемы строения растения. Наблюдение проводится  ежедневно, в течение 10 –12 дней





Загадки о свече, чтение А. Тувим «Что стряслось у тети Вали?». Выяснить для чего нужны свечи. Перед занятием по лепке предложить детям положить пластилин на хорошо освещенный подоконник и наблюдать, что с ним произойдет (превращение вещества из твердого состояния в мягкое под влиянием солнечных лучей








АПРЕЛЬ


От чего происходит смена дня и ночи.





Фильтрование воды

Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.





Познакомить детей с разными способами очистки воды.

Материалы и оборудование:


Визитка «Ученый – исследователь»;

Модель Земли – глобус, фонарик, картинки с изображением различных времен суток, детская энциклопедия.





«Как очистить воду»?

Материалы и оборудование:


Бумажные фильтры, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, ёмкости, стакан с водой, активированный уголь, ватные диски.


Воспитатель предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить её разными способами: через песок, тряпочку, бумагу, активированный уголь. Выяснить, какой фильтр лучше очищает воду



Д\И « День и ночь»



МАЙ    


Испарение воды













Взаимодейст-вие и переход вещества из одного вида в другой

(нагрев и охлаждение, горение, круговорот воды в природе).


Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).












Продемонстрировать детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате, и подвести к самостоятельному выводу о круговороте воды в природе, закрепить представления о расширении тел при нагревании и использовании этого свойства человеком.


Куда исчезла вода?»

 Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.

 

Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

 






Пластмассовая бутылка, воздушный шарик, 2 миски с горячей и холодной водой, термометр, две спички.




В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).



Беседа:

«Как организовать игры с водой».

Цель: Дать знания о том как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.


Практикум:

«Тонет? Не тонет!»

Цель: Предложить практические рекомендации, по организации игр и экспериментов с водой. Познакомить с простыми экспериментами и играми с водой.