КГКОУ ШИ 9
р.п. Переяславка
района Лазо Хабаровского края
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
учителя – логопеда
Климченко С. Р.
на период 2015-2018 г.
2015г.
ТЕМА:
«Организация логопедической коррекции при системном недоразвитии речи тяжелой степени»
Обоснование выбора темы:
В последнее время резко изменился и состав учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. В школы принимаются не только дети с легкой (F-70) степенью умственной отсталости, но также с умеренной (F-71) и тяжелой (F-72) формами интеллектуального недоразвития. Одной из категорий учащихся специальных (коррекционных) школ являются дети – инвалиды с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в сочетании с синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, с детским церебральным параличом. Значительная часть из них составляют дети с системным недоразвитием речи тяжелой степени.
При системном недоразвитии речи тяжелой степени у детей с умственной отсталостью наблюдается полное или частичное отсутствие речи: ребенок слышит и понимает обращенную речь, но сам не говорит. Или при сохранном слухе и некоторой способности к устной речи недостаточно понимает окружающих. Дети долгое время пользуются естественными жестами, нечленораздельными звуками, иногда лепетно называют имена близких, обиходные предметы. Характерно, что при возникновении самостоятельной речи словарный запас у таких детей долго остается бедным. Накопление словаря идет в основном за счет существительных. Глаголами, прилагательными, предлогами и союзами они начинают пользоваться значительно позднее. При этом наблюдаются многочисленные искажения структуры слов и аграмматизмы.
Речевые расстройства у детей сопровождаются нарушениями общей моторики: у них наблюдаются дискоординированные движения, их замедленность или наоборот, расторможенность, неточность. Развитие общей и речевой моторики протекает замедленно, недифференцированно. В процессе артикуляции звуков наблюдается неточность речевых движений, недостаточный их объем, вялость мышечного тонуса, нечеткость кинестетических ощущений.
Обучение таких детей требует длительного времени. Ведется комплексная системная работа, направленная на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности. При этом учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения языковой системы. В своем речевом развитии дети с системны недоразвитием речи тяжелой степени проходят несколько этапов, которые в основном соответствуют четырем этапам развития речи детей-алаликов, выделенные Л.В. Мелеховой:
I этап - отсутствие речи, обособленность ребенка в коллективе детей.
II этап - овладение некоторым запасом слов, в основном лепетных.
III этап - формирование простой фразы.
IVэтап - обогащение словарного запаса, развитие фразовой речи.
Все звуки речи, в основном правильные, при этом наблюдаются искажения слов, аграмматизмы.
Характерные для детей с системны недоразвитием речи тяжелой степени трудности развития основных компонентов речи (словаря, грамматического строя, фонетики) делают необходимой , многоплановость логопедического воздействия, которое направлено на устранение недостатков звукопроизношения, голоса, темпа, ритма речи; развитие и обогащение словаря и формирование фразовой речи.
Цель:
повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Задачи:
- изучить и обобщить психологическую, педагогическую литературу по теме самообразования,
- совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса и овладение новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
- создать коррекционно-развивающую среду с учетом педагогических, психологических, санитарно- гигиенических требований.
- разработать и внедрить систему коррекционно-логопедической работы с обучающими с системным недоразвитием речи тяжелой степени (программа) с целью устранение недостатков в развитии речи и личности ребенка; формирование предпосылок к речевому развитию и усвоению программного материала, формирование культуры устной речи.
Этапы работы:
I этап – планирование работы, изучение литературы, формирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы.
II этап – организация коррекционно-образовательного процесса, вовлечение в работу детей и взрослых, анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности,
III этап – анализ результатов работы, формирование выводов о результатах внедрения системы работы с обучающимися с СНР тяжелой степени.
Основная идея заключается в
Тесном взаимодействии учителя-логопеда, родителей и педагогов.