План работы по самообразованию
на 2022– 2023 учебный год
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность:
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества, это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в повседневном. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Еще К.С. Станиславский говорил: «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты».
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей, развитию речи детей.
Значение театрализованной деятельности:
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
• совершенствует артикуляционный аппарат
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
• дети получают эмоциональный подъём
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
• позволяет формировать опыт социального поведения
• стимулирует активную речь
Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности, создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.
Задачи для педагога:
• изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по театрализованной деятельности в детском саду;
• способствовать проявлению творческих способностей, опираясь на возможности каждого ребенка;
• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
• способствовать развитию у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительному отношения к сверстникам;
• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
Задачи для детей:
• формирование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности;
• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей
Предполагаемый результат:
• умение владеть навыками выразительной речи;
• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• проявлять интерес, желание к театральному искусству;
• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
• умение последовательно высказывать свои мысли;
• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читать стихотворный текст;
• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.
Изучение учебно-методической литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М., 2000
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003г.
3. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. - М., "КНОРУС", 2007.
4. Гербова В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.
5. Горбушина Л.А., Николичева А.П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.
6. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г.
7. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказко-терапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.
8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.
9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
10. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. - М.: А.П.О., 1994.
11. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
12. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.
План по самообразованию на тему:
«Театрализованная деятельность - как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
(5-6 лет)».
Сентябрь
• Познакомить детей с понятием «театр».
• Формировать представления детей о видах театра.
•Показ презентации на тему: «Что такое театр».
Октябрь
• Продолжать работу по знакомству детей с кукольным театром. Учить детей манипулировать куклами-актерами.
• Продолжать развивать интонационную речь.
• Развивать выразительность речи.
• Показ кукольного театра «Красная шапочка»
Ноябрь
• Беседы о театре в ходе совместной деятельности воспитателя и детей.
• Методические разработки.
• Театр на столе Показ инсценировки русской сказки «Теремок»
Декабрь
• Работа по развитию связной речи во время проведения занятий и режимных моментов.
• Картотека «Составь рассказ по картинке».
Январь
• Учить детей самостоятельно изготавливать кукол для спектаклей
• Занятие по конструированию из бумаги «Театр на конусах»
Февраль
• Работа по психогимнастике в ходе занятий и режимных моментов.
• Картотека «Психогимнастика».
Март
• Активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности, сценическому творчеству.
• Занятие «Поиграем в театр».
Апрель
• Театрализованная игра с воображаемым объектом (Котенок, собачка и т. д).
• Показ детям сказки «Маша и медведь».
Май
• Подготовка и репетиции спектакля «Заюшкина избушка».
• Показ спектакля «Заюшкина избушка».
Работа с родителями.
Сентябрь
• Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области речевого развития детей.
Октябрь
• Привлечение родителей к обогащению «Центра театрализованной деятельности», изготовление теневого театра.
• Пополнение центра новым видом театра.
Ноябрь
• Поручения родителям по изготовлению атрибутов для театрализованных игр.
•Консультация для воспитателей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей старшего возраста».
Декабрь
• Организация праздника к Новому году.
• Привлечение родителей к участию на новогоднем утреннике.
Январь
• Привлечение родителей к совместному творчеству с ребенком.
• Консультация для родителей «Играем в театр»
Февраль
• Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи.
Март
• Консультация для родителей «Как поддержать интерес к театру»
• Привлечение в организации праздника для мам
•Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети»
Апрель
• Привлечение родителей к совместному творчеству с ребенком.
• Консультация для родителей «Как устроить домашний театр для детей»
Консультация для воспитателей ДОУ
- Виды театра и влияние театральной деятельности на развитие детей.
- Роль театральной деятельности в развитии речи детей.
- Подготовка театральной постановки сказки.