Проверил: «Утверждаю»
Старший воспитатель Заведующий МАДОУ
МАДОУ Д/С №4 «Дельфин» Детский сад №4 «Дельфин»
Тимербаева Р.Р. МР Учалинский р-н РБ
________ Муликова Г.Л.
« ___»_________2021г.
План по самообразованию педагога
МАДОУ Детский сад №4 « Дельфин»
Кравченко Надежда Анатольевна
(Ф.И.О. педагога)
2 года _____1______
(стаж работы) (кв. категория)
Тема: «Формирование экологического воспитания дошкольников, через ознакомление с природой родного края»
(название темы)
2020-2021гг.
(учебный год)
Старшая группа
(возрастная группа)
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2020 -2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
«Формирование экологического воспитания дошкольников, через ознакомление с природой родного края»
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи: Пробуждение у дошкольников живого познавательного интереса, любознательности к окружающему миру природы. Формирование навыков осознанной деятельности по охране окружающей среды, становление экологического мышления. Совершенствование эмоционального, нравственного воспитания и формирования ценностных ориентиров.
Актуальность: Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
Предполагаемые результаты по самообразованию:
Формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе. Повышение экологической грамотности, развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. Развитие логического мышления и памяти.
Развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей. Обогащение и расширение представлений об окружающем мире. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Воспитание гуманного отношения к природе.
Этапы самообразования | Содержание работы | Практический выход, конечный продукт. Форма отчета. | Формы работы с воспитанниками. Конечный продукт выполнения работы, практический выход. | Формы работы с семьями воспитанников. Конечный продукт выполнения работы, практический выход. | Сроки выполнения |
Вводный. Теоретический. Организационно-диагностический | - Изучение научно-методической и учебно - методической литературы для разработки плана по самообразованию год. - Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях | Пополнение картотеки методической литературы План самообразования. Разработка сайтов | Составление плана по воспитательно-образовательной работе с детьми | План работы с семьями воспитанников | Сентябрь |
Практический этап. | 1.Составление картотеки дидактических игр по экологии в старшей группе. 2.Разработка консультации для педагогов | Разработка картотеки игр приложить. Консультация для педагогов по теме «Игра как экологическое воспитание детей» | Организация и знакомство с правилами различных видов игр. Чтение консультации на пед. часе для педагогов. | Консультации для родителей «Экология и мы» Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя сказка» | Октябрь |
| 1.Разработка ООД «Прогулка в осенний лес» по экологии в старшей группе 2.Дидактическая игра «Кто где живет?» | Конспект ООД приложить 1). Изготовление д/и «Кто где живет?» 2). Знакомство с правилами. | Организация ООД. Тематические беседы и совместная и самостоятельная деятельность воспитанников. | Консультация для родителей «В каких продуктах «живут» витамины» | Ноябрь |
| 1.Картотека загадок по экологии в старшей группе 2.Дидактическая игра с использованием ИКТ «Животные морей и океанов» | Картотека загадок приложить 1). Изготовление д/и «Животные морей и океанов» 2). Знакомство с правилами. | Отгадывание загадок. Самостоятельная деятельность воспитанников. | Изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая» Консультация для родителей «Экологическое воспитание» | Декабрь |
| 1.Разработка ООД по экологии «Лес и его обитатели» с использованием ИКТ 2.Дидактическая игра с использованием ИКТ «Съедобное - не съедобное» | Конспект ООД приложить 1). Изготовление д/и «Съедобное - не съедобное» 2). Знакомство с правилами. | Организация ООД. Организация различных видов игр. Презентация к конспекту ООД. Физ. минутка. | Консультация для родителей «Птичья столовая» Памятка для родителей «Мы против мусора» | Январь |
| 1.Разработка картотеки наблюдений по экологии в старшей группе 2.Разработка проекта «Огород на окне» | Картотека наблюдений приложить Проект приложить | Тематические беседы и совместная и самостоятельная деятельность воспитанников. Совместная и самостоятельная деятельность воспитанников. Посадка семян. | Консультация для родителей "Зелёный мир на окне" Памятка для родителей «Экологическое воспитание» | Февраль |
| 1.Разработка ООД по экологии «Домашние животные» с использованием ИКТ 2.Изготовление лэпбука «Экология» в старшей группе | Конспект ООД приложить 1). Изготовление лэпбука «Экология» 2). Знакомство с лэпбуком | 1.Организация ООД. Организация различных видов игр. Презентация к конспекту ООД. Физ. минутка. | Консультация для родителей «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка». Памятка для родителей «День птиц» | Март |
| 1.Разработка ООД по экологии с использованием ИКТ «Путешествие в цветочный город» 2.Дидактическая игра с использованием ИКТ «Экологический калейдоскоп» | Конспект ООД приложить 1). Изготовление дидактической игры 2). Знакомство с правилами. | Организация ООД. Организация различных видов игр. Презентация к конспекту ООД. Физ. минутка. | Консультация для родителей "Земля - наш общий дом" Памятка для родителей «День Земли» | Апрель |
| 1.Разработка ООД по экологии «В мире насекомых» с использованием ИКТ | Конспект ООД приложить | Организация ООД. Организация различных видов игр. Презентация к конспекту ООД. Физ. минутка. . | Папка – передвижка «Природа-это жизнь» | Май |
Заключительный этап. | Отчет о проделанной работе. | Самоанализ. Диаграммы. Отчеты | Диагностика работ воспитанников. Мониторинг. | Анкетирование родителей (анализ анкет). | Май |