СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План по пространственной ориентировке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поможет новичкам, которые только начали вести этот предмет.

Просмотр содержимого документа
«План по пространственной ориентировке»



изучаемый раздел, тема учебного материала


кол-во

часов

Кален-

дарные сроки

Факти-

ческие сроки

планируемые результаты

контрольно-измерительные материалы

знания

умения

Общие учебные умения, навыки и способы

1

Обследование исходного уровня готовности к процессу обучения пространственному ориентированию.

2

Значение ориентирования в пространстве.

1

7.09


Понятие ориентировка и мобильность.

Овладение приемами самостоятельной ориентировки.

Преодоление страха пространства


3

Формирование пространственных представлений и способов ориентирования в микропространстве и замкнутом пространстве (4ч.).


3.1.

Приемы обследования замкнутого пространства.

1

14.09


Знать основные приемы безопасного передвижения на основе лево-правостороннего восприятия.

Уметь применять способы безопасного передвижения на основе лево-правостороннего восприятия.

Контролировать свою осанку, походку;



3.2.

Соотнесение чувственного опыта с макетом и рельефным планом пространства.


1

21.09


Приемы обследования микропространства и замкнутого пространства;

Основные приемы безопасного передвижения в здании.

Уметь обследовать окружающее пространство, его наполняющие предметы; соотносить их с рельефным планом.


Конструктивное восприятие и составление плана по нему.


3.3.

Составление топографического плана здания школы на приборе- ориентир.


1

28.09


Знать способы применения пространственных представлений при составлении макета, рельефного плана здания школы.

Уметь соотносить чувственный опыт о пространственных представлениях с макетом и рельефным планом здания школы.

Исследование реальных связей и зависимостей.


3.4.

Составление топографического плана пришкольного участка на приборе- ориентир.

1

5.10


Знать способы применения пространственных представлений при составлении макета, рельефного плана пришкольного участка.

Уметь соотносить чувственный опыт о пространственных представлениях с макетом и рельефным планом пришкольного участка.

Выделять главное, существенное в учебном материале.


4

Обучение приемам ориентирования тростью (5 ч.).

4.1.

Функции трости.


1

12.10


Знать значение и функции белой трости: опорная, щупа, генератора звука, сигнал для водителей, буфера.

Уметь использовать функции трости при пространственном ориентировании.

Владение навыками организации в пространственной ориентировке с тростью.


4.2.

Приемы захвата и владения тростью.


1

19.10


Знать приемов захвата и владения тростью: «карандашиком»; укороченная, удлиненная трость; приемов скольжения, касания.

Уметь применять захват трости «карандашиком»,укороченную, удлиненную трость; приемов скольжения, касания при ориентировке.

Работать с тифлотребованиями , самоконтроль над своими действиями.



4.3.

Приемы спуска и подъема по лестнице.


1

26.10


Знать приемов спуска и подъема по лестнице.

Уметь правильно применять приемов ориентирования с тростью при подъеме и спуске по лестнице.

Контролировать свою осанку, походку, действия с тростью.




4.4.

Приемы перехода проезжей части.


1

9.11


Знать способы и правила перехода проезжей части.

Уметь правильно переходить проезжую часть.

Уметь оценивать ситуацию.



4.5.

Приемы входа и выхода из транспорта.

1

16.11


Знать приемов входа и выхода из транспорта.

Уметь применять при необходимости правила входа выхода из транспорта.

Контроль над своими действиями с подключением в работу анализаторную систему.



5

Формирование умений и навыков использования сохранных анализаторов в пространственной ориентировке (5ч)

5.1.

Использование слуха в пространственной ориентировке.



1

23.11


Знать приемы обследования предметов с использованием слуха.

Уметь использовать слуховое восприятие в пространственной ориентировке; выделять из общего фона значимый звук, звуковые ориентиры.

Внимательно изучать, не переключаясь на посторонние воздействия.


5.2.

Звуковые ориентиры.

1

30.11


Знать способов применения звуковых ориентиров в пространственной ориентировке;

Знать свойства отраженных звуков и применение их в пространственной ориентировке;

Уметь выделять из общего фона значимый звук, звуковые ориентиры;


Уметь ориентироваться на источник звука;

определять расстояние до источника звука.


Контролировать, сравнивать, анализировать, оценивать ситуацию.


5.3.

Способы преодоления препятствий в пространственном ориентировании.


1

7.12

5.12

Знать препятствия. Способы его преодоления.

Уметь обнаруживать с использованием чувствительности и тростью препятствия и преодолевать их при ориентировке в пространстве.

Применять в работе наиболее рациональные способы действий.


5.4.

Осязание и его использование в пространственной ориентировке.


1

14.12


Знать виды осязания, пороги чувствитель- ности, активное и пассивное осязание.


Уметь применять кожно-двигательные ощущения, осязание при обследовании предметов и при пространственной ориентировке.

Самостоятельно подключать в активную работу сохранные анализаторы.


5.5.

Обоняние, вкус и их использование в пространственном ориентировании.

1

21.12


Знать способы использования сенсорных ощущений обоняния запахов, вкусовых качеств в ориентировке в пространстве.

Уметь различать запахи, вкусовые качества и использовать как ориентиров в пространственной ориентировке.

Поиск нужной информации по заданной теме.



Формирование умений и навыков ориентирования на основе топографических представлений и словесных описаний (4 ч.).

6.1.

Изучение макета или рельефного плана местности.


1

11.01


Знать пространственное расположение местности.

Уметь соотносить образы пространства с рельефными планами, схемами и картами.

Принимать учебную задачу, следовать по инструкции.


6.2,3.

Соотнесение топографических представлений о местности реальным пространством.


2

18.01

25.01


Знать способов составления топографических планов местности.

Уметь применять сенсорный опыт при составлении топографического

Плана.

Конструктивное восприятие и составление плана по нему.


6.4.

Контрольная работа. Соотнесение макета и рельефного плана пространства.

1

1.02


Знать пространственных особенностей местности и соотносить с макетом и рельефным планом.

Уметь составить макет, и рельефный план.

Использование сенсорного опыта при работе с топографическими планами.

Практическая работа

7

Формирование умений и навыков ориентирования в большом пространстве (9 ч.)

7.1.

Обследование предметов и объектов микрорайона.


1

8.02


Знать приемы обследования предметов и объектов микрорайона.

Уметь накапливать сенсорный опыт о предметах и объектах пространства, использовать его в ориентировке в пространстве;

Определение путей и средств достижения учебной цели.


7.2.

Ориентирование на маршруте с прямолинейным передвижением и с поворотом на 45-90 градусов.



1

15.02


Знать о правилах изменения пространственного соотношения при поворотах;

Уметь применять правила ориентирования на маршруте.

Произведение измерений разными способами.


7.3.

Ориентирование на маршруте с пересечением улиц, нерегулируемых светофором.


1

22.02


Знать способы ориентирования на маршруте с пересечением улиц, нерегулируемых светофором.

Уметь использовать правила при ориентировании с пересечением улиц, нерегулируемых светофором.

Целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия.


7.4.

Ориентирование на маршруте с препятствиями.

1

1.03


Знать способов обнаружения препятствий с тростью.

Уметь обнаруживать препятствий с помощью трости.

Контролировать свою осанку, походку;



7.5.

Ориентирование на маршруте с переходом перекрёстка, повышенной сложности.

1

8.03


Знать способы и правила ориентирования перехода перекрёстка, повышенной сложности.

Уметь применять правила ориентирования с переходом перекрёстка повышенной сложности;

Проводить анализ и сравнение пространственного соотношения.


7.6.

Ориентирование на маршруте с переходом трассы двустороннего движения.


1

15.03


Знать способы ориентирования на маршруте с переходом трассы двустороннего движения.

Уметь применять правила ориентирования на маршруте с переходом трассы двустороннего движения.

Проводить анализ и сравнение пространственного соотношения.


7.7.

Ориентирование на маршруте с включением остановок городского транспорта.

1

29.03


Знать правила ориентирования на маршруте с включением остановок городского транспорта.

Уметь применять правила при ориентировании на маршруте с включением остановок городского транспорта;

Применять в работе наиболее рациональные способы действий.


7.8.

Ориентирование в естественной природной среде.


1

5.04


Знать правила ориентирования в естественной среде;

Уметь применять правила при ориентировании в естественной среде;

Владение умением подключать в активную работу сохранные анализаторы.


7.9.

Ориентирование в незнакомом пространстве.


1

12.04


Знать порядок обследования с тростью и сохранными анализаторами незнакомое пространство;

Уметь применять при ориентировании в незнакомом пространстве сенсорный опыт, правила ориентирования, трость.

Владение умением подключать в активную работу сохранные анализаторы;


8

Формирование умений и навыков использования городского транспорта (2ч.).

8.1

Ориентирование в городском транспорте.

2

19.04


Знать виды городского транспорта их маршруты ориентирования в транспорте.

Уметь использовать представления и сенсорный опыт при ориентировке в транспорте.

Владение навыками организации своими действиями.


8.2.

Приемы входа и выхода из транспорта.

1

26.04


Знать правила ориентирования в транспорте.

Уметь использовать представления и сенсорный опыт при ориентировке в транспорте.

Уметь оценивать ситуацию.


9

Формирование способов общения незрячего с окружающими людьми в различных ситуациях (2 ч.).

9.1.

Обращение за помощью при пространственной ориентировке.


3.05


Знать правила обращения за помощью и отказаться от нее;

Уметь использовать правила обращения и отказа от неё при необходимости.

Умение договариваться с другими.


9.2.

Контрольная работа. Ориентирование с обращением за помощью к окружающим.


10.05


Знать случаи обращения за помощью к окружающим людям и отказа от неё.

Уметь использовать правила обращения и отказа от неё в общественных местах.

Принимать помощь.

Практическая работа.

10

Обследование уровня сформированности навыков ориентирования в пространстве.



Всего: 34 ч.