№ | изучаемый раздел, тема учебного материала | кол-во часов | Кален- дарные сроки | Факти- ческие сроки | планируемые результаты | контрольно-измерительные материалы |
знания | умения | Общие учебные умения, навыки и способы |
1 | Обследование исходного уровня готовности к процессу обучения пространственному ориентированию. |
2 | Значение ориентирования в пространстве. | 1 | 7.09 | | Понятие ориентировка и мобильность. | Овладение приемами самостоятельной ориентировки. | Преодоление страха пространства | |
3 | Формирование пространственных представлений и способов ориентирования в микропространстве и замкнутом пространстве (4ч.). |
3.1. | Приемы обследования замкнутого пространства. | 1 | 14.09 | | Знать основные приемы безопасного передвижения на основе лево-правостороннего восприятия. | Уметь применять способы безопасного передвижения на основе лево-правостороннего восприятия. | Контролировать свою осанку, походку; | |
3.2. | Соотнесение чувственного опыта с макетом и рельефным планом пространства. | 1 | 21.09 | | Приемы обследования микропространства и замкнутого пространства; Основные приемы безопасного передвижения в здании. | Уметь обследовать окружающее пространство, его наполняющие предметы; соотносить их с рельефным планом. | Конструктивное восприятие и составление плана по нему. | |
3.3. | Составление топографического плана здания школы на приборе- ориентир. | 1 | 28.09 | | Знать способы применения пространственных представлений при составлении макета, рельефного плана здания школы. | Уметь соотносить чувственный опыт о пространственных представлениях с макетом и рельефным планом здания школы. | Исследование реальных связей и зависимостей. | |
3.4. | Составление топографического плана пришкольного участка на приборе- ориентир. | 1 | 5.10 | | Знать способы применения пространственных представлений при составлении макета, рельефного плана пришкольного участка. | Уметь соотносить чувственный опыт о пространственных представлениях с макетом и рельефным планом пришкольного участка. | Выделять главное, существенное в учебном материале. | |
4 | Обучение приемам ориентирования тростью (5 ч.). |
4.1. | Функции трости. | 1 | 12.10 | | Знать значение и функции белой трости: опорная, щупа, генератора звука, сигнал для водителей, буфера. | Уметь использовать функции трости при пространственном ориентировании. | Владение навыками организации в пространственной ориентировке с тростью. | |
4.2. | Приемы захвата и владения тростью. | 1 | 19.10 | | Знать приемов захвата и владения тростью: «карандашиком»; укороченная, удлиненная трость; приемов скольжения, касания. | Уметь применять захват трости «карандашиком»,укороченную, удлиненную трость; приемов скольжения, касания при ориентировке. | Работать с тифлотребованиями , самоконтроль над своими действиями. | |
4.3. | Приемы спуска и подъема по лестнице. | 1 | 26.10 | | Знать приемов спуска и подъема по лестнице. | Уметь правильно применять приемов ориентирования с тростью при подъеме и спуске по лестнице. | Контролировать свою осанку, походку, действия с тростью. | |
4.4. | Приемы перехода проезжей части. | 1 | 9.11 | | Знать способы и правила перехода проезжей части. | Уметь правильно переходить проезжую часть. | Уметь оценивать ситуацию. | |
4.5. | Приемы входа и выхода из транспорта. | 1 | 16.11 | | Знать приемов входа и выхода из транспорта. | Уметь применять при необходимости правила входа выхода из транспорта. | Контроль над своими действиями с подключением в работу анализаторную систему. | |
5 | Формирование умений и навыков использования сохранных анализаторов в пространственной ориентировке (5ч) |
5.1. | Использование слуха в пространственной ориентировке. | 1 | 23.11 | | Знать приемы обследования предметов с использованием слуха. | Уметь использовать слуховое восприятие в пространственной ориентировке; выделять из общего фона значимый звук, звуковые ориентиры. | Внимательно изучать, не переключаясь на посторонние воздействия. | |
5.2. | Звуковые ориентиры. | 1 | 30.11 | | Знать способов применения звуковых ориентиров в пространственной ориентировке; Знать свойства отраженных звуков и применение их в пространственной ориентировке; | Уметь выделять из общего фона значимый звук, звуковые ориентиры; Уметь ориентироваться на источник звука; определять расстояние до источника звука. | Контролировать, сравнивать, анализировать, оценивать ситуацию. | |
5.3. | Способы преодоления препятствий в пространственном ориентировании. | 1 | 7.12 | 5.12 | Знать препятствия. Способы его преодоления. | Уметь обнаруживать с использованием чувствительности и тростью препятствия и преодолевать их при ориентировке в пространстве. | Применять в работе наиболее рациональные способы действий. | |
5.4. | Осязание и его использование в пространственной ориентировке. | 1 | 14.12 | | Знать виды осязания, пороги чувствитель- ности, активное и пассивное осязание. | Уметь применять кожно-двигательные ощущения, осязание при обследовании предметов и при пространственной ориентировке. | Самостоятельно подключать в активную работу сохранные анализаторы. | |
5.5. | Обоняние, вкус и их использование в пространственном ориентировании. | 1 | 21.12 | | Знать способы использования сенсорных ощущений обоняния запахов, вкусовых качеств в ориентировке в пространстве. | Уметь различать запахи, вкусовые качества и использовать как ориентиров в пространственной ориентировке. | Поиск нужной информации по заданной теме. | |
| Формирование умений и навыков ориентирования на основе топографических представлений и словесных описаний (4 ч.). |
6.1. | Изучение макета или рельефного плана местности. | 1 | 11.01 | | Знать пространственное расположение местности. | Уметь соотносить образы пространства с рельефными планами, схемами и картами. | Принимать учебную задачу, следовать по инструкции. | |
6.2,3. | Соотнесение топографических представлений о местности реальным пространством. | 2 | 18.01 25.01 | | Знать способов составления топографических планов местности. | Уметь применять сенсорный опыт при составлении топографического Плана. | Конструктивное восприятие и составление плана по нему. | |
6.4. | Контрольная работа. Соотнесение макета и рельефного плана пространства. | 1 | 1.02 | | Знать пространственных особенностей местности и соотносить с макетом и рельефным планом. | Уметь составить макет, и рельефный план. | Использование сенсорного опыта при работе с топографическими планами. | Практическая работа |
7 | Формирование умений и навыков ориентирования в большом пространстве (9 ч.) |
7.1. | Обследование предметов и объектов микрорайона. | 1 | 8.02 | | Знать приемы обследования предметов и объектов микрорайона. | Уметь накапливать сенсорный опыт о предметах и объектах пространства, использовать его в ориентировке в пространстве; | Определение путей и средств достижения учебной цели. | |
7.2. | Ориентирование на маршруте с прямолинейным передвижением и с поворотом на 45-90 градусов. | 1 | 15.02 | | Знать о правилах изменения пространственного соотношения при поворотах; | Уметь применять правила ориентирования на маршруте. | Произведение измерений разными способами. | |
7.3. | Ориентирование на маршруте с пересечением улиц, нерегулируемых светофором. | 1 | 22.02 | | Знать способы ориентирования на маршруте с пересечением улиц, нерегулируемых светофором. | Уметь использовать правила при ориентировании с пересечением улиц, нерегулируемых светофором. | Целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия. | |
7.4. | Ориентирование на маршруте с препятствиями. | 1 | 1.03 | | Знать способов обнаружения препятствий с тростью. | Уметь обнаруживать препятствий с помощью трости. | Контролировать свою осанку, походку; | |
7.5. | Ориентирование на маршруте с переходом перекрёстка, повышенной сложности. | 1 | 8.03 | | Знать способы и правила ориентирования перехода перекрёстка, повышенной сложности. | Уметь применять правила ориентирования с переходом перекрёстка повышенной сложности; | Проводить анализ и сравнение пространственного соотношения. | |
7.6. | Ориентирование на маршруте с переходом трассы двустороннего движения. | 1 | 15.03 | | Знать способы ориентирования на маршруте с переходом трассы двустороннего движения. | Уметь применять правила ориентирования на маршруте с переходом трассы двустороннего движения. | Проводить анализ и сравнение пространственного соотношения. | |
7.7. | Ориентирование на маршруте с включением остановок городского транспорта. | 1 | 29.03 | | Знать правила ориентирования на маршруте с включением остановок городского транспорта. | Уметь применять правила при ориентировании на маршруте с включением остановок городского транспорта; | Применять в работе наиболее рациональные способы действий. | |
7.8. | Ориентирование в естественной природной среде. | 1 | 5.04 | | Знать правила ориентирования в естественной среде; | Уметь применять правила при ориентировании в естественной среде; | Владение умением подключать в активную работу сохранные анализаторы. | |
7.9. | Ориентирование в незнакомом пространстве. | 1 | 12.04 | | Знать порядок обследования с тростью и сохранными анализаторами незнакомое пространство; | Уметь применять при ориентировании в незнакомом пространстве сенсорный опыт, правила ориентирования, трость. | Владение умением подключать в активную работу сохранные анализаторы; | |
8 | Формирование умений и навыков использования городского транспорта (2ч.). |
8.1 | Ориентирование в городском транспорте. | 2 | 19.04 | | Знать виды городского транспорта их маршруты ориентирования в транспорте. | Уметь использовать представления и сенсорный опыт при ориентировке в транспорте. | Владение навыками организации своими действиями. | |
8.2. | Приемы входа и выхода из транспорта. | 1 | 26.04 | | Знать правила ориентирования в транспорте. | Уметь использовать представления и сенсорный опыт при ориентировке в транспорте. | Уметь оценивать ситуацию. | |
9 | Формирование способов общения незрячего с окружающими людьми в различных ситуациях (2 ч.). |
9.1. | Обращение за помощью при пространственной ориентировке. | | 3.05 | | Знать правила обращения за помощью и отказаться от нее; | Уметь использовать правила обращения и отказа от неё при необходимости. | Умение договариваться с другими. | |
9.2. | Контрольная работа. Ориентирование с обращением за помощью к окружающим. | | 10.05 | | Знать случаи обращения за помощью к окружающим людям и отказа от неё. | Уметь использовать правила обращения и отказа от неё в общественных местах. | Принимать помощь. | Практическая работа. |
10 | Обследование уровня сформированности навыков ориентирования в пространстве. | |
| Всего: 34 ч. | | | | | | | |